Сборники
Алла Войнаровская 2 июля 2011
|
Все грущу о шинели,
Вижу дымные сны,- Нет, меня не сумели Возвратить из Войны. Дни летят, словно пули, Как снаряды - года... До сих пор не вернули, Не вернут никогда. И куда же мне деться? Друг убит на войне. А замолкшее сердце Стало биться во мне.
+1
Нет комментариев
|
Игорь Васильев 2 июля 2011
|
Когда склонился этот свет к закату,
Зашевелились кости мертвеца: — Меня убила родина за правду, Я не узнал ни одного лица... Заговорили голоса из бездны, Затрепетала полоса теней: — Не поминай убийц. Они известны. Открой нам имя родины твоей... Но если имя родины откроет, Её убьют чужие и свои. И он молчит, и только бездна воет В живом молчанье смерти и любви. 1984 |
Марина Бойкова 1 июля 2011
|
Сергей Александрович Есенин родился в сентябре 1895 г. в селе Константинове Рязанской губернии в семье зажиточных крестьян. Детство его прошло в доме деда Федора Титова, куда мать вернулась в 1899 г., после того как временно разошлась с мужем. В 1904 г. Есенина отдали в Константиновское земское четырехгодичное училище, а в 1909-м отправили продолжать учение во второклассную церковно-учительскую Спас-Клепиковскую школу.
|
Алла Войнаровская 1 июля 2011
|
А. В. Александров в статье «Как вошла в мою жизнь композитора Отечественная война» писал:
«Священная война» вошла в быт армии и всего народа как гимн мести ей проклятия гитлеризму. Когда группа Краснознаменного ансамбля выступала на вокзалах и в других местах перед бойцами, идущими непосредственно на фронт, то эту песню всегда слушали стоя, с каким-то особым порывом, святым настроением и не только бойцы, но и мы — исполнители – не редко плакали». Советское радио все годы войны начинало свои передачи в 6 часов утра первыми тактами этой песни, ставшими музыкальными позывными воюющей страны. Военная действительность начальной поры потребовала от литературы, в особенности в первые месяцы, в основном агитационно-плакатных слов — ударных, открытых, публицистически-целенаправленных. Поистине стихи, по завету Вл. Маяковского, были приравнены «к штыку». То действительно были стихи-солдаты, рядовые труженики войны, не чуравшиеся никакой черновой работы, самоотверженно бросавшиеся в самое пекло боев и тысячами погибшие, навсегда оставшись неизвестными для далеких потомков своих военных читателей. Ольгу Берггольц называли и называют “музой блокадного города”. Это очень высокая и почетная аттестация. И вполне заслуженная. Блокадные стихи О. Берггольц появились в тоненьком сборнике “Ленинградская поэма” еще в блокаду. Именно с тех пор запечатлелись в памяти пронзительные в своей простоте строки: Был день как день. Ко мне пришла подруга, не плача, рассказала, что вчера единственного схоронила друга, и мы молчали с нею до утра. Какие ж я могла найти слова? Я тоже ленинградская вдова. Мы съели хлеб, что был отложен на день, в один платок закутались вдвоем, и тихо-тихо стало в Ленинграде. Один, стуча, трудился метроном... От этих строк и сейчас мороз по коже. Все узнаваемо, все так и было — кроме одной, пожалуй, детали: метронома. Значение этой подробности блокадного быта, пожалуй, преувеличено в позднейших воспоминаниях. Никакого метронома в квартирах рядовых ленинградцев не было слышно. Большинство домашних радиоточек было реквизировано или по крайней мере отключено. Где-то они, конечно, сохранялись — в том числе, вероятно, и у постоянного сотрудника блокадного радио поэта Ольги Берггольц: это была не привилегия, а производственная необходимость. Кстати, при всем при том сами-то радиопередачи летели в эфир не напрасно: услышанное где-нибудь на работе, на дежурстве потом передавалось из уст в уста, пересказывалось, помогало жить. А стихи запоминались наизусть: Вставал рассвет балтийский ясный, когда воззвали рупора: “Над нами грозная опасность. Бери оружье, Ленинград!” А у ворот была в дозоре седая мать двоих бойцов, и дрогнуло ее лицо, и пробежал огонь во взоре. Она сказала: “Слышу, маршал. Ты обращаешься ко мне. Уже на фронте сын мой старший, и средний тоже на войне. А младший сын со мною рядом, ему семнадцать лет всего, но на защиту Ленинграда я отдаю теперь его... ” Блокадные стихи Берггольц можно цитировать бесконечно. Но в них — еще не вся Берггольц. В другие, “оттепельные” годы люди читали друг другу, передавали из уст в уста совсем иные стихи: Нет, не из книжек наших скудных, подобья нищенской сумы, узнаете о том, как трудно, как невозможно жили мы. Как мы любили — горько, грубо. Как обманулись мы, любя, как на допросах, стиснув зубы, мы отрекались от себя. Это ведь тоже она. А стихи эти О. Берггольц написаны в самый канун войны. Прошел всего месяц — и вырвались из-под пера совсем другие строки, теперь они напечатаны рядом, на обороте того же книжного листа: Мы предчувствовали полыханье Этого трагического дня. Он пришел. Вот жизнь моя, дыханье. Родина, возьми их у меня!.. Я люблю Тебя любовью новой, горькой, всепрощающей, живой, Родина моя в венце терновом, с темной радугой над головой... И дальше, в те же дни: Товарищ юный, храбрый и веселый, тебя зовет Великая Война, — так будь же верен стягу Комсомола и двум его прекрасным орденам... И главная — незыблемая — верность непобедимой Партии своей. На первый зов ее, на самый первый вперед за ней, всегда вперед за ней! И затем, с глубокой скорбью: Здесь лежат ленинградцы. Здесь горожане - мужчины, женщины, дети. Рядом с ними солдаты-красноармейцы. Всею жизнью своею Они защищали тебя, Ленинград, Колыбель революции. Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем, Так их много под вечной охраной гранита. Но знай, внимающий этим камням, Никто не забыт и ничто не забыто. Такое было время. Оно испытывало не только блокадным холодом и голодом. Оно в буквальном смысле испытывало душу на разрыв. И каждый пишущий переживал это испытание по-своему. Кто-то приспосабливался, кто-то замолкал, кто-то продолжал работать, гоня от себя “неудобные” мысли, боясь не только реальных житейских неприятностей, но и — инстинктивно — разрушительного внутреннего раздвоения. Ольга Федоровна Берггольц была великой личностью: верила, как идеалистка, и сомневалась, как реалистка. На вопрос о “загадке О.Берггольц” можно сказать самым общим и гипотетическим образом: в основе ее все-таки — масштаб личности, сила характера, неистовый максимализм во всем. |
Марина Бойкова 1 июля 2011
|
Жизнь, казалось, обещала только счастье этой прелестной, живой, ясноглазой девочке с золотыми косами, дочери заводского врача, обрусевшего немца Федора Христофоровича Берггольца.
Окончив в 1930 филологический факультет Ленинградского университета, юная Ольга Берггольц работает корреспондентом казахской газеты "Советская степь", затем - редактором комсомольской страницы многотиражки ленинградского завода "Электросила" - и начинает выступать со своими стихами. Помыслы ее высоки, обращены к родной стране, полны надежд и веры в светлое будущее. …Не для корысти и забавы, не для тщеславия хочу людской любви и верной славы, подобной звездному лучу…… 1927, Невская застава *** ............................. Прекрасна жизнь, и мир ничуть не страшен, и если надо только - вновь и вновь мы отдадим всю молодость - за нашу Республику, работу и любовь… 1933 * * * ….Ты возникаешь естественней вздоха, крови моей клокотанье и тишь, и я Тобой становлюсь, Эпоха, и Ты через сердце мое говоришь… ... 1937 Первым мужем молодой и восторженной Ольги Берггольц стал широко известный тогда комсомольский поэт Борис Корнилов. В конце 30-х годов он был арестован и расстрелян. Вот ее тревожные предчувствия тех дней: *** Знаю, знаю — в доме каменном Судят, рядят, говорят О душе моей о пламенной, Заточить ее хотят. За страдание за правое, За неписаных друзей Мне окно присудят ржавое, Часового у дверей... 1938 |
Марина Бойкова 1 июля 2011
|
Его ввели в германский штаб, и офицер кричал: «Где старший брат? Твой старший брат? Ты знаешь — отвечай!» А он любил ловить щеглят, свистать и петь любил, и знал, что пленники молчат, — так брат его учил. Сгорел дотла родимый дом, в лесах с отрядом брат. «Живи, — сказал, — а мы придём, мы всё вернём назад. Живи, щеглёнок, не скучай, пробьёт победный срок... По этой тропочке таскай с картошкой котелок». В свинцовых пальцах палача безжалостны ножи. Его терзают и кричат: «Где старший брат? Скажи!» Молчать — нет сил. Но говорить — нельзя... И что сказать? И гнев бессмертный озарил мальчишечьи глаза. «Да, я скажу, где старший брат. Он тут, и там, и здесь. Везде, где вас, врагов, громят, мой старший брат — везде. Да, у него огромный рост, рука его сильна. Он достаёт рукой до звёзд и до морского дна. Он водит в небе самолёт, на крыльях — по звезде, из корабельных пушек бьёт и вражий танк гранатой рвёт... Мой брат везде, везде. Его глаза горят во мгле всевидящим огнём. Когда идёт он по земле, земля дрожит кругом. Мой старший брат меня любил. Он всё возьмёт назад...» ...И штык фашист в него вонзил. И умер младший брат. И старший брат о том узнал. О, горя тишина!.. «Прощай, щеглёнок, — он сказал, — ты постоял за нас!» Но стисни зубы, брат Андрей, молчи, как он молчал. И вражьей крови не жалей, огня и стали не жалей, — отмщенье палачам! За брата младшего в упор рази врага сейчас, за младших братьев и сестёр, не выдававших нас! Между 3 и 15 октября 1941 [1] В основу стихотворения лёг подлинный случай, о котором сообщалось в прессе. О. Берггольц пишет об этом в письме к сесетре: «Баллада...» написана на фронте. Андрей Леонтьев, лужский партизан, приходил к нам, выступал и рассказывал о братишке то, что я написала; его звали Коля, ему было 13 лет...» |
Марина Бойкова 1 июля 2011
|
|
Дарья Власьевна, соседка по квартире, сядем, побеседуем вдвоём. Знаешь, будем говорить о мире, о желанном мире, о своём. Вот мы прожили почти полгода, полтораста суток длится бой. Тяжелы страдания народа — наши, Дарья Власьевна, с тобой. О, ночное воющее небо, дрожь земли, обвал невдалеке, бедный ленинградский ломтик хлеба — он почти не весит на руке... Для того чтоб жить в кольце блокады, ежедневно смертный слышать свист — сколько силы нам, соседка, надо, сколько ненависти и любви... Столько, что минутами в смятенье ты сама себя не узнаёшь: «Вынесу ли? Хватит ли терпенья?» Вынесешь. Дотерпишь. Доживёшь. Дарья Власьевна, ещё немного, день придёт — над нашей головой пролетит последняя тревога и последний прозвучит отбой. И какой далёкой, давней-давней нам с тобой покажется война в миг, когда толкнём рукою ставни, сдёрнем шторы чёрные с окна. Пусть жилище светится и дышит, полнится покоем и весной... Плачьте тише, смейтесь тише, тише, будем наслаждаться тишиной. Будем свежий хлеб ломать руками, тёмно-золотистый и ржаной. Медленными, крупными глотками будем пить румяное вино. А тебе — да ведь тебе ж поставят памятник на площади большой. Нержавеющей, бессмертной сталью облик твой запечатлят простой. Вот такой же: исхудавшей, смелой, в наскоро повязанном платке, вот такой, когда под артобстрелом ты идёшь с кошёлкою в руке. Дарья Власьевна, твоею силой будет вся земля обновлена. Этой силе имя есть — Россия. Стой же и мужайся, как она! 5 декабря 1941 |