Запись пятая. Роман "Медвежья кровь".
Запись пятая. Медвежья кровь
Запись пятая.
Медвежья кровь.
…реальный медведь в
ней,
эгоистичный, дикий,
по-
этому тупой, грубый
и
жестокий….
"Медведи".
1
Ну вот, кажется, я разгадал "медвежью" тайну, но от этого она
не стала менее угрожающей и мистической.
Однажды, после возни в кабинете и обеда, я зашел в библиотеку, которая
(вполне разумно) находилась в общежитии, недалеко от моей гостиницы. Здесь я
увидел библиотекаршу Кисуеву и Марью Петровну.
- Здравствуйте, Александр Алексеевич! – расплылась в чудесной, открытой
улыбке Клара Викторовна, и глаза ее засияли. – Ну, как у вас настроение, как
уроки? Присаживайтесь!
Когтелапкина тоже сладко улыбалась и многозначительно смотрела на меня.
Кисуева была одной из женщин, которых Марья Петровна полушутя
рекомендовала мне в будущие жены: "Она разбирается в литературе и
политике, часто проводит беседы с учащимися, у нее чудесная фигура".
Кисуева была лет на восемь старше меня, но выглядела молодо, свежо; лицо ее
русское, широкое, с немного выдающимися бугорками скул под глазами, что
придавало ему азиатские черты.
- Спасибо, настроение хорошее, ребята работают, особенно сегодня, когда
разбирали взгляды Базарова, - ответил я Кисуевой. – Все-таки анализ текста –
главное в литературоведении: он и увлекает, и дает точные знания о
произведении.
- Вам бы не здесь работать, Александр Алексеевич, - сказала Кисуева, -
вы такой знающий специалист. Почему вы не хотите в вуз: там, мне кажется,
контингент как раз достоин вашей эрудиции.
- Знаете, - я взглянул на Когтелапкину, которая все так же сладко
улыбалась, - может быть, наоборот, мне нужно работать именно здесь, со слабыми
ребятами, ведь они ничего не читают, где еще они знания получат. А в вузе
студенты – люди посерьезнее: они и преподавателя слушают, и книги читают.
- Да, надо кому-то и здесь работать, - вставила Когтелапкина и собралась
уходить.
- А каково ваше мнение о наших ребятах, вы еще не разочаровались в них?
– допытывалась Кисуева, и глаза ее еще больше разгорались.
- Нет. Они, конечно, не подарок, знаний у них мало, большинство почти
безграмотно, но жалко их: это не их вина. А мозги у них свежие, восприимчивые,
души тоже малозапятнанные, мыслят быстро, запоминают хорошо – мне с ними
интересно.
- Я рада за вас, но посмотрим, что вы скажете через год.
- Не знаю, не зарекаюсь: поживем – увидим.
Когтелапкина вышла, пожелав "молодым людям" приятной беседы.
Кисуева заулыбалась еще больше и доверительно спросила:
- Ну, как вы живете? Одному-то ведь трудно.
- Хорошо живу, спасибо, Клара Викторовна.
- А как с одиночеством справляетесь?.. Извините… семью заводить не
думаете?
- Нет. У меня уже был печальный опыт, больше не хочу.
- Ну, а как же одному-то: не поговорить, не поделиться?
- А я и не один, Клара Викторовна: у меня ребята, почти 200 человек, с
ними не соскучишься. Да и начальство, сотрудники скучать не дают.
- Да я не об этом: своих детей ведь вам нужно заводить, уже пора. От той
семьи у вас детей не осталось? Я слышала, вроде у вас был ребенок?..
Мне становилось все противнее, даже страшно слушать ее, я чувствовал
себя как на допросе, но не отвечать, оборвать не мог: боялся показать свою
несостоятельность. Энергия ее вопросов подгоняла меня, как плетка коня, толкала
на откровенность, ведь так долго я ни с кем не говорил о своей жизни.
- Нет, ребенка не было. Детей завести нетрудно, "кому ума
недоставало", вопрос в том: от кого? От любимой, любящей, единственной
женщины – вот от кого детей хочется.
- Да, да… конечно….
- А такой у меня нет, да и вряд ли когда-нибудь будет.
- Ну, это вы зря. Появится еще в вашей жизни та, единственная, и вы
будете счастливы.
- Вашими устами бы мед пить, Клара Викторовна, только я в это не верю:
жизнь отучила.
- Да, конечно, вы много пережили.
Она зажгла настольную лампу, как бы создавая более интимную обстановку,
и я будто очнулся: с удивлением заметил, что за окном почти стемнело, а в
библиотеке здорово похолодало. Смотрел на ее красивое, но суховатое лицо, на
искрящиеся глаза и думал: чего она хочет? Женить меня на себе – не на того
напала. Добра ли мне хочет или только устроить свою жизнь, воспользовавшись
моим одиноким, бездомным положением? Скорее всего, второе. Знала бы она, каково
со мной жить – сразу бы отказалась.
- Ну а Стародубова Любовь Корнеевна, вам не нравится? – Кисуева спросила
об учительнице химии, молодой, крупной, симпатичной женщине с озорным лицом.
Ишь как подъезжает, подумал я.
- Прекрасный специалист, умница, красавица, ее у нас очень уважают. Дом
свой, много комнат, огород, сад… правда, она еще сына воспитывает, от первого
брака.
- Вы, Клара Викторовна, ее, как морковь на базаре, продаете.
И тут мне по-настоящему стало страшно. По лицу библиотекарши пробежало
что-то темное, и я увидел в этой тьме, на миг, белизну хищных, острых, голодных
зубов, сверканье желтых кошачьих глаз с вертикальной щелкой зрачка. На этот миг
ее рука, лежащая передо мной на письменном столе, покрылась темно-коричневой
шерстью и выпустила кривые, острые когти. Крик замер у меня в горле, но
Кисуева, умела держать себя в руках: опять стала прежней и продолжала, отвечая
на мои слова:
- Я просто хочу вам добра, мне вас жалко, - и простодушно улыбнулась.
Я, насколько мог, взял себя в руки, хотя, наверное, выглядел жалко.
Потом сказал через силу, твердым, сухим, но сдавленным, переходящим в хрип
голосом:
- Я не люблю, когда меня жалеют. Я ведь к вам вот зачем пришел: мне
нужен словарь литературоведческих терминов.
Но словаря в библиотеке не оказалось, и я ушел в свою гостиницу, лег и
закурил.
Итак, парадоксально, но в тот миг, в набежавшей на лицо библиотекарши
тени, я увидел… ее истинную сущность. Она… хищница… осторожная, бесшумная, как…
кошка, пантера, но… человек… бестактный, грубый, как медведь. Но так же…
директор в столовой нахамил, швырнул банку с краской – проявил свою
"медвежью" натуру, свою "медвежью" сущность – вот на краске
я и увидел его, истинный, след – медвежий. Ребята изуродовали книги, надругались
над ними и надо мной, то есть проявили медвежье варварство, звериную дикость –
вот и оставили следы медвежьих когтей на учебнике эстетики – следы того,
кем они на самом деле были. Особенно ясно это было видно в раздаточной
столовой, когда я увидел в Берлогине не человека, а реального медвежонка…
потому что он и был им на самом деле: алчный обжора, эгоист, дикарь.
Итак, передо мной начинает вырисовываться медвежий угол, где живут люди
с медвежьей кровью хамства, эгоизма, алчности, варварства и хищничества.
Поэтому мои человеческие качества интересовали директора и его окружение
только в том смысле, насколько я мог быть для них полезен и удобен. Эта логика
действовала и в отношениях преподавателей к учащимся, которые были для них, как
я понял, только местом исполнения своих должностных обязанностей, как и сами
они были только местом исполнения директив Управления профтехобразования. Во
"исполнение" подобных обязанностей и директив в Медведееве варварски
вырубают леса, равнодушно относятся к сельскохозяйственной технике, которая
кормит всех его жителей, а вместо настоящего обучения и воспитания будущих
хлеборобов занимаются приписками и очковтирательством. Человек в этом большом
медвежьем углу забыт навсегда, ему нет здесь места.
2
В воскресение, после завтрака, я отправился гулять в окрестные поля. Я
всегда любил деревню, природу, среди которой она жила, и хотел снова
насладиться красотой родных равнин и лесов, памятных мне с детства. После того,
как я увидел в буре около училища медвежий призрак, мне захотелось увидеть и
понять в природе что-то новое, наверное, страшное, чего я раньше не
представлял.
Оставив позади последние дома, я вышел на пригорок: передо мной
расстилались безбрежные серо-желтые поля. Вдали, на горизонте, чернел лес, а
справа, прямо к нему, шла широкая дорога из белого песка. Я вышел на нее и
двинулся к лесу по обочине, тропинке из слежавшейся, выжженной, серой травы.
Как-то особенно жадно всматривался в блеклые травинки перед собой, в насекомых,
пересекающих мне дорогу. Медленно приближался лес, становясь шире и чернее, все
больше преграждая мне дорогу.
А вокруг было столько простора, столько воздуха и сияющего солнца, что
уходили мысли о зле, таящемся впереди, в будущем, подчиняясь бодрящему,
всеохватывающему чувству воли, свободы, безбрежности и безграничности жизни.
Да, блеклые, серые, поникшие травы и кусты говорили об умирании одного
поколения природы, но справа, чуть дальше, ярко зеленели всходы озимых. Весной,
когда прогреется земля, они дадут свежие, сочные злаки пшеницы. А за ними родится
и окрестная трава, и поросли кустов, а там появятся цветы, запоют птицы, и
жизнь возродится вновь.
Но не будет никогда в этом возродившемся мире, в этих бескрайних
раскинувшихся полях и лесах буйства и пылкой пышности кавказской природы,
которую я любил не меньше, чем русскую. Нет, русская природа всегда грустна,
особенно задушевна, поэтому и русские песни, искусство тоже всегда грустны и
задушевны. Отчего? Не грусть ли это богатыря, затерявшегося в безбрежных
просторах своей родины и не находящего в них своего места, своей цели? Или сами
просторы грустят от своей беспредельности и заброшенности, одиночества и
величия?
Осень – наиболее подходящее время года для такой природы: увядание
подчеркивает ее печаль и выражается в образах простых и чистых:
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечет.
Вон, слева, две березки стоят: хотя и ярко солнце, сине небо, а они
опустили ветви с полуоблетевшей желтой листвой, почти закрывая свои белые
стволы, как платьем, и полны девичьей чистой грусти, тихие, покорные и одинокие
среди бескрайнего поля. Но я шагал к царству деревьев, к мрачно чернеющему, уже
близкому лесу и немного боялся, что вновь увижу призрака медведя.
Я вошел в тень огромных деревьев, и они окружили меня прохладой, мудрой
тишиной, изредка нарушаемой задумчивым шелестом увядающих листьев и посвистом
птиц. Чем дальше я двигался, тем больше открывался мне лес, пронизанный
колоннами солнечных лучей, пламенели, переливаясь золотыми, багряными мазками,
пышные кроны деревьев. Под ногами шуршали волны листьев, громче и чаще
посвистывали птицы, и все это вместе двигалось навстречу мне, превращая лес в
дивный дворец гармонии света, цвета и музыки. Это была прощальная
грустно-радостная симфония жизни и смерти: приближение смерти заставляло
уходящую жизнь максимально выразить себя, создать такую красоту:
Унылая пора! Очей
очарованье!
Приятна мне твоя
прощальная краса –
Люблю я пышное
природы увяданье,
В багрец и золото
одетые леса….
Я углублялся в лес и не видел ни одной вырубки, ни одного поваленного
дерева. Здесь потому так хорошо, думал я, что нет человека, охваченного жаждой
наживы: этот лес он еще не заметил или просто пренебрег им. Я сел на пенек,
закрыл глаза и весь растворился в мудром шуме листвы его деревьев, в мелодичном
и нежном посвистывании птиц. Душа с болезненной сладостью вспомнила мир моего
детства: я почувствовал себя ребенком, который лежал среди шумящих трав и
лесов, и видел белую бабочку, сидящую перед ним на голубом васильке и медленно
помахивающую крыльями, слышал трели поющего жаворонка в небе.
И еще лес шумел о великом и вечном, что недоступно человеческому
пониманию, а только его душе. Он говорил о вселенной, о бесконечном космосе,
который можно почувствовать только в звуках, в голосе природы, в шуме этих
высоких деревьев. Но странно: в этой космической музыке, которой разговаривал
со мною лес, я ощущал нечто очень свое, заветное, единое со мной и вселенной,
что-то будущее, светлое, радостное.
Я встал, прошел еще немного – лес расступился, и передо мной открылся
новый простор. Блестели серо-желтые поля, а среди них затерялись искрящееся
озеро и стадо коричневых и белых коров, дальше, на самом горизонте, темнели
полосы лесов. Все это было частью моей души еще с детства и зазвучало во мне
сокровенно родной, широко разливающейся мелодией симфонического оркестра и
вторящего ему фортепиано.
И вот такой, напоенный светом, природой и музыкой, я подходил к первым
домам Медведеева и не мог не заметить, насколько органично они вписываются в
окружающий пейзаж. Шел вдоль изб и видел, что они так же милы и
безыскусственны, как окружающие их поля и леса, а знакомые мне с детства резные
наличники на окнах, фигурные столбики с навесами над крыльцами говорили о любви
людей к своему дому, к своим близким. За заборами лежали горы овощей и фруктов,
выращенных теплыми, человеческими руками. Неужели в Медведеве живут только люди
с медвежьей кровью? Не верится!
Да и какое право я имею судить о людях, жизнь которых мне, в сущности,
неизвестна? Ведь в каждой семье как-то заботятся друг о друге, растят детей –
сколько труда и любви на это положено, сколько слез пролито! Болезни, смерти,
рождение…. А я… я хоть воспитал одного ребенка, посадил и вырастил хоть одно
дерево? Да они мне в лицо посмеются, когда я буду говорить об их
"медвежьей" сущности, и правильно сделают.
А между тем из них едва ли есть
один,
Тяжелой пыткой не
измятый,
До преждевременных добравшийся
морщин
Без преступленья иль
утраты!..
Поверь: для них смешон твой плач и
твой укор
С своим напевом
заученным,
Как разрумяненный трагический
актер,
Махающий мечом
картонным….
Нет, не о "медвежьей" сущности здесь надо говорить, а о
сложнейшей противоречивости человека, окружающих меня людей.
Неужели библиотекарша только хищница, с повадками пантеры или медведя?
Нет, она проводит с ребятами беседы, хочет научить их чему-то доброму,
светлому. И только ли личный расчет руководил ей в разговоре со мной? Нет,
страдая от своего одиночества, бессемейности, она смогла понять и искренне
посочувствовать мне, обремененному подобными проблемами. Грубо она это делала,
факт, но это не значит, что в ней нет ничего человеческого, что она только
хищник.
Разве Берлогин только "медвежонок", непроходимый обжора,
тупица, лишенный человеческого будущего? А ты, хоть раз, поговорил с ним
по-человечески, поинтересовался серьезно, чем живет этот затюканный мальчик,
только вступающий в жизнь, ведь не одной же жратвой? Наверняка, дома у него
тяжелая, затхлая атмосфера, раз он не получил элементарного развития, может,
живет без родителей. А ведь это твоя прямая, человеческая обязанность, тем
более, что он в твоей группе.
Я шел между избами, от которых пахло чем-то вкусным и теплым, домашним,
от которого я давно отвык, и новое солнце сияло передо мной совсем близко, но
не слепило, а как бы просвещало насквозь мою душу и тело новыми мыслями и
чувствами. И тут опять, как совсем недавно, но уже во всей душе моей, во всем
теле моем зазвучал этот чудесный, светлый мужской голос:
"И кто напоит одного из малых сих
только чашею холодной воды…"
во имя Любви к нему, во имя
Любви….".
Да, да, чудесный мой друг, я хочу помочь этому мальчику, этой
библиотекарше!.. Но как… как?!
"…только чашею холодной воды…"
во имя Любви к нему, во имя
Любви….".
Да, да, я обязательно поговорю с этим мальчиком, постараюсь чем-нибудь
помочь ему, особенно в училище, где его не любят: ведь я же его классный
руководитель, его учитель! Буду защищать его как смогу. И с библиотекаршей буду
поласковей, полюбезней, почеловечнее….
Но кто же ты, мой добрый друг, как имя твое? Как мне тебя постоянно не
хватает: твоего ласкового голоса, мудрых слов! И где искать тебя?..
Вдруг две идущие навстречу мне незнакомые женщины поздоровались со мной.
Как бы в ответ на мои мысли…. Это они могут быть моими друзьями? А почему бы и
нет: может быть, их дети или родственники учатся в училище, даже в моей группе?
Как бы там ни было, но меня уже знают в Медведеве как учителя, значит, я что-то
значу в их жизни.
Но кто же ты, мой добрый друг? И где искать тебя?.. Или ты живешь во
мне? Может быть, ты – это я сам, лучшее во мне?.. Но он молчал. Долго я так шел
и думал.
Когда уже подходил к общежитию, вдруг увидел Берлогина, косолапо
шагающего мне навстречу. Дико взглянув на меня, он опустил голову, приподнял
широкие плечи и прошел мимо, не поздоровавшись.
"…во имя Любви к нему, во имя Любви….", -
еще светлее, еще настойчивее зазвучал во мне голос друга. Я обернулся и позвал
Гришу. Он остановился и нехотя повернулся ко мне. Я подошел к нему:
- Гриша, ты чего проходишь мимо и не здороваешься?
Голова его еще больше ушла в плечи, он еще больше насупился и проворчал
про себя:
- Здравствуй.
- Как тебе живется, Гриша? Плохо?
Он все больше зарывался в себя, топтался на месте, и оба мы чувствовали,
что наш разговор не нужен, никчемен, что нам от него только плохо. Гриша снова
пробормотал что-то, повернулся и пошел дальше.
Как же мне любить его, такого "медвежонка", как полюбить?!
Скажи мне, друг мой!
После обеда я много читал, а когда стало темнеть, настроение мое резко
ухудшилось. Я смотрел в окно, и мне вдруг показалось, что там медленно угасает
жизнь. Серели, темнея, знакомые избы и дорога перед ними, пошел мелкий, унылый
дождь, понемногу смывающий все следы. Молнией взорвалась мысль: я никчемен и не
могу серьезно работать, да у меня и не получится это в училище – настоящего
следа я здесь не оставлю. Я разучился любить, а без любви я не учитель. Я даже
поговорить со своим учеником не могу как следует. Меня охватило физическое,
тоскливое предощущение конца, стало жутковато. Все, что совершилось и
совершается в училище со мной или без меня предстало несерьезным, даже комичным,
а от этого еще более трагичным. Избы, грязь, размытая дорога, моросящий дождь
за окном воплощали вековечную косность окружающей меня жизни, которую не
разрушишь ни гениальной мыслью, ни гениальным действием.
Долго так я сидел и курил, глядя в окно, но пришло время опять идти к
ребятам: Хасаныч, наверное, уже собрал их на мой литературно-музыкальный кружок
"Орфей", который проводился еженедельно. Директор гордился им, обещал
придти, послушать, но так и не сделал этого. Я и Клара Викторовна читали ребятам
произведения А. Конан-Дойля, Н. Островского, М. Горького по программе
внеклассного чтения. Здесь я меньше беседовал с ребятами: хотел, чтобы они
больше слушали сам художественный текст, увлеклись им и почувствовали красоту,
силу слова. Сначала им было неинтересно, но вопросы заставляли их думать, и
постепенно они увлекались событиями и характерами. В конце каждого чтения я
просил ребят высказать свое мнение о прочитанном.
Так получилось и сегодня: я вернулся в гостиницу бодрый, свежий, хотя и
уставший. За окном уже было темно, я покурил и пошел на ужин: опять к ребятам,
избавителям моим.
3
Сегодня, как обычно, в понедельник, директор устроил педсовет. Восемь
часов: до начала занятий час. Расселись преподаватели, потом стали входить
мастера. Деловой походкой, с черной папкой в руках к учительскому столу прошел
директор. Серьезно, уважительно поздоровался со всеми.
Начали отчитываться мастера. Дошла очередь и до Павла Семеновича,
мастера моей группы.
- Почему у вас столько учащихся отсутствует? – спросил директор.
Павел Семенович стоял перед ним с каменным выражением лица и заученно
ответил:
- Пять больных, четверо отсутствуют по неизвестным причинам.
- Да, но ведь у вас не один, не два, а четверо человек отсутствуют по
неизвестным причинам всю неделю! В чем дело, а, Павел Семенович?
- К Сомкову я ездил, Николай Федорович, но дома не застал. А Елкин и
Петров обещали сегодня приехать, с родителями говорил. Остальные болеют.
- Так, девять минус три – шесть человек болеют?
- Да, шесть, - не моргнув глазом, ответил Павел Семенович, - справки
обещали представить.
По поведению ребят во всех группах я уже чувствовал, что уроки им все
более надоедают. Я их понимаю: попробуй, высиди 6-7 часов каждый день в скуке и
тоске, когда неинтересно, потому что предыдущих знаний нет, потому что лень
что-нибудь делать, даже слушать, потому что не знаешь, зачем это, и учитель
порой только читает скучную, малопонятную лекцию. Вот они и бегут от такого
"учения" все чаще и дальше. А как им без явки тройку поставишь? Вот и
становится проблема обучения проблемой явки, отсидки на уроках: если не хочешь
и не можешь учиться головой, то учись задним местом. А самое главное – страх
училища перед инспекторами из Казани: их мало интересует, как добываются и
оцениваются знания, для них тоже самое важное – явка, средство, а не цель, ведь
так легче, формально – "по-медвежьи". Поэтому каждый день это слово
на устах у всех: явка и, еще раз, явка.
Директор, опросив ряд мастеров и преподавателей, встал:
- Ну, что же с явкой будем делать, товарищи? А? Ведь таким образом дело
дальше не пойдет, ведь скоро проверка…. Вот я тебе, Павел Семенович, сколько
раз говорил: съезди пораньше, узнай, а ты….
- Я же ездил, и не раз – дома никого нет, - оправдывался мой мастер.
- Все равно, надо опять ехать… ночевать там… через председателя
сельсовета, колхоза добиться!.. Я что ли за вас поеду?!
- Когда ехать-то, времени нет, - раздался голос другого мастера, зычный
и грубый.
- Время у вас есть, Николай Егорович: уборочная кончается, вы находитесь
здесь… вы ведь за ребят отвечаете, понимаете, о-тве-ча-е-те!!
- Я технику на хранение ставлю, когда мне?
- Вы прежде всего мастер!.. Кстати, почему вождение не даете? Вот к вам
ребята и не ходят. Вы это понимаете?! Им неинтересно к вам ходить!
- Я давал….
- Один раз, а надо двадцать, тридцать…. Учить надо, заинтересовывать, вы
мастер! Почему старший мастер этого не видит?
- Я вижу, так они же не подчиняются, - раздался голос Тупорылова.
Прослушав его отчет, директор обратился к преподавателю истории и
обществоведения:
- Галина Федоровна, почему окна в кабинете до сих пор не заклеили, вы
что, ребят поморозить хотите: не сегодня- завтра холода грянут?
- Замазка кончилась, Николай Федорович, пластилина нет нигде, так чем
клеить?
- Вы как маленькая, Галина Федоровна, как маленькая! Ну разве, разве
можно так?!.. Вы что, раньше об этом подумать не могли?!
- А когда же думать: я только недавно узнала, что замазку привезли, все
сразу расхватали.
- Так, значит… - директор хлопнул ладонью по столу, - к вам лично должны
прибежать, сообщить, на белом блюдечке с голубой каемочкой принести!.. Где же
ваша инициатива, ваше неравнодушие, черт возьми?!
"Спектакль" начался, с тоской подумал я, ожидая своей очереди.
- Вы сколько зарплату получаете?
- Сколько есть – все мои, - уже со злобой проговорила пожилая
учительница.
- Нет, вы извините, Галина Федоровна…. Ну-ка, Марья Петровна, дай-ка
список! Вот… Шишкина… Галина… Федоровна… двести сорок рублей в месяц. Дальше
смотрим: Колесова – 250, Иванов – 190, Стародубова – 232, Оленевский – 190,
Лохматов – 270, Безлапов – даже 290. Отпуск у вас, товарищи преподаватели, два
месяца, как у пожарников, а отдача? Где отдача?? Учащиеся на занятия не ходят,
вождение не даете, кабинеты не оборудуете – плевали вы на учащихся! А кушать –
все кушаете? Так ведь надо работать – отрабатывать свой хлеб! Ваш
"хлеб" – учащиеся!.. Нет, я не могу… Марья Петровна! Почему я должен
за всех отвечать?!.. Почему… меня позавчера в райкоме Дубинский… из души в
душу… как пацана?!..
Директор схватил лежащую перед ним пачку классных журналов и изо всей
силы грохнул ею по столу, прямо перед лицом Галины Федоровны. Она вскрикнула, и
все вздрогнули.
Так передо мной вновь появился медведь, вместо директора: он стоял на
задних лапах, с оскаленной пастью, почти одного с ним роста, с рыжей,
свалявшейся шерстью. Как подстреленный, он отчаянно рычал, визжал, раскачивался
и размахивал передними лапами, большими и волосатыми. Но этого медведя я уже не
так боялся: было в нем что-то жалкое, забитое, отчаявшееся. Да, да, директор в
данный момент не мог не быть медведем, раз позволил себе так обращаться с
пожилой женщиной, учителем, раз позволил себе так унижать и других учителей,
ради спасения собственной шкуры. Но опять никто, кроме меня, этого медведя в
директоре не видел, хотя все продолжали мрачно смотреть на него.
- Не могу-у я бо-ольше!!.. – ревел медведь-директор, качаясь, брызгая
слюной и пеной, размахивая лапами. – Ну-у, придет вме-есто меня-а дру-го-ой…
тигр… может, лу-учше бу-удет!.. Ког-да-а вы нау –учитесь по-настоя-ащему-у
рабо-отать?! Мне надое-ело с мо-ордой в г..не-е ходи-ить, вы-ы только все-е
чи-истенькие-е, а я-а за что-о му-учаюсь, ма-ать ва-ашу?!
Он замолк, перестал раскачиваться и замер: я чувствовал, сколько усилий
стоило ему опять превратиться в человека. Медленно проявлялись на нем костюм,
галстук, рубашка, и, наконец, уже не медведь, а Николай Федорович сел за
учительский стол. Он помолчал, а потом оглядел сидящих перед ним и заговорил,
подавляя надрывы:
- Гы-главный в-вопрос у нас остается… товарищи, - это яв-вка… и еще раз
явка!.. Мы, н-наверное, так сделаем… М-марья П-петровна… М-михаил Васильевич
(старший мастер – А. О): каждый… день… после третьего у-урока, в каждой группе…
будем от-тчитываться о… явке. Нет человека – немедленно е-ехать за ним, достать
его… х-хоть со дна морского. Мы-ы учебное заведение, об этом, товарищи,
забывать нельзя.
Люди немного оживились. Директор еще больше успокоился, немного
улыбнулся и развернул голубой журнал.
- Вот недавно в журнале "Профтехобразование" я прочел статью
об одном мастере… - он надел очки и вгляделся в текст, - мастере Заботове…
Иване Ивановиче…. Так вот, это человек, который постоянно находится рядом с
ребятами, - дальше директор начал читать:
"Однажды к Ивану Ивановичу подошел курсант и попросил отпустить его
домой. "У меня мать тяжело болеет, присмотреть некому, - сказал он. Иван
Иванович согласился, но, когда курсант исчез за дверью, он открыл ее и крикнул
ему: "Володя! Подожди!.. Я тоже иду на улицу Нариманова, нам по
дороге". Курсант остановился и опустил голову. Они пошли вместе, и Иван
Иванович расспросил его о семье, близких, а потом задал вопрос: "Что с
мамой? Давно болеет? Может, помочь чем-нибудь?". Курсант ничего не ответил
и еще ниже опустил голову. Когда они подошли к его дому, Иван Иванович
попросил: "Володя, может, разрешишь поговорить с твоей мамой, я ведь давно
ее не видел, к тому же она тяжело больна? Володя совсем сник и открыл перед ним
дверь. Их встретила жизнерадостная, улыбающаяся Володина мама и пригласила за
стол. Иван Иванович ни ей, никому не сказал о проступке Володи, но после этого
случая Володя перестал обманывать старших и стал учиться усерднее.
Так воспитывает Иван Иванович своих учеников: ненавязчиво, не читает
морали, а делом, примером доказывает им порочность плохого поступка и
человеческую ценность хорошего".
- Ну как? – директор поднял глаза на людей. – Что скажете? Конечно, нам
далеко еще до такого мастера, нам еще за собой вон сколько грязи убирать надо,
но стремиться к этому мы обязаны.
Педсовет кончился, все стали расходиться.
- И так каждый понедельник: соберет перед работой, изругает на всю
неделю, а сам уедет водку пить, - говорили между собой мастера и преподаватели.
– Испортит настроение, а как потом работать? И так работа нервная, собачья.
Вот каков бывает результат воздействия гуманных романтических идей, если
их пропагандируют в "медвежьей" форме насилия и грубости.
|
|
Рег.№ 0203395 от 4 июня 2015 в 10:15
Другие произведения автора:
Нет комментариев. Ваш будет первым!