Вызов табу
Время от времени достоянием общественного внимания
становятся эпизоды неуважительного отношения представителей молодого поколения
к памяти героических предков. То Вечный огонь приспособят для реализации
каких-либо неуместных месту потребностей. То потанцуют на воинском мемориале. То
используют памятное место в качестве спортивной площадки. То еще что-нибудь
придумают этакое. Желаний и фантазий в молодых головах много.
Скорее всего, таких действ в стране предостаточно. Просто
мы о них ничего не знаем. Средства массовой информации с годами откликаются на
них все неохотнее. Камеры установлены и работают не везде. Ребята, как правило,
не хотят сильно засвечиваться. Кто хочет этого, тот получает шанс стать
скандальной известностью с неизвестными последствиями.
Узнав о всяких непотребствах на священных для старших
поколений местах, трепетно относящиеся к памяти предков, их подвигам граждане приходят
в состояние страшного возмущения. Уж что только негодникам не желают! Страсти некоторое
время вовсю кипят. В будоражащей истории обретается отличный повод поговорить о
том, что сами-то были не такие. О наступлении времени морально-нравственного и
духовного разврата. Необходимости усилить патриотическое воспитание, контроль
над жизнью младых наследничков.
Ничего нового и удивительного. Всего лишь устойчиво
наследуемые нами вековечные стенания старших поколений в отношении потребностей,
интересов, задвигов, рвущейся на свободу молодой энергии.
Доказавшие не раз свое право на существование особенности
приключений возраста во времени раскрывают перед нами удивительные трансформационные
метаморфозы, отправляющие однажды молодость в изгнание и забвение. Ее яркость,
беззаботность, бесстрашие, бесшабашность на каком-то этапе бытийного
путешествия получает клеймо некрасивого, несолидного, неправильного и
отправляется в бессознательное. Ветры оберегающего,
окукливающего мысли и чувства консерватизма дуют с годами все сильнее.
Подростковому возрасту, молодости свойственно
провокационно - демонстрационное поведение. Оно имеет врожденную основу и
помогает особям, вступающим в жесткую, сложную жизнь, как-то выделиться, быть
замеченными. Молодым хорошо знакомо влечение к известности. В них сильно
стремление поднять свой статус среди сверстников. Вложиться в бунт против
старшего поколения. Бросить ему вызов. Поярче презентовать себя. Быть принятыми
в мир взрослых на желаемых условиях. Чтобы подвинулись там, приняли, подчинились.
Все эти приспущенные штаны, потрясающие прически, новые
речевые конструкции, оригинальные увлечения - сигналы ищущие, согревающие в
среде своих, разделяющие, привлекающие внимание, показывающие приход в нашу
жизнь чего-то нового, ее обновляющего.
Молодежь ранима к несвободе, жаждет выделиться, получить
от реальности как можно больше, лучше и, желательно, прямо сейчас. Содержание и
формы намечаемого, способы и средства его реализации во многом зависят от формируемых
мировоззренческих конструкций, одобряемых мыслей, желаний и отношений, поддерживаемых
тенденций развития культуры общества.
Рождаем из имеющегося в распоряжении. Это понятно.
Ребята хотят сделать что-то запоминающееся, интересное,
цепляющее, крутое. Сделать это становится возможным с помощью вторжения в запретное
пространство, мир табу, освоения запретного поведения. Собственно говоря,
именно благодаря ему и достигается пресловутая крутизна.
Не понимают что творят?
Скорее всего, особой проработки сущностной подоплеки и
последствий совершаемого на сознательном уровне все же не происходит. Вполне
возможно, чувствуют, что вторгаются в запретную зону. Знают, что места памяти
для старшего поколения имеют определенное значение, важный, особый статус.
Оспорив этот статус, можно показать себя сильными, бесстрашными. Но это не
агрессивно-сознательный выпад, а разновидность игрового поведения,
ориентированного на получение в случае чего не угрожающей жизни реакции.
Каждый из нас располагает некоей совокупностью
поведенческих табу, ограничений, которые нельзя игнорировать. Они исполняются
под угрозой неотвратимого наказания, под влиянием мозговой деятельности, требований
традиций. У наших смелых экспериментаторов запреты развлекаться в мемориальных
местах либо весьма слабы, либо вообще отсутствуют. Статус таких мест в
иерархиях их ценностей при невысокой рассудочности, культурных пробелах и
нестрашных наказаниях оставляет желать лучшего.
Считается, что это закономерно-печальный результат отсутствия
воспитания современной молодежи. Что его вопиюще мало или же вообще нет ни в
семье, ни в школе.
На самом деле, это далеко не так.
Молодые много перенимают через подражание, только-только
начинают растрачивать запасы стремлений к чистоте, правде, максимализма ко
всему, что помогает и мешает жить. Быстро растущие отлично все чувствуют,
видят, понимают. В массе своей особо теплых чувств к своим предкам не
испытывают. Корнями и уже ушедшими интересуются слабо. К еще живущим отношение
противоречивое. Посмеиваются. Раздражаются их ограничениями. Снимают с них
бабки. Выпрашивают у них тряпки. Охотно сдают в пансионаты или куда еще
подальше для улучшения жилищных условий. Слушают вполуха. Что слышат – сказать
трудно. Тем не менее, нуждаются в их внимании, тепле, признании, силе и опыте
выживания, успешности. Сложные отношения.
Слова и дела старших часто напрашиваются на прямое
отторжение. За возводящимися ими многоликими контурами повседневности пытливыми
взглядами и искренними сердцами угадывается изовравшаяся, изворовавшаяся
реальность. Мир предательств и всякого рода подлостей. Формальность слащавых
рассуждений о ценности человеческой жизни, величии родных просторов. Жажда
попыток допотопными и весьма изощренными технологиями добиться обязательной
любви ко всему, что происходит, высшей жертвенности во имя того, во что не
верят сами носители по сути своей вообще-то вполне правильных,
красиво-возвышенных слов.
Напряженная, в целом нерадостная, тревожно-агрессивная
жизнь в иллюзорных представлениях, пытающихся сформировать претендующее на
правильность поведение, вызывает у входящих во взрослую жизнь весьма
противоречивую гамму умозаключений и эмоций. Прожившие и пережившие многое
предлагают им консервацию продуктов вакханалии мыслей и чувств авторов и жертв советского
краха и постсоветского хаоса. Стараются с выгодой для себя продвинуть несвежие,
объясняющие и обосновывающие происходящее продукты мозговой деятельности,
обертка которых не очень соответствует начинке. Настойчиво рисуют завораживающее
затаившимися в невежестве рисками будущее.
Возвращаясь к мантрам о воспитании, стоит вспомнить, что
оно представляет собой процесс передачи и закрепления определенных ценностных установок,
поведенческих норм, призванных входящему в мир грамотно прожить в нем
стандартные жизненные этапы, чувствуя себя при этом правильным человеком.
Скажете, нет этого процесса? Вовсю идет. Другое дело – что, кем и каким образом
передается.
Реальность учит быть сильным, безжалостным, работающим на
себя, сторонящимся политики, лояльным к государственно-общественному насилию человеком,
настроенным в рамках часто субъективно декларируемых возможностей на победу,
низвержение врагов, получение от жизни лучшего потребительского уровня. Нам
говорят - в этом мире надо быть с когтями. Рви ткань бытия - и получишь
награду. Будешь слабым - проиграешь.
В силе сила. На обочине дороги к неочевидным победам -миролюбие,
нагорные откровения открывшего новый мир сердца, опора на науку, эффективность,
рассудочность, объективность, честность и созидание.
Одни поколения идут на смену другим. Бросают вызов
прошлому. Вторгаются в запретное. Наступают на имеющееся. Ищут минуты славы.
Кто как может.
Рег.№ 0348410 от 30 марта 2024 в 16:20
Другие произведения автора:
Нет комментариев. Ваш будет первым!