Земная небесность

12 февраля 2022 — Владислав Василевс

 

 

После нескольких десятков лет безбожия, постсоветское время доброжелательно приняло в свои объятия сильно ослабевшее православие. Современность благоволит Русской православной церкви. Она  неплохими темпами оправляется от удара, нанесенного ей бесславно канувшей в бездну человеческих слабостей идеологией.

  

Живым системам, к которым можно отнести как человека, так и любую группу людей, свойственно при наличии благоприятных обстоятельств всемерно заботиться о разнообразных ресурсных приобретениях, увеличении, расширении, усилении своего влияния на мир внешний.

  

Православные структуры приобретают все больше движимого и недвижимого имущества, проявляют очевидную заинтересованность в повышении финансово-экономических показателей своей деятельности. Вовсю идет процесс вмешательства в светскую жизнь.

  

Церковь сегодня действует так, как и положено делать живому организму, стремящемуся выжить, укрепиться, доминировать.

  

Не иссякают приятнейшие слова, идущие от главного светского начальника церковному и обратно. Служители Власти и Слова вполне довольны сложившимися взаимоотношениями, жаждут продолжить совместное движение в том же направлении.

  

У правящей элиты есть запрос на идеологию, духовность, нравственность. Она ищет помощи у Церкви.

  

Церкви нужны ресурсы. Нужны возможности  власти. Нужно поголовье пребывающих в ней.

  

Чудесный, взаимовыгодный союз двух, занимающихся вопросами собственного благополучия, мощных иерархий.

   

Где во всем этом место для Царства Божьего?

     

Приблизится ли, придет ли Мир Мечты, если по радио и телевидению будут часто передавать выступления священников, песнопения, службы из храмов?

  

Если рабочий день каждого из нас будет начинаться и заканчиваться обязательной молитвой?

  

Если на площадях в торжественной обстановке будут сожжены книги Достоевского, Чехова, Набокова, Толстого?

  

Если в библиотеках оставят лишь нравоучения православных авторов?

  

Если объявят теорию Ч. Дарвина мерзким, греховным заблуждением?

  

Если православные патрули будут проверять на улицах у граждан наличие нательных крестиков, а негодным девицам, осмелившимся надеть излишне откровенную одежду, делать суровое внушение, дабы видом своим не позорили образ Народа-Богоносца?

  

Если в каждом микрорайоне установят православный храм шаговой доступности?

 

Если мы каждый день, прежде чем сказать что-нибудь, будем оценивать готовое сорваться с уст на соответствие православным канонам, требованиям?

 

Нет, конечно.

 

Благодарная аудитория Иисуса – люди, стремящиеся к изменениям в своей жизни. Статусно обделенные. Физически и психически слабые. Люди, тянущиеся к более чистому, честному, возвышенному. Ищущие истину, силу жить.

 

Многие, живущие в библейские времена, считали ихнесовершеннымии несправедливыми. Рождая атмосферу надежды на то, что придет Некто и покажет более правильный путь, поведет по нему.

 

И вот – пришел Он.

 

И на Его откровениях, заветах, делах, страданиях, смерти сотворена Его церковь.

 

Что человек делает, пребывая в ней?

 

Строитновый мир – Царство Божие.

 

Успокаивается,отвлекается от бытийных сложностей, проблем.

 

Надеется, следуя в этом мире за Иисусом, на высокий статус в другом, более справедливом мире.

 

Обретаетвозможность жить более нравственно, духовно комфортной жизнью.

 

Для Него и от Его имени участвует в борьбе за власть, территории, иные ресурсы.

 

Просто зарабатывает на Нем …

 

Церковь, вначале отвергаемая властью, стала затем власть имущими любима. Умные люди поняли, что лояльный представитель Бога – верный помощник в деле утешения, умиротворения не удовлетворенных имеющимся положением вещей обитателей различных этажей социальной пирамиды.

 

В наш век христианская церковь вошла неотъемлемой частью капитализма. Находясь в приятельских отношениях с мамоной, она умудряется с ней не соглашаться, призывая к сопротивлению наступающей материальности. В России она стала еще и верным союзником уникального режима.

 

Чтопривнесло в нашу жизнь христианство?

 

Его слова и фантастическое количество слов, интерпретирующих Его слова. За которыми Его, подчас, уже и не видно, и не слышно.

 

Еще  - Его изображения. Отражающие Его подлинный облик или черты, далекие от оригинала - кто знает.

 

Еще – смягчение нравов, мощнейшую попытку гуманизации человеческих отношений, повышения статуса ответственного поведения, честного труда, разумных трат.

 

Еще- потоки крови, сотни тысяч, быть может, миллионы убитых во имя торжества Царства не от мира сего.

 

Которое вряд ли когда-либо воцарится над земным.

 

Ибо Царство это – Мечта человека жить в доброжелательном, счастливом, безопасном, справедливом мире. Зов лучшей части индивидуальности, пробившийся сквозь звериное наследие человека, которое и поныне не отпускает его из своих цепких лап. Довлеет над ним. Отступает под натиском разума и воли, затем вновь возвращается с горделивой улыбкой бытийного компонента, без которого не быть. 

 

Нельзя сказать, что Царства Божьего не бывает в нашем мире. Всякий раз, когда человек делает что-то хорошее, доброе, оно появляется на время в нашей реальности. Показывая свои способности, качественные отличия от того, что нас окружает. И вновь исчезает. Кочуя по разным землям. Показывая всякий раз свою слабость, теряя реальные очертания, питаясь избирательным подходом к христианским ценностям.

 

Пытающиесямировоззрение Иисуса подменить своими взглядами и установками, выдавая их за христианские, более правильно интерпретировать Его слова, выбросить из них не нравящееся, рискуют обнаружить пропажу базового сущностного компонента – любви к человеку, слабому, не знающему, ищущему, оступившемуся, запутавшемуся.

 

Без этого компонента христианство утрачивает свою живительную силу, место в человеческих сердцах.

 

Правда, уход из человеческого сердца не означает ухода из мира материальных ресурсов, которые дают все необходимое для вполне себе достойной, обеспеченной жизни. Умные, рационально мыслящие люди давно уже поняли, что это – главное. А Царство Божие …

 

Красивые  чувственные порывы.

 

Красивые слова.

 

Утешение способным жить иначе, но не имеющим силы  коренным образом переломить тягу земли, креативно и неоспоримодоказать в обывательской повседневности прибыльность честности и доброты.

 

По факту деактуализировав строительствонового мира, церковь не утратила привлекательности. Она продолжает дарить надежду, успокаивать, активно эксплуатировать бессознательное, поднимать вновь и вновь драматичную тему глубокой трансформации отдельно взятой личности в популяциях, которые из века в век ни на йоту не отходят от видообразующего поведенческого стержня, воспроизводящего однотипные жизненные циклы

 

В них нет недостатка в чертях – поганящих все хорошее сущностях. По мере сближения церкви с необходимостью ежедневного выживания и материальными соблазнами, эти пройдошистые существа все чаще оказываются в стенах построек, созданных скорее для их безжалостного искоренения, нежели поддержки.

 

Небесные и земные поганцы могут быть довольны. Трансформирующая сила Креста угасает. Замечательный священник Александр Мень, павший от руки лютого врага Христа, считал, что потенциал христианства огромен.  Что оно только-только приходит в мир, который на каком-то этапе своего развития сможет-таки полноценно раскрыть сущностную глубину предлагаемого, превратив призыв в реальное действие.    

 

Тут стоит все же получше понять то, о чем мы говорим. Стоит разобраться в определениях.

 

Что мы считаем христианством?  

 

Это свод жизненных правил, который необходимо исполнять для строительства Царства Божьего. Главный вектор христианства – не смещение земных территориальных царьков, не кормление Его работников, накопление ими материальных благ, а строительство нового мира через любовь к человеку, безвозмездную, сердечнуюпомощь ему, распространение и победу Слова о Нем.

 

Если из христианства выдергиваются какие-либо компоненты, оно перестает им быть. Это уже не христианство.

 

Теперь стоит более внимательно посмотреть и на человека – христианина. Им является тот, кто исполняет упомянутый чуть выше свод поведенческих правил. Особо стоит отметить  – всех правил. Именно всех, а не только тех, которые нравятся, интересны, созвучны человеку.

 

Если верующий исправно красит яички, готовит куличи, соблюдает пост, ходит в церковь, но при этом ежедневно сеет не любовь, а вражду, ненависть, нетерпимость, ложь, воровство, всяческие подозрения и обвинения, Иисуса делит на, с его точки зрения, исполняемого и неправильного, устаревшего, заблуждающегося, такой человек христианином не является.

 

При внимательном рассмотрении прошлого и настоящего, среди «христиан» найдется весьма и весьма мало самих, собственно говоря, христиан. Формально их много. Реально же Его армия немногочисленна. Время ничего не сделало для ее увеличения. Желающих коренным образом менять себя и окружающий мир явно недостаточно для скачка количества в качество.

 

Количество для нового качества не то.

 

Именно в этой данности лежит разгадка слабости безуспешных попыток качественной христианизации цивилизации.

 

Сотни лет мы идем к горизонту. Прикоснувшийся к божественной сущности материализован нами в книгах, произведениях живописи, скульптурных, архитектурных творениях, обрядах, церемониях, призывах. Который год мы приспосабливаемЕго к своим нуждам. Делая нашим, сугубо земным.

 

Частью нашей материальности.

 

Идя на тесный контакт с государством, церковь отступает от Христа. Ибо оно – царство от мира сего. Он же призывал строить нечто иное. Ненавистное мамоне. Ненавистное чертям.

 

Последние в нашем времени чувствуют себя великолепно. Поганят все, до чего могут дотянуться.

 

Могут ли они оскорбить этим Его и Открывшего Ему путь?

 

Конечно же, нет.

 

Бог сотворил все. И нас. И мир, окружающий нас. И то, о чем мы не знаем. Его невозможно оскорбить. Его невозможно высмеять. Его невозможно очернить. Он – не человек, но Творец бесчисленного количества граней мироздания.

 

Черти – одна из них.

 

Рождаемоепакостными разрушителями обращено к нашим сердцам, мозговым извилинам. Мы видим, слышим, осознаемгнусность, вызывая к жизни сопротивление ей. В реальности, не дающей решительной и окончательной победы ни одной из противоборствующих сторон.

 

Чтобы их не обессилить.

 

Закалить в борьбе. 

 

 

© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0334742 от 12 февраля 2022 в 16:29


Другие произведения автора:

Берлинский пациент

Вагнеровская ночь

Вызов табу

Рейтинг: 0Голосов: 0904 просмотра

Нет комментариев. Ваш будет первым!