Американские ястребы в прицеле сталинских соколов
Гвардии старший лейтенант Евгений Стельмах свой подвиг в небе Кореи совершил 1 июня 1951 года. Вскоре ему было присвоено звание Героя Советского Союза, но об этом, равно как и о том, что на самом деле происходило на корейской войне мы узнали лишь спустя долгие годы.
После школы раздумий у Жени не было: только в летчики! В 1940–м собрал нехитрые пожитки и поехал в Минский аэроклуб, после окончания которого, 11 июня 1941 года, был призван Кагановичским (ныне Октябрьский) райвоенкоматом города Минска в армию и направлен в Черниговскую военную авиационную школу пилотов.
А через неделю — война! Эвакуация: сначала в Зерноград, а затем еще дальше на восток — в туркменский Кызыл–Арват. Стельмах, как и все курсанты, надеялся, что его ждут ускоренная подготовка и фронт. Увы...
Впереди была долгая двухгодичная мука, а не учеба. Бензин — по ложке на брата, харч — «подножный», только чтобы ноги не протянули, самолеты — в основном битые, после нескольких аварий и капремонтов, обмундирование — самое что ни на есть разнокалиберное да еще и латаное–перелатаное... Плюс к этому невыносимая жарища градусов под 50, сплошные наряды и бесконечные хозработы.
Терпели, понимали, что все лучшее отдается фронту, о котором мечтали как о манне небесной. После У–2 за два года удалось оседлать, правда, с мизерным налетом, самолеты УТ–2, УТИ–4, И–16, Як–1 и Як–7б.
28 октября 1943 года курсант Стельмах стал младшим лейтенантом и, получив назначение в Архангельск, поменял жуткую жару Туркмении на лютый холод побережья Белого моря. Его 729–й авиаполк входил в состав 104–й истребительной дивизии ПВО, которая прикрывала от налетов немецких бомбардировщиков порт и город Архангельск, порт Молотовск (Северодвинск), акваторию Белого моря и местную железную дорогу.
Немецкая авиация пыталась помешать прибывающим в местные порты кораблям северных конвоев союзников, доставляющим нам по ленд–лизу стратегически важные грузы. Но тщетно. Только через Архангельск их прошло более 1,9 миллиона тонн! Среди них 2.312 самолетов, 3.428 танков и 819 бронемашин.
729–й истребительный полк базировался на аэродроме «Кегостров» — здесь до войны находился гражданский аэропорт Архангельска. На вооружении — ленд–лизовские английские истребители «Харрикейн», поэтому Стельмаху пришлось вновь сесть «за парту» — изучать новую матчасть, район полетов и готовиться к первому самостоятельному вылету в неласковое северное небо.
Немцы, наткнувшись на достойное сопротивление летчиков 104–й дивизии, появлялись над Архангельском все реже и реже. В журнале боевых действий 104–й иад последний пролет бомбардировщика Ю–88 зафиксирован 15 сентября 1944 года. Асы люфтваффе забрались на большие высоты, но и там им не было спасения. Наши летчики получили от союзников их лучший истребитель — супермарин «Спитфайр», с помощью которого англичане выиграли у немцев воздушную битву за Британию. Отличный перехватчик, по высотности, скороподъемности и вооружению превосходивший почти все советские истребители, уверенно забирался на потолок
Среди лучших пилотов 729–го полка, летавших на истребителях «Спитфайр» и уверенно ходивших по максимальному потолку, числился и младший лейтенант Стельмах. Обладал он и очень важным качеством для летчика–перехватчика — отличным зрением. Евгений раньше других и на более дальних расстояниях различал в небе самолеты противника.
В декабре 1944 года его наградили медалью «За оборону Советского Заполярья». С каждым днем рос его авторитет в полку. Тут следует рассказать еще об одном таланте Женьки Стельмаха. Он был отличным футболистом. А погонять «пузырь», сыграть в «дыр–дыр» — любимейшее занятие многих поколений советских авиаторов. Малейшая пауза в полетах — появляются импровизированные ворота — и понеслось! Летчики на техников, эскадрилья на эскадрилью, полк на полк. Не случайно футбольный эпизод вошел и в культовый фильм об авиации «В бой идут одни «старики».
Футбольные асы почитались и почитаются в авиации не меньше воздушных. Впрочем, как правило, кто силен в игре — тот и среди асов в небе. В 104–й дивизии все знали: в какой команде играет Стельмах — там победа! Беспощадно и не раз были разгромлены и соседний 730–й полк, и артиллеристы–зенитчики. Биты даже англичане с кораблей конвоя!
26 марта 1945 года Стельмах получил повышение по службе — стал старшим летчиком, а 30 апреля дырявил погоны под еще одну — лейтенантскую — звездочку.
Несмотря на то что фронт откатывался все дальше на запад, 729–й полк 104–й дивизии 1–й воздушной истребительной армии ПВО продолжал нести боевое дежурство, и с аэродрома «Кегостров», оглушая окрестности Архангельска гулом двигателей, в небо ежедневно поднимались «Спитфайры».
9 мая 1945 года в Заполярье торжественно, с салютом, отметили день победы, а последний корабль с 53 «Спитфайрами» на борту прибыл в порт Молотовск 12 июня 1945 года...
Незабываемое событие победного 45–го — первый отпуск и долгожданная встреча Стельмаха с мамой и отцом в Осиповичах. Михаил Федорович, за плечами у которого был большой опыт военной службы — рядовой 5–й батареи 28–й артиллерийской бригады в Первую мировую, боец Красной Армии на Западном фронте с белополяками, воентехник I ранга инженерного батальона аэродромного строительства в Великую Отечественную, старший лейтенант, командир специального отряда по разминированию Бобруйской области, — не скрывая гордился успехами Евгения. Мама, добрая и впечатлительная, переживала за родную кровинушку всей душой. Мария Ивановна была из тех матерей, которые готовы были ладошки подставить, жизнь отдать, только бы с их сыном–летчиком ничего не случилось. Они буквально умоляли его летать пониже и потише, наивно полагая, что так безопаснее и надежнее. Женя очень тепло относился к маме и, стараясь поддержать, сберечь ее больное сердце, очень часто писал ей добрые, наполненные искренней сыновней любовью письма.
В октябре 1946 года, летая все на том же «Спитфайре», лейтенант Стельмах получил продвижение по службе — стал командиром звена. С каждым месяцем рос налет, повышалось и летное мастерство. Благодаря «северным» окладам ему удалось поднакопить и неплохие деньги.
Стабильное и размеренное течение жизни рухнуло в одночасье. Как ушат холодной воды — денежная реформа! Финансовая операция в форме деноминации с конфискацией была проведена в декабре 1947 года неожиданно и беспощадно. У летчиков пропало много денег. Особенно не повезло тем, кто был в командировке и не успел обменять свои червонцы, превратившиеся в простые бумажки. Обиднее всего было тем, кто копил деньги еще с войны — за боевые вылеты и сбитые самолеты...
Не успели оправиться пилоты от денежного удара, как новая беда — расформирование! Многих летчиков 729–го полка уволили. Стельмаху повезло — отправили в Ярославль в распоряжение командира 303–й истребительной дивизии, один из полков которой — 177–й, известный на всю страну своим летчиком — Героем Виктором Талалихиным, летал на «Спитфайрах». 303–я Смоленская Краснознаменная ордена Суворова дивизия была особой — она первой в советских ВВС, еще базируясь в Кобрине, освоила реактивные истребители — сначала Як–15, а затем МиГ–9. В сентябре 1948 года, перелетев в Ярославль, она вошла в состав 19–й воздушной истребительной армии ПВО.
Не менее знаменитым был и ее командир — гвардии полковник Георгий Лобов. Он был из политруков, но, тяготясь бумаготворчеством, при первой же возможности без сожаления поменял высокое кресло замполита дивизии на кабину истребителя и перешел на командную должность. Войну закончил командиром 7–й гвардейской истребительной дивизии, сбил 27 немецких самолетов. Летчикам именно его дивизии была доверена историческая миссия — сбросить на купол рейхстага символический авиационный флаг Победы!
Выбор, который предложил комдив Стельмаху, был невелик: 177–й полк, который со «Спитфайров» переучивался на Як–17, или элитный 18–й гвардейский Витебский дважды Краснознаменный ордена Суворова полк, летающий на реактивных МиГ–9. В 523–м Оршанском полку вакансий не было.
Лобов не скрывал, что в 18–м, где большинство летчиков — асы Великой Отечественной, вся грудь в орденах, и уже второй год летающих на реактивных самолетах, ему придется начинать с должности простого летчика. Для командира звена старшего лейтенанта Стельмаха это на две служебные ступеньки ниже. Но зато в этом полку, намекнул комдив, лучшая футбольная команда дивизии! Решение было предопределено.
Базировался 18–й гвардейский на аэродроме у деревни Туношна.
Как рассказывали однополчане Стельмаха Герой Советского Союза Лев Щукин и Алексей Свинтицкий, поначалу Евгений особо ничем не выделялся. До тех пор пока не вышел на футбольное поле. Первым же ударом он снял, что называется, паутинку с одной девятки ворот противника, вторым — с другой! Легко, без особого напряжения и видимых усилий. Словно Пеле или Месси, правда, в те годы кумирами советских болельщиков были другие футбольные гранды — Всеволод Бобров и Константин Бесков. С того момента в полку все поняли: 3–я эскадрилья на футбольном поле непобедима!
Уже первые контрольные полеты на По–2 и на учебном истребителе–спарке Як–11 показали, что Евгений не лыком шит не только на футбольном поле, но и в небе. Следующая его летная ступенька в небо была уже реактивной: двухместный Як–17В, созданный на базе истребителя Як–15У. Уверенно освоив учебный Як–17В, он поднял в небо боевой истребитель МиГ–9. Эта капризная, далекая от совершенства двухдвигательная реактивная машина попортила немало крови. Настоящим летчиком–истребителем Стельмах почувствовал себя только сев в кабину МиГ–15. Новейший и лучший советский истребитель того времени он успешно освоил в мае 1950 года.
С первого дня лета 1951 года начались настоящие сражения в небе Кореи, в которых активно участвовали лётчики 18-го ГИАП. Именно в этот день ими и был открыт счёт сбитых американских самолётов в корейском небе! Всего в этот день лётчики 18-го ГИАП в двух боях сбили 4 американских самолёта и первыми отличились лётчики 3-й АЭ капитана Антонова. Это произошло утром в 8:30, когда по команде с КП 324-й дивизии в небо ушли 10 экипажей 3-й АЭ под командованием капитана Павла Антонова. Их подняли на перехват группы бомбардировщиков В-29, которые под прикрытием истребителей летели в глубь территории КНДР.
В районе Хэйдзио на высоте
Антонов спас своего ведомого, но тот всё же получил "заряд" из 21-го попадания в свой самолёт и на подбитой машине, под прикрытием Антонова долетел и благополучно посадил свой самолёт на аэродроме. Агеева подбил лейтенант Симптон Эванс младший (Simpson Evans Jr.), которому записали этот "МиГ" как сбитый.
Бой между тем продолжался. В момент атаки "Сейбрами" ведущей пары нашей группы в ней произошло некоторое замешательство, приведшее к тому, что лётчики пары старшего лейтенанта Малашина приняли пару старшего лейтенанта Корниенко за противника и вступили с ней в бой. Пока наши лётчики разбирались между собой, пара старшего лейтенанта Евгения Стельмаха немного отстали от своего звена и он решил самостоятельно атаковать группу бомбардировщиков. Он крикнул в эфир: "Иду в атаку!", но в суматохе боя его не услышали, и никто не видел, как он пошёл в атаку на В-29.
Ведущий второй пары звена гвардии капитана Корниенко, - старший лейтенант Стельмах с ведомым капитаном Муравьёвым, увидя бомбардировщиков противника самостоятельно атаковал их, при этом сбил один В-29, который горящим, разрушаясь в воздухе, упал в районе южнее Эдзю. О падении самолёта противника подтверждают экипажи, участвовавшие в воздушном бою, и оперативная группа ВПУ №1. Старший лейтенант Стельмах перед началом атаки передал по радио: "Иду в атаку на бомбардировщика!", а после атаки сообщил, что у него "боеприпасы вышли, повреждено управление самолётом" и он идёт на свой аэродром. Однако, Стельмах на аэродром посадки не вернулся...
Первой жертвой Стельмаха стал экипаж В-29А №44-86327 из состава 343-й BS 98-го BW. Он поджёг ему один двигатель, а затем самолёт стал разваливаться в воздухе, и 4-м членам экипажа удалось покинуть разрушающийся самолёт, но только 3 остались в живых, но попали в плен. Остальные 10 членов экипажа погибли.
Второй жертвой Стельмаха стал В-29А №44-86335 из состава всё того же 98-го BW, который Стельмах также смог поджечь и нанёс ему серьёзные повреждения. Экипаж этого В-29 спасла пара "Сейбров" капитана Ричарда Рэнсботтома (Richard O. Ransbottom) из 336-й FIS, которому удалось незаметно подкрасться к самолёту Стельмаха и обстрелял его с короткой дистанции. Огнём пулемётов "Сейбра" на машине Евгения Стельмаха было перебито управление и нашему лётчику пришлось катапультироваться из неуправляемой машины. Воспользовавшись этой благоприятной ситуацией, экипажу В-29 удалось уйти из данного района Северной Кореи и, дотянув до авиабазы К-2 (Тэгу) в Южной Корее, совершить вынужденную посадку.
Советский летчик был вынужден катапультироваться. На беду, всё это происходило в районе, где действовали диверсионные группы противника. Они трижды ранили спускающегося на парашюте лётчика. Истекающий кровью Стельмах, приземлившись, вступил в свой последний и неравный бой. Оказавшиеся неподалеку подразделения китайских добровольцев пробились к месту трагедии, но было уже поздно. Расстреляв имеющиеся у него 2 обоймы патронов, Евгений последнюю пулю оставил для себя...
10 Октября 1951 года Старшему лейтенанту Е. М. Стельмаху за успешные выполнения заданий командования и проявленные при этом мужество и отвагу, посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Он был награждён орденом Ленина. В городе Осиповичи его именем названа улица, на здании управления комбината хлебопродуктов установлена мемориальная доска.
25 июня 1989 года, в 39–ю годовщину начала корейской войны, в «Красной Звезде» появилась статья — «Это было в Корее». В этот день советская страна впервые узнала о воевавшем в Корее 64–м истребительном авиакорпусе и среди имен геройски сражавшихся там воинов прочитала: «гвардии старший лейтенант Евгений Стельмах». Его ПЕРВЫМ на корейской войне представили к высокому званию Героя Советского Союза. Двадцативосьмилетнему пареньку суждено было стать и ПЕРВЫМ, и единственным в истории белорусом — летчиком реактивной авиации, удостоенным Золотой Звезды за подвиг, совершенный в воздушном бою. К сожалению, посмертно.
Очень важно отметить то, что в боях с американскими стервятниками, основные силы которых были брошены на уничтожение мирных жителей, участвовала только советская истребительная авиация, прикрывавшая населённые пункты, народнохозяйственные объекты, дороги и мосты.
Подсчитано, что лишь 15 процентов из общего числа самолётовылетов американской авиации предназначалось для прикрытия войск, остальные же имели целью истребление мирного населения и уничтожение народнохозяйственных объектов. Весьма важен и такой факт. Среди 1309 сбитых американских самолётов было несколько сот дальних тяжелых бомбардировщиков Б-29, гордости американской военщины, основного носителя в то время атомных бомб на большие расстояния. Уничтожив в Корее значительную часть гигантских носителей атомной смерти, наши лётчики надолго лишили США способности вести крупномасштабные боевые действия.
Вот как оценил Генеральный штаб Советской Армии боевые действия 64-го корпуса: «Активные и напряжённые действия истребителей корпуса с начала военных действий и до заключения перемирия, несмотря на явное превосходство в силах ВВС США, не дали им возможности разрушить основные прикрываемые объекты и нанесли противнику значительные потери во всех родах авиации» (журнал «Вопросы истории». 1994. №12. С.45).
А.В. Торкунов и Е.П. Уфимцев в книге «Корейская проблема: новый взгляд», обстоятельно проанализировав материалы архивов периода корейской войны, приходят к выводу: «Если до конца быть объективными, нужно признать, что участие китайских добровольцев и советских авиационных частей в войне вместе с огромной материально-технической помощью СССР Северной Корее сыграли решающую роль в том, чтобы отстоять существование КНДР как самостоятельного государства». Известно, что на случай ухудшения обстановки СССР готовился отправить пять бронетанковых дивизий для оказания помощи КНДР. Они находились в полной готовности в районе озера Хасан.
Из книги И. Сейдова - "Красные дьяволы" в небе Кореи". Москва, "ЯУЗА - ЭКСМО", 2007 год
Рег.№ 0148283 от 12 декабря 2013 в 21:04
Другие произведения автора:
Нет комментариев. Ваш будет первым!