Медведи.
(Из цикла рассказов «Все это было бы смешно….». Ч. 1.).
Над питейным заведением яркими разноцветными лампочками горело его
название: «Веселая берлога у Мишки Косолапого. Бистро». Задорно подмигивая,
надпись звала войти, открыть массивную дубовую дверь, за которой вас
встречало еще одно радужное изречение: «Опускайтесь в низ-Вас ждет Настоящие
Медвежие Счастье-оно станет Вашим!!».
«Опускаться» надо было по лестнице в небольшое овальное помещение,
стиснутое низкими стенами и потолком и поэтому действительно напоминающее
берлогу. На двух полукруглых стенах, расходящихся от входа, были ярко
намалеваны медведи, которые полулежали с пустыми рюмками в лапах и
просяще-вопросительно смотрели на своего хозяина, Мишку Косолапого,
нарисованного в центре, на месте схождения этих стен. Но выглядел он так
объемно и выразительно, что при взгляде на него вам становилось не по себе.
Медведь в темной шкуре сидел на пне, в одной лапе держал полную бутылку
водки, а в другой-голую путану, которая тянулась к нему всем телом. Медведь
как будто взвешивал, какая из них лучше, а его тупая морда идиотски смеялась
вам в лицо, глумилась над всем чистым и светлым, что осталось в вашей душе, и
предлагала, утверждала свое, животное, счастье, которое держала в лапах.
Двое мужчин некоторое время рассматривали этого медведя, потом один из
них, более высокий и сутулый, передернул плечами, как от холода, и жестом
пригласил товарища сесть за один из столиков в виде лесного пня на коротких
ножках.
-Неужели теперь все так понимают счастье, как этот медведь?-спросил
высокий мужчина у своего приятеля, когда они уселись.
-Нет, - уверенно ответил тот, смотря ему в глаза.-Мы с тобой понимаем
его иначе, и не мы одни.
-Наверное….-пробормотал высокий и замолчал.
Оба приятеля были примерно одного возраста, уже в годах, но уверенно
отвечавший выглядел несколько моложе. Он сидел прямо, строгом темном,
хорошо выглаженном костюме, аккуратно постриженный и симпатичный.
-Мы давно не виделись, Мишель,-сказал он, с интересом разглядывая
бывшего однокашника,-ты здорово изменился.-Одно я не могу понять, как ты смог
связать свою судьбу со школой, это не в твоем духе, я знаю…. Наконец, ты
уволился… но, конкретно, почему?
В отличие от своего однокашника, учитель не был хорош собой:
сгорбленный, в потертом светло-коричневом костюме, он, скорее, отталкивал,
чем притягивал неухоженностью и… какой-то обреченностью. Она чувствовалась и
в выражении острых, но слишком печальных глаз, и в обвисшей на худых скулах
коже, придающей его утонченному лицу скорбное выражение. Он предложил выпить
и после нескольких рюмок водки ответил:
-Почему я уволился?.. Боб, ты, конечно, можешь мне не поверить,
посчитать меня ненормальным, но я это видел, Боб… и страдал.
-Что ты видел, Мишель?-спросил Борис и уставился на учителя
заблестевшими глазами.
Тот вдруг обессилено опустил голову, задумался, но через минуту
выпрямился и начал свой рассказ:
-Год назад я искал школу, измотался страшно: везде то отказывают, то
дают неопределенные обещания. И вот однажды пасмурным днем я сошел с трамвая
недалеко от дома, перешел дорогу и обомлел…. Передо мной выросла стройная
четырехэтажная школа, солидная, как монумент, она звала и приглашала. Из
обложивших небо темных туч внезапно вырвался слепящий луч солнца и осветил ее
одну среди окружающего сумрака. Я почувствовал, как замерло все вокруг:
голоса людей, шум транспорта. Властная сила добра и света, исходившая от школы,
повлекла меня к ней.
-Начало довольно поэтическое,-заметил Борис и, подперев подбородок
рукой, с еще большим интересом стал смотреть на Михаила.
-Неуверенно я открыл дверь и пошел, как всегда, сначала искать
директора. Чистота прямых коридоров, белизна стен и дверей кабинетов делали
школу похожей на больницу.
Директор, седовласый красивый мужчина, направил меня к завучу, и я
увидел полную женщину средних лет с мягкими чертами лица и необыкновенно
добрыми глазами. Задушевным голосом она сразу сказала, что вакансия в школе
есть, более того, я могу взять мои любимые десятые классы. Потом я поговорил
с красавцем директором, который как-то сразу меня зауважал и сказал, что дает
классное руководство в особом, математическом, классе.
Я шел и чувствовал, как стены коридоров школы обволакивают меня
теплыми, ласковыми объятиями, а на улице мощные потоки солнечного света
звучали победной, торжественной симфонией в оркестре высотных домов,
трамваев, машин, прохожих.
Михаил остановился и перевел дух. Борис с тем же интересом, но уже
менее серьезно смотрел на него, как на актера, разыгрывающего наивную
мелодраму.
-Конечно, это упоение продолжалось недолго,-заметил он,-потому что уж
больно хорошо все началось….
-Да, ты прав, Боб, после этого упоения вдруг я почувствовал окружающий
меня мир в таких небывалых, но естественно-ощутимых образах, что мне
по-настоящему стало страшно.
Приятели выпили, немного закусили.
-Рассказывай, Мишель, рассказывай!-нетерпеливо попросил его Борис.
-Шло время. Отношения с учащимися, учителями, администрацией сложились
превосходные, каждый праздник отмечали застольем в искренней, почти семейной
обстановке. И вот подошел конец четверти.
За неделю до каникул я вошел в учительскую и обомлел: на стене висело
объявление, написанное толстым, кроваво-красным фломастером:
«Двоек за четверть не ставить! В противном случае готовьте документы
для обоснования своей оценки в РОНО!».
Администрация.
Такой открытой наглости в школьных объявлениях я еще не встречал и
сначала почувствовал, а затем, поверь мне, Боб, увидел собственными глазами,
как со всех сторон надвигаются на меня стены учительской. Это было медленно,
Боб, очень медленно…. С режущим душу скрежетом и визгом двигалась на меня
стена с объявлением. Сзади и с боков тем же движением и звуком ей ответили
другие стены, стреляя в меня вылетающими паркетинами и осыпая штукатуркой.
Где-то вдали рос тяжелый, как от летящего бомбардировщика, гул-казалось, вся
школа наваливается на меня…. Стало тяжело дышать, сдавило грудь, руки, ноги,
все тело…. Я запаниковал, но неожиданно, инстинктивно, рванул на себя дверь и
вырвался в коридор.
Меня всего трясло, я стоял и отряхивался, тупо уставясь на открытую в
учительскую дверь, когда рядом услышал тяжелое дыхание запыхавшегося
человека. Я вздрогнул, резко обернулся и увидел своего завуча, Варвару
Павловну, с листком в руке. Встревоженная, c красными, болезненными пятнами
под глазами, она сказала своим душевным голосом: «Михаил Алексеевич, вам надо
провести срез знаний в девятых классах. Вот текст диктанта из РОНО,
просмотрите…. Завтра, вторым уроком».
Ее слова немного привели меня в чувство, я пошел в свой кабинет,
заперся, закурил и все еще трясущимися руками поднес к глазам этот лист с
диктантом. Долго я не мог сосредоточиться, но заставил себя вчитаться, понять
и опять оторопел: зачем нужно было давать малограмотным ребятам такие сложные
синтаксические конструкции? Каждая строка подавляла меня жестоким, диким
равнодушием к детям, их учителям, школе, образованию вообще. Одно предложение
было таким огромным, закручено так, что я долго искал грамматическую основу,
затерявшуюся в потоке слов. Когда нашел, то понял: ребятам диктант не одолеть,
даже отличникам. В коридор я вышел все еще взволнованный, мрачный, больной.
Реальный мир отдалялся от меня: я почти не замечал окружающих
предметов, проходивших учителей, пробегающих ребят. Когда вышел на улицу, то
остро почувствовал, что лежащая передо мной дорога, проходящие пешеходы,
проносящиеся машины-все это далекое, ненастоящее.
-То есть ты терял ощущение реальности, - заметил Борис.
-Терял прежнее ее ощущение, но приобретал новое. Я снова видел
сходящиеся вокруг меня стены учительской, слышал их ужасный скрежет и визг и
понимал, чувствовал душой и телом действительность дикой, враждебной силы.
Это она заставляет учителей и администрацию школы, чиновников роно ради
личного спокойствия, престижа и выгоды заниматься очковтирательством, обрекая
детей, представителей целого будущего поколения, на невежество и
бескультурье. Вот она, эта сила, - Михаил показал на Мишку Косолапого,
обнимающего бутылку и путану в центре стены. – Медвежья, грубая сила
стремлений к низменному, животному, счастью, и она торжествует.
Я не раз пробовал сопротивляться этой силе, но оставался в
одиночестве: одни боялись потерять работу, другие - власть и деньги. Я не
выдерживал, делал глупости, и меня увольняли. С этого времени я начал менять
школы как перчатки: ни в одной больше года или двух работать не мог: везде
меня давила одна и та же медвежья сила. Но когда в надвигающихся на меня
стенах учительской я увидел и почувствовал свою реальную смерть, то понял:
наступил предел – из школы пора уходить навсегда.
Борис чуть улыбнулся, но смотрел на Михаила особенно серьезно и
сочувственно:
- Да, Мишель, когда уже такое видишь, то иного пути нет – пора
уходить. Но рассказывай дальше: как прошел диктант?
- На следующий день я вошел в класс. Девятый б сидел притихший, за задним
столом я увидел ассистента из наших учителей. Прочел вслух весь диктант и
посмотрел на ребят. Лица застывшие, одинаковые маски покорности и ожидания,
лишь несколько человек явно нервничали и хотели что-то спросить. Я начал
диктовать первое предложение, второе. Ассистент вышла, и класс загудел.
- Михаил Алексеевич, вы поможете?
- Михаил Алексеевич, останавливайтесь там, где запятые….
- Михаил Алексеевич, как писать «интеллигент»?
- «Карова» или «корова»?
Маски исчезли – передо мной появились живые, как зверушки, ребята.
Столько в них было энергии, солнечного света, и все это они беспечно отдавали
мне. Но они просили о помощи….
Я смотрел в класс и, понимаешь, Боб, впервые почувствовал, насколько
трагична красота этих подростков, красота их непосредственности, юной
гибкости тел, солнечности их живой природы.
Я продолжил диктовать монотонным голосом, выполняя волю этой тупой
медвежьей силы, и видел, как прекрасные лица ребят покрывает настоящий туман,
как они теряют осмысленное выражение и превращаются в полузастывших
марионеток, управляемых звуками каменных слов. Я остановился и стал диктовать
так, как они просили, но при этом спрашивал и объяснял правила правописания,
многие слова проговаривал по слогам и выписывал на доске. Я наблюдал, как они
внимательно записывали за мной, и в который раз чувствовал, что их не
интересует, почему здесь ставится тот или иной знак или буква, а только какой
знак или буква, что их не интересуют знания, а только оценка. Они
задвигались, заговорили, продолжая механически списывать друг у друга, но
лица их оставались такими же покорными и бессмысленными. Значит, и сейчас я
оказывал детям медвежью услугу.
И это все бесило меня, недавно полные жизни ребята оставались
ненастоящими, марионетками, теперь управляемыми стремлением к хорошей оценке.
Они давили на меня, как те стены учительской, лишали силы, достоинства и не
чувствовали этого. Я злился на них и тут же прощал им: не ведают, что творят.
А ведь девятый класс, почти взрослые.
Из кабинета я вышел в гадком настроении. Коридор стал необычайно узким
и низким – я еле прокладывал себе путь в толпе учащихся, а на улице дома,
машины, люди укоризненно и презрительно смотрели на меня.
Как я ни старался скостить ошибки, но классу пришлось поставить десять
двоек. Сдал отчет и работы Варваре Павловне, а на следующий день она вызвала
меня в свой кабинет.
Михаил замолк и залпом выпил водки. Борис потягивал пиво и задумчиво
смотрел на прежнего друга.
- Знаешь, Мишель, я вот смотрю на тебя и думаю: зачем ты пошел в школу?
Насколько я тебя знаю, ты талантливый и умный человек, а обрек себя черт
знает на какие мучения. И ради чего? Это несправедливо, разве ты сам не
чувствуешь?
Михаил опустил голову:
- Ну так сложилась жизнь… не по моей воле, хотя я особенно не жалею: с
ребятами я чувствую себя лучше, чем со взрослыми.
- Это понятно, но у тебя слишком чуткая и ранимая душа, Мишель, ты до
такой степени принимаешь все близко к сердцу, что рождаешь фантомы, которые
приносят тебе еще большие страдания. А это уже, извини, Мишель, болезнь: не
могут сдвигаться стены учительской, не может в классе туман покрывать лица
учеников, откуда ему взяться….
- Может, Боб, может, если ты это ясно видишь, чувствуешь, а, самое
главное, страдаешь от этого.
Борис вдруг ощутил, что в «берлоге» уже стало жарко и душно, он
оглянулся. Народу за столиками-пнями прибавилось, некоторые уже захмелели и
достаточно громко обсуждали наболевшие проблемы. Разговоры в основном шли о
криминале, деньгах и сексе, женщины грубо оценивали мужчин, а мужчины –
женщин, и вся эта атмосфера почти физически давила на грудь, вызывая
тошнотворное чувство.
Вдруг Борис дрогнул: ему показалось, что нарисованный Мишка Косолапый
с бутылкой и путаной в лапах как-то придвинулся по стене ближе к их столику и
именно на него, Бориса, смотрит своим диким, глумящимся взглядом. «С кем
поведешься – от того и наберешься», - грустно подумал он о себе и Михаиле, но
сразу осекся: с ним, Борисом, никогда такого не бывало и быть не может…. Еще
тревожнее стало ему, когда он увидел и услышал, что рядом матерятся уродливые
мужики, небритые, лохматые, в ярких ворсистых свитерах, похожие… на
намалеванных на стенах медведей, и поглядывают на него зло, насмешливо. Но
по-настоящему он удивился тогда, когда увидел, что Михаил спокойно разговаривает
с этими мужиками и угощает их сигаретами.
После очередной выпивки он продолжил свой рассказ, хотя слушать его
теперь приходилось труднее под аккомпанемент пьяной толпы.
- Помню, в тот день вся школа была залита сверкающим осенним солнцем.
Я шел к Варваре Павловне, а навстречу мне из окон снопами кидался солнечный
свет. Он звучал в гомоне детских голосов, двигался в беготне и играх малышей,
- и всю эту живую, не сломленную ничем жизнь я с радостью вбирал в себя, хотя
и ощущал некоторую тревогу.
Напоенный звуками, движениями и светом, я вошел в полутемный кабинет
завучей. Здесь стояло и сидело несколько учителей, а в стороне, за
единственным окном, далеко, за высокими домами, продолжало сиять солнце.
Я взглянул на Варвару Павловну: по-прежнему милая улыбка появлялась на
ее мягком лице, она делала ее похожей на озорную деревенскую девочку,
по-прежнему задушевный голос отвечал, советовал, рассказывал. Она мельком
посмотрела на меня, улыбнулась и спросила:
- Что вы так много двоек поставили за диктант, Михаил Алексеевич?
Смотрите, тогда сами будете объясняться в РОНО с Маргаритой Рашидовной.
- Ничего, объяснюсь, не впервой, - ответил я.
Варвара Павловна опять бесцветно улыбнулась, и тут я заметил, что в
кабинете стало особенно сумрачно и почему-то похолодало. Я сидел около ее
стола и удивлялся, почему молчит она, почему молчат учителя.
Полная, грузная, Варвара Павловна встала из-за стола и подошла ко мне,
постояла и вдруг наклонилась к самому моему уху. Вместо мягкого, задушевного
голоса я услышал хриплое, низкое рычание:
- Му-ужи-ик, пятьдеся-ят лет, а ве-де-ешь себя-я, как мальчи-ишка-а!
По-о лбу бы тебя-я сту-укнуть за эти дела-а! Наста-авил двоек, а
расхле-ебывать кто-о будет?! Дирр-е-еектор-р! Но и тебе непоздор-ро-овится,
смотри-и!
Я онемел, а в зеркале напротив вдруг увидел, что надо мной склонилась
темная мохнатая медвежья морда с оскаленной пастью. Я вскочил и обернулся:
передо мной по-прежнему стояла Варвара Павловна и улыбалась. Кто же был этот
медведь, кто же прорычал мне эти ужасные слова?!
Начинало светлеть, теплеть, но запах, острый, вонючий, непереносимый,
как в зоопарке около клеток с хищниками, пронизал меня всего. Я зажал нос и
оглянулся на учителей: они вынули носовые платки и делали вид, что
сморкались. Варвара Павловна стояла так же неподвижно, все смотрела на меня и
улыбалась. Этот запах не беспокоил ее, был для нее естественен – медведем
была она, Варвара Павловна!!
Значит, она не была настоящей ни как человек, ни как завуч, а была
только медведицей!! В ужасе я выскочил из кабинета и помчался куда глаза
глядят.
Михаил дрожал, он залпом выпил водки и начал зажигать сигарету. Борис
смотрел на него и не на него одновременно: он видел, как слева по стене с
каждым сказанным Михаилом словом Мишка Косолапый медленно приближался к нему,
пока не очутился точно за его спиной. Медведь сел на свой пень, а потом стал
наклоняться и закуривать точно так же, как и Михаил, как будто был его тенью.
«Нет, нет, не может этого быть!! – кричал в исступлении когда-то
гордый своей силой разум Бориса. – Не может!!! – и Борис усиленно моргал,
напрасно стараясь прогнать то, что ясно видели его глаза. – Меня подпоили… но
кто?... Мишель?.. Официант?.. Злые мужики за соседним столиком?.. Но зачем им
это?!..».
Нет, Мишка Косолапый не был тенью Михаила: в фигуре, лице
склоняющегося над сигаретой товарища Борис увидел медленно, как на
фотопленке, проявляющуюся тушу и морду Мишки.
- Хватит!! – заорал Борис сильно ударил кулаком по столу-пню.
–Хватит, - повторил он слабым голосом. – Мишель, пойдем в туалет, покурим,
отдохнем, вон как ты устал….
Когда они вернулись, в пивнушке все было на своих местах: медведи
- на стенах, не двигались; люди – за столиками, хохотали и ругались,
вскакивая с мест и кичась своей наглостью. Михаил продолжал, из-за сильного
шума вплотную приблизившись к своему товарищу.
- Потом я ушел на больничный и пил день за днем. Звонила Варвара
Павловна, справлялась о здоровье, приходили ребята из моего класса, приносили
фрукты. Правда, Варвару Павловну намного больше интересовало, когда я выйду
на работу, а ребят-выпускников – мое отношение к ним как классного
руководителя, поэтому они не столько разговаривали со мной, сколько
отчитывались о своем примерном поведении в школе.
- Ничего человеческого, - заметил взволнованный еще Борис, - как можно
так работать, учиться, вообще жить?!..
-Вот именно,- ответил Михаил. - Я вышел на работу, и все пошло вроде
как обычно…. Но теперь, Боб, двойки ставить за контрольные работы я уже
боялся, а за каждую четверть подгонял стопроцентную успеваемость. Поэтому и
пить продолжал так же, это заметили в школе. Директор сказал, что я
талантливый человек и мне лучше работать в институте. Так что уволили меня
интеллигентно, по обоюдному, как говорится, желанию обеих сторон.
- Мерзко уволили, не уволили, а выкинули, ты уж извини, - добавил
Борис.
- Опять ты прав: грубо, не поговорив, не разобравшись, в общем,
по-медвежьи. И вот наконец-то я свободен, но о школе думаю каждый день: без
уроков, без ребят я вряд ли смогу нормально жить.
Михаил задумался.
- Медведи в образах людей… они реальны, Боб. Я не раз вспоминал как
наяву отражение Варвары Павловны в зеркале, ее рычание, хамские слова…. А
постоянный страх учителей перед ней, заискивания, создающие якобы ту
«семейную» атмосферу, которой она так гордилась…. Даже солидный, красивый
директор говорил о ней с унизительным почтением как об очень умном,
опытнейшем человеке, часто наставляющем его на путь истинный. Да, Боб, именно
этот страх перед Варварой Павловной, тем реальным медведем в ней,
эгоистичным, диким, поэтому тупым, грубым и жестоким заставлял и нас,
учителей, больше думать о себе, а не о детях, ведь школа была для нас главным
источником существования. У нас не было другого выхода, надо было выполнять
негласные требования этого медведя: ставить вместо двоек тройки, вместо троек
четверки и многое другое. Мы продолжали отдавать свои жизни детям, стараясь
«посеять разумное, доброе, вечное» в их душах, но наше очковтирательство
обесценивало перед ними как нравственные принципы, так и знания. Теряя
нравственные и духовные ориентиры, они становились и становятся теми
марионетками, среди которых я проводил диктант. Мы, учителя, превращались в
подневольных хищников, Боб, потому что ради своего биологического выживания
калечили, убивали души детей. Мы перестаем быть учителями, Боб, мы
становимся…. – Михаил поперхнулся и тяжело закашлялся.
Борису снова стало не по себе, будто снова он увидел на стене ожившего
Мишку Косолапого. Нет, это посетители уже не столько членораздельно говорили,
сколько визжали и рычали. Борис обернулся к ним и сразу увидел Мишку, который
находился на прежнем месте, в центре схождения двух стен, и по-прежнему
обнимал бутылку и путану. Но теперь к нему сходились не только стены с
нарисованными на них медведями, но и люди, сидящие вдоль них и будто ведомые
ими. Люди все как один повернулись к нему и громко чествовали его, Мишку
Косолапого, своего хозяина, поднятыми рюмками с водкой и дикими воплями. И
Мишка Косолапый, возвышаясь над всеми ними, сидел как виновник торжества и
улыбался во всю свою злобную звериную пасть, наслаждаясь своей властью над
людьми и медведями.
Михаил медленно поднял голову и долго смотрел на них каким-то
ошеломленным, немигающим взглядом. Затем обернулся и зло посмотрел на
приятеля:
- Вон там медведя славят, он торжествует, а меня везде гонят, и я
страдаю – где же здесь твои фантомы?! Я перестал быть нужным людям, Боб,
перестал быть им нужным…. Поэтому я перестал быть учителем!
В сердцах он полоснул пальцами по лакированной поверхности столика-пня,
встал и медленно, вразвалку пошел сквозь гудящую толпу к выходу.
Борис не поднял головы: как завороженный, смотрел он на четыре
глубокие борозды, оставленные на полированной поверхности деревянного
столика, оставленные нечеловеческими ногтями.
Не только медведи-преподы и медведицы-преподы в наших школах есть. Водятся и другая всякая звериная сущность, за исключением очень малого числа настоящих Учителей...
Спасибо!