Вот княжеский терем стоит, горделив и высок. Когда-то в нем князь Ярослав свой испытывал рок.
С волхвами восставшими прибыл он в Киев один*, И взял его силой славянских богов и богинь.
Пожег он все церкви, пожег он дома христиан**, Чтоб старая вера вернулась в родимый наш стан.
Но умер Мстислав, что имел половину земли, И люд захотел единенья Великой Руси***.
Сказал люд Мстислава ему: „Эту землю возьмешь, Когда христианство на Русскую землю вернешь.“
И рек Ярослав: „Вот какая-то Тьмутаракань Простерла над нами свою злополучную длань.
Но что же нам делать? Не брать же нам силою их? – Распятого Бога придется принять нам от них.“
И тут заревели от горя жрецы и волхвы, Ведь рус никогда ни пред кем не погнул головы.
И вот под татарами****, их Золотою Ордой***** Распятая Русь полегла золотой головой. _________________________________________________
* «С волхвами восставшими прибыл он в Киев один*» – имеется в виду: прибыл с волхвами один, т.е. как вождь вне других князей.
** Из «Повести временных лет» черноризца Нестора: «6525 (1017). Ярослав вниде в Киев. И погоре град Киев, церкви и домы яко до 700.» (оригинальный текст можно прочесть здесь http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4869 )
Текст моего стихотворения ни в коем случае не нужно рассматривать с исторической стороны как факт, но только в гипотетическом смысле. Это чисто художественное произведение. При написании этого произведения я руководствовался следующими фактами и аспектами. Ярослав пожег дома и церкви в Киеве. Причиной этому могло послужить следующее. Князь Ярослав был сыном Владимира-Крестителя и княжны Рогнеды. Он мог ненавидеть своего отца Владимира, так как бывший многоженец Владимир (до принятия христианства) взял его мать в жены силой, в связи с чем мог быть склонным к язычеству и мог вначале не принимать религиозных реформ своего отца. Согласно Википедии: «Княжна Рогнеда жила в Полоцке и была объявлена невестой Ярополка Святославича, великого князя Киевского. Брат Ярополка Владимир, в то время князь новгородский, был сильно унижен Рогнедой, так как тоже сватался к ней, однако был назван «рабыничем» и получил отказ, потому что княжна считала недопустимым выйти замуж за сына наложницы, коим был Владимир. Оскорблённый отказом, с варяжским войском в 978 или 980 он захватил Полоцк и обесчестил Рогнеду в присутствии её родителей, после чего убил её отца и двух братьев. Рогнеду он принудительно взял в жёны.» Там же (в Википедии) говорится: «В 1014 году Ярослав решительно отказался от уплаты отцу, великому киевскому князю Владимиру Святославичу, ежегодного урока в две тысячи гривен. Историки предполагают, что эти действия Ярослава были связаны с намерением Владимира передать престол одному из младших сыновей, Борису. Владимир Святославич скончался в следующем году, готовясь к войне с Ярославом. И Ярослав начал борьбу за киевский престол с братом Святополком, которого освободили из темницы и объявили своим князем взбунтовавшиеся киевляне. В этой борьбе, продолжавшейся четыре года, Ярослав опирался на новгородцев и на наёмную варяжскую дружину под предводительством конунга Эймунда.» В помощи у Ярослава были, как известно новгородцы, которых крестили новгородские посадники Добрыня и Путята «огнем и мечом» и которые (новгородцы) еще долгое время после крещения были склонны к язычеству. Однако, вражда его с отцом Владимиром остается вне всяких сомнений. Возможно, что до смерти Мстислава в 1034 г. Ярослав был ярым поборником христианства и только в борьбе за власть, чтобы не потерять земли Тьмутараканской Руси и дабы присовокупить их к своим владениям, склонился в сторону христианства, что послужило к заложению церкви святой Софии в Киеве: «И заложи Ярослав град Киев новый, и врата златая основа, и церковь святыи Софии».
*** РУСЬ – существует мнение, что задолго до Руси Новгородской и Киевской на территории Польши существовала в древности еще Волева Русь. В своей работе «Слово «Русь» на узорах» В.А. Чудинов указывает:
«Названия польских земель. Что же касается остальной огромной европейской территории славян, то она называлась ВОЛЕВА РУСЬ, как это следует из рис. 2, то есть ВОЛЬНАЯ, СВОБОДНАЯ РУСЬ. Это означает, что пока ни один проживающий на ее землях народ не считает эту Русь свой собственностью, и потому пока не окрашивает ее своим этническим именем.» (источник http://chudinov.ru/pamyatniki-slavyanskogo-slogovogo-pisma-o-vozmozhnom-rasselenii-predkov-slavyan/13/ )
1. «Между реками Вислою и Двиною впадает в Варяжское море от восточно-южной стороны река, которая вверху, около города Гродна, называется Немень, а к устью своему слывет Руса. Здесь явствует, что варяги-русь жили в восточно-южном берегу Варяжского моря, при реке Русе... А понеже Пруссия была с варягами-русью в соседстве к западу... И само звание пруссы (Borussi), или поруссы,показывает, что пруссы жили по руссах или подле руссов.»
2. «Литва, Жмудь и Подлянхия исстари звались Русью... Острова Ругена жители назывались рунами. Курский залив слыл в старину Русна...»
3. «А как слово «росс» переменилось на «русс» или «русь», то всяк ясно видит, кто знает, что поляки «о» в выговоре произносят нередко как «у» *, например, бог, буг; мой, муй; король, круль... Сие имя иностранные писатели девятого века и позже, услышав от поляков, стали россов называть руссами. И сами россы называли себя тем именем долгое время оттого, что столица была сперва в полянех, славенском народе, то есть в Киеве, и великие князи российские нередко польских принцесс в супружестве имели».
На территории Польши были широко распространены поляне ляшские, а белорусский город Гродно находится на самой границе с Польшей. Под Подлянхией имеется в виду Подляское воеводство, которое граничит с Литвой и Беларусью. Именно эта земля по всей видимости в древние времена задолго до Руси Новогородской и Киевской называлась Русь Волева. Кроме того, о приходе с территории Польши радимичей и вятичей упоминает летописец Нестор в своей «Повести временных лет»:
«Поляне же, жившие сами по себе, как мы уже говорили, были из славянского рода и только после назвались полянами, и древляне произошли от тех же славян и также не сразу назвались древляне; радимичи же и вятичи - от рода ляхов. Были ведь два брата у ляхов - Радим, а другой - Вятко; и пришли и сели: Радим на Соже, и от него прозвались радимичи, а Вятко сел с родом своим по Оке, от него получили свое название вятичи.» (см. http://old-russian.chat.ru/01povest.htm )
**** ТАТАРЫ – (по Википедии) «существуют несколько теорий этногенеза татар. В научной литературе наиболее подробно описаны три из них: • булгаро-татарская теория • татаро-монгольская теория • тюрко-татарская теория. Продолжительное время наиболее признанной считалась булгаро-татарская теория. В настоящее время большее признание получает тюрко-татарская теория.»
***** Как известно, спустя двести лет Русь была захвачена после монголо-татарского нашествия Золотой Орды (1243-1480). В моем художественном произведении рассматриваются события только до смерти князя Мстислава в 1034 г. согласно «Повести временных лет» черноризца Нестора. Какие-либо другие даты после 1034 г.и события монголо-татарского ига на Руси (1243-1480) в моем произведении не рассматриваются, а аспект исторических событий отношений между Киевской и Тьмутараканской Русью в моем художественном произведении, не претендующего на звание историчности, рассматривается только как предпосылка или предыстория того, что могло подготовить благодатную почву для удачного нашествия монголо-татар на Русь. Как известно, крещение на Руси по большей части не было мирным, а насильственное крещение восточных славян «огнем и мечом» привело по моему мнению в дальнейшем вовсе не к сплочению Руси, а к ее раздроблению на удельные княжества внутри внешне единого государства, что стало хорошей предпосылкой для захвата земель Руси спустя двести лет монголо-татарским игом.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
В истории России еще много темных пятен. Историю России мы в основном знаем по летописям и основываем исторические события Древней Руси именно по ним, а летописцы часто писали какие-то события под заказ тем, кому служили, а истинное положение вещей могло разительно отличаться от того, что преподносилось в летописях. Расхождения в датах и описаниях исторических событий существуют и в самих летописях, и в связи с этим нельзя утверждать, что истинные события в реальной истории не могли происходить другим образом. Известно, что некоторые события в летописях уже давно преподносятся совершенно иначе. К сожалению, ни одна летопись не избежала искажения исторических событий и по этой причине в нашу задачу входит раскрыть реальных ход событий в истории этой земли.
Раньше я частенько бывал в Польше. Очень нравится мне Ваша страна! В Кракове отдавал дань уважения Адаму Мицкевичу, в Варшаве играл в футбол с местными мальчишками. В Закопане не бывал, но знаю, что это район польской автопромышленности. "Малыш из Бельской Бялы" - так, помнится, называли польский Фиат-126п. Катался в районе Жилины в Словакии на лыжах. Это недалеко от Вас? жаль, что сейчас не получается вырваться... Хотя за малым с друзьями не съездили на волейбол!
Валентин, не перестаю удивляться твоими познаниями в истории Русского, Польского да и других народов.
Спасибо тебе, что свои знания не держишь за пазухой, а пр Леонид.освещаешь и нас.