Жили-были спички – Сказка для неосторожных
Из моей новой книги "Миф"
***
Жили-были спички. Жили они в обыкновенном спичечном коробке, привыкли к нему, не мыслили иного приюта. Скопилось их несколько десятков. Все они были настороже, то есть ждали случая, чтобы пригодиться для дела: вспыхнуть, зажечь заветный огонёк и безвредно для человека прекратить своё существование. Каждая спичка прекрасно знала, что век её недолог, если она понадобится человеку.
Какой конец ждёт спичку, знают все.
Тем не менее, спички хотели быть нужными людям, а не отсыреть бесполезно и быть выброшенными прочь.
…Спичечный коробок уж давно лежал без применения. В доме была установлена электрическая плита, что гораздо безопаснее, чем газовая. Свечи зажигали иногда, в особых случаях. Раньше, бывало, перегорали электрические пробки в прихожей, тогда требовался хотя бы на короткое время свет от ручного фонарика или той же свечи. Но теперь наука и техника разрешили эту проблему – в целях всеобщей безопасности населения.
Однако не все проблемы так легко решались. Поскольку к спичкам обращались чрезвычайно редко, они и жили на кухне, на самой верхней полке подвесного кухонного шкафчика, в дальнем углу. Их было не видно ни с какой стороны.
Но это – кому как.
Так далеко и высоко их прятали потому, что в доме были дети, семилетняя девочка и пятилетний мальчик. Самый опасный возраст: уже не так малы, но никак не сознательны.
Девочка собиралась идти осенью в первый класс. Мальчик же ни в какую школу идти пока не собирался, ему было хорошо и так, дома с бабушкой. Хорошо, да не так вольно, как хотелось. Озорничать, обижать сестру, кушать всё подряд ему не разрешали родители. А его тянуло делать всё наоборот, чтобы жилось весело и интересно.
Самое любимое занятие у него – игра, да не все игрушки, а только машинки. Машинок имелось в наличии десятка три, самых разных. Он мог играть с ними чуть не часами, то есть до тех пор, пока не проголодается.
Дожидаться обеда или ужина ребёнок не любил. А любил стащить потихоньку что-нибудь вкусненькое из кухни, сбежать, спрятаться подальше, забиться под стол или за спинку дивана, съесть всё без остатка. И это было бы не так страшно, если бы не аллергия как раз на эти запретные продукты: сладости, сдобное, шоколадки. Приучить мальчика к режиму было невозможно, и взрослым следовало быть начеку постоянно. Запреты и угрозы наказания не действовали – мир полон соблазнов, и эти соблазны научились проникать в каждый дом.
Больше всего мальчик любил шоколадки в ярких обёртках, а от такого-то шоколада – самая тяжёлая аллергия и испорченное пищеварение. Врач строго-настрого запретил давать ребёнку шоколад. Но другие члены семьи не могли обходиться без шоколада, да и гости баловали деток безмерно.
А уж праздники – это сплошные шоколадки.
Поэтому взрослые старательно прятали сладкие угощения подальше от детей – складывали в пакет и поднимали как можно выше, на самую верхнюю полку кухонного буфета, например. Только мальчик был смышлёным, давно обследовал все укромные места, изучил все возможные тайники-хранилища конфет, зефира, печенья, пастилы и прочих сладостей.
Когда никого рядом не было, он проникал на кухню, молниеносно хватал табуретку и подтаскивал то к буфету, то к кухонному столу, над которым висела полка, где тоже хранили лакомства. Затем ставил на табуретку детский стульчик, моментально взбирался на него, перешагивал на стол, открывал дверцы полки, хватал добычу – и вниз. Так же быстро растаскивал сооружение, прятался в тёмные углы и поглощал сладкое с удовольствием.
С сестрой не делился: а вдруг расскажет папе с мамой?
Конечно, взрослые знали это, следили за ребёнком, но успевали не всегда. Особенно неловким воспитателем была бабушка, и её обмануть было легче лёгкого. Мальчик привык обманывать её мастерски, и с каждым разом становился всё искуснее.
Так однажды, оставшись дома вдвоём с бабушкой, он улучил минутку, когда старушка задремала в зале перед телевизором на середине какой-то унылой программы. Вот самое время полакомиться, ведь вчера была крёстная, столько сладкого и вкусного принесла, наверняка осталось кое-что!
Он тут же побежал на кухню, со скоростью света взлетел на заветную полку, но… Ничего сладкого там не было. Тогда решил заглянуть в подвесной кухонный шкафчик – до него раньше не добирался. Еле-еле дотянулся… Банки, тарелки, какие-то салфетки… Как жаль… И вдруг из свободного уголочка выглянуло что-то новенькое. Коробочка! Мальчик взял в руки эту любопытную коробочку, которой раньше не видел.
Это был спичечный коробок. Он спустился вниз с коробком, вышел из кухни, присел на пол в прихожей, аккуратно выдвинул среднюю часть коробка. Сделал это медленно, поэтому спички не рассыпались на коврик, лежащий на полу.
– Ой, что это? – невольно произнёс мальчик, вытаскивая спички одну за другой и роняя их на пол. Спички очень взволновались от неожиданности и не сразу нашли ответ.
– Послушай, деточка! – воскликнула Старшая спичка. Она была единогласно избрана комендантом коробка с самого начала существования этого самого коробка. – Сейчас же положи коробок на стол и позови взрослых.
– Не положу и не позову. Это я вас нашёл, сделаю с вами, что захочу, а то бабушка не даст, – отвечал ребёнок, ещё не догадываясь вполне, что именно можно делать с этими тоненькими палочками, похожими на взрослые зубочистки. Зубочистки его совершенно не интересовали, а эти… – А как вы называетесь, скажете?
Спички заволновались не на шутку. Бабушка всё не шла. Уснула, что ли?
– Мы – спички. Мы очень опасны для детей, – сказала Спичка-комендант. – Неужели ты о нас не слышал ничего?
– Опасны? Не слышал… Взрослые всегда что-нибудь запрещают, говорят, что нельзя или опасно. А сами-то… – Малыш высыпал спички из коробка на пол и стал складывать из них разные фигурки, пока не вспомнил, как папа, правда, уже давно, зажигал спичками свечу в старинном подсвечнике. Так вот для чего они нужны! Свечки ярко горели, и было так красиво!
Он хотел побежать в зал и принести оттуда подсвечник, чтобы проверить, сумеет ли сделать это сам. Так и докажет папе, что он уже совсем не маленький. Вспомнил про бабушку: увидит, всё поймёт и не даст. Он осторожно приоткрыл дверь в комнату. Телевизор урчал негромко, а бабушка дремала безмятежно в кресле напротив. Ну, повезло: вот он, подсвечник на тумбочке, и свеча на месте, только бы стащить без шума…
Нет, без шума не получится. Но можно попробовать другое.
А спички, оказавшись в беспорядке на полу, впали в панику. Спичка-комендант призывала подруг к спокойствию.
– Да, жаль, что мы не отсырели для такого случая. Жаль, не можем рассчитывать на помощь взрослых, – сказала она. – Видимо, никто не предупреждал ребёнка об опасности открытого огня, не познакомил с нужными правилами поведения…
– Какое теперь это имеет значение? – спросила самая тоненькая спичка. – Мальчик упрям, сделает с нами и с собой то, что ему в голову взбредёт… Неужели нас принесли в этот дом, чтобы устроить пожар и уничтожить всё вокруг?
Чувство долга переполняло каждую спичку. Пусть даже используют её не по прямому назначению или не используют вовсе, чем заставят причинить вред окружающему миру! Не для этого они созданы.
Но ведь мальчик ничего не знает про это...
А мальчик уже стоял на коврике прихожей с новенькой книжкой, подаренной ему родителями на день рождения вместе с очередным грузовиком-самосвалом. Он вспомнил, что в книжке есть красивая картинка, на которой нарисован праздничный торт с пятью горящими свечками – книжному герою исполнилось как раз пять лет.
– Вот, видите, милые спички, в книжке ничего о вас и не сказано, а свечки красиво горят. На моём дне рождения ничего страшного не было, попробуем поиграть с вами сейчас! – Поднял с пола первую попавшуюся спичку и поднёс её к свечке в книжке. Ничего не произошло, свеча почему-то не зажглась. В чём дело?
– Малыш, остановись, пока не поздно! – закричала Спичка-комендант. Она испугалась, что ребёнок догадается чиркнуть спичкой о коробок, и тогда…
Мальчик пытался вспомнить, как это делал папа… Да, вспомнил! Неловко чиркнул спичкой по коричневой стенке коробка, и спичка нехотя загорелась. Он засмотрелся на пламя, но спичка погасла быстро. Не беда, взял следующую – эта горела гораздо ярче и дольше, но когда пламя стало обжигать пальцы, уронил спичку на пол. Спичка изо всех сил пыталась остановить пламя, да и пол не поддавался горению. Но рядом лежала книга, а бумага вспыхивает мгновенно!
Спичка вяло погасла…
Спичка-комендант, наблюдая за происходящим, переживала яростно, но ничего не могла поделать. Мальчик взял следующую спичку и…
В этот момент… Нет, бабушка так и не проснулась, но заскрипел ключ в замке входной двери. Это мама с дочкой вернулись из поликлиники. Не успев переступить порог, мама поняла, что происходит, потому что почувствовала характерный запах. Она бросилась к мальчику и задержала его руки со спичкой, которую он не успел выпустить, в своих руках.
– Сынок, ты чем занят? Ты хоть понимаешь, что могло случиться? И где же бабушка? – Мама чуть не плакала… Тут в дверях зала показалась сонная бабушка, испуганно вздрагивая и заикаясь, пытаясь объяснить необъяснимое.
Девочка не успела испугаться, только поняла, что мог случиться пожар. Девочка была постарше брата, знала кое-что о том, как бывает легко вызвать огонь и как трудно его погасить. Мама выбросила в мусорное ведро использованные спички, подобрала коробок и задумалась, куда же его положить… Оставшиеся в коробке спички переглядывались и переговаривались между собой, рассуждая о том же.
...Где и как будут жить – до поры до времени – так необходимые всем нам спички?
Июнь 2014 г.
Рег.№ 0269652 от 13 августа 2017 в 21:31
Другие произведения автора:
СВЯТЫЕ РАВНОАПОСТОЛЬНЫЕ КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ, ПРОСВЕТИТЕЛИ СЛАВЯН
MY LORD, WHAT A MORNING О, МОЙ БОГ, КАКОЕ УТРО (АПОКАЛИПСИС)
Нет комментариев. Ваш будет первым!