Проект "Библиогрань" Глава 23 После послесловия
23 сентября 2014 — Анна Магасумова
Исследовательская работа Хелен Корри
Экскурс в прошлое библеоклазм
Везде, где они сжигают книги, они также сжигают человеческое начало.
(Генрих Гейне)
Из того, что вы не знаете, получилась бы грандиозная книга
(Сидней Смит)
Мы не сжигаем книги. Мы сидим в интернете.
Максим Демах
***
Термины:
1. Библиотека — от греческого bibliothēkē, от biblíon — книга и thēkē — хранилище.
2. Сожжение книг — уничтожение книг в огне. В прошлом это происходило публично с целью продемонстрировать отрицательное отношение к сжигаемой литературе.
3. Библеоклазм — китайский термин, обозначающий сожжение книг и погребение книжников.
Один из самых ранних «библеоклазмов» устроил по совету своего министра Ли Сы китайский император Цинь Шихуанди.(2)
В 213 году до н. э император приказал сжечь все книги, за исключением тех, что трактовали о сельском хозяйстве, медицине, гаданиях и книги из императорского собрания, содержащие хроники циньских правителей.
Императора беспокоили мысли о грядущей смерти. Конфуцианские учёные видели в поисках бессмертия пустое суеверие, за что жестоко поплатились, император велел закопать 460 из них живыми в землю.
Но кара постигла и его.
В 210 и 209 годах до н.э. Цинь Шихуанди направляет экспедиции в поисках эликсира бессмертия и даже участвует в странствиях. Однажды он сам вышел в море и из лука убил огромную рыбу. Но вдруг Шихуанди стало плохо, и он был вынужден вернуться на материк.
Во дворце император выпил несколько предложенных ему пилюль эликсира бессмертия, но оправиться от болезни так и не смог. В пилюлях содержалось опасное для организма количество ртути.
Умер Цинь Шихуанди в 210 году до н.э. Начальник канцелярии Чжао Гао и министр Ли Сы около двух месяцев скрывали смерть императора. Они поместили гроб с телом Цинь Шихуанди на повозку, носили еду и принимали письма императору, отвечая на них от его имени.
Когда из-за большой жары тело стало разлагаться, Чжао Гао с согласия Ли Сы обложил повозку солёной рыбой, чтобы перебить запах.
Но всё скрытое когда-нибудь да становится явным. Когда всё открылось, началась борьба за делёж императорского наследства, а династию свергли неграмотные «подданные» — простолюдины. В 206 году всё семейство Цинь Шихуанди было истреблено.
Историк Сыма Цянь (3) при написании хроники «Ши цзи» испытал огромные сложности из-за отсутствия многих источников.
Против чародейства
Прошло почти 250 лет, и история повторилась. В 35 году нашей эры после проповеди апостола Павла в Эфесе «из занимавшихся чародейством довольно многие, собравши книги свои сожгли пред всеми...» (Деян. 19:19).
В каноническом праве, отражавшем право христианской церкви в целом, существует 63-е правило, принятое в 680 году на Шестом Вселенском Соборе:
«Повести о мучениках, врагами истины лживо составленные, дабы обесславить Христовых мучеников и слышащих привести к неверию, повелеваем не обнародовать в церквах, но предавать оные огню».
В 787 году Седьмой Вселенский Собор постановил, что подобные сочинения «должно отдавать в епископию Константинопольскую, дабы положены были с прочими еретическими книгами».
В буддизме
Сожжение сутр практиковалось в школе дзэн, одной из основных китайских и восточно-азиатских школ в буддизме, но это не было проявлением
фанатизма, а стремлением учителей «вызвать в ученике прорыв к «просветлению». С помощью сожжения сутр учителя устраняли у последователей учения привязанности к символам и образам. Через некоторое время ученики опять читали буддийские сутры, которые вновь подвергали огню, и так повторялось...
Сжигание сутр патриархами школы дзен наиболее ярко проявилось в Китае в VIII—IX и XII веках.
В иудаизме
В 1234 году инквизиция сожгла сочинения Маймонида. В XVIII веке в некоторых еврейских общинах сжигались обвинённые в ереси книги Моше Хаима Луцато и Моисея Мендельсона.
Раскол христианской церкви
В 1054 году произошёл окончательный раскол в христианской церкви на западную – римско-католическую с центром в Риме и восточную – православную с центром в Константинополе.
В 1284 году в русской православной «Кормчей книге» (сборнике церковных и светских законов) появляется следующая норма:
«Если кто будет еретическое писание у себя держать, и волхованию его веровать, со всеми еретиками да будет проклят, а книги те на голове его сжечь».
Католическая церковь в Средние века неоднократно устраивала публичные сжигания Талмуда.(4) Талмуд в последней половине XVI века был публично сожжён не менее шести раз.
При диктаторе Флоренции Джироламо Савонароле с 1494 по 1498 практиковался костёр тщеславия (итал. falò delle vanità) — сожжение светских книг.
Савонарола организовал отряд мальчиков, которые врывались в знатные дома с целью следить за исполнением 10 заповедей. Они бегали по городу, отбирая у граждан игральные карты, кости, светские книги, флейты, духи, богатые наряды и зеркала. Потом все это предавалось торжественному сожжению.
Самая пышная церемония была проведена на городской площади в Жирный вторник 7 февраля 1497 года. В этот день сгорели «Метаморфозы», «Ars amoria» («Любовная наука»), «Remedia amores» («Лекарство от любви») Овидия (43 г.до н.э. – 18 г.н.э.), «Декамерон» Джованни Бокаччо (1313-1375).
Существует предание, что художник Сандро Боттичелли (1445 – 1510) сам бросил в костёр несколько лучших своих полотен на мифологические темы.
В 1499 году в испанской Гранаде кардинал-инквизитор Хименес де Сиснерос отдал приказ о сожжении всех арабских манускриптов, за исключением медицинских.
В 1690 году Вселенский Собор русской православной церкви под председательством Патриарха Иоакима подверг анафеме «хлебопоклонническую ересь» и осудил на сожжение сочинение Феодора Медведева «Манна», в которой утверждалось, что в таинстве евхаристии (5) хлеб и вино претворяются в тело и кровь в момент произнесения священником слов Христа.
XX век.
Германия
Широко известна массовая акция сожжения книг 10 мая 1933 года в Германии. Сотни студентов, профессоров, членов СА и СС уничтожили на костре книги 313 «антинемецких» авторов: Зигмунда Фрейда, Эриха Кестнера, Генриха Манна, Карла Маркса, Джона Рида, Леонида Пантелеева, Герберта Уэллса, и многих других. На костре было сожжено более 20000 томов.
Писатель Эрих Кестнер (6) решился прийти на площадь и присутствовал при публичном сожжении собственных произведений. Позднее он вспоминал: «Я стоял возле университета, зажатый со всех сторон студентами, одетыми в форму штурмовых отрядов, смотрел, как огонь лижет обложки наших книг... Похоронный ветер дул над городом».
Оскар Мария Граф (7), книги которого тоже были сожжены, за исключением «Wundebare Menschen» и «Kallendegeschichten», пишет нацистскому правительству открытое письмо, в котором выражает открытое возмущение, что эти его книги не вошли в "чёрный список".
«Я не заслужил такого бесчестья! Всей своей жизнью и всеми своими сочинениями я приобрел право требовать, чтобы мои книги были преданы чистому пламени костра, а не попали в кровавые руки и испорченные мозги коричневой банды убийц».
Бертольд Брехт ответил стихотворением:
Один гонимый автор, один из самых лучших,
Штудируя список сожжённых, внезапно
Ужаснулся, обнаружив, что его книги
Забыты.
… «Сожгите меня!» — писало его крылатое перо.-
Сожгите меня! (8)
Судьбы авторов сожжённых книг сложились трагически. Большинство наиболее известных немецких писателей оказались в эмиграции (семья Манн, Эрих Мария Ремарк, Лион Фейхтвангер, Бертольт Брехт, Курт Тухольский, Оскар Мария Граф и другие). Кто-то покончил с собой или погиб в концлагере (Карл фон Осецкий). Многие почти перестали писать, кто-то умер от голода и болезней (Мария Ляйтнер, Иоахим Рингельнац).
Для тех, кто в 1933 году находился лишь в начале своей писательской карьеры, последствиями уничтожения их трудов и запрета на публикацию стало порой полное забвение, удаление из коллективной национальной памяти. У тех, кто уже успел к тому моменту получить признание и известность, отняли читателей, лишили привычного образа жизни, дома, имущества, страны, будущего.
После поражения Германии в войне союзники провели массовое уничтожение нацистской литературы. В 1995 году на берлинской площади Бебельплац, так стала называться Оперная площадь, был установлен памятник сожженным книгам работы израильского архитектора и скульптора Михи Ульмана.(9)
В центре площади через квадратное стекло в мостовой видна комната с пустыми книжными полками. Рядом в мостовой бронзовая плита со словами:
«В центре этой площади 10 мая 1933 года студенты – национал-социалисты сожгли сотни трудов свободных писателей, публицистов, философов и ученых».
На другой бронзовой табличке – цитата из трагедии «Альмансор» Генриха Гейне 1820 года:«Это была лишь прелюдия, там, где сжигают книги, впоследствии сжигают и людей».
Памятные таблички были установлены и в других немецких городах – Бремене, Гамбурге, Геттингене, Дюссельдорфе, Кельне, Ландау, Эрлагене, Эссене, Франкфурте на Майне
Журналист и писатель Юрген Зерке одним из первых в Германии посвятил себя восстановлению памяти об авторах сожженных нацистами книг. В течение 40 лет он занимался исследованиями.
В 1978 году впервые вышел сборник Зерке «Преследумые поэты». В книге были собраны многочисленные снимки первых изданий, оригинальных манускриптов и прижизненных фотографий гонимых авторов.
«В этот день воспоминанье это» (10)
Я хочу всем людям предъявить!
Чтобы разнесли они по свету
Содержание сгоревших книг.(11)
Бессарабия
В 1941 году после того, как румынские войска заняли Бессарабию (юго-восток исторической Молдавии), новая администрация изъяла книги в местных библиотеках. Сожжению подлежали все книги, написанные не на румынском языке, среди них и на европейских и русском языках.
В Кишинёве было сожжено 1 200 000 томов, в Тирасполе — 250 000. В Бельцком уезде румынские войска сожгли 15 вагонов книг.
Шри-Ланка
Не только во время войны уничтожались книги. Один из самых жестоких примеров сожжения книг на этнической почве в XX веке — сожжение публичной библиотеки в городе Дафна в Шри -Ланке. Это произошло в ходе ночных волнений с 31 мая по 2 июня 1981 года.
Библиотека формировалась в несколько этапов. В 1933 году она была скромной частной коллекцией. Вскоре с помощью местных жителей стала полноценной библиотекой. Здесь хранились архивные материалы, манускрипты на пальмовых листьях, газеты, опубликованные за сотни лет на полуострове, оригиналы и копии исторических документов, важных с точки зрения противоречивой местной политической истории.
В связи с этим библиотека стала местом большого исторического и символического значения для местного тамильского меньшинства.
Первое крыло библиотеки, построенной в индо-сарацинском стиле, было открыто в 1959 году. Знаменитый индийский библиотекарь С. Р. Ранганатан выступил в качестве советника, обеспечив соответствие библиотеки международным стандартам.
Библиотека стала местной гордостью, ею пользовались исследователи из Индии и других стран. На момент своего разрушения, библиотека была одной из крупнейших в Азии, насчитывая свыше 97000 различных книг и манускриптов.
В субботу 31 мая 1981 года Тамильский Объединённый Фронт Освобождения (ТОФО), популярная региональная демократическая партия, вызвала беспорядки, в ходе которых один сингальский полицейский был ранен и два убиты.
Этой же ночью полиция и ополченцы начали погром, длившийся три дня. Были полностью разрушены местный индуистский храм, главный офис партии ТОФО и здание местной газеты. Статуи тамильских культурных и религиозных деятелей были разрушены или обезглавлены. Четыре человека были вытащены из своих домов и убиты.
Сожжение библиотеки в Джафне и погромы при прямом участии сингалов-полицейских вызвали глубокое возмущение среди тамилов.(12)
Два министра, бывшие свидетелями разрушительных событий, заявили, что этот инцидент был «несчастным случаем, когда несколько полицейских напились и устроили массовые грабежи». Национальные газеты не уделили произошедшему внимания, а в последовавших за тем парламентских дебатах некоторые сингальские депутаты говорили своим тамильским коллегам:
— Если тамилы не счастливы в Шри-Ланке, они могут уехать на свою родину в Индию.
Локубандара, министр образования и культуры, в речи в шри-ланкийском парламенте в июле 1981 года сказал:
«Если в этой стране, не являющейся их (тамилов) родиной, есть дискриминация, тогда зачем им здесь оставаться. Почему не вернуться домой (в Индию) где не будет дискриминации. Там ваши ковилы и боги. Там ваша культура, образование, университеты и т.д. Вы хозяева своей судьбы».
Для тамилов разрушение библиотеки стало символом «физического и духовного насилия» экстремистского большинства. Эта атака стала ударом по их надеждам и стремлениям, стремлениям к знаниям и академическим достижениям. Инцидент способствовал мобилизации тамильских радикалов, сделав неизбежной самоубийственную гражданскую войну между сингалами — коренным населением Шри-Ланки и военизированным движением «Тигры освобождения Тамил Илама».
Боевые действия с перерывами продолжались с 1983 по 2009 год и унесли не менее 80 тыс. жизней.
Это ещё не всё...
5 мая 1998 года по распоряжению епископа Екатеринбургского и Верхотурского Никона во дворе епархиального Духовного училища были сожжены четыре книги, которые по авторству приписывали Меню. На них «не было пометок священноначалия о том, что они изданы по благословению, а проповеди, которые они содержали, содержали явно натяжки в совершенно вольной трактовке Священного Предания».
В 2002 году члены молодежного движения «Идущие вместе» установили муляж унитаза перед зданием ГАБТ, после чего в нём были сожжены специально отпечатанные брошюры с выдержками из книг Владимира Сорокина. Акция была связана с подписанием контракта между писателем и Большим Театром.
Авторы акции опровергли это утверждение, заявив, что книги были не сожжены, а утоплены.
***
Отраженье исчезнувших лет,
Облегченье житейского ига,
Вечных истин немеркнущий свет –
Это – книга! (13)
*** В июне 2012 года два монаха Троице-Сергиевой Лавры публично сожгли две тысячи экземпляров книги профессора А. И. Осипова «Посмертная жизнь» («Из времени в вечность: посмертная жизнь души»), подаренных Лавре Сретенским монастырём, так как в данном издании, по их мнению, есть фрагменты, не соответствующие православному учению.
Данная книга была одобрена к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви. 15 июля 2012 года этот поступок был осуждён Духовным Собором Троице-Сергиевой лавры. Один из монахов был отправлен в скит на покаяние.
***
Пока мы читаем книги
Всё в порядке на круглой и светлой Земле,
Населенной читателями планете. (14)
И последнее:
Мне хочется, чтоб, несмотря на усталость
У наших людей тяга к знаньям осталась -
Хорошие книги нам нужно читать,
Чтоб сборищем неучей глупых не стать.(10)
***
«Сколько книг прочтено – не имеет значения,
Но имеет значение очень давно
Ежедневное, ежевечернее чтение». (10)
Детективы, бестселлер, стихи — всё равно!
И пока комп, стоящий на круглом столе
«Выключается только на позднем рассвете,
Всё в порядке на круглой и светлой Земле,
Населенной читателями планете».(10)
(1) «451 градус по Фаренгейту» — научно-фантастический роман — антиутопия Рэя Бредбери. Описывается тоталитарное общество, в котором все книги подлежат сожжению.
451 °F — температура, при которой полностью сгорают книги = + 232°C.
(2) Цинь ШиХуанди настоящее имя Ин Чжен (258 -210 гг.до н.э) — император Объединённого Китая. Шихуанди в буквальном переводе "император — основатель".
(3)Сыма Цянь в(145 или 135 г. до н. э. — 86 г. до н. э.) — потомственный историограф династии Хань, писатель, астроном. Известен как создатель «Ши-цзи» — грандиозного труда, описывающего историю Китая от мифических родоначальников и до современных Сыма Цяню времен.
(4) талмуд — многотомный свод правовых и этических положений иудаизма
(5) евхаристия — благодарение, признательность — от греческого почитание, уважение — священное причастие
(6) Эрих Кестнер (1899 — 1974) — немецкий писатель, сценарист
(7) Оскар Мария Граф ( 1894 — 1967) — немецкий баварский писатель
(8) стихи Б.Брехта, перевод Бориса Слуцкого
(9) Михи Ульман (р.1939) — израильский художник и скульптор
(10) Строка из стихотворения Бориса Слуцкого
(11) стихи автора
(12) тамилы — национальное меньшинство - в Шри Ланке претендовали на отторжжение от острова государства Тамил -Илам.
(13) Татьяна Щепкина-Куперник (1874 -1952)
(14) Борис СЛУЦКИЙ
Экскурс в прошлое библеоклазм
Везде, где они сжигают книги, они также сжигают человеческое начало.
(Генрих Гейне)
Из того, что вы не знаете, получилась бы грандиозная книга
(Сидней Смит)
Мы не сжигаем книги. Мы сидим в интернете.
Максим Демах
***
Термины:
1. Библиотека — от греческого bibliothēkē, от biblíon — книга и thēkē — хранилище.
2. Сожжение книг — уничтожение книг в огне. В прошлом это происходило публично с целью продемонстрировать отрицательное отношение к сжигаемой литературе.
3. Библеоклазм — китайский термин, обозначающий сожжение книг и погребение книжников.
Недалёкое прошлое
Рэй Брэдбери с 9 лет и до подросткового возраста проводил 2 дня в неделю в городской библиотеке в Уокигене штат Иллинойс. Он прятался за полками, вдыхая запах книг, которые пахли ароматами заморских специй. Когда подходило время идти домой, он выходил на улицу и шёл мимо красных пожарных машин, мимо пожарных, которые представлялись ему рыцарями без страха и упрёка.
Рэй представлял, как огонь пожирает дома, вещи, зажмурившись ему виделось огромное пламя, этакий гигантский ослепительный зверь, похожий на сказочного змея. Он напишет роман "451 градус по Фаренгейту" (1). Роман, который предвосхитит будущее, роман, который возьмёт на вооружение правительство, взяв для себя название правительства Фаренгейта. Но и он будет сожжён также, как и другие книги.
И запылают костры, в которых будут гореть книги. Книг не останется. Но ничто не вечно! Придут новые люди, понимающие, что без книг у людей нет будущего. Новое правительство Эленеума примет проект "Библиогрань", который будет разрабатывать новую версию электронных книг.
Небесная кара ждёт тех, кто идёт против человечества, разум которого отражается в книгах!
Небесная караОдин из самых ранних «библеоклазмов» устроил по совету своего министра Ли Сы китайский император Цинь Шихуанди.(2)
В 213 году до н. э император приказал сжечь все книги, за исключением тех, что трактовали о сельском хозяйстве, медицине, гаданиях и книги из императорского собрания, содержащие хроники циньских правителей.
Императора беспокоили мысли о грядущей смерти. Конфуцианские учёные видели в поисках бессмертия пустое суеверие, за что жестоко поплатились, император велел закопать 460 из них живыми в землю.
Но кара постигла и его.
В 210 и 209 годах до н.э. Цинь Шихуанди направляет экспедиции в поисках эликсира бессмертия и даже участвует в странствиях. Однажды он сам вышел в море и из лука убил огромную рыбу. Но вдруг Шихуанди стало плохо, и он был вынужден вернуться на материк.
Во дворце император выпил несколько предложенных ему пилюль эликсира бессмертия, но оправиться от болезни так и не смог. В пилюлях содержалось опасное для организма количество ртути.
Умер Цинь Шихуанди в 210 году до н.э. Начальник канцелярии Чжао Гао и министр Ли Сы около двух месяцев скрывали смерть императора. Они поместили гроб с телом Цинь Шихуанди на повозку, носили еду и принимали письма императору, отвечая на них от его имени.
Когда из-за большой жары тело стало разлагаться, Чжао Гао с согласия Ли Сы обложил повозку солёной рыбой, чтобы перебить запах.
Но всё скрытое когда-нибудь да становится явным. Когда всё открылось, началась борьба за делёж императорского наследства, а династию свергли неграмотные «подданные» — простолюдины. В 206 году всё семейство Цинь Шихуанди было истреблено.
Историк Сыма Цянь (3) при написании хроники «Ши цзи» испытал огромные сложности из-за отсутствия многих источников.
Против чародейства
Прошло почти 250 лет, и история повторилась. В 35 году нашей эры после проповеди апостола Павла в Эфесе «из занимавшихся чародейством довольно многие, собравши книги свои сожгли пред всеми...» (Деян. 19:19).
В каноническом праве, отражавшем право христианской церкви в целом, существует 63-е правило, принятое в 680 году на Шестом Вселенском Соборе:
«Повести о мучениках, врагами истины лживо составленные, дабы обесславить Христовых мучеников и слышащих привести к неверию, повелеваем не обнародовать в церквах, но предавать оные огню».
В 787 году Седьмой Вселенский Собор постановил, что подобные сочинения «должно отдавать в епископию Константинопольскую, дабы положены были с прочими еретическими книгами».
В буддизме
Сожжение сутр практиковалось в школе дзэн, одной из основных китайских и восточно-азиатских школ в буддизме, но это не было проявлением
фанатизма, а стремлением учителей «вызвать в ученике прорыв к «просветлению». С помощью сожжения сутр учителя устраняли у последователей учения привязанности к символам и образам. Через некоторое время ученики опять читали буддийские сутры, которые вновь подвергали огню, и так повторялось...
Сжигание сутр патриархами школы дзен наиболее ярко проявилось в Китае в VIII—IX и XII веках.
В иудаизме
В 1234 году инквизиция сожгла сочинения Маймонида. В XVIII веке в некоторых еврейских общинах сжигались обвинённые в ереси книги Моше Хаима Луцато и Моисея Мендельсона.
Раскол христианской церкви
В 1054 году произошёл окончательный раскол в христианской церкви на западную – римско-католическую с центром в Риме и восточную – православную с центром в Константинополе.
В 1284 году в русской православной «Кормчей книге» (сборнике церковных и светских законов) появляется следующая норма:
«Если кто будет еретическое писание у себя держать, и волхованию его веровать, со всеми еретиками да будет проклят, а книги те на голове его сжечь».
Католическая церковь в Средние века неоднократно устраивала публичные сжигания Талмуда.(4) Талмуд в последней половине XVI века был публично сожжён не менее шести раз.
При диктаторе Флоренции Джироламо Савонароле с 1494 по 1498 практиковался костёр тщеславия (итал. falò delle vanità) — сожжение светских книг.
Савонарола организовал отряд мальчиков, которые врывались в знатные дома с целью следить за исполнением 10 заповедей. Они бегали по городу, отбирая у граждан игральные карты, кости, светские книги, флейты, духи, богатые наряды и зеркала. Потом все это предавалось торжественному сожжению.
Самая пышная церемония была проведена на городской площади в Жирный вторник 7 февраля 1497 года. В этот день сгорели «Метаморфозы», «Ars amoria» («Любовная наука»), «Remedia amores» («Лекарство от любви») Овидия (43 г.до н.э. – 18 г.н.э.), «Декамерон» Джованни Бокаччо (1313-1375).
Существует предание, что художник Сандро Боттичелли (1445 – 1510) сам бросил в костёр несколько лучших своих полотен на мифологические темы.
В 1499 году в испанской Гранаде кардинал-инквизитор Хименес де Сиснерос отдал приказ о сожжении всех арабских манускриптов, за исключением медицинских.
В 1690 году Вселенский Собор русской православной церкви под председательством Патриарха Иоакима подверг анафеме «хлебопоклонническую ересь» и осудил на сожжение сочинение Феодора Медведева «Манна», в которой утверждалось, что в таинстве евхаристии (5) хлеб и вино претворяются в тело и кровь в момент произнесения священником слов Христа.
XX век.
Германия
Широко известна массовая акция сожжения книг 10 мая 1933 года в Германии. Сотни студентов, профессоров, членов СА и СС уничтожили на костре книги 313 «антинемецких» авторов: Зигмунда Фрейда, Эриха Кестнера, Генриха Манна, Карла Маркса, Джона Рида, Леонида Пантелеева, Герберта Уэллса, и многих других. На костре было сожжено более 20000 томов.
Писатель Эрих Кестнер (6) решился прийти на площадь и присутствовал при публичном сожжении собственных произведений. Позднее он вспоминал: «Я стоял возле университета, зажатый со всех сторон студентами, одетыми в форму штурмовых отрядов, смотрел, как огонь лижет обложки наших книг... Похоронный ветер дул над городом».
Оскар Мария Граф (7), книги которого тоже были сожжены, за исключением «Wundebare Menschen» и «Kallendegeschichten», пишет нацистскому правительству открытое письмо, в котором выражает открытое возмущение, что эти его книги не вошли в "чёрный список".
«Я не заслужил такого бесчестья! Всей своей жизнью и всеми своими сочинениями я приобрел право требовать, чтобы мои книги были преданы чистому пламени костра, а не попали в кровавые руки и испорченные мозги коричневой банды убийц».
Бертольд Брехт ответил стихотворением:
Один гонимый автор, один из самых лучших,
Штудируя список сожжённых, внезапно
Ужаснулся, обнаружив, что его книги
Забыты.
… «Сожгите меня!» — писало его крылатое перо.-
Сожгите меня! (8)
Судьбы авторов сожжённых книг сложились трагически. Большинство наиболее известных немецких писателей оказались в эмиграции (семья Манн, Эрих Мария Ремарк, Лион Фейхтвангер, Бертольт Брехт, Курт Тухольский, Оскар Мария Граф и другие). Кто-то покончил с собой или погиб в концлагере (Карл фон Осецкий). Многие почти перестали писать, кто-то умер от голода и болезней (Мария Ляйтнер, Иоахим Рингельнац).
Для тех, кто в 1933 году находился лишь в начале своей писательской карьеры, последствиями уничтожения их трудов и запрета на публикацию стало порой полное забвение, удаление из коллективной национальной памяти. У тех, кто уже успел к тому моменту получить признание и известность, отняли читателей, лишили привычного образа жизни, дома, имущества, страны, будущего.
После поражения Германии в войне союзники провели массовое уничтожение нацистской литературы. В 1995 году на берлинской площади Бебельплац, так стала называться Оперная площадь, был установлен памятник сожженным книгам работы израильского архитектора и скульптора Михи Ульмана.(9)
В центре площади через квадратное стекло в мостовой видна комната с пустыми книжными полками. Рядом в мостовой бронзовая плита со словами:
«В центре этой площади 10 мая 1933 года студенты – национал-социалисты сожгли сотни трудов свободных писателей, публицистов, философов и ученых».
На другой бронзовой табличке – цитата из трагедии «Альмансор» Генриха Гейне 1820 года:«Это была лишь прелюдия, там, где сжигают книги, впоследствии сжигают и людей».
Памятные таблички были установлены и в других немецких городах – Бремене, Гамбурге, Геттингене, Дюссельдорфе, Кельне, Ландау, Эрлагене, Эссене, Франкфурте на Майне
Журналист и писатель Юрген Зерке одним из первых в Германии посвятил себя восстановлению памяти об авторах сожженных нацистами книг. В течение 40 лет он занимался исследованиями.
В 1978 году впервые вышел сборник Зерке «Преследумые поэты». В книге были собраны многочисленные снимки первых изданий, оригинальных манускриптов и прижизненных фотографий гонимых авторов.
«В этот день воспоминанье это» (10)
Я хочу всем людям предъявить!
Чтобы разнесли они по свету
Содержание сгоревших книг.(11)
Бессарабия
В 1941 году после того, как румынские войска заняли Бессарабию (юго-восток исторической Молдавии), новая администрация изъяла книги в местных библиотеках. Сожжению подлежали все книги, написанные не на румынском языке, среди них и на европейских и русском языках.
В Кишинёве было сожжено 1 200 000 томов, в Тирасполе — 250 000. В Бельцком уезде румынские войска сожгли 15 вагонов книг.
Шри-Ланка
Не только во время войны уничтожались книги. Один из самых жестоких примеров сожжения книг на этнической почве в XX веке — сожжение публичной библиотеки в городе Дафна в Шри -Ланке. Это произошло в ходе ночных волнений с 31 мая по 2 июня 1981 года.
Библиотека формировалась в несколько этапов. В 1933 году она была скромной частной коллекцией. Вскоре с помощью местных жителей стала полноценной библиотекой. Здесь хранились архивные материалы, манускрипты на пальмовых листьях, газеты, опубликованные за сотни лет на полуострове, оригиналы и копии исторических документов, важных с точки зрения противоречивой местной политической истории.
В связи с этим библиотека стала местом большого исторического и символического значения для местного тамильского меньшинства.
Первое крыло библиотеки, построенной в индо-сарацинском стиле, было открыто в 1959 году. Знаменитый индийский библиотекарь С. Р. Ранганатан выступил в качестве советника, обеспечив соответствие библиотеки международным стандартам.
Библиотека стала местной гордостью, ею пользовались исследователи из Индии и других стран. На момент своего разрушения, библиотека была одной из крупнейших в Азии, насчитывая свыше 97000 различных книг и манускриптов.
В субботу 31 мая 1981 года Тамильский Объединённый Фронт Освобождения (ТОФО), популярная региональная демократическая партия, вызвала беспорядки, в ходе которых один сингальский полицейский был ранен и два убиты.
Этой же ночью полиция и ополченцы начали погром, длившийся три дня. Были полностью разрушены местный индуистский храм, главный офис партии ТОФО и здание местной газеты. Статуи тамильских культурных и религиозных деятелей были разрушены или обезглавлены. Четыре человека были вытащены из своих домов и убиты.
Сожжение библиотеки в Джафне и погромы при прямом участии сингалов-полицейских вызвали глубокое возмущение среди тамилов.(12)
Два министра, бывшие свидетелями разрушительных событий, заявили, что этот инцидент был «несчастным случаем, когда несколько полицейских напились и устроили массовые грабежи». Национальные газеты не уделили произошедшему внимания, а в последовавших за тем парламентских дебатах некоторые сингальские депутаты говорили своим тамильским коллегам:
— Если тамилы не счастливы в Шри-Ланке, они могут уехать на свою родину в Индию.
Локубандара, министр образования и культуры, в речи в шри-ланкийском парламенте в июле 1981 года сказал:
«Если в этой стране, не являющейся их (тамилов) родиной, есть дискриминация, тогда зачем им здесь оставаться. Почему не вернуться домой (в Индию) где не будет дискриминации. Там ваши ковилы и боги. Там ваша культура, образование, университеты и т.д. Вы хозяева своей судьбы».
Для тамилов разрушение библиотеки стало символом «физического и духовного насилия» экстремистского большинства. Эта атака стала ударом по их надеждам и стремлениям, стремлениям к знаниям и академическим достижениям. Инцидент способствовал мобилизации тамильских радикалов, сделав неизбежной самоубийственную гражданскую войну между сингалами — коренным населением Шри-Ланки и военизированным движением «Тигры освобождения Тамил Илама».
Боевые действия с перерывами продолжались с 1983 по 2009 год и унесли не менее 80 тыс. жизней.
Это ещё не всё...
5 мая 1998 года по распоряжению епископа Екатеринбургского и Верхотурского Никона во дворе епархиального Духовного училища были сожжены четыре книги, которые по авторству приписывали Меню. На них «не было пометок священноначалия о том, что они изданы по благословению, а проповеди, которые они содержали, содержали явно натяжки в совершенно вольной трактовке Священного Предания».
В 2002 году члены молодежного движения «Идущие вместе» установили муляж унитаза перед зданием ГАБТ, после чего в нём были сожжены специально отпечатанные брошюры с выдержками из книг Владимира Сорокина. Акция была связана с подписанием контракта между писателем и Большим Театром.
Авторы акции опровергли это утверждение, заявив, что книги были не сожжены, а утоплены.
***
Отраженье исчезнувших лет,
Облегченье житейского ига,
Вечных истин немеркнущий свет –
Это – книга! (13)
*** В июне 2012 года два монаха Троице-Сергиевой Лавры публично сожгли две тысячи экземпляров книги профессора А. И. Осипова «Посмертная жизнь» («Из времени в вечность: посмертная жизнь души»), подаренных Лавре Сретенским монастырём, так как в данном издании, по их мнению, есть фрагменты, не соответствующие православному учению.
Данная книга была одобрена к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви. 15 июля 2012 года этот поступок был осуждён Духовным Собором Троице-Сергиевой лавры. Один из монахов был отправлен в скит на покаяние.
***
Пока мы читаем книги
Всё в порядке на круглой и светлой Земле,
Населенной читателями планете. (14)
И последнее:
Мне хочется, чтоб, несмотря на усталость
У наших людей тяга к знаньям осталась -
Хорошие книги нам нужно читать,
Чтоб сборищем неучей глупых не стать.(10)
***
«Сколько книг прочтено – не имеет значения,
Но имеет значение очень давно
Ежедневное, ежевечернее чтение». (10)
Детективы, бестселлер, стихи — всё равно!
И пока комп, стоящий на круглом столе
«Выключается только на позднем рассвете,
Всё в порядке на круглой и светлой Земле,
Населенной читателями планете».(10)
(1) «451 градус по Фаренгейту» — научно-фантастический роман — антиутопия Рэя Бредбери. Описывается тоталитарное общество, в котором все книги подлежат сожжению.
451 °F — температура, при которой полностью сгорают книги = + 232°C.
(2) Цинь ШиХуанди настоящее имя Ин Чжен (258 -210 гг.до н.э) — император Объединённого Китая. Шихуанди в буквальном переводе "император — основатель".
(3)Сыма Цянь в(145 или 135 г. до н. э. — 86 г. до н. э.) — потомственный историограф династии Хань, писатель, астроном. Известен как создатель «Ши-цзи» — грандиозного труда, описывающего историю Китая от мифических родоначальников и до современных Сыма Цяню времен.
(4) талмуд — многотомный свод правовых и этических положений иудаизма
(5) евхаристия — благодарение, признательность — от греческого почитание, уважение — священное причастие
(6) Эрих Кестнер (1899 — 1974) — немецкий писатель, сценарист
(7) Оскар Мария Граф ( 1894 — 1967) — немецкий баварский писатель
(8) стихи Б.Брехта, перевод Бориса Слуцкого
(9) Михи Ульман (р.1939) — израильский художник и скульптор
(10) Строка из стихотворения Бориса Слуцкого
(11) стихи автора
(12) тамилы — национальное меньшинство - в Шри Ланке претендовали на отторжжение от острова государства Тамил -Илам.
(13) Татьяна Щепкина-Куперник (1874 -1952)
(14) Борис СЛУЦКИЙ
© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0176840 от 23 сентября 2014 в 21:31
Рег.№ 0176840 от 23 сентября 2014 в 21:31
Другие произведения автора:
Рейтинг: 0Голосов: 0640 просмотров
Нет комментариев. Ваш будет первым!