8.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ. НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 2. ТЕКСТ 38-40.

26 апреля 2020 — Наталия Маркова
8.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ. НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 2. ТЕКСТ 38-40.
 
 
ТЕКСТ 38

 

сукха-духкхе саме критва

лабхалабхау джайаджайау

тато йуддхайа йуджйасва

наивам папам авапсйаси

 

сукха - счастье; духкхе - и горе; саме - одинаковые; критва -  сделав; лабха-алабхау - потерю и приобретение; джайа-аджайау -  победу и поражение; татах - потому; йуддхайа - для битвы; йуджйасва - сражайся; на - не; эвам - так; папам - результат греха; авапсйаси - обретешь.

 

Сражайся во имя сражения и не думай о счастье и горе, потерях и приобретениях, победе и поражении. Действуя так, ты никогда не навлечешь на себя греха.

 

 

 

БОГ: Допустимый перевод.

 

 

КОММЕНТAРИЙ: Господь Кришна прямо говорит Aрджуне, что тот должен сражаться просто ради сражения, поскольку этой битвы желает Сам Господь. Человек, действующий в сознании Кришны, не думает о счастье и горе, потерях и приобретениях, победе и поражении. Тот, кто считает, что вся его деятельность должна быть направлена на удовлетворение Кришны, обладает божественным сознанием, поэтому его поступки не являются материальными и не влекут за собой кармических последствий.

 

 

 

 

БОГ: Правильно. Но надо понимать, что Арджуна еще не может сражаться в сознаннии Бога Кришны, не может посвящать Богу свое сражение и его плоды. К этому пониманию Бог будет подводить Арджуну постепенно по мере разъяснения ему сокровенных духовных знаний. По сути Бог начинает направлять Арджуну на карма-йогу, что есть непривязанность к плодам любой своей деятельности, отречение от плодов. Но прежде Бог предлагает Арджуне проявить элемент отрешенности, настроиться на сражение, отвлеченное от его результатов, просто сражаться ради сражения, много не мудрствуя. Позже, Бог усилит этот путь, предложив сражаться ради преданного служения и далее укажет, что сражаться надо ради Бога Кришны, посвятив Богу все плоды этой деятельности.

 

 

 

 

Тот же, кто действует ради удовлетворения собственных желаний, независимо от того, находится ли он под влиянием благости или страсти, рано или поздно пожнет плоды своих поступков, как хороших, так и дурных.

 

 

 

БОГ: Так можно сказать.

 

 

 

 

Если человек целиком посвятил себя деятельности в сознании Кришны, он освобождается от всех долгов и обязательств, которые связывают обыкновенных людей.

деварши-бхутапта-нринам питЌнам

на кинкаро найам рини ча раджан

сарватмана йах шаранам шаранйам

гато мукундам парихритйа картам

«Тот, кто безраздельно посвятил себя служению Кришне, Мукунде, и сложил с себя все остальные обязанности, больше никому ничего не должен - ни полубогам, ни мудрецам, ни обыкновенным живым существам, ни своим родственникам, ни человечеству, ни предкам» (Бхаг., 11.5.41). Вот на что Кришна намекает здесь Aрджуне, а более ясно это будет изложено в последующих стихах.

 

 

 

БОГ: Невозможно сказать, что человек, занятый преданным служением в современном мире, освобождается от долгов перед родственниками, обществом, перед умершими. О долгах полубогам и мудрецам речи вообще не может быть. Это мифические персонажи времен Арджуны. Нынешний мудрецы никаким образом ни есть те, кому человек может быть должен что-либо. Это люди, ищущие также Бога, как и все, но идущие через свой беспокойный ум, ища свои дороги к Богу, но все непременно в свое время выравниваются Богом через изучение Святых Писаний и духовную практику. А что касается долгов, то Бог не освобождает преданного от долгов перед его семьей, родными, родителями, деться, перед обществом. И если преданный освобождает себя сам, то он непременно грешит, что повлечет за собой неминуемо последствия греховной деятельности. Надо всегда понимать, что как бы ни старался преданный, как бы ни посвящал свою жизнь Богу, как бы не отрекался от материального мира и отношений, у него непременно есть кармические долги, и эти долги нельзя усугублять просто отказом от их исполнения. Также надо понимать, что Бог и в условиях долгов помогает преданному заниматься беспримесным преданным служением и очень часто именно связь с теми, кому преданный должен, помогает  другим людям милостью Бога вовлечься в преданное служение и последовать примеру своего родственника, видя его духовное старание и поклонения Богу, ибо просто так Бог родственников преданному не дает. Но тех, кто также уже может смотреть в сторону преданного служения или готов изучать святые Писания. Преданный непременно и через свои долги сеет в других семя преданности Богу Кришне, которое если не теперь, то в свое время взойдет, прорастет преданным служением. Поэтому никакие связи, никакие долги обрывать нельзя и необходимо знать, что лишние связи или долги Бог может убрать Сам, но в свое время Божественным путем и ничего и никого торопить не надо, но исходить из тех обстоятельств, в которые Бог поместил человека. Ибо своеволие в Боге, резкие движения в Боге, самонадеянность в Боге, неприятие Слова Бога может быть и губительно для преданного, ибо он проявляет несмирение, проявляет нетерпение и не следует Плану Бога, желая вершить свою религиозную судьбу поспешно, самостоятельно, вне Воли Бога.

 

 
 
 
 
 
 
ТЕКСТ 39

 

эша те 'бхихита санкхйе

буддхир йоге тв имам шрину

буддхйа йукто йайа партха

карма-бандхам прахасйаси

эша - этот; те - тебе; абхихита - описанный; санкхйе - аналитически; буддхих - разум; йоге - в деятельности не ради плодов; ту - но; имам - этот; шрину - слушай; буддхйа - разумом; йуктах - соединенный; йайа - которым; партха - о сын Притхи; карма-бандхам - от бремени греха; прахасйаси - оставишь.

До сих пор я излагал тебе это знание аналитически, а теперь буду говорить о нем с точки зрения бескорыстной деятельности. О сын Притхи, действуя в соответствии с этим знанием, ты освободишься от рабства последствий своей деятельности.

 

 

 

 

БОГ: Перевод неверный. Правильный перевод: «39. Все это описан тебе путь через аналитические знания, но теперь выслушай о пути через буддхи-йогу, приняв который разумом, ты, о, Партха,  освободишься от пут кармических последствий.». Речь идет отнюдь не о бескорыстной деятельности. Это чушь. Речь идет о буддхи-йоге, связующем процессе с Богом через разум. Речь о практиках преданного служения, где сам процесс человек пропускает через мысль и разум. Речь о внутреннем восприятии человека своего религиозного пути, речь о внутренней работе ума, направляющего человека на Бога в процессе духовной практики.

 

 

 

 

КОММЕНТAРИЙ: Согласно ведическому словарю «Нирукти», слово санкхйа означает «дисциплина, подробно описывающая вещи и явления». Санкхья - это философия, которая описывает истинную природу души, а йога - это практика, помогающая обуздать свои чувства.

 

 

 

 

БОГ: Никогда духовные знания, данные Богом в материальный мир, нельзя называть философией. Это грех. «…истинная природа души…», - это уже часть Святых Писаний, отнюдь не философия.

 

 

 

Желание Aрджуны уклониться от сражения было не что иное, как потворство собственным чувствам. Забыв о своем первоочередном долге, он хотел отказаться воевать, поскольку думал, что, сохранив жизнь своим родным и близким, обретет большее счастье, чем то, которое принесет ему царство, завоеванное ценой гибели его двоюродных братьев, сыновей Дхритараштры.

 

 

 

 

БОГ: Желание оставить поле Боя было дано Арджуне строго в соответствии с качествами Арджуны, его уровнем духовных или религиозных знаний и пониманий, в соответствии со ступенью его материального и духовного развития на момент диалога с Богом. Поэтому ничему он не потворствовал, он проявил себя так, как и мог проявить, как и был подготовлен всем своим предшествующим существованием. Когда человек, качества человека, мыслительный процесс уже твердо не может стоять на долге кшатрия, то это означает, что этот путь кшатрия себя в человеке исчерпывает, он находится на стыке кшатрия и преданного служения и должен перейти на более высокий уровень своего материального существования, и это у всех происходит небезболезненно, когда человек уже прежнее состояние отвергает, а новое , путь преданного служения еще не принял. Отсюда боль, отсюда потрясение, отсюда вопрошания к Богу, отсюда и упование… Но чтобы перейти в стан преданных, в стан йогов, он должен получить Совершенные духовные знания, как отправную точку, реальную, действенную, дающую полноценное движение уже в преданном служении, из Рук Бога.

 

 

 

 

Делая свой выбор, он руководствовался эгоистическим стремлением удовлетворить прихоти своих чувств.

 

 

 

 

БОГ: Нет у Арджуны и толики эгоизма. Есть естественное состояние, есть внутреннее метание от жесткости ситуации и внутренней неопределенности в связи с внутренними чувствами и расхождениями. Все это в нем создал Бог, ибо Бог Знает, что Арджуне пора преодолеть это сражение, но уже с новым пониманием, с новым внутренним мыслительным процессом, который уже есть буддхи-йога, труд разума, труд души, труд мысли, труд вхождения в Бога в процессе сражения, труд на отрешенность, на преданное служение в условиях сражения.

 

 

 

 

 Счастье, которое принесет Aрджуне победа в сражении, так же как и счастье, которое он испытает, увидев своих сородичей живыми и невредимыми, основано на его личных интересах, ради которых он был готов пренебречь своим долгом и поступить вопреки рассудку.

 

 

 

БОГ: Не будет счастья у Арджуны в результате сражения, Бог работает над Арджуной и не портит Божественный труд, не разлагает его материальным счастьем, не уготавливает Бог Арджуне радости никакой, но труд, но йогу, но преданное служение, ибо все, что в Арджуну вкладывает Бог, свято и это нужно упрочать, усиливать, чтобы процесс духовного подъема Арджуны был необратимым. И Бог Знает, как это сделать. Никаких заласкиваний, никаких удовлетворений чувств, никаких послаблений. Но и не без некоторых поощрений Божественного порядка. Все в хорошую меру. Ибо, имея целью передать через Арджуну Святое Писание людям, Бог также работает и над самим Арджуной. Для Бога никто не потерян. И тот, с кем Бог Говорит, будет поднят Волею Бога, не останется на прежних ступенях и легкого пути в таком случае человеку не следует ожидать. Но а пока Бог позволяет Арджуне желать себе материального счастья, счастья близким… И будет немного его в диалоге этим утешать, но Арджуна знает одно, а Бог Знает другое… И Бог выведет Арджуну более-менее безболезненно из его иллюзий. Бог Знает, как это сделать.

 

 

 

 

Поэтому Кришна хотел объяснить Aрджуне, что, убив тело своего деда, он не убьет его душу. Господь рассказал ему о том, что все индивидуальные существа, включая Самого Господа, вечно остаются таковыми: они были личностями в прошлом, являются ими в настоящем и сохранят свою индивидуальность в будущем.

 

 

 

 

 

БОГ: Об индивидуальности не следует говорить. Ибо это не так. Это заблуждение. Не следует в это заблуждение вводить того, кто начинает изучать Бхагавад-Гиту. Ибо в таком случае человек далеко не все сможет понять и принять в Святом Писании. А переучивать человека затратно и для человека и для Бога. Поэтому можно говорить о том, что душа есть неотделимая частица Бога, можно сказать, что человек есть личность. Но индивидуализации не происходит, ибо нигде душа не может быть независимой от Бога, нигде душа не может не быть в своей мере подобием других душ. Все проходят в целом один путь материального существования и в итоге достигают все Божественных качеств, неотличных друг от друга. Слуги Бога все одинаковы, по всем своим проявлениям, ничего нет изначально индивидуального, непохожего. Это надо принять. Ибо все должны в своей мере мыслить, как Бог, но в преданном служении, знать Мнение Бога, как свое. И это в преданном служении. Поступать, как поступил бы Бог. Как надо поступить единственно возможным образом. И это в преданном служении. Все у Бога едины, все как на одно лицо. И если это не видно человеку, то это надо просто принять. Это – вера, это религия. Здесь о доказательствах и речи быть не может.

 

 

 

 

 

 

 Все мы вечно являемся индивидуальными душами. Мы меняем тела, как одежду, но сохраняем свою индивидуальность, даже когда сбрасываем с себя оковы материального тела и обретаем освобождение.

 

 

 

 

БОГ: Нет индивидуальности. Эти рассуждения греховны. Тем более нельзя это ложное понимание провозглашать в Святом Писании. Человет должен принять истинное положение дел. Другого пути нет. Все, что иное, есть грех. И влечет за собой наказание.

 

 

 

 

Господь Кришна очень ясно и подробно описал Aрджуне природу души и тела. Такое всестороннее описание души и тела по определению словаря «Нирукти» называют санкхьей.

 

 

 

БОГ: Так можно сказать.

 

 

 

 

Эта санкхья не имеет ничего общего с философией санкхьи атеиста Капилы. Задолго до появления самозванца Капилы и его санкхьи истинная философия санкхьи была изложена в «Шримад-Бхагаватам» Господом Капилой, воплощением Господа Кришны, который объяснил ее Своей матери Девахути.

 

 

 

 

БОГ: Все эти пояснения не должны присутствовать в комментариях  к стихам Бхагава-Гиты. Они засоряют суть совершенных духовных знаний, основаны преимущественно на вымысле, не авторитетны, не имеют прямого отношения к комментарию приведенного ранее стиха Бхагавад-Гиты.

 

 

 

 

 Он учил, что пуруша, Верховный Господь, действует и что Он создает материальный мир, бросая взгляд на пракрити.

 

 

 

БОГ:  Бог создает материальный мир через Божественный труд. Бог не бросает взгляд на природу. Процесс творения не следует упрощать. Надо понимать, что иное понимание было дано для слабого человеческого ума. В современном мире на данной ступени развития людей можно Говорить человеку БОЛЕЕ приближенно к Истине.

 

 

 

О том же самом говорится в Ведах и в «Гите». В Ведах сказано, что Господь бросил взгляд на пракрити, материальную природу, и оплодотворил ее крошечными индивидуальными душами.

 

 

 

 

БОГ: Бог не оплодоворил материальную природу крошечными душами. Все было иначе. Душа ни есть то, что надо бросить в материальный мир или в лоно природы и сказать, что природа оплодотворена ими. Живые существа не так появляются. Их присутствие уже заложено изначально в материальной субстанции. Материальный мир, природа есть носители в себе живых существ. Они развиваются в природе, ибо извечно в этой природе присутствует Бог, постепенно поднимая и развивая Свои энергии из непроявленного состояния в проявленное, из неподвижного в движимое… Души, мельчайшие частицы Бога, присутствуют изначально в камне, воде, металле, воздухе, эфире, во всех слоях земли, в огне, во всех стихиях, присутствуют души и в проявленном и непроявленном, в телах других живых существ, составляя эти тела и органы, в листяьх деревьев, в плодах… Вся материальная субстанция состоит из душ… Вся материя есть лоно душ, которым предстоит пройти путь насекомых, растений, ветра, огня, животных, до человека и в человеке… Вся материя идет непрерывно по пути развития или очень медленного обожествления и не видно этому конца и края, все скалы, горы, леса… - все это потенциальные будущие люди… В песчинке этих душ столько, что можно было бы залесить многие и многие города… В Боге нет ничего мертвого… Все в Боге и все живое, все развивается и не имеет видимых границ, все идет к Богу, развивается Богом… Все непостижимо. Но никогда процесс творения не происходит  в одночасье. Для невежественных ступеней развития человечества Бог Говорил о том, что природа оплодотворяется Богом через то, что Бог бросает однажды на нее Свой взгляд. Бог не бросает взгляд. Бог непрерывно в Своем творении трудится, развивая его именно через развитие душ, когда они в форме молекул, атомов, клеток, частей клеток и атомов… И упрощать здесь ничего не надо.

 

 

 

 

 

В материальном мире все эти души действуют ради удовлетворения потребностей собственных чувств и, околдованные материальной энергией, считают себя наслаждающимися.

 

 

 

 

БОГ: По большому счету наслаждающимися считают людей преданные, так направляемые своими духовными наставниками и ошибочным толкованием стихов Святых Писаний. На самом деле всем Управляет Бог. Никто не получает контакта с внешними материальными наслаждающими объектами больше, чем Бог позволяет. Также, эти наслаждения имеют строго кармические причины. И также, устремление к наслаждениям дает человеку только Бог, но строго в соответствии с качествами человека, кармой человека, Волей и Планом Бога на человека. Наслаждение материальными объектами или просто медитация на них необходима в материальном мире, ибо дает человеку надежду, отдых от страданий, дает переключаться в трудные периоды жизни. Только Бог дает человеку средства и обстоятельства, чтобы насладиться, ибо все в материальном мире приобретается за деньги. Также, путь к наслаждениям бывает не прост, требует преодолений и где надо, Бог эти наслаждения ограничивает или тормозит, иногда связывая с ними и страдания, показывающими пагубность от некоторых наслаждений. Также, Бог иногда человека заставляет наслаждаться, дает ему ситуации, где он от этого отказаться не может, где вовлекается другими. Ибо и пресыщение наслаждениями способствует в многих случаях отказу от них. И также, если человек был очень добродетелен, то именно в виде наслаждений разного уровня он получает плоды своей благочестивой деятельности. Также наслаждения бывают самые разные. Это и приобретения, дома, машины, есть в виде еды и одежды… Все это Бог дает и для тех, кто рядом с таким человеком, и им это кармически положено дать через человека, который наслаждается Волею Бога. Это могут быть дети, родители, любимые, друзья… Поэтому,  к наслаждениям надо относиться правильно, хотя и не поощрять, но понимать, что все, что надо, Бог дает Своей Рукой. И только Бог знает, какими путями дать наслаждения, кому именно они предназначены, что они могут повлечь за собой, как от них отвести. В этой связи не следует порицать того, кто наслаждается, кто еще привязан к внешним материальным объектам. Каждый преданный должен прежде всего думать о своем духовном развитии и устраивать аскетизм только себе, как и простой образ жизни, а другим не завидовать, не ненавидеть, не осуждать, но смиренно говорить: Воля Бога.

 

 

 

 

Такая душа не может избавиться от этого образа мыслей вплоть до освобождения из материального плена, которое она обретает, желая слиться с Богом.

 

 

БОГ: В свое время Бог направляет каждого на контроль мысленного процесса, желаний и чувств. Никто не может уклониться от пути простого образа жизни, ибо если человек и не захочет, то Бог реально его поставит в те условия, где ему придется довольствоваться малым и постепенно осознавать, что и так можно жить и в этом есть удовлетворение. И далее Волею Бога и согласно своим качествам будет сам себя контролировать и в мирской жизни и далее  в преданном служении. Такая душа не будет постоянно думать о внешних объектах чувственного удовлетворения, Бог займет ее преданным служением, даст ей цель, направив ее мыслительный процесс на Бога, даст ей и путь контроля своих желаний и путь благотворительности, тем самым, наполнив ее путь смыслом и упованием на Бога. В этом случае человек легко преодолевает материальные соблазны и гораздо раньше, чем наступит его освобождение  или выход на духовный план.

 

 

 

 

 Это последняя ловушка майи, иллюзии, заставляющей живое существо искать чувственных удовольствий, и только после множества жизней, проведенных в погоне за наслаждениями, самые возвышенные души предаются Васудеве, Господу Кришне, завершая таким образом свои поиски высшей истины.

 

 

 

 

 

 

БОГ: Так можно сказать. Но предаться Богу полностью невозможно, Бог не даст. Ибо человек должен развиваться. А это постоянная духовная практика и в условиях материального мира и за его пределами. Человек никогда по качествам не может уподобиться Богу, не может также развиться так, чтобы больше ему не в чем было развиваться. А для развития необходимы и на духовном плане игры и роли, которые строятся на основе неразвитиых качеств человека с целью их поднять нагара, увидеть их греховность и избавиться от них вследствие игр на духовном плане. Это бесконечный процесс, в котором душа постоянно в чем-то не будет удовлетворять Бога. А значит будет проявлять себя иначе, чем того требует Бог. Но в таком случае, она не сможет полностью предаваться Богу, ибо такое предание Богу означает неактивность, непроявление ничего своего, полное ожидание Воли Бога и ей следование. Тогда неугодные Богу качества не смогут проявиться… А это быть не должно. Ибо путь развития извечен.

 

 

 

 

 

 

Предавшись Кришне, Aрджуна уже принял Его своим духовным учителем: шишйас те 'хам шадхи мам твам прапаннам.

 

 

 

 

БОГ: Не следует постоянно в комментариях забегать вперед. На самом деле Арджуна не предался Богу да после этих слов, он еще будет противоречить, еще будет высказывать мысли и понимания своей ступени, он еще не готов предаться, ибо диалог только в начале. Но эти слова («я твой ученик, наставляй меня, тебе предавшегося») Дает ему Бог. И тоже не просто так, ибо Арджуна должен их произнести, как бы проявить, и, произнося, как бы входить в понимание, что получает Наставления от Самого Бога, что это достаточно серьезно. Бог дает ему это чувство важности диалога неоднократно, как бы привлекая к такому мышлению. Но истинное предание Богу должно как бы развиться в нем вследствие этого разговора и должен наступить тот момент, когда Арджуна эти слова скажет уже не автоматически, а с хорошим осознанием. Бог позволяет ему думать о Себе и о Своих Словах, как о том, что говорит учитель. Но нельзя заблуждаться. Бог – не учитель или перед творением не выступает как учитель, но как Творец, Высший Управляющий, Тот, от Кого все исходит, Кто работает в материальном мире, Кто поднимает Свое творение, Кто учит и Наставляет Как Высший Управляющий. И к Богу именно так надо относиться и понимать этот диалог и работу Бога в материальном мире.

 

 

 

 

Поэтому сейчас Кришна собирается рассказать Aрджуне о деятельности в рамках буддхи-йоги, или карма-йоги, то есть о преданном служении, единственная цель которого - удовлетворить Господа.

 

 

 

 

 

БОГ: Бог излагает Арджуне Святые Писания. Пора начать объяснять Арджуне, что такое буддхи-йога, обратить его внимание на то, что это умственный процесс, направляющий человека через религиозный разум на связующий процесс с Богом. Буддхи йога требует сосредоточение в себе, на Личности Бога в себе, объемлет ни одну духовную практику: сюда можно отнести и карма-йогу и дхъяна-йогу и бхакти-йогу… Все эти практики требуют религиозного задействованного ума и разума. Но из всех впоследствии Бог выделит, обратит внимание Арджуны на карма-йогу, ту йогу, которая наиболее подходит человеку, начавшему путь преданного служения и который в любом случае при этом должен работать, а не вести полностью отрешенный образ жизни, освобождающий руки от работы. Т.е. Бог обяснит Арджуне о недопустимости принятия им саннйасы, отрешенного образя жизни, устранения от мира, тот путь, на который он смотрит уже теперь.

 

 

 

 

Суть буддхи-йоги очень ясно описана в десятом стихе десятой главы «Бхагавад-гиты»: буддхи-йога - это непосредственный союз с Господом, который в образе Параматмы пребывает в сердце каждого живого существа.

 

 

 

 

БОГ: Неправильно считать, что буддхи-йога есть союз с Богом. Это ум, направленный на Бога посредством практики йоги, которую предусматривает та или иная йога – карма-йога, гйана-йога, бхакти-йога или дхьяна-йога… Союз с Богом не существует. Не заключается. Есть понимание о сотрудничестве с Богом. Но и оно не точно. Не существует отношений Бога и души. Есть работа Бога в материальном мире. И есть путь к Богу, который (сам путь непосредственно) есть творение Бога, то, через что Бог помогает душе подниматься по ступеням материального и духовного развития, и душа должна только следовать Указаниям Бога через Слово Бога в Святом Писании.

 

 

 

 

Однако вступить в общение с Господом можно, только преданно служа Ему.

 

 

 

 

БОГ: Для преданного общения с Богом не существует. Преданный только должен выполнять Указания Бога и все. Для преданных, достигших реализации, Бог, находясь в теле живого существа, через Божественные энергии показывает Свое присутствие, показывает Свое Мнение, показывает и Свою Волю. И человек начинает в себе безошибочно понимать Волю Бога и следовать ей. Это – ступень. Но через этот уровень Бог может сообщить живому существу свои требования в вопросах преданного служения и духовных практик. Реже всего человек может использовать такую связь с Богом для решения своих материальных проблем, ибо в любых вопросах просто ведом Богом и понимает, что ведом и полагается на Бога, получив в результате долгой духовной практики и знаний бесстрашие и видение, что Бог помогает ему постоянно и извне и изнутри.

 

 

 

 

 

Поэтому тот, кто приходит к трансцендентному любовному служению Господу, иначе говоря, тот, кто обретает сознание Кришны, удостаивается особой милости Господа и достигает ступени буддхи-йоги.

БОГ: буддхи-йога – это просто духовное знание о пути к Богу через разум, но дается человеку как предстоящее его духовной практике. Это не сама практика. Сама практика йоги конкретизируется и дается в зависимости от ступени материального и духовного развития человека, в зависимости от Плана Бога на его духовный путь и здесь практику, в зависимости от склонности человека. Это может быть и гйана-йога и карма-йога или любая другая йога, требующая именно мыслительный, разумный, направленный на Бога процесс, это, помимо внешней духовной практики, требует и внутреннее сосредоточение на Боге, и также где человек может смотреть и на Бога в себе и на Бога вне его тела. Но мыслью, умом никак не отвлекаться от Бога и строго следовать требованиям данной ему йоги.

 

 

 

 

Вот почему Господь говорит, что только тому, кто, движимый трансцендентной любовью, постоянно служит Ему, Он открывает чистое знание о преданности и любви. Таким образом преданный без особых усилий получает право общаться с Господом в Его вечном, исполненном блаженства царстве.

 

 

 

 

 

БОГ: Надо понимать, что трансцендентную любовь к Богу Кришне Бог дает не каждому и далеко не на постоянной основе, а иногда, некими вспышками, ибо эта энергия непростая и достаточно для человека тяжелая. Мгновение духовной любви человек запоминает как факт того, что испытал. Далее эта любовь поддерживается только на воспоминании и то, если Бог будет это чувство напоминать. Большой необходимости в этом нет. Человек должен более умом, нежели чувствами, оперировать к Богу, любить Бога и следовать Божественным наставлениям в Писаниях, как и стараться. Нельзя постоянно в себе ожидать любовь, направленную на Бога, ибо и это надо заслужить, и это надо уметь правильно воспринять, но качества человека могут мешать. Поэтому надо знать, что любовь к Богу есть энергетическое состояние человека, полностью перекрывающее ум, разум, работу, все эмоции другого порядка, сам мыслительный процесс и делают человека неадекватным. Он это состояние в себе не может объяснить, не сможет им воспользоваться ни в чем, никак не употребить на преданное служение. Это очень сильное чувство, и если Бог дал человеку , то почти точас отбирает. Нельзя. Человек слишком маленькое существо и слишком греховное, чтобы с этим чувством справиться. Это нонсенс. Невозможно. Поэтому, не следует связывать трансцендентную любовь к Богу и получение совершенных знаний. Бог дает совершенные духовные знания только через путь преданного служения и духовные практики, шаг за шагом, постепенно. И суть этих знаний тоже открывается Богом каждому постепенно. Также, что касается усилий преданного, то они должны быть всегда велики. Ничего просто так, без стараний и усилий в преданном служении Бог никому не дает. Не следует себя обольщать надеждами о доступности общения с Богом. И о легкости общения с Богом. Нигде это не просто, ни в материальном мире и ни на духовном плане. Но на духовном плане страданий нет. Там просто заслуживают это общение. В материальном мире можно заслужить общение с Богом только по Воле Бога, только по ПЛАНУ Бога, только по старанию человека в преданном служении, только также через путь страданий и преодолений. И то это общение будет таковым, что человек будет молчать, а Бог ему Говорить. Если же человек будет тоже говорить и задавать вопросы Богу по своей инициативе и любопытству, а также желая через это решать свои материальные дела, то сразу можно сказать, что человек достаточно греховен и долго такой диалог или благоприятно для человека продолжаться не будет.

 

 

 

 

 

 

 

Итак, буддхи-йога, о которой идет речь в данном стихе, - это преданное служение Господу, а употребленное здесь слово санкхйа не имеет никакого отношения к атеистической санкхье самозванца Капилы. Было бы ошибкой думать, что упомянутая здесь санкхья-йога каким-либо образом связана с атеистической философией санкхьи. Во-первых, в те времена эта философия не имела никакого влияния, а во-вторых, Господь Кришна не стал бы упоминать эти отвергающие Бога измышления. Настоящая философия санкхьи изложена Господом Капилой в «Шримад-Бхагаватам», но даже она, по сути дела, не имеет прямого отношения к предмету обсуждения.

 

 

 

 

БОГ: все эти рассуждения не достойны внимания и их не следует здесь излагать, ибо эти знания теперь должны считаться знаниями преданных Бога Кришны – староверов. Эти знания не авторитетны, не есть те, которые можно употребить в преданном служении, которые могли бы помочь преданному подняться на более высокую ступень материального и духовного развития. Это мусор и для комментариев Бхагавад-Гиты не годится.

 

 

 

 

В данном стихе под словом санкхйа подразумевается аналитическое описание души и тела. Проанализировав природу души, Господь Кришна хотел подвести Aрджуну к буддхи-йоге, или бхакти-йоге. В этом смысле санкхья Господа Кришны и санкхья Господа Капилы, изложенная в «Бхагаватам», неотличны друг от друга. И то и другое - бхакти-йога.

 

 

 

 

БОГ: Эти рассуждения также не достойны внимания.

 

 

 

 

Поэтому Господь Кришна говорит, что только не слишком разумные люди проводят различие между санкхья-йогой и бхакти-йогой: санкхйа-йогау притхаг балах праваданти на пандитах. Разумеется, атеистическая санкхья не имеет ничего общего с бхакти-йогой, и тем не менее глупцы заявляют, будто в «Бхагавад-гите» речь идет о санкхья-йоге атеиста Капилы.

 

 

 

 

БОГ: Эти рассуждения также не достойны внимания. Что касается приведенного стиха, то это сделано преждевременно. В обсуждении этого стиха не следует упоминать атеиста Капиллу, ибо это излишние трактования, которые никак невозможно причислить к Святым Писаниям и к Слову Бога. Это личные сторонние умозаключения, которые не должны иметь место в Бхагавад-Гите и засорять умы людей.

 

 

 

 

Необходимо понять, что буддхи-йога - это деятельность в сознании Кришны, то есть исполненное блаженства и знания преданное служение Господу. Тот, кто трудится исключительно ради удовлетворения Господа, каким бы тяжелым ни был его труд, действует в соответствии с принципами буддхи-йоги и потому постоянно испытывает духовное блаженство.

 

БОГ: Преданное служение Богу в материальном мире есть прежде всего труд, аскетизм, благотворительность, очищение своего существования, есть также путь страданий, потрясений, преодолений, долга и обязанностей. Здесь нет большого блаженства, как и нет полноты духовных знаний. Это все и то не в полной мере может ощутить человек на духовном плане. Поэтому к преданному служению надо относиться трезво, не ожидая для себя и не обещая другим легкого пути, полного блаженства и знания, ибо Бог дает все, даже малое, через очень большие препятствия и преодоления, все надо заслуживать у Бога, вымаливать,  и малое удовлетворение надо выстрадать. Но уж если Бог наградит, то это будет принято с большим удовлетворением для души. Но… снова путь преданного служения и снова путь преодолений… А о духовном блаженстве может мечтать преданный в свою меру… но реальные будни преданного служения в материальном мире отрезвлят Волею Бога любого.

 

 

 

 

Занимаясь этой духовной деятельностью, человек по милости Господа, без дополнительных усилий обретает духовное знание и полное освобождение от материального рабства.

 

 

 

БОГ: Ничего Бог не дает без усилий и без полного погружения в практику преданного служения. Никто просто так не получает духовные знания и тем более никто без усилий и стараний не освобождается от колеса сансары. Такие обещания – вздор. Их не следует раздавать на страницах Бхагавад-Гиты.

 

 

 

 

 

 

Деятельность в сознании Кришны коренным образом отличается от кармической деятельности, особенно от деятельности ради чувственных удовольствий или мирского, семейного счастья. Таким образом, буддхи-йога - это трансцендентная деятельность, которой мы должны заниматься.

 

 

БОГ: Так сказать допустимо. Но Нельзя противопоставлять преданное служение и мирской путь. Каждому Бог дает свое в свое время.

 

 
 
 
 
 
ТЕКСТ 40

 

нехабхикрама-нашо 'сти

пратйавайо на видйате

св-алпам апй асйа дхармасйа

трайате махато бхайат

на - не; иха - здесь (в этой йоге); абхикрама - от попыток; нашах - утрата; асти - существует; пратйавайах - потеря; на - не; видйате - существует; су-алпам - небольшое; апи - даже; асйа -  этой; дхармасйа - деятельности; трайате - спасает; махатах - от величайшей; бхайат - опасности.

Тот, кто встал на этот путь, ничего не теряет, и ни одно его усилие не пропадает даром. Даже незначительное продвижение по этому пути оградит человека от величайшей опасности.

 

 

 

 

БОГ: Перевод правильный. Надо, однако конкретизировать: Тот, кто встал на путь буддхи-йоги… и т.д.  Ибо человек не всегда может понять, о чем речь поскольку теряет связь между стихами из-за очень длинных и несущественных комментариев.

 

 

 

 

КОММЕНТAРИЙ: Деятельность в сознании Кришны, то есть деятельность ради Кришны, а не ради удовлетворения запросов собственных чувств, - это высшая духовная деятельность.

 

 

 

 

БОГ: В стихе речь идет не о преданном служении, а о буддхи-йоге, что есть знание о разумном связующем процессе с Богом. Не следует забегать вперед. Буддхи-йога – есть знание, обобщающющее йоги, и здесь акцент надо сделать на том, что все йоги, входящие сюда, благотворны для человека; даже тот, кто в самом начале одного из этих направлений преданного служения, ни в чем не теряет, но освобождается от многих опасностей.

 

 

 

 

Даже тот, кто только начал заниматься ею, не встречает на своем пути препятствий, и любое, даже самое незначительное, его усилие не пропадает даром.

 

БОГ: Это так. Но не следует преувеличивать. И тот, кто начал путь буддхи-йоги через конкретную йогу и тот, кто уже давно занят буддхи-йогой, не освобождаются от пути преодолений, от потрясений, от страданий, но Бог таким людям, так идущему человеку помогает постоянно преодолевать трудности, но никак не освобождает от материальных игр и ролей, не отводит от многих проблем духовного и материального порядка, ибо они есть то, что призвано человека развивать, поднимая его по ступеням собственного материального и духовного развития, ибо каждый в материальном мире греховен.

 

 

 

 В материальной жизни любое начатое дело нужно обязательно довести до конца, иначе все наши усилия окажутся напрасными. Однако любая работа, начатая в сознании Кришны, принесет положительный результат, даже если останется незаконченной.

 

 

 

 

БОГ: Далеко не всегда достаточно лишь едва коснуться преданного служения буддхи-йоги через определенный связующий процесс с Богом. Любое первоначальное ознакомление с буддхи-йогой не есть вещь случайная. Просто так Бог не подводит к преданному служению. И тот, кто едва коснулся его, непременно продолжит этот путь в свое время. Бог ни по одному кругу подводит человека к связующему процессу с Богом. Любой преданный, постоянно занимающийся преданным служением, неоднократно к этому религиозному направлению направлялся  в этой жизни и (или) в предыдущих. Поэтому, этот путь к преданному служению начинается Богом, Бог ведет и подводит человека и отводит и оставляет… Но нет такого, чтобы человек этот путь, однажды начав, не продолжил и не закончил. Этот человек уже избран Богом для того или другого направления Буддхи-йоги. Постепенно все другие материальные пути Бог постепенно отсекает, ослабляя интерес человека к внешним материальным объектам, к материальным играм и ролям, помогая человеку на основе его кармы и качеств перенаправляться на устойчивое и беспримесное преданное служение. Поэтому Бог создает для такого человека несколько лояльную или щадящую обстановку, отводя многие страдания и потрясения, которые бы его вновь возвращали  в материальный мир со всеми из этого последствиями. Но в любом случае, полностью или в достаточно большой мере такое ослабление страданий не происходит, от них нельзя отказываться, но использовать все возможности материального мира, способствующие развитию человека, его мыслительного процесса, что будет только во благо ему в пути преданного служения.

 

 

 

 

Поэтому тот, кто занимается деятельностью в сознании Кришны, ничего не теряет, даже если ему не удается завершить начатое дело.

 

 

 

БОГ: Надо все же говорить о буддхе йоге преимущественно, о том, что в ней человек ничего не теряет. Но если речь идет о преданном служении, то здесь ничего не может быть такого, что не было бы завершено. Если же речь о материальных вещах, то они никак не подстраховываются через занятие буддхи-йогй. Многое здесь может быть не завершено. И материальный человек это понимает. Буддхи-йога  в таком случае не дает никаких гарантий касательно материальных тех или иных дел. Но это не относится к вопросу поддержания тела, к вопросу долга и обязанностей, к семье. Эти вопросы Бог всегда помогает решать и преданному и тому, кто еще идет материальным путем.

 

 

 

 

 Даже если, начав то или иное дело в сознании Кришны, мы выполнили его всего лишь на один процент, этот результат навсегда останется с нами, и в следующий раз мы начнем с того, на чем остановились, тогда как материальная деятельность дает результат только в том случае, если она доведена до конца.

 

 

 

 

БОГ: Касательно начинаний в преданном служении надо всегда понимать, что всеми делами человека Управляет Бог. И действительно, если в преданном служении человек что-то не закончил, то Волею Бога в свое время Бог его поставит в подобную ситуацию и, имея уже подходящие качества, человек выпаолнит все и пойдет дальше. Что касается незаконченного материального дела, то здесь ситуация несколько иная. Далеко не всегда Бог понуждает человека закончить то дело, которое он начал, ибо или есть кому передать это дело именно с этого этапа, или это дело должно быть заблокировано, поскольку все, что надо было привнести в человека, он сделало и теперь пора дать человеку другую цель, другие игры и роли, которые будут развивать его качества в том направлении, которое наиболее соответствует ступени материального и духовного развития человека.

 

 

 

 

 

 Aджамила, который лишь отчасти занимался деятельностью в сознании Кришны, в конце жизни по милости Господа получил стопроцентный результат. В этой связи в «Бхагаватам» есть замечательный стих (1.5.17):

тйактва сва-дхармам чаранамбуджам харер

бхаджанн апакво 'тха патет тато йади

йатра ква вабхадрам абхуд амушйа ким

ко вартха апто 'бхаджатам сва-дхарматах

«Даже если человек, оставивший свои мирские обязанности ради деятельности в сознании Кришны, впоследствии сойдет с этого пути, не успев довести начатое до конца, то что он теряет? С другой стороны, что выигрывает тот, кто занимается мирскими делами, даже если он должным образом выполняет все предписанные ему обязанности?» Или, как говорят христиане: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?»

 

 

 

 

БОГ: Неверное высказывание. Неверное понимание. Ничего не дает человеку Бог просто так. И материалист и занятый буддхи-йогой человек, оба, вершат то, что дает каждому только Бог, как бы ни показалось. И не просто так. Каждый извлекает из любого своего дела или труда те качества, которые и должен извлечь по Плану Бога. И если материалист все сделал, то это означает, что так ему дал Бог. Значит, это Воля и План Бога. И в этом есть смысл. Если материалист не закончил дело, то и этот путь ему дан Богом и того, что он сделал, достаточно, ибо любое дело полностью сделанное или частично, привносит в человека те качества или дает отдать те долги, которые наметил Бог. Все, что прервано Богом – на то Воля Бога и тоже печалиться не следует. Ничего, никакой труд просто так не вершится. Все имеет свое от Бога развивающее значение. Поэтому человек, занятый мирским делом, тоже выигрывает; и не должно быть в этом сомнения, и не должно быть этому осуждения. И также тот, кто занят буддхи-йогой, тоже делает свое дело по Воле и Плану Бога. Но преданное служение всегда имеет очищающий, духовный характер по своей изначальной природе  и потому, любой труд в буддхи-йоге, даже незначительный, есть труд, направляющий на Бога, труд, не запутывающий в последствиях кармической деятельности и потому есть труд, открывающий врата на духовный план. Также, любое дело в буддхи-йоге есть начало  пути в преданном служении либо середина и требует для человека поддержки. В таком случае Бог анансирует человеку более спокойное, без больших потрясений продвижение, как бы спасая от непредвиденностей, страданий, потрясений. Но в свое время эти вещи в преданном служении, немного видоизменяясь, все же находят себе место в быту преданного, создавая ему немалые, но развивающие неудобства. Это надо понимать.

 

 

 

 

 

Со смертью тела приходит конец и материальной деятельности и ее плодам. Однако действия, совершенные в сознании Кришны, снова приведут человека к сознанию Кришны после того, как он оставит свое нынешнее тело. По крайней мере, в следующей жизни он снова получит человеческое тело и родится либо в семье благородного брахмана, либо в богатой и знатной семье, и это позволит ему продолжить свой духовный путь. Такова уникальная особенность деятельности в сознании Кришны.

 

 

 

 

БОГ: Не верно. Человек, который был занят в преданном служении (был занят буддхи-йогой) после смерти может либо перейти на духовный план, либо еще повращаться в колесе сансары, но что точно, так это то, что он не родится в семье брахмана, не родится тем более в богатой семье, не родится у знатного человека. Это заблуждение. Бог преданному даст то, что не будет развращать его качества, понимания, все, что он наработать успел. Бог даст ему бедность, даст ему нищету, если надо, даст ему очень простой образ жизни, где на лишнее не будет отведено ни копейки, даст проявлять добродетель, даст изучать Святые Писания, отправит по пути отдачи долгов, по пути болезней и страданий и приведет к Себе из не успешного материального быта, а из очень слабого и зависимого существования. Бог так построит жизнь человека, что ему хватит проблем,  будет знать унижения, оскорбления, зависть, осуждение и многое еще и еще извлечет для себя Милостью Бога, чтобы обрел терпение, смирение, упование на Бога, непривязанность к материальному миру и отказ от всех его посулов. При этом Бог даст человеку поклоняться Богу, изучать Святое Писание, контролировать ум и желания, идти по пути аскетизма и сотрудничать с Богом, видя в Боге свою конечную цель и не заботясь о том, попадет он на духовный план или нет. А богатства и достаток – это значит на корню зарубить Божий труд, ибо качества высокого порядка имеют свойство деградировать в материальном мире. Бог это не допустит. Но у такого преданного будет всегда еда, крыша над головой, не будут беспокоить родственники и будут созданы все условия для преданного служения… Все направленное на развитие качеств, угодных Богу, через которые и будут открыты врета на духовный план.

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0316387 от 26 апреля 2020 в 10:54


Другие произведения автора:

103.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 16. ТЕКСТ 4-8.

БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 2. СТИХ.41-45.

БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 2. СТИХ.46-51.

Рейтинг: 0Голосов: 0153 просмотра

Нет комментариев. Ваш будет первым!