«Без любви стихов не сложишь…»
(Рецензия о творчестве Ольги Пашун)
Стройная женщина с юным выражением лица. Поэт? Мать пятерых детей!? Трудится на нескольких работах, даже отдаленно не относящихся к поэзии?.. Ее стихи рождаются вопреки всему потому, что есть поэтический дар, настолько сильный, что никаким жизненным тяготам его не заглушить: «в нашей кухонке, на уголке стола, муза тихо крылышки сложила».
Первая вышедшая книжечка стихотворений «Обогреть любовью» принесла признание нарьянмарских читателей и поэтов – Алексея Пичкова, Андрея Чуклина.
Поэзия Ольги Пашун – лирика, жизнь души. Основная тема – переживания, личное восприятие мира. Она чувствует то же самое, что и многие:
Я устала от печали,
от тяжелой бабьей доли,
птицы грустно вслед кричали
отзвукам сердечной боли.
Выйду на берег высокий,
Отпущу тоску – кручину.
Взмыв, как птица, одиноко,
Этот мир легко покину.
Написано от первого лица, но относится ко всем. Это и есть социальная значимость литературного произведения. Пробуждая сочувственное понимание у читателей, поэтесса исцеляет не только собственную боль. Она создает нечто, способное облегчить другие души – сколь угодно много этих душ, женских, мужских ли…Свежесть и сила стихов поддержит в трудный час, поможет сохранить веру и надежду в добро не только их создательнице.
Многое держит нас в этом мире, в том числе и дети, которых мало родить – нужно еще поставить на ноги в этом не лучшем из миров и во времена поистине апокалипсические, когда на фоне «цивильной» жизни идет разложение человеческого духа.
У творцов-поэтов к числу детей относятся написанные и еще не сложенные стихи. Ольга Пашун щедро – по нынешним временам – приумножила род людской. Пожалуй, детей-стихов, детей-книг тоже следует ожидать немало.
Второй изданный сборник «Хрупкое счастье» вышел композиционно цельным. Цикл «Для нас двоих» переходит в «Желтые цветы», книгу продолжает восходящий по настроению цикл «На круги своя» и завершается «Параллельными мирами», стихами о том, что значат они для их автора, как бесконечно дороги…
Есть надежда, что филигранная отточенность поэтического мастерства придет со временем. Даже сейчас много стихотворений, безупречных во всех отношениях. Поэтическая техника хорошая. Все, как говорится, на месте: рифмы, ритм, некоторые стихи – хоть сейчас – в песню! Драгоценна та волшебная легкость, когда словами танцуют, воспаряют ввысь. Недаром она сравнивает себя с мотыльком!.. Не то, чтобы тяжесть земную, а уж серость будней ей удается преодолеть (своими стихами).
С нами пошутил творец немного,
сдвинув параллельные миры…
В своей обыденной жизни работающей матери пятерых детей Ольга не зарывает свой талант. Она занималась с литературно одаренными школьниками, ее приглашают читатели на встречи и конференции. Ольга Пашун – член литературного объединения «Заполярье». Она за несколько лет овладела французским языком, переводит стихи с французского на русский и наоборот.
Счастье, как и любовь, – это состояние души. «Ну, а без любви стихов не сложишь, рифмы не совьешь в тугую нить».
Почему все стремятся к любви? Да оттого, что любящий подключается к сильному энергетическому полю в «тонком», невидимом мире. А приток энергии, особенно духовной, –воспринимается как счастье. Поэтесса знает счастье и любовь, стараясь не только для себя. Стихи – тоже проявление любви…
У нее гармоничная и цельная натура, а это большая редкость среди поэтически одаренных людей, обычно внутренне противоречивых. Во многом, это не дар природы, а работа над собой. Ольга смеется: «В девичестве я была Графова, а теперь – Пашун!»
Занятия в ЛитО “Заполярье”, встречи в Клубе любителей литературы, наконец, постоянная работа над словом… “Как выросла!” – воскликнул поэт Андрей Чуклин, вернувшись из Москвы после нескольких лет. Хорошо сказано про взрослого человека!..
Весной 2003 года Ольга Пашун удивила нас еще одним даром – своей прозой. Рассказ «Джек» захватывает читателя. Трагические моменты (и их благополучное разрешение) смывают «накипь обыденности» с души. «Джек» уже переведен на ненецкий язык и опубликован в журнале "Пунушка".
На русском рассказ был впервые опубликован в Альманахе ЛитО “Заполярье” (2004 г.), а в мае того же года вышел на странице ЛитО в газете “Няръяна вындер”. Тысячи читателей в округе познакомились с ним. В этот день вскрылась Печора ото льда, у школьников уже закончился учебный год, а все нарьянмарские охотники устремились за дичью. Так что содержание рассказа было на редкость актуальным.
Сюжет построен на том, что в далекие перестроечные времена пятиклассник Борька, окончил четверть без троек (невероятный успех для него – с точки зрения родителей). В качестве поощрения обещан магнитофон, и в один прекрасный день его отправляют за покупкой в магазин, который был в 10 минутах ходьбы. Но, как часто бывает даже сейчас: когда есть деньги, вещь из продажи уже исчезла. Вышло так, что в результате Борька купил породистого щенка – спаниеля, которого назвал Джеком.
Тем временем дома его ждала вся семья: мама с папой, два брата и две сестры. Ведь мальчик исчез на несколько часов, – за щенком пришлось ехать в Качгорт, но близкие об этом, конечно, не знали… Автор пишет “Все занимались своими делами, но в доме чувствовалась напряженность. Мама в сотый раз ругала себя за то, что отпустила сына одного”.
Заметьте, никто не произнес ни слова о том, что, несомненно, тревожило каждого, – куда исчез Борька? Будто каждый чувствовал, что эта молчаливая поддержка предохранит от всего плохого, что могло бы случиться. Отсутствие лишних слов и эмоций – признак необычного мужественного воспитания в семье. Ведь многие представили бы своих близких в такой ситуации: упреки, крики, суета, беготня, напрасные поиски…
Когда появился сияющий Борька и достал из-за пазухи крошечного «щенка с ушами, похожими на лепестки», все были в восторге от прибавления в семействе, – где, кстати, и так уже есть «семь Я».
Подробно передаю содержание эпизода, на котором завязан этот рассказ. Дело в том, что при чтении этой вещи на семинаре в рамках фестиваля молодых литераторов в Каргополе в 2004 году автору единодушно поставили в вину: «Как она, мать, могла написать такую «безнравственную вещь» о том что 12-летнего ребенка одного(!) родители отправляют в магазин за покупкой? И настоятельно потребовали – переписать рассказ.
Когда Ольга по приезде рассказала нам об этом, мы «тихо удивились». Но время шло, рассказ уже вышел в нашем альманахе… В один прекрасный день в Нарьян-Мар прилетела на 70-летие Алексея Пичкова руководитель Архангельского регионального отделения союза писателей глубоко уважаемая мной поэтесса Инэль Яшина. Мы шли по нарьянмарскому «Арбату» и беседовали о делах ЛитО. Вдруг она спросила: «А Ольга переписала своего «Джека»?»
Конечно, я высказала все, что об этом думала и привела аргументы. На этом эпизоде держится весь рассказ, без него цельная композиция просто перестанет существовать. Рассказ написан на нарьянмарском материале. Тут практически все друг друга знают и нет ничего удивительного, что достаточно большого мальчика отпустили в магазин, который находится неподалеку. Иногда наблюдаешь в реальной жизни: ребенка из-за прилавка-то не видно, а он тянет продавцу записочку с перечислением продуктов и деньги. Такое у нас в порядке вещей.
Здесь описан Север, край первозданной чистоты нравов, которую даже теперь не до конца испортили волны всяких переселенцев. Даже они, подчас, заряжаются этой чистотой. Такая уж тут земля. И те люди, душа которых еще не потеряна для добра, становятся лучше.
Кроме того, хоть тут и не Сибирь, где, как поют в песне, «уж лет с десяти выходят на зверя», но тоже край первозданной природы. Мужество, привычку к самостоятельности, умение самому принимать решения воспитываются с детства. Иначе не вырастет полноценный северянин или северянка. Как дети в полярную ночь при тридцатиградусном морозе под ветром одни ходят в школу? В возрасте героя рассказа отменяют школьные занятия при минус 37. А как сжимается родительское сердце, когда девятилетнего ребенка в мороз и темень приходится отправлять в школу, до которой иногда не дойти, – на автобусе доехать надо! Север…
Поэт Алексей Пичков вспоминал, что первое ружье ему подарили в семь лет. Отцы берут сыновей на охоту, – для мест, где еще сохранились древнейшие отношения человека с природой, – это естественно. Мальчик приобрел щенка именно для охоты: «Подрастет, за утками ходить будет», – важно говорит он. С первых же слов, когда в рассказе появляется Борька, автор лаконичными мазками рисует его характер: ясно – растет настоящий северянин. Недаром сын – прототип Борьки, – благополучно отслужил в армии и даже на несколько лет стал профессиональным военным на контрактной службе в ракетной части возле Иркутска. Комментарии, как говорится, излишни.
Удивительно еще как не возмутились окончанием рассказа, когда после вскрытия Печоры вся мужская часть семьи с Джеком, погрузив в лодку припасы, ружья, отправляется «на весновку», на самую настоящую охоту на недельку-другую. «Ах, детей берут на охоту»… «Это безнравственно!»… Великий американский гуманист Генри Торо (друг мыслителя Ралфа Эмерсона) сказал однажды: «Если мальчик с детства не был на охоте, не прочувствовал жизни леса, он от этого не станет ни лучше, ни добрее. Это будет просто пробел в его воспитании».
В рассказе «Джек» автор ненавязчиво, но совершенно отчетливо рисует северную семью, крепкие нарьянмарские характеры. Детям в семье дается ровно столько свободы, чтобы они имели возможность постепенно выработать привычки, которые помогут им во взрослой жизни. Родители учат детей делать все без суеты и спешки, – «жить наверняка», без дурной прыти. Учат конструктивным действиям, доброте, любви и заботе друг о друге. Наконец, они уважают авторитет ребенка перед остальными детьми, сознательно поддерживают его. В рассказе «Джек», соответствующем всем канонам жизненной и художественной правды, автор рисует это совершенно отчетливо. Тем более, что «Джек» – вещь 100% автобиографическая, ведь у Ольги Пашун – три сына и две дочери. Что переписывать – рассказ, жизнь?
"Без любви стихов не сложишь..."
3 ноября 2012 — Любовь Царькова
Рейтинг: +1Голосов: 1849 просмотров
Нет комментариев. Ваш будет первым!