«Малыш».
(Из цикла рассказов «Все это было бы смешно…». Ч.1. В начале жизненного
пути.)
Упиться вдруг неведомым, родным…
А. Фет
«Оби-и-дели-и, меня оби-и-дели!»-кричал Малыш и несся по коридору,
куда-то вглубь, в темноту, сшибая все на своем пути. Квартира постепенно
поглощала его крик, самого Малыша, и теперь только где-то вдалеке было слабо
слышно: «Меня оби-и-дели!...».
-Ты зачем телефон сломал-он теперь на полу валяется, весь разбитый?
А?!-мама, как огромная статуя с горящими глазами, внезапно возникла перед ним
в полутьме маленькой, тесной комнаты.-Кто будет чинить, ты? Как я теперь по
нему разговаривать буду, а?!
Малыш увидел в ее правой руке извивающуюся змею папиного ремня.
-Не надо, мамочка, не надо, я больше не буду!-Малыш заверещал, как
котенок, захлебнулся слезами.-Не надо, не надо, не бей меня, мамочка, я
больше не буду!!
-Каждый день что-нибудь ломаешь, игрушки раскидываешь, каждый день
истерика-сколько это можно?!
Змея все больше извивалась, приближалась и, наконец, больно стегнула
его по попке и по ногам, обвилась вокруг них и укусила.
Малыш громко заревел и почему-то уставился на клетку с синичкой,
которую недавно подарил ему папа на день рождения. Птичка нервничала,
посвистывала, часто прыгала с жердочки на пол клетки и обратно, и Малыш
впервые всей душой почувствовал, что птичке очень плохо в этой серой, тесной
клетке. Он оглянулся и сквозь ручьями бегущие слезы вдруг увидел вокруг себя
не стены, а решетку, как в клетке у птички. Стены, потолок-везде была та же
серая, некрасивая решетка, она надвигалась на Малыша со всех сторон, и
почему-то никого вокруг не было.
-Мама, мамочка, выпусти, выпусти меня из этой клетки, мамочка!
Он чувствовал, как перед ним задыхается синичка, как она мечется,
бьется о стальную решетку. И ей очень больно, ее слабому красивому тельцу не
пробиться сквозь железные прутья. Нет, это он сам бьется, это он сам
задыхается в этой клетке, это ему тяжело и больно.
Малыш собрал все силы, вскарабкался на стул и открыл дверцу клетки.
Синичка вылетела и стала весело летать по комнате, посвистывая. А Малыш сел
на пол и отчаянно разревелся, но ему стало легче, а решетка пропала.
Вдруг кто-то схватил его за руку и сильно дернул вверх, поставил на
ноги: перед ним опять стояла мама-статуя. Все вокруг Малыша тоже вытянулось,
как будто тоже встало на ноги.
-Зачем ты это сделал? А кто будет синицу ловить: тебе ведь папа ее на
день рождения подарил: сам просил?
-Мама, мамочка, ну выпусти ее совсем, открой окно, выпусти ее на
улицу!
Мама опять дернула его за руку:
-Да ты что, с ума сошел, ведь за нее деньги заплачены, и за клетку
тоже! Ты канючил, просил синичку тебе купить, а теперь не надо-выбрасывай?
-Мамочка, ей плохо в клетке, выпусти ее!
-Я вот тебе сейчас дам «плохо», избаловался совсем!-тяжелая рука мамы
ударила по больной попке.
-Будешь сидеть дома, и никакого телевизора!
Малыш опустил голову, а мама закрыла дверь и стала ловить птицу
тряпкой.
До вечера Малыш ходил по дому, не зная, чем заняться. Все валилось из
рук, и везде ему мерещилась то тяжелая мамина рука, то извивающаяся змея
ремня. В другой комнате, победней, жила бабуля, но заходил он туда редко,
потому что с бабулей жил ее муж, учитель-Чужой дядя. Он на Малыша совсем не
смотрел, и Малыш перестал интересоваться этим старым дядей.
Вечером пришли гости, папа «врубил» музыку, и все стали топтаться,
сгибаться, извиваясь по-змеиному. Сначала Малышу было весело смотреть на них,
танцевать самому, подражая им, но тяжелый рок «бил» по голове и в грудь, а
это вынести было трудно. Малыш посмотрел на синичку в клетке: она
нахохлилась, вздрагивая от каждого «удара».
Громче, тяжелее «бил» рок-дружнее топтались и сгибались взрослые,
исступленно делая непристойные движения, а Малыш вдруг увидел, как потолок с
висячей люстрой тоже стал дергаться с ними в такт. Кто-то дико завизжал,
выплескивая наружу свои чувства, и вдруг стены с висящими картинками, столик
с выпивкой и закусками, сами взрослые как-то изломились, разорвались.
Подчиняясь тяжелому, бездушному металлическому ритму, их части в адском танце
стали мешаться друг с другом. Малыш увидел, что полстолика танцует на двух
тоненьких женских ножках, кресло приросло к потолку и бьет в такт людей по
головам, а папа ниже пояса одет в мамину юбку, и ноги у него тоже мамины, в
узких туфлях белого цвета, которые мама всегда надевала при гостях.
В глазах у Малыша потемнело, и он оглянулся на синичку: она лежала на
спинке, ее лапки дергались. Но Малыш уже не в силах был ей помочь: «удары
тяжелого металла» повалили его на пол, выбивая остатки мыслей и чувств. Из
последних сил он рванулся к двери, но на ней оказалась решетка.
«Выпустите, вы-ыпустите меня из клее-етки-и!»-закричал Малыш и забился
о прутья.
Но никто не слышал, не понимал его: сзади все вертелось, стонало,
визжало и грохотало. Недолго рвался Малыш: вместе со слезами он уже выплакал
и все силы, он уже только задыхался и хрипел. Наконец, кто-то вышел в туалет,
и Малыш прополз за ним в приоткрытую дверь.
Здесь, в коридоре, как-то сразу стало тихо и темно. Отголоски дикой
музыки разбегались по более темным углам, и Малыш вдруг услышал дивную
мелодию. Ее пела скрипка под чуть слышный аккомпанемент оркестра.
И так она взяла за душу, эта скрипка: она плакала слезами Малыша и
омывала его душу этими слезами. Все, все поняла она в Малыше, все его обиды и
страдания, и жалела, ласкала его, звала в иной мир, в иную жизнь, где он
будет свободен, где его поймут и полюбят, оценят каждое его чувство, каждое
его слово.
Малыш встал и, как зачарованный, медленно пошел к комнате, откуда
звучала эта дивная, но такая близкая и родная музыка. Ее волны мягко
стелились перед ним, но вот они поднялись, взяли Малыша за руки и повели за
собой.
Протянув руки вперед, Малыш подошел к комнате бабули и увидел через
полуоткрытую дверь на экране телевизора танцующих девушку и юношу в белых
одеждах.
Он сразу понял их: это было то настоящее, чего так долго жаждал Малыш
все свои малые, но долгие годы жизни: юноша и девушка любили другдруга,
стремились друг к другу. Малыш очень захотел подойти к ним, это скрипка вела
его, подойти и сказать: «Любите меня тоже, ведь скрипка меня любит, а мне так
тяжело без любви!». Но из-за двери вдруг появился Чужой дядя с книгой в руке
и закрыл перед Малышом дверь.
А скрипка все пела и звала, а Зигфрид и Одетта все танцевали и любили
друг друга. И Малыш расплакался, да так горько, с таким отчаянием, что упал
на пол. Но недвижима осталась дверь комнаты, и кончилась чарующая мелодия
скрипки. А Малыш все лежал и лежал на полу, в бессильном отчаянии закрыв
голову руками, лежал около двери той комнаты, где впервые услышал и увидел
любовь. Густые тени из углов обступали его, нависали над ним, опускались на
него. Тяжело, как маленький старичок, он медленно встал и пошел в свою комнату.
Гости уже разошлись, мама убирала посуду, а папа разложил на
журнальном столике толстые пачки денежных купюр и пересчитывал их на
калькуляторе. Вид его был совершенно трезв и чрезвычайно серьезен: казалось,
не было на свете для него более важного дела, чем это занятие.
Все было как обычно: Малыша простили, и он смотрел телевизор, синичка
резвилась в клетке, а комната была по-прежнему тесной и сумрачной, чему
способствовала и темно-коричневая обивка большого дивана и высоких кресел.
Но никто не замечал новый взгляд Малыша, новое биение его сердца:
везде теперь он слышал чарующую мелодию скрипки: в интонациях разговоров,
музыки, даже в скрипе кресла, но особенно в себе-и чувствовал себя увереннее,
свободнее. Ее голос теперь всегда был с ним, он любил и понимал Малыша, давал
ему радость и надежду, звал за собой.
Но не знал Малыш, что этот голос и проклял его навсегда. Долгие годы,
до самой смерти, будет он стремиться за этим голосом в «незнакомый, но
родной» мир любви, будет страдать и отчаиваться, наконец, разочаруется во
всем, но так и не найдет этот мир на земле.
|