( По А. Афанасьеву
«Поэтические воззрения древних славян на природу)
В области сказаний
змеям присваивалось огромное количество свойств и умений. Народные поверья приписывают змею
демонические свойства, богатырскую силу, знание целебных трав, обладание несметными
богатствами и живой водой.
Огненный змей – весьма
распространенный фолклорный персонаж. Летя по небу, ин рассыпается искрами. Над
чьи двором или местом змей рассыпался, туда и будет носить сокровища. Нередко
змеи живут в пещерах, делая хранилище из них. Огненный змей выводиться из яйца,
снесенного петухом. Он способен приходить к девушкам и женщинам в виде красивых
юношей или давно отсутвующих мужей. Правда, в его отсутвие жертва иссыхала,
потому её требовалась быстрая помощь знахарок.
Змей изображался то как
великан, то как чудовищный зверь. Они похищают Солнце и Луну. Богатыри
побеждают их и выпускают светила во всей их красе. Так герои уподобляются
Перуну, который молнией разгоняет мрачные тучи по весне.
В русских сказках
говориться о змеиных царствах, где предводители ползучих живут во дворцах –
золотом, серебряном и медном. Иногда говориться о жемчужном и алмазном. О
последнем сказка утверждает, что он вертиться, словно мельница и что из него
можно увидеть весь мир.
В былинах змею
придается эпитет горыныч. Тучи представлялись горами, а змеи напрямую
относились к небу. Потому их так и называли.
Змея-медянка, по
поверью, весь год слепая, но прозревает только на Иванов день. Тогда она
бросается на человека или животное и пробивает жертву насквозь, словно стрелой.
Существует
представление о царь-змее, золотые рога. Один рог у неё – мертвящий, второй –
оживляющий. В поверьях змеи часто оживляют своих погибших сородичей с помощью
волшебной травы. Видя это, люди поднимали и своих любимых. Либо использовали
змеиную кровь.
Говорили, что ведьмы
порой получают свою силу от волшебных змеев. Так же из ползучих можно было
получить зелье, выпив которое можно понимать разговоры животных и растений. Так
же упоминается в легендах и о мази из змеи. Помазав ею глаза, можно было видеть
подземные клады.
И конечно, в змея могли
оборачиваться герои сказок, независимо от того, злые они или добрые.
Другие произведения автора:
Второй диплом: зачем и кто выбирает
Дом-утюг и призрак (городские легенды)
Майские ливни