Инь Ян. Оттенки прошлого. Глава 69

Побеждай зло добром!

Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты

(Людвиг Ван Бетховен) 
 
Лишь добро одно бессмертно, 
Зло подолгу не живёт!

 (Шота Руставели) 
 
    У  дороги, ведущей к пещере преподобного Давида, стоит  домик, в котором живёт  священник  Михаил, восьмидесятилетний старец. Каждый четверг по утрам он выходит  из своего дома и садится на скамью у дороги, ведущей к Тбилиси.
— Как жаль, но я  уже  не в силах подняться по тропе в гору,  — думал Михаил, — и под гору тоже не спущусь. Ноги уже не те… Эх!
   Но он никогда не остаётся один. К нему постоянно за благословением приходят богомольцы, подходят приезжие-экскурсанты и просто путники.
  Старец Михаил  с широкой седой бородой и белыми волосами, падающими на плечи, как грива льва, им кажется   современником преподобного Давида, его келейником, открывавшим дверь в жилище своего духовного отца. (1)

     Михаил  всегда советует своим слушателям, повторяя:
— Побеждай зло добром! Побеждай зло добром!
И добавляет:
— Иди по дороге, какой бы длинной она ни была. Не  иди напрямик, как бы близко тебе ни казалось. Иди так, как велит тебе твоё глупое сердце.
 На вопрос:"Почему глупое?" Отвечал так:
— Сердце живёт чувствами, а не разумом. Разум твердит:"Нет!" Сердце же наставляет:"Да! Да!"
   Однажды Михаил рассказал путникам  одну интересную и поучительную историю из своей жизни. Был уверен, что это послужит уроком для молодых людей. Рассказ записал начинающий писатель, приехавший на отдых в Грузию, а потом опубликовал его в Интернете под псевдонимом Дэвид Горгасал.(2)
Будь добрым всегда
Отвечай на зло добром,
Как бы ни обидно было тебе,
Пусть  будет жизнь коротка, словно сон,
Ты доверяйся судьбе.
Но ты идёшь наперекор
Всему, что случилось с тобой,
Если  вступаешь в отчаянный спор,
Прав ли не прав… песню пой!

(стихи автора)
    Михаил жил  в деревне неподалёку от  Мцхеты вместе с матерью. Имя у матери было очень красивым: Этери.  Отец  умер  рано, и мальчик  остался единственным мужчиной в доме. С хозяйством он  справлялся хорошо, трудиться любил, и когда работал в поле, пел песни.
Триалебс, триалебс
Бедис борбале,
Триалебс
Дро мидис, дро мидис
Дро квелас
Гагватиалебс.
Перевод с грузинского:
Вертится, вертится
Судьбы колесо,
Вертится.
Время идёт, время идёт,
Время всех
"перемелет".

(песня в исполнении Вахтанга Кикабидзе "Судьбы колесо")
   Когда Михаил подрос, на него стали  заглядываться девушки из села, но он  не знал, как сложатся их отношения с матерью, и не торопился жениться.
— Сын! Ты должен поехать  учиться в город, — стала вдруг настаивать Этери.
    Михаил  любил свою мать и очень переживал за неё.
— Нана! Мама! Как я оставлю тебя одну?
-  Сакварело/Любимый! Квелафери ригзеа/ Всё в порядке,  — убеждала Михаила Этери. — Ты  поступай в училище. Я  ещё могу справляться с полевыми работами, а в случае необходимости соседи помогут мне.
    После долгих уговоров Михаил согласился.
— Карги! Хорошо!
  Прошло время, и вот однажды к нему  подошёл Гогия,  односельчанин, и заговорил без прелюдий:
— А ты знаешь, Михаил, наш сосед Илия стал обижать твою мать, хозяйничает в её винограднике, как в своем собственном саду, а недавно оскорбил её.
  Михаил  расстроился.
— За что? Как он посмел?
— Назвал её воровкой за то, что она собирала виноград в своём  же винограднике. А Илия уже себя хозяином возомнил. Посчитал, что бедную женщину никто не защитит. Сын, то есть ты, уехал и вернёшься не скоро.
  Михаил  чувствовал, как внутри его закипает злость. Он был так возмущён, что не мог произнести ни слова. 
  Гогия внимательно посмотрел на  Михаила и сказал:
  — Этери хорошая женщина и не заслуживает оскорблений.  Тем более Илия ей в сыновья годится. Я знаю, что ты расквитаешься с ним, только прошу, не убивай его! Не бери греха на душу, подумай о своей матери, которая останется без помощника.
Михаил собрался с мыслями и  ответил:
— Мадлобт/Спасибо! Спасибо, что не забываете о моей матери. Карги/хорошо!  Я приеду и разберусь на месте. Найду мирный способ, как  наказать Илию.
— Вот это хорошо! — согласился Гогия.
-  Нет, я  проучу негодяя. Как, я ещё подумаю, — решил Михаил.
  Он был хорошим и заботливым сыном.   Вскоре начались каникулы,  и Михаил приехал домой.
— Нана! Мама! — обратился он к матери. — Приготовьте угощение, поставьте на стол лучшее, что у нас есть.
 Этери  не стала спрашивать, зачем и для чего. Выполнила всё, как сказал её любимый сын.
  А  Михаил тем временем  пошёл в дом к соседу.  Он уже всё продумал. Увидев, что к нему идут, Илия испугался и  хотел спрятаться, но не успел. Михаил  вошёл в его комнату и вежливо поздоровался:
— Гамарджоба! Здравствуй, Илия!
— Га, га ма, марджоба, со-сед! — заикаясь от страха, ответил Илия на приветствие.
— Иди за мной! — повелительно  сказал Михаил.
  Илия  пошёл за ним безропотно.
— Ну, всё! Сейчас Миша меня за мать побьёт, — думал он, дрожа, как лист осины. 
  Но Михаил  привёл его в свой дом, где матерью  было приготовлено угощение, посадил на самое почётное место и стал обращаться с ним, как со своим лучшим другом,. Илия  не понимал, что происходит, но потом вдруг встал из-за стола, подошёл к  Этери, опустился на колени и сказал:
— Я обидел тебя, нано! Прости меня! С этих пор считай меня своим сыном.
Этери погладила его по голове.
  — Карги! Хорошо!
 И действительно, Илия стал помогать  матери Михаила  так, как будто он был его братом.
  Как-то Дэвид  спросил протоиерея Михаила, что значит "Иди по дороге, какой бы длинной она ни была". Тот  ответил:
— Зачем далеко ходить за примером? Ты видишь, дорога, поднимаясь в горы, делает петли; что будет, если ты решишься идти напрямик?
Давид ответил:
— Я сорвусь и упаду в овраг.
Отец Михаил улыбнулся.
— Да. Эту поговорку я слышал от своего деда: "Иди по дороге, какой бы длинной она ни была; не иди напрямик, как бы близко тебе ни казалось”.
На всю жизнь запомнил Давид слова старца. И вы помните!  Стоит только сделать шаг и дорога появится сама собой.  Не заблудитесь на дороге жизни.
"Человек с ясной целью будет продвигаться даже по самой тяжкой дороге. Человек безо всякой цели не продвинется и по самой гладкой дороге"

(Томас Карлейль)
 Тбилиси. Нарикала

И Нарикала (3) здесь стоит,
Как память прошлых тяжких бед,
Твою главу венчая сединой. 

("Песня о Тбилиси")
  Пантеон (4) писателей и общественных деятелей Грузии Мтацминда расположен на территории вокруг церкви Святого Давида «Мамадавити» на склоне горы Мтацминда и официально открыт в 1929 году  к празднованию 100-летней годовщины трагической гибели Грибоедова в Иране.
  Первым знаменательным захоронением на этом месте и  было погребение Александра Грибоедова, а также  его жены княжны Нино Чавчавадзе. Здесь похоронены Екатерина Геладзе – мать Иосифа Сталина, Серго Закариадзе – известный актёр, Важа Пшавела — поэт, Звиад Гамсахурдиа – первый президент Грузии и многие другие.
  Нарикала грозно возвышается над Тбилиси, как память  предков. Память,  которая останется навсегда! 
Попробуй, память, это тот же воздух
и звуки те, хоть и не так слышны…
И небо прежнее — всё в тех же старых звездах,
и плечи у церквей покаты и нежны…

(Паола Урушадзе)
 Точное время основания крепости в Тбилиси неизвестно, но в VII веке она уже существовала и называлась Шурис-Цихе. При Давиде Строителе (5) арабская крепость была укреплена и расширена. Современное название ей дали, как считается, монголы. Близкий к современному вид тбилисская цитадель приобрела в XVII—XVIII веках, однако землетрясение 1827 года нанесло ей невосполнимый урон.
  В 1990-е годы  предпринимались попытки реставрации Нарикалы, в частности, была отстроена церковь св. Николая, существовавшая на территории крепости с  XII века. На вершине находится телебашня высотой 277,4 метра, парк с фуникулёрной линией и рестораном на верхней станции. Одна из стен ресторана украшена монументальной фресковой росписью "Посвящение Пиросмани". (6)

"Пиши мне чаще, мой ангел Ниноби"
Мне Тифлис горбатый снится...

 (Осип Мандельштам)
   Александр и Нино  Грибоедовы недолго наслаждались друг другом.  Александра ждали в Персии.  Путь был долгим и утомительным, но для молодожёнов каждая минута, проведённая вместе, была на вес золота.
   В Эчмиадзине  молодожёнов ожидал пышный прием: армянские монахи вышли им навстречу с крестами, иконами и хоругвями.(7) Потом чету Грибоедовых ждала освобождённая русскими Эривань.(8)  Министра-посланника и его юную жену встречали пятьсот всадников, ханы, армянское и православное духовенство.
   Даже невозможно представить, каким тяжёлым оказалось это путешествие для совсем ещё юной девушки, которая, как потом выяснилось, находится в "деликатном положении".
   Супруги ехали с большой свитой, ночевали в шатрах на вершинах гор, где царил ужасный холод, а горный ветер пронизывал до костей. Нино  стойко выдерживала все невзгоды.
— Главное, — думала она, — я рядом с любимым мужем. Я — жена!

  Грибоедов писал друзьям:
"Нинуша, моя жена, не жалуется, всем довольна…" (9)
 Можно только представить, какой ценой далось  это  молодой девушке.
В свою очередь современники Грибоедова отмечали:
"Сделавшись обладателем женщины, блиставшей столько же красотой, сколько и душевными качествами, Грибоедов имел полное право осознавать своё блаженство и гордиться счастьем, которое — увы! -  было так скоротечно, так мимолетно".
  Вскоре Нина поняла, что беременна. Грибоедов был несказанно рад известию. Если раньше он подумывал взять жену с собой в Тегеран, то теперь он окончательно решил оставить её  на время в приграничном Тавризе  - своей резиденции полномочного представителя Российской империи в Персии.
  Нино он объяснил своё решение так:
— Я опасаюсь за тебя, милая Ниноби! Как будет протекать твоя беременность в чужой стране? Вдруг что случится с  тобой или малышом?  Я этого себе никогда не прощу!
  Грибоедова последнее время преследовало чувство тревоги, которое усиливалось с приближением к границе.
   В декабре 1828 года Грибоедов один выехал в столицу Ирана на представление шаху.
Больше Нино и Александр не виделись...
Нино
"А ты просто знай, что я жду не только потому, что обещала дождаться. Минимальное условие того, почему я тебя жду, — любовь к тебе"

(Соня Демьянова)
    Жизнь Нины, и без того непростая, теперь стала намного труднее.  Ей запрещалось выходить за ворота резиденции. Ей не с кем даже было перемолвиться словом. К тому же она тяжело переносила беременность и — ещё тяжелее — отсутствие обожаемого мужа.  Оставалось только одно занятие — музицирование. Благо, в миссии было фортепиано.
— Малыш родится с музыкальным слухом, весь в отца! Будет умным, красивым, любимым! — мечтала Нино и ждала письма от мужа.
В кромешной тьме, когда падут все звёзды,
Когда иссякнут грозы и дожди,
Затихнут улицы и вымрут перекрёстки...
Услышу я шаги. Твои шаги.
И холодом пропитан будет воздух,
Но жаром разольётся изнутри...
В кромешной тьме, когда падут все звёзды.
Я буду ждать. Ты только приходи.

(Лена Пителина)
Грусть
Так, значит, это ты? Не прячься, ты опознан…
Все пробы сняты, сверены, -  сошлись!
Ответь мне хоть гудком, хоть скрежетом обозным,
хоть словом угасающим - Тифлис…

(Паола Урушадзе)
   В Тегеране Грибоедов очень тосковал  по Тифлису, где встретил Нино.  Вспоминал, как увидел её, повзрослевшую, красивую.  Венчание он помнил смутно, лихорадка мучила.  Многое забылось.  Особенно, как упало и покатилось кольцо.  Помнилось только хорошее и светлое.  Александр очень беспокоился о своей молодой жене.  
 "Бесценный друг мой! Только теперь я истинно чувствую, что значит любить", — писал  он.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой… Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит — оттого,
Что не любить оно не может.

(А.С.Пушкин, 1831)
  Тоскуя по молодой супруге, Грибоедов  заказал изящную чернильницу и сделал на ней гравировку на французском языке:
"Écrivez-moi souvent, mon ange Ninobi"/ "Пиши мне чаще, мой ангел Ниноби". (10)

 
 
 
(1) келейник — в православии название слуги, как при должностных и сановных лицах монашеского звания -архиереях, игуменах и т. п., так и при уважаемых монахах (старцах)
(2) имя придумано автором, а сюжет рассказа взят с сайта:http://gruzinskij.ru/gruziya/dostoprimechatelnosti-gruzii/mtatsminda.html
(3) Нарикала- крепостной комплекс различных эпох на горе Мтацминда в Старом Тбилиси. 
(4)  Пантеон (греч. «храм всем богам») — группа богов, принадлежащих к одной религии или мифологии.
(5) Давид IV Строитель (1073-1125) -царь Грузии (1089-1125) из династии Багратионов. В его правление произошло объединение грузинских княжеств в единое централизованное государство.
(6) Нико Пиросмани (настоящее имя Николай Асланович Пиросманашвили (Пиросманишвили), 1862- 1918) — российский художник-самоучка грузинского происхождения
http://www.goldpoetry.ru/okudjava/index.php?p=630
(7) Город Эчмиадзин расположен на Араратской равнине, в 15 км.  от железнодорожной станции Эчмиадзин и в 30 км к западу от Еревана. Город был основан в первой половине II века (тогда он назывался Вагаршапат) на месте древнего поселения. После разрушения римлянами Арташата в 163 году, он полтора века был столицей древней Армении.  Город Эчмиадзин— See more at:http://hayasanews.com/etchmiadzin/#sthash.LyKtfj22.dpuf
Хоругвь — от право славянского xor gy — знамя, стяг — религиозное знамя, на полотнище которого изображен образ Иисуса Христа, Богородицы, святых или священных реликвий
(8)Эривань — название Еревана в русской транскрипции до 1936 года
(9) с сайта http://fammeo.ru/articles.php?article_id=100
Начало см. "Наука и жизнь"№9, №10, 2003г.

© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0235158 от 8 мая 2016 в 00:34


Другие произведения автора:

Проект "Библиогрань" Глава 22 P.S. Эленеум

Ценная бандероль стоимостью в один доллар. История восьмая. ч.10-11

Посвящение ветерану

Рейтинг: 0Голосов: 0661 просмотр

Нет комментариев. Ваш будет первым!