68.БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 7. ЗНАНИЕ АБСОЛЮТА. СТИХ.1-4.
68.БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 7. ЗНАНИЕ АБСОЛЮТА.
СТИХ.1-4.
1.Шри Бхагаван Сказал.
О, Партха, услышь о том, как, имея
привязанный ко Мне ум, исполняя практику йоги, находя во Мне единственное
прибежище, ты сможешь без сомнений полностью познать Меня.
КОММЕНТАРИЙ.
Духовный путь –
это путь на Земле, определенный Самим Богом, ведущий к Богу, в котором четко
определены все средства в совокупности. Все, назначенное Богом для достижения Всевышнего
ужеприсутствует на Земле, не только описано в Ведах, но и каждому дается строго
индивидуально, в свой час, своим путем и в своем объеме. Начинающему йогу
трудно ориентироваться в средствах, тем более, что любой неофит, как правило, желает
путь покороче и наверняка и непременно с меньшими затратами. Трудно увидеть,
что путь к Богу всеохватывающий, скрупулезный, тщательный, жертвенный,
непременно очищающий, обязательно
ежедневный, ежеминутный. Нельзя в этом пути считать успехом только привязанный
к Богу ум. Несомненно, это - результат,
но надо идти дальше, охватывать больше. Если привязанный к Богу ум соединить с
практикой йоги, включающий в себя преданное служение – то этот путь еще лучше,
еще успешней, но и этого недостаточно, если йог еще не умеет вручить себя Богу,
а это значит проявить во всем полное бесстрашие, полностью полагаться на Бога,
находя в Нем единственное Прибежище. Если же йог, согласно данному стиху,
достиг той ступени, где средствами являются и привязанный к Богу ум и практика
йоги, включая преданное служение, и если йог находит в Боге единственное прибежище,
то и этого достаточно. Все описанные качества несомненно шаг за шагом развивает
основа всех средств – преданное служение, но есть то, что не может быть дано
никакой практикой йоги в той мере, как может дать Сам Бог. Речь идет о
качествах Верховной Божественной Личности Бога, без знания которых духовный
путь все же неполон и никогда не
приведет к истинному успеху, которые может понять только тот человек, который
уже достиг перечисленных в этом стихе духовных качеств и поэтому может сознать описанные ниже
качества Бога на должном уровне, с пользой для преданного служения и для того,
чтобы еще более глубоко осознать Личность Бога, увидеть Его везде вне себя и
тем самым подняться на еще более высокую ступень духовного развития и самосознания и т.о., приблизившись
к Богу, уничтожить любые сомнения, которые очень часто сопровождают даже очень
опытного йога.
2.Я полностью объясню тебе это знание с
его практическим применением, познав которое, ни в этом мире, ни в следующей
жизни ничего непознаваемого не остается.
КОММЕНТАРИЙ,
Это достаточно
серьезное обещание Бога. Для достигшего уже успехов йога эти Слова Бога
означают очень многое. На самом деле такие знания – неисчерпаемый колодец
мудрости. Начнем с того, что человек до тех пор невидимыми веревками привязан к
материальному миру, пока в нем есть непостигнутое для человека, непонятное,
удивительное. Именно это вызывает интерес к жизни, побуждает к деятельности, к
достижению, к преодолению. Где то высочайшее знание, которое укажет на причину
всех причин, которое одно и во всех направлениях удовлетворит любопытный ищущий
ум, даст всему объяснение и не только в материальном мире, но и за его
пределами. Что может сделать ум человека все знающим, а потому действительно
отрешенным, а разуму поможет четко и без ошибок подсказывать уму ответы? Именно
то знание, абсолютное, высочайшее, которое Бог собирается сообщить Арджуне и
тем, кто уже готов. Но почему бы это знание, на самом деле наслаждающее чувства
человека, не взять всем? Увы. Это знание
не смогут взять все, даже если тысячи раз прочтут все стихи Бхагавад-Гиты.
Духовные знания имеют свойство входить в сердце, разум, в глаза, слух, в
понимание живого существа, если оно непременно религиозно, осознанно идет по
пути духовного развития, если оно уже подготовлено практикой преданного
служения, если имеет привязанный к Богу ум и ищет и находит в Боге свое
единственное прибежище, посвящая жизнь Богу и не имея никакой другой цели,
кроме достижения Всевышнего. И в такого человека эти Высшие знания входят шаг
за шагом, только по Воле и Плану Бога, пронизывая Бытие живого существа,
охватывая весь его мыслительный процесс, позволяющий все видеть и понимать
только через призму этих знаний. Для человека действительно наступает время
высшего понимания, когда он всему знает объяснение, всему видит причину, когда
для него ничего непознанного не остается.
3.Из многих тысяч
людей найдется, может быть, один, кто устремлен к совершенству. Из тех, кто так
устремлен и кто уже достиг успех, едва ли найдется кто-то, кто действительно знает
Меня.
КОММЕНТАРИЙ.
Из этого стиха
становится видно, что далее Бог собирается открыть Арджуне Высочайшее знание о
Себе, передать из Божественных Рук знания, которые не приоткроет никакая
медитация и самоуглубление, никакой материальный путь или духовная практика.
Эти знания должны быть даны Лично Богом и так приняты. Именно это тот путь,
когда знания входят в сердце тех, кому они предназначены, кто уже готов, и
стать неотъемлемыми от мышления и
деяний. Но разные йоги, разные люди, устремившиеся по пути духовного
совершенства, по-разному способны воспринять эти знания и применить их в своей
практике. Даже высоко стоящие йоги не знают свой истинный уровень, насколько
они могут быть погружены в эти знания и воспользоваться ими для своего
просветления. Но Бог раскрывает Себя не только через эти знания, но и через
духовную практику. Учитывается все, все старания человека, его милосердие,
трудолюбие, отношение к другим людям,
смирение, чистота мысли, поклонение, аскетизм и пр. Все это двери и окна для
этих знаний, как для начинающего йога, так и для йога, достигшего успех. Все
эти знания о Боге, о Высших Божественных качествах развивают истинное видение,
в основе которого лежит все, что связано только с Богом, Его Качествами,
Энергиями, Волей, Личным и неизменным Присутствием во всем и в каждом. Тысячи и
тысячи людей устремляются к совершенству, идя именно религиозным путем, и
многие достигают тот или иной ощутимый успех, но далеко не все действительно
знают Бога и этим руководствуются в жизни. Но нельзя забывать, что ступеней на
пути к совершенству не счесть. Каждый
день – повод подняться на новую ступень. Каждого ведет и направляет Бог.
Желание достичь совершенство – это уже духовный путь и путь по своей природе
безвозвратный. И по Плану Бога для идущего будет Самим Богом добавляться
необходимое и убираться все, что мешает. Поэтому можно сказать, что нет ни
одного, идущего этим путем, кто бы в итоге не познал Бога и качества Бога так,
как Бог их описал в Бхагавад-Гита во всей их неисчерпаемой глубине, и через эти
знания увидит вещи так, как они есть, и ничего непознанного для него более не
останется. Таким образом, данный стих утверждает, что единицы, воистину, знают
Бога и Его Божественные качества, но следует хорошо понимать, что эти
сокровенные знания не запретные, не для особо избранных и каждому будут
открываться Богом в свой час, когда качества и уровень мышления человека будут
готовы принять этот Божественный дар во всей полноте и не в ущерб духовному
развитию, ибо для неподготовленного человека, не прошедшего через практику
преданного служения, не устремленного к совершенству такие знания могут нанести
и вред. Поэтому преданным не рекомендуется передавать их тем, кто не готов,
материалистичен, привержен только к материальным знаниям и опыту, не желает
смотреть в эту сторону и агрессивен, кто называет себя непримиримым атеистом и
может своими деяниями, словами или мышлением оскорбить Бога и Его преданных
слуг. Хотя надо всегда понимать, что любую незыблемую стену в каждом, безверие
и непримиримость очень легко может убрать сам Бог в мгновение и сделать даже
самого ярого атеиста уже в этой жизни высочайшим йогом и знатоком Вед, как и
знающим качества Личности Бога и устремляющимся к Ним. Один Бог знает ступени и
возможности каждого.
4.Земля, вода, огонь, воздух, эфир, ум,
также непременно разум, ложное эго – все это Мои разделенные энергии, всего
восемь.
С этого стиха
Бог начинает объяснение самых сокровенных знаний, касающихся непосредственно
присутствия Бога в материальном мире. Это те знания, которые входят в сознание
человека и позволяют Богу, находящемуся в каждом, через эти знания делать еще
более глубокие заключения о присутствии Бога везде и во всем и делать духовное
видение человека абсолютным и совершенным, хотя и в свою меру. Медитируя в
процессе дхйана-йоги, человек, имея эти знания, может быть этой мыслью более
смел и более трезв, ибо Бог внутри Сам через эти знания станет раздвигать
границы видения Бога и далее. Следует
понимать, и йог уже к этому готов, что разделение энергий Бога на восемь,
достаточно условно, но приемлемо для материального мира. Йог, умеющий развивать
духовную мысль, видя в ней подсказку Самого Бога, может предположить, что такое
деление всех Божественных энергий создано Самим Богом, чтобы облегчить
восприятие человека, исходя их его опыта, значительно уступающему пониманию и
знанию Бога. Давая такое представление о Своих энергиях (также другие
Божественные знания), Бог как бы спускается на человеческую ступень понимания,
что для Бога означает становиться меньше меньшего, ибо человеку не объять Божественные знания такими, какими они на
самом деле являются. Поэтому йог идет только дальше, когда осознает, что энергии
Бога – это проявление Самого Бога, абсолютное присутствие Бога Бога в любом
мгновении в любой точке проявления энергии. Энергии – это Руки и Ноги Бога, Его
Глаза, Его Силы, Могущество, Вездесущность, его направления мышления, Его Ум,
Разум, проявляющиеся в устойчивых и переходных формах. Энергии Бога не
существуют порознь, но есть тело Бога, обладающее всеми качествами Бога, но
обладают свойствами переходить из одного вида в другой строго в соответствии с
Божественными Законами, есть разновидность и средства Божественного труда,
имеют Свои ступени проявления и недосягаемы для человеческого разума, и необъяснимы,
если исходить из известных человеку материальных законов, и не подвластны
человеку. Достигший уже немалых результатов йог из этого стиха безошибочно
духовной мыслью может обозреть изнутри и дальнейшую подсказку Бога, увидев
неотъемлемость Бога от перечисленных в этом стихе энергий, увидеть Бога и в
других материальных веществах через Его энергии, увидеть Бога, пронизывающего
всю Землю, присутствующим Лично во всех слоях Земли, во всех породах, во всех
песчинках… Идя дальше, йог может увидеть Бога через Его энергии, неотличимые от
Него Самого, во всех жидких и газообразных веществах, во всем, куда бы ни
устремился ум, Волею Бога. Все эти энергии, проявляющиеся, как земля, вода,
огонь, воздух, эфир, указанные здесь Богом, и многие промежуточные или переходные
энергии в человеческом понимании имеют отношение к неживой природе, хотя для
Бога, строго говоря, неживой природы не существует, а есть ступени развития
живой природы, как формы ее проявления. Но такие энергии, как ум, разум и
ложное эго имеют самое прямое отношение к живому существу в плане не построения
его материального тела, а в плане соединения души с Богом, на какой бы ступени
развития живое существо не было, включая невидимое и неподвижное. Это есть энергии-характеристики
уровня развития живого существа во всех формах жизни. Такое проявление
Божественных энергий в живом существе может дать развитому йогу понимание,
объясняющее истинную природу ума, разума и эго, как фактическое неотъемлемое
соединение с Богом, посредством чего живое существо может быть управляемо и
развиваемо. Через эти энергии Бог Сам дает, скажем, человеку мысль, помогает
контролировать эту мысль через разум, а также дает самостоятельность в виде
обособления через энергию «ложного я». Видя это, йог идет далее, видя проявление
в живом существе и других энергий Бога, как интуиция, память, совесть, радость,
гнев и другого рода переживания,
психические состояния. Так, более глубоко вникая в смысл приведенного здесь
стиха, йог, расширяя мысль, начинает во всем в себе видеть энергии Бога, как
проявление Бога, видит абсолютное участие Бога в себе через эти Божественные
энергии, видит Бога во всем вне себя, во всех живых существах, в материальной
природе. Только один этот стих делает йога все видящим, понимающим, абсолютно
осознающим Бога во всем как Высшую Причину всех причин, как Того, Кто все
развивает, изменяет через Свои многочисленные созидающие энергии и разрушает,
что есть тоже развитие. Такое видение Бога, рожденное из таких знаний,
духовности пути йога и связующего процесса, помогает ему находить ответы на все
вопросы, связывая все только с Богом и Его трудом через многочисленные
Божественные энергии. Для такого человека, воистину, ничего непознанного на
Земле и за ее пределами более не остается, мысль и понимание не знают преград,
все оживает, все становится обожествленным, он готов всему поклоняться, как
проявлению Бога, как присутствию Бога, как деяниям Бога. Это – реальная и
естественная медитация на Бога, непрерывная, наслаждающая, связанная напрямую с
органами чувств. Все живые существа для йога приобретают новый смысл, влекут за
собой новое к себе отношение, эти знания рождают ко всему Любовь, ибо везде и
во всем Сам Бог, явно, неоспоримо. Но это только начало знаний, которые Бог
собирается поведать. Этот сладчайший нектар иной раз по своему великолепию не
по силам йогу, он вводит его в постоянный транс, в состояние неизвестное на
Земле и несовместимое с материальной мыслью и деяниями, не посвященными Богу.
Одной строчкой этих знаний йог готов наслаждаться всю жизнь и извлекать и
извлекать из нее нескончаемо, но Бог ведет дальше и дает силы вникать и
передавать другим, хотя желание йога
входить в Бога в себе трудно преодолимо и не хочется Более ни проповедовать, ни
есть, ни спать, но наслаждаться этим нектаром знаний и обращать свой внутренний
и внешний взор, все минуя, только к Богу, как и служить только Ему
непосредственно и непрерывно.
Рег.№ 0323805 от 23 ноября 2020 в 21:04
Другие произведения автора:
БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 2. СТИХ.20.
БОЖЕСТВЕННАЯ ПОЭМА. ДИАЛОГ. В ПРОЗЕ. 11.
17.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 3. ТЕКСТ 22-27.
Нет комментариев. Ваш будет первым!