Нарьян-Мар - преемник древнего Пустозерска

29 октября 2012 — Любовь Царькова

Нарьян-Мар - преемник древнего Пустозерска

 

 

ПУСТОЗЕРСК
Пустозерск – первый русский город за Полярным кругом, форпост Московского государства, «порубежная государева крепость».
«Зарублен» осенью 1499 г. московскими воеводами по приказу царя
Ивана III на одном из рукавов Печоры в 100 км от ее устья, на берегу
оз. Пустое.

В XVI – XVIII веках – административный и культурный центр Печорского края.
Был опорным пунктом в продвижении русских на северо-восток России
по Печорскому чрезкаменному пути, наиболее древнем пути,
связывавшему Европу с Зауральем. Им пользовались новгородские ушкуйники и землепроходцы... Он сыграл важную роль в освоении Крайнего Севера и Сибири,
здесь жили люди, благодаря которым были далеко раздвинуты границы державы.
Жители Пустозерска открыли пути на Колгуев и Вайгач, Шпицберген, Новую Землю и к устьям сибирских рек.

В 1574 г. – 282 постоянных жителя. В начале XVII века в Пустозерске
проживало около 2 тыс. человек. Город обеспечивал государствен-
ный контроль над пушной торговлей на Севере, доходы от которой
составляли третью часть доходов казны.

В XVI – XVIII веках огромная территория Пустозерской волости
простиралась с севера на юг от Баренцева моря до реки Вычегды и
с востока на запад от Урала до реки Мезени. Пустозерск стал самым
крупным городом края, экономическим, культурным и торговым
центром. По морским путям в Пустозерск прибывали караваны ку-
печеских судов, через него шли сухопутные торговые пути за Урал-
Камень и в Сибирь.

В разные годы построены 4 храма: Преображенский, Введенский,
Никольский и Георгиевский. В XVII – XVIII сюда ссылали лиц, неугодных
властям и официальной церкви. Самые знаменитые «пустозерские
сидельцы» – вождь старообрядчества протопоп Аввакум; боярин
Артамон Матвеев и его сын Андрей Матвеев, ставший графом и се-
натором при Петре I (1678 – 1680); князь Долгорукий (1730 – 1739).
До 1780 г. Пустозерск был административным, промысловым и торговым
центром Печорского края. С 1780 г. постепенно утрачивает свое зна-
чение, жители начинают переселяться в соседние деревни. В 1962 г.
в д. Устье перевезен последний дом.

Слава Пустозерска - протопоп Аввакум. Его нравственный и физический подвиг - подвиг человека, полностью свободного внутренне. Триста лет назад в Пустозерске он был сожжен на костре “за великие хулы на царя”, за то, что крепко стоял за свое право на свободу совести; он исповедовал ту веру, которой живет его душа (догматы, принятые при крещении Руси и соблюдавшиеся свыше 600 лет).

Сила Аввакума, заключенная в мощном и свободном слове (за 15 лет, проведенных в подземной тюрьме в Заполярье, им написано целое собрание сочинений-проповедей и знаменитое “Житие”) ощущается по сей день.

“Под титлом исправления... во дно адово себе низводите... и тому мнимому вашему исправлению конца не будет, дондеже не останется в вас ни единой малейшей части христианства”...
”Бедной, бедное, безумно царишко... полно христиан тех мучить!”

Городище Пустозерск сейчас – природно-исторический памятник
федерального значения. Включает древнее городище-крепость и
посадскую часть. Культурный слой со стороны Городецкого озера
мощностью 4 м содержит всю свиту культурных напластований за
500 лет.
Пустозерск находится в непосредственной близости от города Нарьян-Мара,
столицы Ненецкого автономного округа.

Варлам Шаламов
Аввакум в Пустозерске
Фрагмент

Не в бревнах, а в ребрах
Церковь моя.
В усмешке недоброй
Лицо бытия.
Сложеньем двуперстным
Поднялся мой крест,
Горя в Пустозерске,
блистая окрест.
Я всюду прославлен,
Везде заклеймен,
Легендою давней
В сердцах утвержден.
Сердит и безумен
Я был, говорят,
страдал-де и умер
За старый обряд.
Нелепостен этот
Людской приговор:
В нем истины нету
И слышен укор.
Ведь суть не в обрядах,
Не в этом – вражда.
Для божьего взгляда
Обряд – ерунда.
Нам рушили веру
В дела старины,
Без чести, без меры,
Без всякой вины.
И гнали на плаху,
Тащили в тюрьму,
Покорствуя страху
В душе своему.
Наш спор – не церковный
О возрасте книг.
Наш спор – не духовный
О пользе вериг.
Наш спор – о свободе,
О праве дышать,
О воле господней
Вязать и решать.
Я был еще молод
и все перенес:
Побои и голод,
И светский допрос.
Там ангел крылами
От стражи закрыл
И хлебом со щами
Меня накормил.
.................
Серебрянной пылью
Мой след занесен,
На огненных крыльях
Я в небо внесен.
Тебе обещаю
Далекая Русь,
Врагам не прощая,
Я с неба вернусь.
Пускай я осмеян
И предан костру,
Пусть прах мой развеян
На горном ветру, –
Нет участи слаще,
Желанней конца,
Чем пепел, стучащий
В людские сердца.

Подробно об изменении старой веры можно почитать у Гелия Клейменова -
http://www.proza.ru/2011/12/18/1431

 
© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0085920 от 29 октября 2012 в 19:49


Другие произведения автора:

Александр Чашев об архангельских гидронимах

Николай Олуфёров -Эссе

Летом - в Нарьян-Мар?

Это произведение понравилось:
Рейтинг: +2Голосов: 21492 просмотра

Нет комментариев. Ваш будет первым!