Сборники
ЛЕСКОВ Николай Семенович (1831-1895) →
"РУССКОЕ ОБЩЕСТВО В ПАРИЖЕ", что изменилось со времён Н. ЛЕСКОВА?
Ирина Белявская 11 октября 2012
|
ЧЕГО НАШИ НЕ ДЕЛАЮТ В ПАРИЖЕ
«Человек может сделать зло другим не только действием, но и бездействием своим, и в таком случае он справедливо отвечает перед ними». Заключу мои письма о русском обществе в Париже обзором, что есть в Париже у всех иностранцев, принадлежащих к более или менее великим нациям, и чего там нет у нас. У всех там есть свое посольство, церковь, регулярные сходки, большее или меньшее общение и касса для содействия землякам, нуждающимся в большем или меньшем пособии. Что есть у русского общества в Париже? Посольство, церковь и нищие. Чего у нас нет? Нет регулярных сходок, нет почти никакого общения и вовсе нет никакой кассы для содействия своим землякам, нуждающимся в большем или меньшем пособии. Нужно ли это? Или, может быть, нам, гигантам, такие мелочи и не нужны? Нет, нужны. Сходки нужны для того, чтобы была цельность, связь живущих русских за границей, ибо их рассеянность и отсутствие всякой живой общественной связи лишают их всякой силы, и русский гигант легче пропадает в Париже, чем всякий пигмей молдав, серб и чех. Общение нужно для всего, а наиболее для того; чтобы заявить Европе, что мы хоть какое-нибудь лыком шитое, да все-таки общество, а не Рассея. Касса нужна потому, что у нас в Париже очень много людей, которые сегодня не знают, что будут есть завтра, и еще более таких, которые сегодня не знают, что будут есть и сегодня. Говорят, у поляков, чехов все это есть потому, что у них есть политическая эмиграция, составляющая как бы колонию стран, в интересах которых они действуют, и потому им нужно все это, а нам, имеющим родину, нет нужды ни в каких общественных учреждениях за границей. Справедлив ли последний вывод? Поляки, чехи, сербы, молдавы, даже хорваты, устраивая разнообразные учреждения для общественного вспоможения, вовсе не рассчитывают на одних эмигрантов, а имеют в виду всех своих земляков. Основная цель их — не дать земляку пропасть и не допустить его христарадничать у чужеземцев. У чехов это даже идет далее: у них парижская община заботится не только о том, чтобы чех не был без хлеба, чтобы он не был нищ, но также чтобы он не был в положении, подвергающем его искушениям и превышающем его нравственные силы и терпение. У них новичка отдают под опеку старожила, и все миром заботятся призреть и приютить его, чтоб из него, по чешской поговорке, вышел «и Богу не грех, и людям не смех». Наше положение в Париже должно бы быть таково же. У нас есть нищие, просящие су у порога русской церкви; есть нищие, умирающие с голоду и не только ничего не просящие, но и не знающие, в какую сторону отворяется решетчатая калитка русской поповки. У нас с каждым годом увеличивается число новичков, блуждающих по Парижу, не ведая, к кому обратиться за опытным словом, — люди обкрадываемые, обманываемые и решительно не знающие, что им делать. Мы члены самостоятельного государства, и нам нет нужды в эмиграции, на которой мы основывали бы надежду отечественного спасения; но нас бывает около тринадцати тысяч в Париже. Это целое общество, это город, это сила, способная и обязанная в центре своего скопления: 1) подобрать своих нищих, 2) дать средства нуждающимся во временном пособии и 3) сосредоточить свои национальные силы в таком учреждении, как клуб, который есть у иностранцев, имеющих в Париже не тринадцать тысяч, а восемьдесят человек представителей. Следовательно, известная потребность в общественной самодеятельности русских в Париже есть, средства для этой самодеятельности есть; но воли, желания нет. Полагают, что есть препятствия. Никаких. Правительство французское нам никогда ни в чем подобном не помешает, а нашему посольству и подавно нет до этого дела. Все это только отговорки, изобретаемые пошлою и, скажу не обинуясь, подлою манерою рисоваться и ничего не делать в размерах возможной деятельности. — Сегодня штука какая! — рассуждает, раз сидя в caf'e de la Rotonde, доктор С—нов. — Выходим из оперы и разговариваем, а какой-то компатриот бух, как бомба: здравствуйте, господа! Вы русские-с? А я по торговой части приехал-с, никого-с не знаю. — Ну так что же? — говорим ему. — Очень приятно, — говорит, — встретиться! Сделайте милость познакомимтесь. — Черт знает что! — презрительно замечает к—ский адъюнкт-профессор. — Что русский он, так уж и нянчитесь с ним, как с нарывом. Тоже дурачье! — Да! Деды наши на одном солнышке онучки сушили, а потому и здравствуйте! — Чего ж вы ему? — Спустил по маслу. Черт с ним! Что он такое? — Разумеется. Чех, услыхавши от чеха подобный рассказ, плюнул бы ему между глаз, а по-нашему, видите, всему этому так надо быть. Стало быть, чего же у нас нет в Париже? Да, очевидно, того же самого, чего нет дома. Нет уменья во что-нибудь организоваться и что-нибудь делать. Все это приписывается политическим препятствиям, хотя жалующийся на эти препятствия часто plus royaliste que le roi.[82] Чего мы не делаем? Не делаем мы ничего, что могло бы быть хоть мало-мальски полезно нашим ближним в том положении, которое создано существующими экономическими условиями, а между тем премся в социалисты. Решайте сами: не умеем мы делать, не хотим делать или не можем делать? Но достоверно, что мы не делаем общественными силами и сотой доли того, что делают общества живущих здесь других иностранцев, и даже других славян, для своих родичей. Н.Лесков 1863 год.
+1
Нет комментариев
русские в париже
|
Воса Блок 8 октября 2012
|
Марина Ивановна Цветаева родилась 8 октября 1892 года в Москве, в семье профессора–филолога Ивана Владимировича и пианистки Марии Мейн. Воспитанием девочки занималась мать. Она хотела, чтоб дочь стала музыкантом, и много времени уделяла ее творческому развитию. С шести лет Марина пишет стихи на русском, французском, немецком языках. В 16 лет Марина отправляется в Париж на лекции по старофранцузской литературе. На формирование раннего творчества Марины оказали большое влияние Н.Некрасов, В.Брюсов, М.Волошин. Свой первый сборник стихов «Вечерний альбом», посвященный памяти Марии Башкирцевой, Цветаева опубликовала в 1910 году. Спустя еще два года выходит второй сборник стихов «Волшебный фонарь». В 1912 году Цветаева выходит замуж за Сергея Эфрона, позже у них рождается дочь Ариадна. В 1913 году в свет выходит еще один сборник стихов «Из двух книг». Через год Цветаева знакомится с Софией Парнок – переводчицей, которой посвящает цикл «Подруга». В 1917 году Марина рожает вторую дочь Ирину, но в три года она умирает в приюте. В это время начинается гражданская война, и муж Сергей отправляется воевать на стороне Белой Армии. Про годы войны Цветаева напишет цикл «Лебединый стан». В 1918-1919 годах появляются «Егорушка», «На красном коне», «Царь-девица». В 1922 году, получив весть от мужа, Марина Ивановна переезжает жить за границу. В 1925 года рожает сына и переезжает в Париж. Творчество этого периода не публикуется. В 1939 году Марина возвращается в Россию, через два года ее дочь арестуют, а мужа расстреляют. 31 августа 1941 года Марина Ивановна Цветаева покончила с жизнью, повесившись. При жизни должного признания Цветаева не получила. Социалистическим идеалам она была противопоказана. Но не оказалась она своей и для русской зарубежной культуры – в ней она заняла второстепенное место. Широкое ее возрождение началось в 1960-1970 годы. Но известность ее имени долгое время значительно опережала известность ее творчества. Этому способствовали многочисленные легенды, громоздящиеся вокруг ее сложной, мучительной и трагической биографии. Сегодня Марина Цветаева по праву признана как один из великих русских поэтов двадцатого столетия.
|
Любовь Березкина 7 октября 2012
|
Поэтический конкурс к Празднованию Казанской иконы Божией матери и Дню Народного Единства. Сроки проведения: с 8 октября по 4 ноября 2012 года. Проводится в один тур. Участвовать могут как авторы, публикующиеся на сайте "Стихи России", так и другие авторы. Принимается по одному произведению религиозно-философской или гражданской тематики. Завершающий день приёма произведений на конкурс - 28 октября. Стихотворения с противоречащим правилам сайта содержанием в конкурсе не участвуют и будут удалены. Участники конкурса выставляют оценки каждому конкурсному стихотворению по десятибалльной шкале с сопутствующей рецензией. Голосование будет организовано с 28 октября по 4 ноября(до 10 час. утра) Победитель конкурса объявляется 4 ноября. Стихотворения, получившее 1,2,3 места в конкурсе размещается в "Избранные" и на титульном листе сайта на срок 1 месяц. Конкурс направлен на продвижение талантливых авторов, успешно реализующих Русскую Идею посредством поэтического искусства. Для размещения стихотворений на конкурс жмём ЗДЕСЬ! Все вопросы и комментарии размещайте в теме "Вопросы по конкурсу": http://stixirus.ru/forum/?mingleforumaction=viewtopic&t=16 |
Владимир Томилин 4 октября 2012
|
Я много раз задумывался, зачем пишу. И потом, позднее понял, что стихи – это желание протянуть свою душевную нить другому человеку, который тебя поймет. А, позднее читая других авторов поймал себя на мысли, что иногда неудержимо тянет ответить им стихами. Получается, что чужая мысль проникает в твое сердце и отражением возвращается к тому, от кого она пришла. Так я начал отвечать другим поэтам. Сначала для себя, потом для них. Естественно, стараясь при этом сохранить и стиль, и рифму. Так родились мои Отражения.
Я начну их показывать, надеясь на ваше понимание. Что-то было из них уже показано, но большинство свет не видело. Возможно, я когда-нибудь надумаю их издать сборником и назову его « ОТРАЖЕНИЕ СЕРДЦА». Одно из первых Отражений было написано прекрасной поэтессе АЛЕНЕ АНЦИФЕРОВОЙ. Вот с него и начну. Алена Анциферова" Жить в одиночество вредно" Жить в одиночестве вредно, Это – как будто курить. На фоне румяненьких бледно Выглядеть. В гости ходить К замужней своей подруге И создавать резонанс В милом семейном круге, Сплетням давая шанс. В ряды угодить никчемных, Карьеру семье предпочтя. Из молодых иль почтенных Так и не выбрать в мужья. Тикает тихо будильник, В «ящике» весь интерес. Полон еды холодильник, Дабы задабривать стресс, От непришедшего чувства В пору бальзаковских лет. Жить в одиночестве грустно, Как тут без сигарет? Дыма пуская колечки, Утром ни свет ни заря, Твердить в тишине бесконечно Сладкое слово «семья»... ОТРАЖЕНИЕ Ах, как в одиночестве вредно С утра натощак курить... На фоне подруг безмятежных Смеяться и делать вид... С подругой, вроде счастливой Смеясь говорить:"Будет шанс!" Ведь чувства мои не остыли Я слышу их резонанс Карьеру свою на работе Семье …Я давно предпочла Но знаю, что в сновиденьях Есть ты...И значит семья Время тикает в нервы Горит голубой экран А, Я все пытаюсь нежность. Укрыть сериалом- "Обман" Чувства свои растеряла На фоне бальзаковских лет. Не знаю... Где и теряла... Как тут, без сигарет? Сижу и тихо скучаю, Утром…Ни свет, ни заря И в тишине бесконечной Прошу…Ты найди меня… |
Воса Блок 3 октября 2012
|
Сергей Александрович Есенин родился (21 сентября) 3 октября 1895 года в селе Константинове Рязанской губернии, в крестьянской семье, рос и воспитывался в атмосфере глубокого народного православия. Уже в 9 лет Сережа начал писать стихи, подражая частушкам.
Обучался Есенин в земском училище, а затем в церковно-сельской школе. Тогда появились его первые взрослые стихи и составлен рукописный сборник «Больные думы». Русская деревня и природа, народное творчество и русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направляли его природный талант. В 17 лет Есенин уезжает в Москву, где сначала работает в конторе у купца, затем в типографии; продолжая писать стихи, в которых выражена его любовь ко всему живому и Родине, но поэтический мир становится уже более сложным и многомерным. Юный поэт участвует в деятельности Суриковского литературно-музыкального кружка. Первые публикации стихов Есенина появились в 1914 году в московских журналах. А через год он переезжает в Петроград, где знакомится с Блоком, Городецким и другими поэтами столичной элиты, читает им свои стихи и получает высокую оценку и одобрение. Есенин становится знаменитым, его приглашают на поэтические вечера и в литературные салоны. В 1916 году Есенин издает свой первый сборник «Радуница», где поэт – тонкий лирик, знаток крестьянской Руси и народного языка. В его стихах стремление к всеобщей гармонии, к единству всего сущего на земле. Книга была восторженно принята критикой, которая отметила «свежую струю, юную непосредственность и природный вкус» автора. Октябрьскую революцию поэт принял радостно. Ему казалось, что наступает эпоха великого духовного обновления, «преображения» жизни, переоценки всех ценностей. В это время он создает цикл поэм и выпускает несколько сборников стихов, один из которых «Ключи Марии». Эта работа была принята как манифест русского имажинизма. Наиболее значительные произведения Есенина созданы в 1920-е годы. Здесь он поэт–философ, в своих стихах рассуждающий о вечных проблемах человеческого бытия и своей Родины. Но все отчетливей проступают в данных строках приметы другой – каторжной Руси, по которой бредут «люди в кандалах». Поэзия Есенина последних, самых трагичных лет (1922-1925) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению и осмыслению себя. Но больше стало в строках драматических оттенков, а эмоциональной доминантой лирики становятся осенние пейзажи, мотивы подведения итогов, прощания. В этот период он создает такие шедевры, как книга стихов «Москва кабацкая» и поэма «Черный человек». В его поэзии присутствует сочувствие разгромленному крестьянству и сопротивление бездуховности и насилию. А одним из последних его произведений стала поэма «Страна негодяев», в которой он обличал советскую власть. Жизнь Сергея Есенина трагически оборвалась 28 декабря 1925 года при невыясненных обстоятельствах. Его нашли в ленинградской гостинице «Англетер» повешенным. По наиболее распространённой версии, Есенин в состоянии депрессии покончил жизнь самоубийством. Похоронен поэт в Москве на Ваганьковском кладбище. |
Татьяна Растопчина 2 октября 2012
|
Сегодня в 18:14 - Татьяна Растопчина
Добавить в анонсы VIP 23-25 октября 1937 г. в г. Томске без суда и следствия на Каштачной горе был расстрелян поэт Николай Алексеевич Клюев. В эти дни по воспоминаниям жителей был отключен свет во всём городе и узники тюрьмы НКВД под покровом темноты были казнены, среди них был и Николай Алексеевич. Трупами был заполнен ров. Под протоколом допроса тюрьмы НКВД стояла его подпись, но она была неузнаваема. Результат подчерковедческой экспертизы позволил сделать вывод, что человек в этот период претерпевал чудовищные физические и моральные страдания. Почему Томск? Этот сибирский город на протяжении веков был местом ссылки неугодных в России. В эти дни в г. Томске памяти поэта на конференцию съехались с разных концов поэты, прозаики и литературоведы. Проходят чтения, посвященные 75- ой годовщине гибели великого русского поэта Николая Алексеевича Клюева. 23.10 12 г. Ноль семьдесят пять от века – Как не стало ЕГО - ЧЕЛОВЕКА!* Николай Алексеевич Клюев – ОН душу стихами врачует. Поэзия ушедшего века В природе, в любви к человеку. За что его в адскую ссылку,** Революции костедробилку? Там не таких ломали... Сломали? Иных убивали. Сначала без права выезда, Это когда нет выбора. Что делать? Как жить? Что есть? Форма репрессий... А честь? «Подайте Христа ради!» Заросший, спутаны пряди. «Как хочется просто хлеба…» И это слышало небо… А дальше... Начало заката… Тяжёлая дверь каземата. И почерк дрожащий, подпись – Суровой неправды роспись. Страшны обстоятельства жизни Ров трупов - задворки отчизны. Застывшие крови брызги, Не люди как будто, огрызки. Клюев, Маяковский, Есенин... Список великих без времени. 12.11.11 г. * В г. Томске в 1937 г. 23 - 25 октября телами расстрелянных заключённых из Томской тюрьмы НКВД был заполнен ров, ставший могилой и для поэта Николая Алексеевича Клюева. ** Н.А. Клюев был сослан 02.02.1934 г. сначала в Колпашево Нарымского края, потом переведён г. Томск без права выезда. |