Александр Чашев об архангельских гидронимах
Книги Александра Чашева "Тайны языка земли Холмогорской" и "Чудеса Поморья" - обзор
ПУБЛИКУЕТСЯ С ОДОБРЕНИЯ АЛЕКСАНДРА ЧАШЕВА -
Русский Север: Кольский полуостров, Белое море, Двина, Печора - эти названия пробуждают необъяснимое чувство неведомого и таинственного...
Более тысячи лет назад ладьи новгородских ушкуйников и викингов ходили по рекам и морям - под парусом и на вёслах, там жила легендарная чудь - автохтонное население региона...
Артефакты таинственной Гипербореи...
Биармия - загадочная страна скандинавских и исландских саг...
Обо всем этом вы можете найти любопытнейшую информацию в "Чудесах Поморья" Александра Чашева, опубликованных на его страничке на ПРОЗЕ.РУ.
"На основании деталей, приведённых в саге об Олаве Святом можно говорить о северном расположении фантомной Биармии. Более точно – в устье Северной Двины.
Ещё одно подтверждение эта версия получила после обнаружения в окрестностях Архангельска в 1989 году так называемого Архангельского клада, включающего 1915 монет (более 90% германской чеканки X-XII веков) и около 20 ювелирных украшений, в том числе древнерусского и скандинавского изготовления.
В 2004 году при реставрации Гостиного двора в Архангельске был обнаружен клад, включающий скандинавское вооружение X века – четырнадцать мечей, шесть арбалетов, лук со стрелами, два боевых топора, булаву, кистень, два щита и два шлема".
Интересная информация собрана и проанализирована. Получается, что ограбленное около 1026 года викингами святилище Иомалы, о котором повествует сага об Олаве Святом, записанная исландским скальдом и прозаиком Снорри Стурлсуном (1178-1241), находилось южнее современного Архангельска на Курострове, в пределах родины Михаила Ломоносова - Холмогор, Хольмгарда древних саг. Напротив Холмогор, на Кур-острове (родина Ломоносова), археологи обнаружили «Святую рощу» (он же Куростровский Ельник), являющуюся по преданию местом чудского капища, посвящённого богу Иомале. Несколько холмов были насыпаны на затопляемой пойме Северной Двины, по преданию, ещё чудскими князьями. На них стояли святилища, а потом - православный собор и часовня: "В статье "Заволоцкая чудь", изданной в 1869 году, П.С. Ефименко приводит следующее сообщение священника П.А. Иванова: "В одной из частей г. Холмогор, среди низменной плоскости, заливаемой ежегодно водою, возвышается искусственная насыпь, на которой ныне построены собор и монастырь. Эта насыпь, называемая городком, приписывается временам чуди".
Следующий пример: в словаре, являющемся частью работы "Родина Михаила Васильевича Ломоносова. Областной крестьянский говор", её автор священник Куростровской церкви А.К. Грандилевский пишет: "Куростровская часовня - молитвенный дом на окраине Куростровского выгона, прилегающего к Холмогорской стороне, вблизи северно-западной окраины Куростровского селения, - стоит на высоте холма, который по преданию насыпан над тремя чудскими князьями". И ещё один пример, приведённый П.С. Ефименко - "святая" (с точки зрения язычников) роща за рекой Курополкой, с которой связаны предания о сокровищах Биармии.
Всего три примера. Три тайны. И к истории Холмогор можно добавить несколько сотен, а может быть, и тысяч лет. "
Исследование автора («Йомала Кур-острова»
В главе 6 части первой читаем: «Северные авторы (Стурлез[он] на многих местах, также и Саксон Грамматик) наполнены описаниями военных дел их и других сообщений, бывших со шведами, датчанами и норвежцами. Пермия, кою они Биармиею называют, далече простиралась от Белого моря вверх, около Двины реки, и был народ чудской сильный, купечествовал дорогими звериными кожами с датчанами и с другими нормандцами. В Северную Двину реку с моря входили морскими судами до некоторого купеческого города, где летом бывало многолюдное и славное торговище: без сомнения, где стоит город Холмогоры, ибо город Архангельской едва за двести лет принял свое начало. Народ почитал идола Иомалу, что на ливонском, финском и на других чудских диалектах бога значит".
В полемике к
Вывод: "Если святилище Йомалы находилось на Курострове, то оно было уничтожено пришедшими в эти места христианскими миссионерами не раньше XII века. Церкви воздвигнуты на его месте. Так происходило по всей Руси".
Отметим, что нередко названия рек, городов и др. не только сохранялись тысячелетиями "на своем первоначальном месте", но и переходили из одной местности в другую, из одного региона - в другой вместе с пассионариями-переселенцами. Пожалуй, и с Биармией так было: в разные исторические времена она, возможно, "переселялась". И Пермь к ней, возможно, в самые древнейшие времена отношение имела... А название Йомала, судя по всему, переселилась из Хальмгарда за Урал (когда чудь уходила от самодийцев в начале-середине второго тысячелетия н.э.), даже Ямал теперь это имя носит.
Загадки, предположения, гипотезы... Ясно одно, "край белых ночей" и страны "полунощные" были населены людьми, которые владели сокровенной информацией о сейдах - "местах силы", где происходят необычные явления.
В книге "Чудеса Поморья" есть немало сведений об этом, примеров.
Интересный вопрос: этимология, то есть происхождение, названия «Биармия»:
"Подсказка вроде бы приведена в ...труде Н.М. Карамзина: «Имя нашей Перми есть одно с именем древней Биармии». К сожалению, историк не привёл каких-либо аргументом в обоснование этого утверждения.
Возможно, следует вспомнить, что примерно в те же времена (с XI века) территорию, на которую скандинавские саги помещали Биармию, русские называли Заволочьем. А не тождественны ли эти понятия?
На прибалтийско-финских языках выражение «земля за чем-либо», «за волоком» обозначается словосочетанием pera maа.
Пришедшие в бассейн Северной Двины новгородцы спрашивали у местных жителей – предков современных саамов, финнов и карел,- как называется ваша земля, земли за той или иной рекой, и слышали в ответ: пера ма. И это всегда было правдой, поскольку единственными путями для путешественников в те далёкие времена были реки и озёра, а также связывающие их сухопутные волоки. Поэтому любую местность, находящуюся за рекой можно было назвать «задней» или «землёй за волоком».
По мере заселения северных территорий новгородцы на собственном опыте могли убедиться в правомерности употребления выражения «заволочье», но уже применительно ко всей территории Поморья. Так прибалтийско-финское пера ма уступило место русскому заволочье – термину, попавшему как в разговорный язык, так и в документооборот того времени...".
"...А теперь «поставим» рядом два термина: прибалтийско-финский «пера ма» и скандинавский «бьяр ма». Не правда ли: звучат почти одинаково?
Таким образом, можно предположить, что после фонетической адаптации скандинавскими языками, слово пера ма могло обрести формы бера ма, бьяр ма и т.п. ...Итак, если Биармия – это скандинавское искажение прибалтийско-финского слова пера ма, то всё становится на свои места: Биармия – это Заволочье! Заволочье – это Биармия!"
Заволочье - вся местность от Северной Двины и Белого моря до реки Печоры.
"Вторая тайна связана с происхождением названия Белого моря...
Кто оставил самые древние топонимические названия?
"Существует теория «северного прошлого протоиндоевропейцев (ариев)». По-мнению её сторонников, языком наиболее близким к языку древних ариев является санскрит.
Кроме того, они предполагают, что названия крупных рек и озёр Русского Севера записаны на языке, близком к санскриту".
В книге «Тайны языка земли холмогорской» (
И он «зазвучал» ничуть не хуже, а порой гораздо чище, нежели языки «официальной» версии. Более того, многим санскритским этимологиям соответствуют находки археологов, датируемые временами «безмолвия». То есть эпохами, в которых, по мнению «официальной» науки, на Севере человек обитать не мог. Десятки памятников эпох мезолита и неолита обнаружено на островах и побережье Белого моря.
Если допустить, что до прихода саамов на берегах Белого моря проживали арии, то и название огромному водному пространству могли дать они".
В книге "Тайны языка земли холмогогской" Александру Чашеву удалось живо передать дух давних времен, воплощенный в топонимах. Получилось отнюдь не академическое исследование, а доступная широкому читателю интереснейшая книга, изданная в Архангельске. Вот она лежит передо мной с дарственной надписью автора и зовёт перечитать ещё раз. По замыслу Александра Чашева некоторые главы носят предварительный характер и нуждаются в дополнениях и уточнениях, это ни в коей мере не снижает её ценности.
Александр Чашев идет по стопам других исследователей. В топонимике, как в любой науке, есть общепризнанные авторитеты. О протоиндоевропейских следах в гидронимах русского севера говорили С.В.Жарникова и др. " Я всего лишь попытался проверить эту гипотезу, избрав её в качестве дополнительной версии к существующим официальным, и применив для этимологизации санскрит," - пишет он в письме по поводу согласования настоящего обзора.
Санскритское слово шар – «вода» встречается в качестве названия проливов у берегов Новой Земли. А также между островами в устье Печоры, у Мезенского побережья и даже в названиях рек бассейна Северной Двины.
У нас в Нижнепечорье многие протоки в дельте доселе носят двойное название: Куйский шар, Кудрин шар и т.д. Ещё добавлю: Названия Харьяга ("Хари-ягья" -"жертвоприношение Хари"), Хари-то ("Озеро Хари") - чистый санскрит.
"В качестве основ, их составных частей, окончаний названий рек и озёр могли использоваться и другие слова из санскрита.
Вот некоторые из них: акс – “достигать, наполнять, проникать”, акса – “ось”, агра- “первый, передний, главный, основной, остриё, вершина, поверхность, начало”, анг и анк – “идти”, га- “идущий, находящийся”, ёни – “начало, ева – “путь, ход, спешащий, торопящийся, быстрый, скорый”, ека – “язык”, ека- “один, единственный”, ема – “ход, дорога, путь”, йа – “движение”, и – “идти, отправляться, приходить, достигать” , икс- “картина”, икша – “взгляд”, инг – “идти, двигаться”, ка – “вода, голова”, МА – “начало”, огха – “прилив, поток”, ома – “помощник, товарищ, друг”, ра – “помощник, помогающий”, рч – “движение”, рш – “движение”, ю- “едущий, спутник, попутчик, товарищ, приятель”, юга – “поколение, род, период жизни, отрезок времени”, юдж (yuj) – “связывать, соединять кого-либо”, юдж – “связанный с чем-либо”, ям – “идти, яи (yayi) – “бегущий, спешащий”, яна – “ведущий (о пути), средство передвижения”, яни – “путь, дорога" и многие другие" (А.Чашев).
Тема индоевропейского прошлого Севера России сейчас популярна, как никогда. Самоосознание нации невозможно без осмысления её древнейшей истории.
К счастью, появляется всё больше свидетельств, приоткрывающих завесу тайны.
В их числе - эта книга. Санскритская этимология самого древнего протоиндоевропейского пласта гидронимов Холмогорского района Архангельской области совпадает с современным звучанием названий озер и рек, чего нельзя сказать о саамских и прибалтийско-финских. Собранные автором сведения отнюдь не опровергают гипотезу протоиндоевропейского прошлого Севера.
В пятой части книги Александр Чашев пишет также о теории Б.Тилака (Индия) на основе изучения Ригведы и Авесты. Арктика была прародиной арийских народов, именно в Приполярье складывались древнейшие религозные книги человечества - Веды и зороастрийская Авеста. Ссылки на топонимику подтверждают эту теорию.
Кто бывал в Архангельске, знает местные колоритные топонимы: Смольный Буян, Ильма, Юрас (реки), Пурнаволок и другие. "Наволок" – выдающиеся в море, озеро или реку, или возвышающиеся над ними мыс, коса или вообще крутой берег»(словарь А.О.Подвысоцкого).
"Пур"- это чистый санскрит: "город, огонь".
Понятно, откуда пошло это название берега на правом берегу Северной Двины в Архангельске. Мореходы, возвращаясь домой (зачастую ночью), видели родные огни. Пурнаволок - берег огней.
Кстати, речь руского автохтонного населения Нижнепечорья (восточная окраина Биармии по Чашеву), в известной степени, близка к поморскому диалекту.
Наволоки - так говорят и в низовье Печоры. Как в сказе Маремьяны Голубковой: "В наволоках луга сенокосны...". Это уже «другой» наволок, или наволочная пожня – «прибрежный луг, сенокосная земля».
Обрывистые берега называют "щелья", отсюда пошли Белощелье, Долгощелье и др. А в Республике Коми есть даже Щельяур.
"Щелья" - тоже санскрит.
Сколько тайн хранят ещё эти древние названия! Интересно, когда территория меняла население (люди приходили и уходили, пожалуй, в любой местности на Земле), названия рек, озер, гор и даже городов часто оставляли прежнее, таков был повсеместный обычай. Считалось, что старое название даст определенную защиту новым поселенцам: ведь одухотворялись и реки, и горы. Как "новосельцу" поменять их имя? Это ведь живая душа, может и отомстить. Поэтому названия, на счастье будущих исследователей, оставались неизменными даже не столетиями - тысячелетиями!
Замечательно, что на ПРОЗЕ.РУ есть, что почитать на эту тему!
Александр Чашев о "Тайнах языка земли Холмогорской": "книга написана по велению души. Я не филолог, не историк, не топонимист, а просто любознательный человек.
В далёком детстве имена Лая, Лодьма, Сумара и многие другие звучали как завораживающая музыка. Взрослые на вопросы о том, кто присвоил рекам и озёрам такие странные, загадочные названия и что они означают, ответов дать не могли. Жизнь пронеслась как миг, и наступила пора давать ответы самому, в том числе и на такие волнующие каждого нормального человека вопросы: кто мы, откуда и куда идём?
После выхода на пенсию большую часть года стал проводить в деревне под Емецком... И вновь, как в детстве, загадка имени реки не давала покоя. Любопытство и наличие свободного времени позволили (хочется в это верить) приблизиться к дешифровке посланий наших далёких предков, воплощённых в названиях ...рек и ручьёв, озёр и болот Русского Севера".
Рег.№ 0084601 от 20 октября 2012 в 19:27
Другие произведения автора:
Коренное отличие литературы от графомании
Нет комментариев. Ваш будет первым!