Образование будет воспитывать?

13 мая 2015 — Сергей Белашов

Образование будет воспитывать?

Так считают педагогически невежественные депутаты Госдумы.

А.С. Макаренко отделял образование от воспитания.

 

«Проблемы школьного воспитания» А.С. Макаренко

 т. 5 из-во Академии пед.наук 1958 г.

«Человек не воспитывается по частям, он создается систематически всей суммой влияний, которым он подвергается.

Поэтому ОТДЕЛЬНОЕ (педагогическое) средство всегда может быть и положительным и отрицательным, решающим моментом является не его прямая логика, а логика и действие всей системы средств, гармонически организованных.

Я считаю, что воспитательная область – область чистого воспитания – есть в некоторых случаях отдельная область, отличная от Методики преподавания (стр.111)

я и теперь остаюсь при  убеждении, что методика Воспитательной работы имеет свою логику, сравнительно независимую от логики работы Образовательной».

 

Депутаты придумали среднее одинаковое образование

Как единые базовые учебники сформируют российскую идентичность

5

13.05.15

Павел Аптекарь

Внесенные депутатами Ириной Яровой и Вячеславом Никоновым в Госдуму поправки

в законы об образовании

и о контрактной системе,

по мнению авторов,  должны обеспечить единство образовательного процесса.

Авторы считают, что общее образование – значит одинаковое и именно такое образование позволит сформировать российскую идентичность.

Никонов и Яровая предлагают ввести линейки базовых учебников по четырем предметам: русскому языку, литературе, математике и истории.

Преподавание по базовым учебникам будет обязательным для общеобразовательных школ,

другие пособия будут допускаться, лишь если они не противоречат базовым.

Учителей обяжут преподавать дисциплины по методическим рекомендациям, которые будут составной частью учебников.

Сейчас русский язык и математика – обязательные предметы для ГИА и ЕГЭ.

Историю и литературу авторы законопроекта предлагают также сделать обязательными для ГИА, а ЕГЭ по русскому языку и литературе проводить в виде сочинения.

История России и литература

«непосредственно направлены на формирование личности,

определяют воспитательную функцию образования,

а также формируют российскую идентичность»,

и про это много говорил Владимир Путин.

Нынешняя вариативность образования «не обеспечивает конституционное определение образования в средней школе как общего».

По мнению научного руководителя Института образования НИУ-ВШЭ Исака Фрумина, авторы поправок путают равное образование с одинаковым.

Он считает, что законопроект означает масштабный пересмотр положений принятого в 2012 г. закона об образовании и может привести к снижению конкурентоспособности отечественного образования в мире.

Вариативность в школьном образовании необходима для воспитания свободной личности, способной самостоятельно делать осознанный выбор.

Впрочем, вероятно, воспитание свободной личности сегодня не является приоритетом для российских властей.

Формально законопроект не лишает школы и учителей права выбора, закрепленного в законе об образовании:

речь идет о линейках учебников во множественном числе.

В реальности преподавание четырех предметов будет унифицировано,

указывают эксперты, поскольку вводятся дополнительные, не вполне ясные рамки «базовых знаний», не предусмотренные федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС).

В рамках ФГОС уже разработаны три историко-культурных стандарта,

из которых учителям рекомендуют выбирать учебники.

В некоторых из них есть фактические ошибки, они «безобразны с методологической точки зрения и никуда не годятся», отмечает учитель истории столичной гимназии № 1543 Леонид Кацва.

Инициативы депутатов

противоречат логике развития среднего образования, которое предусматривает его специализацию в старших классахи,

следовательно, большую вариативность учебников, которую поддерживает большинство педагогов и родителей учеников.

«Эти предложения отбрасывают нас даже не в СССР, где были разные учебники, а в Северную Корею. Это путь в позавчера»,

 – говорит академик Российской академии образования Виктор Болотов.

 

Создавать учебники должны специалисты по заданию государства, считают депутаты

Такой проект внесли в Госдуму Ирина Яровая и Вячеслав Никонов

13.05.15Ведомости

Ксения Болецкая

 

Школьникам только мешает разнообразие учебников, считают депутаты

Антон Буценко / ТАСС

Председатель комитета Госдумы по безопасности Ирина Яровая и председатель комитета по образованию Вячеслав Никонов внесли в парламент законопроект по федеральному государственному образовательному стандарту и базовым учебникам (текст опубликован на сайте Госдумы). Они предлагают внести поправки в законы об образовании и о системе закупок для государственных и муниципальных нужд.

Сейчас в России нет единого обязательного документа, устанавливающего базовое содержание учебников, пишут авторы поправок. В федеральный перечень учебников, рекомендуемых для закупок школами, внесено более тысячи наименований, в результате школьники получают слишком вариативное образование. Это противоречит Конституции России, которая гарантирует общее образование всем гражданам, уверены Яровая и Никонов. Поэтому необходимо создание единых базовых учебников, точнее, общей линейки учебников для всех классов по четырем главным предметам – русский язык, литература, математика и история России. Все эти учебники должны быть включены в федеральный перечень и обучение по ним будет обязательно для всех школьников, следует из проекта.

 

Причем создание таких учебников не может быть доверено коммерческим компаниям, т. е. издательствам.

Конкурс на создание базовых учебников должен быть проведен не среди издателей, как сейчас, а среди физических лиц – ученых и специалистов.

На создание базовых учебников уйдет около двух лет, следует из проекта, большая часть этого времени (18 месяцев) – собственно на их написание.

После создания учебников их авторы должны передать исключительные права на эти произведения государству в обмен на единовременную выплату.

Это позволит оптимизировать расходы бюджета, указано в пояснительной записке к проекту, так как «государство будет финансировать обеспечение детей учебниками, а не осуществлять закупку коммерческого продукта».

Очевидно, авторы имеют в виду закупку учебников как коммерческого продукта у частных издательств.

Кто будет заниматься собственно изданием учебников, если права на них отойдут государству, в проекте или в пояснительной записке не указано.

 Яровая и Никонов вчера были недоступны для журналистов.

Каждая вторая книга

В 2013 г. школы и родители потратили на закупку учебников около 20 млрд руб. (данных за 2014 г. нет).

Весь книжный рынок два года назад составил около 78 млрд руб.

Почти каждая вторая отпечатанная книга в стране – это учебник,

следует из отчета Роспечати.

Продажа учебников – большая часть бизнеса российских издателей (см. врез).

Российские школы закупают учебники на специально выделяемые средства из бюджета в соответствии с федеральным перечнем, утверждаемым Минобрнауки.

В начале прошлого года министерство существенно изменило этот перечень, впервые за долгие годы не расширив его, а, наоборот, сократив.

Чиновники решили, что в списке должны остаться только качественные издания, а большой список учебников запутывает учителей и школьников.

В результате число рекомендованных учебников уменьшилось сразу в 2,5 раза до 1369 наименований.

Из-за этого сразу несколько издательств остались без единого учебника в перечне и фактически лишились бизнеса.

А этой весной было сокращено число учебников по истории, доступных школьникам.

Экспертизу Российского исторического общества, проводимую по требованию Минобрнауки, из восьми линеек учебников по истории России прошли только три – от издательств «Просвещение», «Дрофа» и «Русское слово».

Подход к государственной политике в области образования, предложенный в проекте, весьма спорен, говорит представитель Минобрнауки. По его словам, многообразие учебников никак не препятствует единству и непрерывности образования, использование разных источников информации только улучшает знания по предмету. Министерством с привлечением учителей, ученых и родителей созданы примерные образовательные программы по каждому предмету, напомнил он.

Олег Новиков, гендиректор группы «Эксмо» (владеет, в частности, издательством «Дрофа»), назвал проект Яровой и Никонова «странным»: «Требования по единому учебнику фактически возвращают наше образование в прошлый век. Развитые страны стремятся к вариативному образованию, к переходу на электронные формы обучения». По его словам, входящие в федеральный перечень учебники пусть несколько и отличаются друг от друга, но полностью соответствуют единым госстандартам. Если у издателей фактически отберут возможность владеть правами на учебники, развивать и совершенствовать этот продукт, то заниматься этим бизнесом будет довольно бессмысленно, рассуждает Новиков: «Пусть тогда государство создает унитарное предприятие, которое печатает и распространяет учебники».

 

© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0201311 от 13 мая 2015 в 15:25


Другие произведения автора:

С 1 июля на 7 процентов подорожает ЖКХ

Книга Последний Моссовет1994-2001 г.г.

Теория воспитания по Симонову.

Рейтинг: 0Голосов: 0629 просмотров

Нет комментариев. Ваш будет первым!