ПИСЬМА ИЗ МОСКВЫ. ЧАСТЬ 2.
0 Голосов: 0 |
Продолжение ПИСЬМА ИЗ МОСКВЫ
6 июля 1929 г.
Милый Митя,
прости, что я так долго не отвечал тебе на письмо. Была поездка в Каля-
зин (очень яркая по одному из полученных там впечатлений), а потом были не-
которые внутренние, в собственных переживаниях, осложнения, о которых го-
ворить не хочется. Сейчас сидим с Лелей в (неразб.) и собираемся поехать на
Украину к ее знакомым, а если это не удастся, то еще куда-нибудь. Во всяком
случае, через три-четыре дня из Москвы выедем, чтобы вернуться сюда в авгу-
сте.
Работаю, конечно, но пока ничего нового для печати не закончил. С
"Недрами" были очень неприятные отношения и, что называется, "отношения
исперчены". С Горьким виделся дважды, говорил с ним много и на различные
темы, но сейчас эти темы от меня где-то в стороне, меня не трогают, кроме не-
скольких, но и о них - при встрече. Впечатление на меня Горький произвел
очень хорошее, хотя большинства мнений его сегодняшних не разделяю, о чем
он знает. Горький очень жалеет, что не виделся с тобой.
Вихрев уехал в Палех, Катаев чахнет в безнадежной "Литгазете".
В "Нов.(ом) Мире" Замошкин36 "осчастливил" меня страничкой, посвя-
щенной рассказу "Полчаса холода и тьмы"37. Замошкин утверждает, что "со-
циологически" я неприемлемей Замятина. Трогательная смычка мнения "Ново-
го Мира" с мнением Главлита.
Будь здоров, целуй Николашку, привет Варе. То же - от Лели. Будем с
ней очень рады каждой вашей строке, которую найдем по возвращении сюда.
И, понятно, еще больше рады будем - приезду твоему и общему вашему пере-
езду в Москву.
Твой Ник. Колоколов.
17 марта 1931 г.
Москва.
Милый Митя!
Спасибо за "Хлеб" - получил сегодня. Спасибо и за письмо, присланное
в феврале. Надеюсь, что за двумя этими подарками последует вскоре и третий:
сам ты. Очень, очень хотелось бы повидаться, поговорить! Крепко соскучились
мы с Лелей по тебе и Варе. Нам бы, по-настоящему то, жить рядышком, - было
бы человечно теплее. Письма - не то. И у меня, и у Лели перо стало тяжелое на
подъем, как бревно. Хочется - видеть, говорить... Ну, будем крепко надеяться,
что территориальный разрыв - временный. Надеемся с Лелей и на то, что Вы
соберетесь как-нибудь к нам погостить - втроем, вдвоем или в одиночку, как
будет возможней и удобней для вас. Хочется повидать и Николашку. Здорово
вырос, надо думать!
Очень рад, что ты все-таки пишешь стихи и очень, очень хотел бы про-
честь их. Пишу понемногу и я (прозу). Много писать - где тут! Пишу, - как,
несомненно, и ты - только урывками, остатками силы - лучшая сила, самый
сок ее, поглощается службой. Успеваю все же и порядочно читать. Работаю,
словом, много, только вот наработанного - мало. Ну, ничего, будет еще рабо-
таться и лучше, успешней. Во всяком случае, вдохновение - не предрассудок, и
его не приневолишь и не подхлестнешь, и ничего в искусстве не сделаешь, тут
нужно растить. "Повелителей" с меня хватит, - плохая книжка! Но это - между
нами. Иным "классикам из ЗИФА"38 не написать и так, следовательно - книжка
все же имеет право на существование...
Живем оторванно от знакомств и39
29 марта 1931 г.
Москва.
Милый Митя,
ты собирался 1-ого марта быть в Москве, да так и не едешь. Как твое
здоровье, дела? Как Варя и Коля? В последнее время мы с Лелей очень встре-
вожились, даже всполошились как-то. Черкни хоть пару строк непременно и -
не откладывая.
У меня все еще тянется канитель с Птицетрестом,40 получился целый
конфликт, давно и основательно треплющий мне нервы, выбивающий часто
перо из рук и путающий мои практические планы. Но - ничего, обойдется.
Леля служит. Борис41 растет. Бабушка нянчится с ним. Галя осыпает его
подарками. Все идет своим чередом. Все, кроме Гали42, перевалялись недавно в
постели по милости гриппа, особенно сильно (и дважды) потрепавшего Лелю.
Что ты думаешь о переезде в Москву, т. е. о новых попытках? Как я
убеждаюсь, из Иванова тебе трудно, почти невозможно с Объед(инением)
сов(етских) пис(ателей)-краеведов. Сейчас это для тебя не важно, так как ты
загружен обязательствами, но ведь они, кажется, истекают скоро.
Наши шлют всем вам сердечный привет.
Ждем весточки.
Привет мой Варе и Коле.
Ваш Колоколов.
28 апреля 1931 г.
Милый Митя!
Очень рад твоему письму. Сугубо рад твоему намерению повидаться с
Горьким, так как оно означает, что ты увидишься и со мной. Приезжай немед-
ленно. Горького мы ждем числа 10 мая, есть предположение, что в СССР он
приезжает навовсе. Не откладывай поездку в очень долгий ящик. Если даже
дни объятий, поцелуев и всяческих приветствий А(лексея) М(аксимовича) за-
тянутся, то почему бы тебе не побывать у меня? Во всяком случае, мне поче-
му-то сдается, что утомление его от встреч едва ли затянется дольше недели по
приезде. Старик хоть и охоч прослезиться, да зато и работать жаден, а потому,
надо думать, постарается так или иначе увильнуть от избытка чествований.
Ты спрашиваешь, над чем я работаю? Ни над чем определенно, и над
очень многим - по мере сил и времени. И вся эта работа едва ли пойдет в пе-
чать раньше, чем лет через пять-шесть. Если в ближайшие годы и выпущу что-
нибудь, то - не на этих обжигающих темах. Пишу только наброски, вариации,
главы, без мало-мальски близкой перспективы закончить какую-либо вещь. Ну
- авось когда-нибудь. Пока - в первую очередь надо корпеть над службой, как
тебе над брошюрами.
Кстати: в редакцию сегодня явился балбес во славе отчей - Лев Алпа-
тов.43 Дал он нам весьма убогий очерчишко. Я в самой деликатной и вежливой
форме отозвался о рукописи отрицательно. Алпатов обозвал меня "черным че-
ловеком", "старой девой", "ущемленным литератором" и заявил - буквально! -
так: "Я вам морду набью!" Даже и движение сделал было соответствующее, но,
к счастью своему, опомнился и потому унес из редакции все свои ребра в цело-
сти и сохранности. Прелестный эпизод? Смешно и грустно.
Залесский44 тут сподличал по моему адресу в "Вечерней Москве", - чи-
тал мое письмо в "Литгазете"? В конце концов, все это - ерунда, дрянь, надо
смотреть поверх нее.
Ну, будь здоров! Надеюсь видеться в близком будущем. О "Хлебе"45 на-
пишу отдельно.
Сердчный привет Варе. Целуй Николашку.
Твой Колокольчик.46
16 июня 1931 г.
Москва.
Милый Митя!
Никак не могу сосредоточиться, чтобы написать нужное письмо. Хоте-
лось бы повидаться, но в Москву ты, видно, только пособирался приехать.
Горький, как тебе известно, здесь. За первый месяц его пребывания в
Москве я его не видел, и только три дня назад говорил, наконец, с ним. Разго-
вор был довольно долгий, около часа, а ощущение осталось такое, словно ни-
чего за это время не говорилось. Между тем, затронуты были основные набо-
левшие темы литературного сегодня. Увы, - Горький видит то, что хочет ви-
деть, хотя бы этого и не было в действительности, и не видит упрямо того, чего
не хочет видеть, хотя бы это и торчало на каждом шагу. Повторять разговора
сейчас не буду, - поделюсь при встрече. Я надеюсь, что ты всё-таки приедешь
в Москву и сам повидаешь Алексея Максимовича. Его фальшивая в корне поза
ala Толстой (в смысле стиля поучений) не аннулирует, конечно, огромных его и
единственных в своём роде, неповторимых положительных качеств. Большой
человек, только - вовсе не такой, каким хочет видеть себя! И - слишком
много, непосильно много он на себя берёт, и оттого многое делает из рук вон
плохо, часто с грубыми ошибками и даже - просто бездарно.
Если приехать не сможешь, то хоть черкни, и я выберу настроение на-
писать лучше и больше, сосредоточиться и отдохнуть на письме от мути, кото-
рой, вопреки оптимизму А(лексея) М(аксимовича), хоть отбавляй.
Будь здоров, не забывай.
Твой Колокольчик.
1 июля 1931 г.
Москва.
Дорогой Митя,
получил ли ты моё письмо с ответным моим стихотворением? К стихотворе-
нию я приписал всего несколько строк, сейчас хочу написать побольше. Что
твои стихи очень хороши, и первое сильно на меня подействовало - это я уже
высказывал. А сейчас -возьмусь за критику.
В первом стихотворении, мне кажется, неудачно сказано: "Много рок
нам бедствий всколосил". С колосом у нас неизбежно ассоциируется представ-
ление о чём-то приятном, богатом, сытном и т. д. "Колосистая беда" - сочета-
ние невероятное. Тебя подвела соблазнительная острота рифмы.
Но это - мелочь. Важно - другое. В сторону - форму и содержание.
Я хочу критикнуть - твоё настроение. Оно очень хорошо, оно прекрасно, ко-
гда переходит в стихи, когда ты ими заклинаешь его и, в конечном счёте, осво-
бождаешься от него. Но всё-таки, постоянно носить в себе эти настроения, поч-
ти только эти - слишком уж большой расход сердца!.. Нужно как-то отды-
хать... Когда я пишу тебе это, я, в сущности, беседую с самим собой. Ибо всё,
или почти всё, что я писал за последний год - очень мрачно, построено на те-
мах обжигающих и - лирично, хотя и проза. И я почувствовал для себя со-
вершенно обязательным отход от лирики в какой-то холодноватый эпос, где
больше интересуешься материалом и меньше его любишь. Ты и в прозе очень
лиричен, но всё это не то, что стихи. А что ты можешь сделать в прозе много
- за это говорит отличный рассказ "Хлеб". В остальных рассказах тоже есть и
мастерство, и меткость образа, зоркость наблюдения, но они (рассказы) как-то
необязательны в большинстве своём, они какие-то затаившиеся. К ним я, веро-
ятно, ещё вернусь в одном из своих писем. А сейчас мне хочется только ска-
зать, что от "Хлеба" ты прямо можешь шагать очень далеко, быть по-хорошему
актуальным (а ведь как поэт ты, бесспорно, актуален) прозаиком, мастером.
Для нас уход (вернее - отход) в трезвый эпос, в самозабвенный (в меру, ко-
нечно, не до потери художественного мироощущения) показ внешней жизни,
показ других - совершенно необходим. Это я говорю самому себе, но так,
чтобы и ты слышал. Вероятно, ты и сам знаешь то, о чём я говорю, сам чувст-
вуешь, но иногда очень важно узнать, что другой думает и чувствует то же, что
и ты. В наших условиях не сдерживать лиризм - значит срочно разрушать се-
бя; в тех же случаях, когда лиризм слишком настойчиво тянет к "ожиданию по-
следней версты" - его нужно прямо-таки скручивать, иначе - опрокинет. И
это говорю - тоже себе. Я твёрдо уверен, что тебе - долго и много работать в
литературе, но для этого нужно себя беречь, не давать гипнотизировать себя -
безысходности, а тем паче - "последней дороге". Загляни "с любовью в
неизбежность" и - честь имею кланяться, до новой встречи! Знаю, как нам
трудно, почти немыслимо преодолевать свои тяжёлые настроения, но - надо.
Не верить в себя мы не смеем, - достаточно оглядеться внимательно. Берись
за прозу, за показ других, дабы больше, и дольше, и многообразнее писать и
стихи, т.е. петь о себе, и самому быть в них - многообразнее. Вот что надо нам.
Плохо высказал я здесь то, что хотел. На словах, вероятно, вышло бы
лучше. Ну, ты, вероятно, поймёшь, а чего не поймёшь - договорим при встре-
че или в следующих письмах.
О себе сейчас распространяться не буду. Твои брошюры, моя служба -
одного порядка явления. В той или иной форме они останутся, от них не уй-
дёшь. По уходе со службы придётся, вероятно, заняться очерками, журнали-
стикой. И мне кажется порой, что я смогу заняться этим делом со вкусом, най-
ти в этой работе притягательное, аппетитное.
Трудно, конечно, предугадать, как обернутся эти чаяния. Да, кстати: ты
упоминал об очерке для "Н(аших) Д(остижений)". Конечно, было бы очень хо-
рошо, если бы ты написал. Если окончательно решишь заняться этим делом -
черкни мне, и я тебе конкретизирую "задание".
Как насчёт Москвы? Не попытаешься ли перебраться сюда? Я думаю,
что с работой здесь всё-таки лучше, чем в Иванове, а комнату, хотя бы и не в
самом городе, тоже, вероятно, сможешь подыскать. От письма твоего такое
впечатление, что в Иванове у тебя сдвигается кольцо. Пооглядись, взвесь. Мо-
сквы пугаться нечего - не страшнее Иванова.
Кончаю письмо, хотя о многом ещё хотелось бы поговорить.
Два слова об А(лексее) Максимовиче. Он, по-моему, сейчас к ху-
дож(ественной) литературе равнодушен - не тем занят. Он нам не опора -
скорей - наоборот. Так думается.
Пиши нам.
Твой Колокол.
6 сентября 1933 г.
Москва.
Дорогой Митя,
большое спасибо за весточку и за хлопоты по моему делу. Считаю, что ты сде-
лал всё, что мог, и больше этим вопросом не занимайся. Я не знал даже, полу-
чен ли рассказ в редакции, и читал ли его там кто-нибудь, а теперь вполне
можно предоставить судьбу рассказа себе самой. Точка. Довольно об этом
скучном деле.
Я завтра уезжаю в Свердловск - писать историю Уралмаша. Дело это
поручено писательской бригаде, причём на мою долю выпали культурно-
бытовые темы. Писать, вероятно, придётся совсем мало, - дело по преимуще-
ству сводится к организации материала и обработке его. Билет в Свердловск
уже лежит у меня в кармане. С Уралмаша, побывав там некоторое время, на-
пишу. Предполагается три поездки, каждая в среднем по месяцу.
Очень рад, что ты в Палехе близко соприкоснулся с Кориным47. Да, он
действительно замечательный человек. И - огромный художник. Радуюсь во-
обще за ваше пребывание в Палехе, давшее вам много радости, но что за лето
ты и Варя все же не отдохнули по-настоящему - это очень обидно и жаль. У
русских художников, независимо от "рода оружия", есть в характере и навыках
нек(оторое) мнимое противоречие: лениться и бездельничать мы, в сущности,
умеем неплохо, а вот по части отдыха - не умудрил Господь. Ну, что делать.
Как вы по части Москвы? Собираетесь ли перебираться или, по крайней
мере, побывать на более или менее длительный срок? Если не переедете со-
всем, то будем ждать в гости.
Сердечный привет тебе, Варе и Коле от всех нас. Приветствуй Селяни-
ных, Богданова от всех нас. Я постараюсь побывать в Иванове при первой же
малейшей возможности, но когда она появится - гадать трудно.
Твой Н. Колоколов.
20 октябрь 1933 г.
Москва.
От Авенира Евстигнеевича48 я узнал, что мой рассказ "Георгий Юрье-
вич" пойдёт в "Рабкрае". Я послал Говорову письмо с просьбой выслать мне
триста рублей в счёт гонорара телеграфом не позже 23-го октября. Ещё раз
впутываю тебя в это дело. Зайди в редакцию, узнай о переводе и, если удастся,
подтолкни легонько. Намекни, что с Уралмаша могу прислать чёрт те что.
В Москву приехал на несколько дней - и кружусь, как белка в колесе.
Присесть некогда.
Привет Варе и Коле.
Леля и все наши здравствуют. Борис растёт.
Н. Колоколов
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Отзыв о кн.: Н. И. Колоколов. Мед и кровь.- М.: Федерация, 1928. - 326 с.
- хранится в архиве Горького. Характеристика произведения:
А. М. Горький. О книгах: - "Книга и революция", 1929, № 6, с.7 - 9.
Горький А. М. Письмо литкружковцам г. Покровска: ноябрь 1928. - В кн:
Собр. соч. в 30-ти т.: М.: 1953, т. 24, с. 335.
Горький А. М. Что такое совесть? - "Рабочий край", 1928, 12 декабря. В
ряде писем 1928-1929 гг. Горький дал высокую оценку роману: В. М. Хо-
дасевич от 20 декабря 1928 г. - Архив Горького, И. М. Касаткину от 31 де-
кабря 1928 г. - Новый мир, 1937, № 6, с. 19.
Письма Горького Колоколову опубликованы: Декабрь 1928 г. - В кн.:
Горький и советские писатели. Неизданная переписка. М.: 1963, с.223 -
(Литературное наследство, т.70).
23 апреля 1929 г. Сорренто. - В кн.: Собр. соч. в 30-ти т.: М.: 1955, т. 30.
с. 133-134.
2. О дружбе "примечательной тройки" - Н. Колоколова, С. Есенина, Д. Семе-
новского - см.: Шошин М. Д. - Фабрика за овином. (Автобиогр. повесть и
рассказы). -М.: Сов. писатель. 1977. - 247 с. (гл. "Ивановские друзья").
Семеновский Д. Н. - Есенин (Воспоминания). - В кн.: Теплый ветер: Лит.-
худож. сб. - Иваново, 1958, с. 184 - 209.
3. В архиве Д. Н. Семеновского (Ивоблархив (ГАИО), ф. 2875, оп. 3, ед. хр.
392) хранятся 19 писем, присланных Н. И. Колоколовым с июня 1918 по
октябрь 1933 гг.
Там же хранятся 10 писем жены Лели (Елены Михайловны Колоколовой,
урожд. Латышевой), адресованные жене Семеновского Варваре Григорь-
евне. Они проливают свет на бытовую сторону жизни, о которой сам Ни-
колай Иванович умалчивал. Подведение ею итогов первого же года жизни
в Москве просто трагично: "За 1928 год он не продвинулся нисколько. Пи-
сать стал тяжело и подолгу, с усилиями. Мрачен. Очень бледен и худ. Из-за
нервотрепки сердце совсем ослабло. У меня тоже Москва румянец съела".
Из-за хронической нужды она чувствует себя в 26 лет "старой, нечуткой,
сварливой, некрасивой, сил следить за собой уже нет, не до кокетливого
вида". Вопль: "Да я даже в деревню бы поехала, только бы Коля писал!" -
таков итог попытки обрести достойное место под солнцем столичной лите-
ратуры 30-х гг. (ГАИО, ф 2875, оп. 3, ед. хр. 560. (От 10 ноября 1929 г.)
4. Содержание споров Колоколова с Горьким воспроизводится в кн.: Шкапа
И.С. Семь лет с Горьким (Воспоминания). - М.: Сов. писатель, 1990. (гла-
вы: Разговор в Краскове о литературе и критике; Знание и труд все созда-
дут).
5. "Млечный путь" - московский журнал (1914 - 1916) и лит. кружок, руко-
водимые Алексеем Мих. Чернышевым. Собирались каждую субботу. Сюда
впервые привел Н. И. Колоколов своего однокурсника Сергея Есенина.
Собрания кружка продолжались и после 1917 г., хотя состав его изменился.
6. "Пересмешник" - еженедельный иллюстр. ж-л сатиры и юмора, горькаго
смеха и веселых слез". (1917 - 1918) Под ред. И. Минорова - псевд.
И. А. Майорова. №№ 1 - 13. Иваново-Вознесенск.
7. Театр Незлобина - создан в 1909 г. московским антрепренером, режиссе-
ром и актером, К.Н. Незлобиным. Отличался серьезным репертуаром, уде-
лял большое внимание режиссуре, актерскому ансамблю, оформлению
спектаклей. В 1917 г. преобразован в Т-во актеров.
8. К.Р. - псевд. вел. князя Конст. Романова (10.VII.1858 - 2.VI.1915) - автора
исторической драмы "Царь Иудейский" (1914), музыка к которой написана
А. К. Глазуновым.
9. Никандров Н. - псевд. Шевцова Никол. Никандровича (7 (19) XII. 1878 -
18. ХI. 1964). Учитель, печататься начал с 1903 г. в "Журнале для всех".
Талант его отмечали В. Г. Короленко, М. Горький в умении воссоздать быт
предреволюционной России, психологию городской толпы; "хороший здо-
ровый юмор" ценил А. И. Куприн; по мнению Новикова-Прибоя, "в пони-
мании моря, в знании быта морских рыбаков Н. Никандров не имел себе
равных в совр. литературе". (цит. по кн.: Никандров Н. Береговой ветер,
1914, с.476).
10. Лидин Владим. Германович - псевд., наст. фам. Гомберг (3(15).II.1894 -
1979) Печ. нач. с 1915 г. в ж-лах "Русская мысль", "Красная новь", "Новый
мир" и др. Заметно влияние Чехова и Бунина, утверждал право человека на
свое индивидуальное жизнеустройство, побеждающее в нем классовые им-
пульсы ("Отступник"). Социальные процессы поняты писателем как про-
цесс активного приспособления к жизни, отсюда часты вариации мотива
биологического жизнелюбия, характерные для всех его героев. По характе-
ру стиля напоминает Б. Пильняка (в любви к импрессионистским истори-
ческим аналогиям, в которых классовый характер взятого материала зату-
шеван, на первый проступает внешняя общность).
11. Окулов Алексей Иванов. (22 (4) X 1880 - 1937) - писатель, член Реввоен-
совета. 1-ый сб. рассказов "На Алыме - реке" (1916). Повести о трудных
днях гражданской войны в кн. "Заметки Иванова", "Крестьянская война"
(1925). "Там, где смерть" (1919) - пьеса, рассказы "В снегах", "Нежданная
встреча" (1928). Репрессирован.
12. Венгров Натан (1894 - 21. VIII. 1962) - псевд. Вейнерова Моисея Павлови-
ча. Поэт. заведовал отделом детск. лит-ры ГИЗа, редактировал ряд педаго-
гич. ж-лов ("Народное просвещение", "Просвещ. Сибири" и др.). Автор 1-
ых краеведч. уч-ков для Сибири. Лирика Венгрова, насыщенная острой
любовью к земле и к человеку, звучала протестом против войны, (сб-ки
"Сегодня", "Себе самому", изд. артели худ-ков "Сегодня", П., 1918). Это
определило в дальнейшем поэтич. тв-во Венгрова. В 20-е годы редактирует
детск. ж. "Еж".
13. Чурилин Тихон Вас. (5 (17) V. 1885-1946) - актер Камерного театра. Уча-
стник гражд. войны в Крыму. 1-ая кн. стихов "Весна после смерти" (1915)
отмечена чертами визионерства а также ритмическими новшествами, ока-
завшими влияние на поэзию М. Цветаевой. В 1916-1918 гг. сближается с
футуристами. К этому времени относятся его эксперименты в ритмической
прозе: "Из детства дальнейшего" (1916), "Конец Кикапу" (1918), "Агатовый
Ага" (1922).
14. Яков Евдокимович Коробов (1874 - 19.VIII. 1928) - поэт, род. в
с. Кусунове Владим. губ. Печ. с 10 г. В 1925 г. выступил в столичных ж-лах
как беллетрист и сразу выдвинулся в 1-ые ряды прозаиков. Кроме повес-
тей, написаны 2 т. воспоминаний ( "На утренней заре". "На острие ножа").
15. Соболь Андрей (наст. имя Юлий Мих. (13 (25) V. 1888 - 12. V. 1926). Пи-
сатель. Безнадежная попытка примирения двух правд, двух революций
описана в пов. "Салон-вагон" (1922). В его рассказах и повестях варьирует-
ся один и тот же мотив: внезапно нахлынувший поток трагических собы-
тий сокрушает человека, вовлекая, как щепку, в бесконечное и безнадеж-
ное движение. Покончил с собой в состоянии депресии в Москве.
16. Варвара Ивановна Семеновская - мать поэта, урожд. Троицкая. Некоторые
свои публикации Д. Н. Семеновский подписывал "А. Троицкий", считал,
что именно от матери унаследовал "любовь к выразительной народной ре-
чи, к фольклору" (См.: "Семеновский Дм. О себе // Избранное: Стихи и
проза: Иваново, 1955, с.5).
17. О. Николай - Семеновский Николай Никол., отец поэта, сельск. учитель,
затем священник с. Юрьевское (с 1897 г.) Иваново-Вознес. уезда. С этим
селом связан один из псевдонимов поэта: Юрьевский.
18. Далее приветы передаются братьям и сестрам поэта.
19. Клава - жена поэта Серг. Алексеев. Селянина, с 1919 по 1929 г. работавше-
го в газ. "Рабочий край". Селянины, Колоколовы и Семеновские дружили
семьями.
20. "Изв. ЦК" - "Известия ВЦИК" - издательство в Москве, выпускавшее в
1923 - 1931 гг. ж. "Красная Нива" под ред. Касаткина Ивана Мих.
(30.III. (11.IV) 1880 - 13. V. 1938) Репрессирован.
21. Литовский Осаф Семенович - журналист, в кн. "Так было" рассказывает об
Иваново-Вознесенске и своей работе редактором газ. "Рабочий край".
22. Благов Ал-др Никол. (20.XI.1883 - 10.IX.1961) - поэт, с 1924 г. активно ра-
ботавший в Иваново-Возн. печати: в газетах "Раб. край", "Смычка", много-
тиражке "Меланжист".
23. Кунцево - дачное место, где Колоколовы снимали угол, не приспособлен-
ный ни для жизни, ни для работы.
24. Зазубрин Владимир Яковлевич (1895 - 1938) - автор известного романа
"Два мира" (1921). В 1923 - 1928 гг. работал секретарем ж-ла "Сибирские
огни". По приглашению Горького в 1928 г. переезжает в Москву и работает
в "Госиздате" и ж-ле "Колхозник".
25. Николашка - сын Семеновских, крестник Колоколова - Николай Дмитрие-
вич Семеновский (1924 -1943).
26. Катаев Иван Иванович (1902 - 1939) - автор популярной повести "Молоко"
(1930), талантливый новеллист, как и Вихрев Е. Ф., входил в группу "Пере-
вал".
Вихрев Ефим Федорович (1901 - 1935) - поэт, автор книги очерков "Па-
лех" (1930). С 1922 по 1925 гг. работал в редакции "Рабочий край", затем в
Москве секретарем изд-ва "Недра".
27. Ангарский Н. С. - ответственный редактор альманахов, выпускаемых изд-
вом "Недра".
28. Клычков (наст. фам. Лешенков) Сергей Антонович (1889 -1940) и Орешин
Петр Васильевич (1887 -1938) - новокрестьянские поэты.
29. Авербах Л.Л. (1903 -1939) - с 1926 г. генеральный секретарь РАППа и ре-
дактор ж-ла "На литературном посту".
30. "ЧИП" - "Читатель и писатель" - еженедельная газета, орган ГОСиздата с
1 дек. 1927 по сентябрь 1928 г. Речь идет о рецензии на "Мед и кровь":
Герзон С. - Читатель и писатль, 1928, № 47, с.4.
31. Селянин Сергей Алексеевич (1898 - 1994 гг.) - поэт, журналист, критик,
живущий в Иванове, в 1933 г. арестован и сослан в Казахстан.
32. "Лукерья" - название рассказа Семеновского, вошедшего в его сб. "Луке-
рья": Рассказы. - Иваново-Вознесенск: Основа, 1925. - 40 с.
33. Казин Василий Васильевич (1898 - 1981) - поэт, организатор группы "Куз-
ница" (1920 - 1931), зав. отделом поэзии в ж. "Красная новь" в 20-е гг.
34. Грин М. - "Книга и революция", 1929, № 2, с.57.
35. Лукьянов Мих. Григ. (1902 - 1914) - журналист "Раб. края", автор кн.
"Ситцевый край". По заданию А. М. Горького очерки об Иваново-Возн.
печатал в ж. "Наши достижения", где работал в 30-е гг. Репрессирован. По-
гиб в лагере под Рыбинском.
36. Замошкин Николай Иванович (1896 -1960) - критик, автор книги "Литера-
турные межи" (1930), куда вошла и статья, о которой идет речь в письме:
Личное и безличное (Из наблюдений над современной литературой). - Но-
вый мир, 1929, № 6, с. 201 - 212.
37. Колоколов Н. И.: Полчаса холода и тьмы: Повесть. - "Недра", 1929, № 15.
38. "ЗИФ" - государственное акционерное издательское общество (1922 -
1929). С 1927 г. выпускает худож. альманах "Земля и фабрика", выходящий
под руководством "Кузницы". Директором и организатором изд-ва с 1922
г. был Нарбут Владим. Иван. (2 (14) IV. 1888 - 15. XI. 1944). Репрессиро-
ван.
39. Далее текст письма вымаран.
40. Уйдя из ж-ла "Наши достижения", Н. И. Колоколов летом 1931 г. подписал
договор на полгода службы в Птицетресте.
41. Борис Никол. Колоколов - сын (р. 7.VII. 1931), канд. хим. наук, зав. лаб. в
институте красителей.
42. Галя - Глафира Мих. Латышева (позднее станет по мужу Кованько), род-
ная сестра Елены Мих., жившая в семье Колоколовых.
43. Алпатов Лев - сын М. Пришвина, начинающий журналист, которого он
прислал вместо себя в редакцию ж-ла "Наши достижения". Редакция ко-
мандировала Алпатова на Урал. Однако написанное им и выправленное
Пришвиным Горький отклонил.
- Пусть пишет бог-отец, а не бог-сын, - сказал он, возвращая рукопись.
Попытка Алпатова писать для журнала повторилась и опять неудачно.-
Шкапа И. С.: Семь лет с Горьким . - М.: Советский писатель, 1966, с. 354.
44. Залесский Виктор Феофанович - критик, возглавлявший Ассоциацию про-
летарских писателей Иваново-вознесенской промышленной области, со-
трудник газеты "Рабочий край", в 30-е гг. жил в Москве, расправляясь на
страницах центральных газет и ж-ла "На литературном посту" с писателя-
ми, входившими в "Перевал". О р-не "Мед и кровь" см. его рец.: - На лите-
ратурном посту, 1930, № 13 -14, с. 135.
45. Семеновский Д. Н.: Хлеб.: Рассказы. - М.: Недра, 1931. - 242 с.
46. Колокольчик - так звали Колоколова друзья во Владимирской семинарии.
47. Корин Павел Дмитриевич (1892 - 1967) - палехский худ-к, в 30-е гг. жил в
Москве, автор портретов А. М. Горького и членов его семьи.
48. Авенир Евстигнеевич Ноздрин (29. X (10.XI) 1862 - 23. IX. 1938) - поэт, 30
лет проработавший гравером на ф-ке. В 1905 г. избран председателем Пер-
вого Совета рабоч. и солд. депутатов, в 20-е гг. работал в г. "Рабочий край".
Репрессирован. Умер, находясь под следствием.
6 июля 1929 г.
Милый Митя,
прости, что я так долго не отвечал тебе на письмо. Была поездка в Каля-
зин (очень яркая по одному из полученных там впечатлений), а потом были не-
которые внутренние, в собственных переживаниях, осложнения, о которых го-
ворить не хочется. Сейчас сидим с Лелей в (неразб.) и собираемся поехать на
Украину к ее знакомым, а если это не удастся, то еще куда-нибудь. Во всяком
случае, через три-четыре дня из Москвы выедем, чтобы вернуться сюда в авгу-
сте.
Работаю, конечно, но пока ничего нового для печати не закончил. С
"Недрами" были очень неприятные отношения и, что называется, "отношения
исперчены". С Горьким виделся дважды, говорил с ним много и на различные
темы, но сейчас эти темы от меня где-то в стороне, меня не трогают, кроме не-
скольких, но и о них - при встрече. Впечатление на меня Горький произвел
очень хорошее, хотя большинства мнений его сегодняшних не разделяю, о чем
он знает. Горький очень жалеет, что не виделся с тобой.
Вихрев уехал в Палех, Катаев чахнет в безнадежной "Литгазете".
В "Нов.(ом) Мире" Замошкин36 "осчастливил" меня страничкой, посвя-
щенной рассказу "Полчаса холода и тьмы"37. Замошкин утверждает, что "со-
циологически" я неприемлемей Замятина. Трогательная смычка мнения "Ново-
го Мира" с мнением Главлита.
Будь здоров, целуй Николашку, привет Варе. То же - от Лели. Будем с
ней очень рады каждой вашей строке, которую найдем по возвращении сюда.
И, понятно, еще больше рады будем - приезду твоему и общему вашему пере-
езду в Москву.
Твой Ник. Колоколов.
17 марта 1931 г.
Москва.
Милый Митя!
Спасибо за "Хлеб" - получил сегодня. Спасибо и за письмо, присланное
в феврале. Надеюсь, что за двумя этими подарками последует вскоре и третий:
сам ты. Очень, очень хотелось бы повидаться, поговорить! Крепко соскучились
мы с Лелей по тебе и Варе. Нам бы, по-настоящему то, жить рядышком, - было
бы человечно теплее. Письма - не то. И у меня, и у Лели перо стало тяжелое на
подъем, как бревно. Хочется - видеть, говорить... Ну, будем крепко надеяться,
что территориальный разрыв - временный. Надеемся с Лелей и на то, что Вы
соберетесь как-нибудь к нам погостить - втроем, вдвоем или в одиночку, как
будет возможней и удобней для вас. Хочется повидать и Николашку. Здорово
вырос, надо думать!
Очень рад, что ты все-таки пишешь стихи и очень, очень хотел бы про-
честь их. Пишу понемногу и я (прозу). Много писать - где тут! Пишу, - как,
несомненно, и ты - только урывками, остатками силы - лучшая сила, самый
сок ее, поглощается службой. Успеваю все же и порядочно читать. Работаю,
словом, много, только вот наработанного - мало. Ну, ничего, будет еще рабо-
таться и лучше, успешней. Во всяком случае, вдохновение - не предрассудок, и
его не приневолишь и не подхлестнешь, и ничего в искусстве не сделаешь, тут
нужно растить. "Повелителей" с меня хватит, - плохая книжка! Но это - между
нами. Иным "классикам из ЗИФА"38 не написать и так, следовательно - книжка
все же имеет право на существование...
Живем оторванно от знакомств и39
29 марта 1931 г.
Москва.
Милый Митя,
ты собирался 1-ого марта быть в Москве, да так и не едешь. Как твое
здоровье, дела? Как Варя и Коля? В последнее время мы с Лелей очень встре-
вожились, даже всполошились как-то. Черкни хоть пару строк непременно и -
не откладывая.
У меня все еще тянется канитель с Птицетрестом,40 получился целый
конфликт, давно и основательно треплющий мне нервы, выбивающий часто
перо из рук и путающий мои практические планы. Но - ничего, обойдется.
Леля служит. Борис41 растет. Бабушка нянчится с ним. Галя осыпает его
подарками. Все идет своим чередом. Все, кроме Гали42, перевалялись недавно в
постели по милости гриппа, особенно сильно (и дважды) потрепавшего Лелю.
Что ты думаешь о переезде в Москву, т. е. о новых попытках? Как я
убеждаюсь, из Иванова тебе трудно, почти невозможно с Объед(инением)
сов(етских) пис(ателей)-краеведов. Сейчас это для тебя не важно, так как ты
загружен обязательствами, но ведь они, кажется, истекают скоро.
Наши шлют всем вам сердечный привет.
Ждем весточки.
Привет мой Варе и Коле.
Ваш Колоколов.
28 апреля 1931 г.
Милый Митя!
Очень рад твоему письму. Сугубо рад твоему намерению повидаться с
Горьким, так как оно означает, что ты увидишься и со мной. Приезжай немед-
ленно. Горького мы ждем числа 10 мая, есть предположение, что в СССР он
приезжает навовсе. Не откладывай поездку в очень долгий ящик. Если даже
дни объятий, поцелуев и всяческих приветствий А(лексея) М(аксимовича) за-
тянутся, то почему бы тебе не побывать у меня? Во всяком случае, мне поче-
му-то сдается, что утомление его от встреч едва ли затянется дольше недели по
приезде. Старик хоть и охоч прослезиться, да зато и работать жаден, а потому,
надо думать, постарается так или иначе увильнуть от избытка чествований.
Ты спрашиваешь, над чем я работаю? Ни над чем определенно, и над
очень многим - по мере сил и времени. И вся эта работа едва ли пойдет в пе-
чать раньше, чем лет через пять-шесть. Если в ближайшие годы и выпущу что-
нибудь, то - не на этих обжигающих темах. Пишу только наброски, вариации,
главы, без мало-мальски близкой перспективы закончить какую-либо вещь. Ну
- авось когда-нибудь. Пока - в первую очередь надо корпеть над службой, как
тебе над брошюрами.
Кстати: в редакцию сегодня явился балбес во славе отчей - Лев Алпа-
тов.43 Дал он нам весьма убогий очерчишко. Я в самой деликатной и вежливой
форме отозвался о рукописи отрицательно. Алпатов обозвал меня "черным че-
ловеком", "старой девой", "ущемленным литератором" и заявил - буквально! -
так: "Я вам морду набью!" Даже и движение сделал было соответствующее, но,
к счастью своему, опомнился и потому унес из редакции все свои ребра в цело-
сти и сохранности. Прелестный эпизод? Смешно и грустно.
Залесский44 тут сподличал по моему адресу в "Вечерней Москве", - чи-
тал мое письмо в "Литгазете"? В конце концов, все это - ерунда, дрянь, надо
смотреть поверх нее.
Ну, будь здоров! Надеюсь видеться в близком будущем. О "Хлебе"45 на-
пишу отдельно.
Сердчный привет Варе. Целуй Николашку.
Твой Колокольчик.46
16 июня 1931 г.
Москва.
Милый Митя!
Никак не могу сосредоточиться, чтобы написать нужное письмо. Хоте-
лось бы повидаться, но в Москву ты, видно, только пособирался приехать.
Горький, как тебе известно, здесь. За первый месяц его пребывания в
Москве я его не видел, и только три дня назад говорил, наконец, с ним. Разго-
вор был довольно долгий, около часа, а ощущение осталось такое, словно ни-
чего за это время не говорилось. Между тем, затронуты были основные набо-
левшие темы литературного сегодня. Увы, - Горький видит то, что хочет ви-
деть, хотя бы этого и не было в действительности, и не видит упрямо того, чего
не хочет видеть, хотя бы это и торчало на каждом шагу. Повторять разговора
сейчас не буду, - поделюсь при встрече. Я надеюсь, что ты всё-таки приедешь
в Москву и сам повидаешь Алексея Максимовича. Его фальшивая в корне поза
ala Толстой (в смысле стиля поучений) не аннулирует, конечно, огромных его и
единственных в своём роде, неповторимых положительных качеств. Большой
человек, только - вовсе не такой, каким хочет видеть себя! И - слишком
много, непосильно много он на себя берёт, и оттого многое делает из рук вон
плохо, часто с грубыми ошибками и даже - просто бездарно.
Если приехать не сможешь, то хоть черкни, и я выберу настроение на-
писать лучше и больше, сосредоточиться и отдохнуть на письме от мути, кото-
рой, вопреки оптимизму А(лексея) М(аксимовича), хоть отбавляй.
Будь здоров, не забывай.
Твой Колокольчик.
1 июля 1931 г.
Москва.
Дорогой Митя,
получил ли ты моё письмо с ответным моим стихотворением? К стихотворе-
нию я приписал всего несколько строк, сейчас хочу написать побольше. Что
твои стихи очень хороши, и первое сильно на меня подействовало - это я уже
высказывал. А сейчас -возьмусь за критику.
В первом стихотворении, мне кажется, неудачно сказано: "Много рок
нам бедствий всколосил". С колосом у нас неизбежно ассоциируется представ-
ление о чём-то приятном, богатом, сытном и т. д. "Колосистая беда" - сочета-
ние невероятное. Тебя подвела соблазнительная острота рифмы.
Но это - мелочь. Важно - другое. В сторону - форму и содержание.
Я хочу критикнуть - твоё настроение. Оно очень хорошо, оно прекрасно, ко-
гда переходит в стихи, когда ты ими заклинаешь его и, в конечном счёте, осво-
бождаешься от него. Но всё-таки, постоянно носить в себе эти настроения, поч-
ти только эти - слишком уж большой расход сердца!.. Нужно как-то отды-
хать... Когда я пишу тебе это, я, в сущности, беседую с самим собой. Ибо всё,
или почти всё, что я писал за последний год - очень мрачно, построено на те-
мах обжигающих и - лирично, хотя и проза. И я почувствовал для себя со-
вершенно обязательным отход от лирики в какой-то холодноватый эпос, где
больше интересуешься материалом и меньше его любишь. Ты и в прозе очень
лиричен, но всё это не то, что стихи. А что ты можешь сделать в прозе много
- за это говорит отличный рассказ "Хлеб". В остальных рассказах тоже есть и
мастерство, и меткость образа, зоркость наблюдения, но они (рассказы) как-то
необязательны в большинстве своём, они какие-то затаившиеся. К ним я, веро-
ятно, ещё вернусь в одном из своих писем. А сейчас мне хочется только ска-
зать, что от "Хлеба" ты прямо можешь шагать очень далеко, быть по-хорошему
актуальным (а ведь как поэт ты, бесспорно, актуален) прозаиком, мастером.
Для нас уход (вернее - отход) в трезвый эпос, в самозабвенный (в меру, ко-
нечно, не до потери художественного мироощущения) показ внешней жизни,
показ других - совершенно необходим. Это я говорю самому себе, но так,
чтобы и ты слышал. Вероятно, ты и сам знаешь то, о чём я говорю, сам чувст-
вуешь, но иногда очень важно узнать, что другой думает и чувствует то же, что
и ты. В наших условиях не сдерживать лиризм - значит срочно разрушать се-
бя; в тех же случаях, когда лиризм слишком настойчиво тянет к "ожиданию по-
следней версты" - его нужно прямо-таки скручивать, иначе - опрокинет. И
это говорю - тоже себе. Я твёрдо уверен, что тебе - долго и много работать в
литературе, но для этого нужно себя беречь, не давать гипнотизировать себя -
безысходности, а тем паче - "последней дороге". Загляни "с любовью в
неизбежность" и - честь имею кланяться, до новой встречи! Знаю, как нам
трудно, почти немыслимо преодолевать свои тяжёлые настроения, но - надо.
Не верить в себя мы не смеем, - достаточно оглядеться внимательно. Берись
за прозу, за показ других, дабы больше, и дольше, и многообразнее писать и
стихи, т.е. петь о себе, и самому быть в них - многообразнее. Вот что надо нам.
Плохо высказал я здесь то, что хотел. На словах, вероятно, вышло бы
лучше. Ну, ты, вероятно, поймёшь, а чего не поймёшь - договорим при встре-
че или в следующих письмах.
О себе сейчас распространяться не буду. Твои брошюры, моя служба -
одного порядка явления. В той или иной форме они останутся, от них не уй-
дёшь. По уходе со службы придётся, вероятно, заняться очерками, журнали-
стикой. И мне кажется порой, что я смогу заняться этим делом со вкусом, най-
ти в этой работе притягательное, аппетитное.
Трудно, конечно, предугадать, как обернутся эти чаяния. Да, кстати: ты
упоминал об очерке для "Н(аших) Д(остижений)". Конечно, было бы очень хо-
рошо, если бы ты написал. Если окончательно решишь заняться этим делом -
черкни мне, и я тебе конкретизирую "задание".
Как насчёт Москвы? Не попытаешься ли перебраться сюда? Я думаю,
что с работой здесь всё-таки лучше, чем в Иванове, а комнату, хотя бы и не в
самом городе, тоже, вероятно, сможешь подыскать. От письма твоего такое
впечатление, что в Иванове у тебя сдвигается кольцо. Пооглядись, взвесь. Мо-
сквы пугаться нечего - не страшнее Иванова.
Кончаю письмо, хотя о многом ещё хотелось бы поговорить.
Два слова об А(лексее) Максимовиче. Он, по-моему, сейчас к ху-
дож(ественной) литературе равнодушен - не тем занят. Он нам не опора -
скорей - наоборот. Так думается.
Пиши нам.
Твой Колокол.
6 сентября 1933 г.
Москва.
Дорогой Митя,
большое спасибо за весточку и за хлопоты по моему делу. Считаю, что ты сде-
лал всё, что мог, и больше этим вопросом не занимайся. Я не знал даже, полу-
чен ли рассказ в редакции, и читал ли его там кто-нибудь, а теперь вполне
можно предоставить судьбу рассказа себе самой. Точка. Довольно об этом
скучном деле.
Я завтра уезжаю в Свердловск - писать историю Уралмаша. Дело это
поручено писательской бригаде, причём на мою долю выпали культурно-
бытовые темы. Писать, вероятно, придётся совсем мало, - дело по преимуще-
ству сводится к организации материала и обработке его. Билет в Свердловск
уже лежит у меня в кармане. С Уралмаша, побывав там некоторое время, на-
пишу. Предполагается три поездки, каждая в среднем по месяцу.
Очень рад, что ты в Палехе близко соприкоснулся с Кориным47. Да, он
действительно замечательный человек. И - огромный художник. Радуюсь во-
обще за ваше пребывание в Палехе, давшее вам много радости, но что за лето
ты и Варя все же не отдохнули по-настоящему - это очень обидно и жаль. У
русских художников, независимо от "рода оружия", есть в характере и навыках
нек(оторое) мнимое противоречие: лениться и бездельничать мы, в сущности,
умеем неплохо, а вот по части отдыха - не умудрил Господь. Ну, что делать.
Как вы по части Москвы? Собираетесь ли перебираться или, по крайней
мере, побывать на более или менее длительный срок? Если не переедете со-
всем, то будем ждать в гости.
Сердечный привет тебе, Варе и Коле от всех нас. Приветствуй Селяни-
ных, Богданова от всех нас. Я постараюсь побывать в Иванове при первой же
малейшей возможности, но когда она появится - гадать трудно.
Твой Н. Колоколов.
20 октябрь 1933 г.
Москва.
От Авенира Евстигнеевича48 я узнал, что мой рассказ "Георгий Юрье-
вич" пойдёт в "Рабкрае". Я послал Говорову письмо с просьбой выслать мне
триста рублей в счёт гонорара телеграфом не позже 23-го октября. Ещё раз
впутываю тебя в это дело. Зайди в редакцию, узнай о переводе и, если удастся,
подтолкни легонько. Намекни, что с Уралмаша могу прислать чёрт те что.
В Москву приехал на несколько дней - и кружусь, как белка в колесе.
Присесть некогда.
Привет Варе и Коле.
Леля и все наши здравствуют. Борис растёт.
Н. Колоколов
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Отзыв о кн.: Н. И. Колоколов. Мед и кровь.- М.: Федерация, 1928. - 326 с.
- хранится в архиве Горького. Характеристика произведения:
А. М. Горький. О книгах: - "Книга и революция", 1929, № 6, с.7 - 9.
Горький А. М. Письмо литкружковцам г. Покровска: ноябрь 1928. - В кн:
Собр. соч. в 30-ти т.: М.: 1953, т. 24, с. 335.
Горький А. М. Что такое совесть? - "Рабочий край", 1928, 12 декабря. В
ряде писем 1928-1929 гг. Горький дал высокую оценку роману: В. М. Хо-
дасевич от 20 декабря 1928 г. - Архив Горького, И. М. Касаткину от 31 де-
кабря 1928 г. - Новый мир, 1937, № 6, с. 19.
Письма Горького Колоколову опубликованы: Декабрь 1928 г. - В кн.:
Горький и советские писатели. Неизданная переписка. М.: 1963, с.223 -
(Литературное наследство, т.70).
23 апреля 1929 г. Сорренто. - В кн.: Собр. соч. в 30-ти т.: М.: 1955, т. 30.
с. 133-134.
2. О дружбе "примечательной тройки" - Н. Колоколова, С. Есенина, Д. Семе-
новского - см.: Шошин М. Д. - Фабрика за овином. (Автобиогр. повесть и
рассказы). -М.: Сов. писатель. 1977. - 247 с. (гл. "Ивановские друзья").
Семеновский Д. Н. - Есенин (Воспоминания). - В кн.: Теплый ветер: Лит.-
худож. сб. - Иваново, 1958, с. 184 - 209.
3. В архиве Д. Н. Семеновского (Ивоблархив (ГАИО), ф. 2875, оп. 3, ед. хр.
392) хранятся 19 писем, присланных Н. И. Колоколовым с июня 1918 по
октябрь 1933 гг.
Там же хранятся 10 писем жены Лели (Елены Михайловны Колоколовой,
урожд. Латышевой), адресованные жене Семеновского Варваре Григорь-
евне. Они проливают свет на бытовую сторону жизни, о которой сам Ни-
колай Иванович умалчивал. Подведение ею итогов первого же года жизни
в Москве просто трагично: "За 1928 год он не продвинулся нисколько. Пи-
сать стал тяжело и подолгу, с усилиями. Мрачен. Очень бледен и худ. Из-за
нервотрепки сердце совсем ослабло. У меня тоже Москва румянец съела".
Из-за хронической нужды она чувствует себя в 26 лет "старой, нечуткой,
сварливой, некрасивой, сил следить за собой уже нет, не до кокетливого
вида". Вопль: "Да я даже в деревню бы поехала, только бы Коля писал!" -
таков итог попытки обрести достойное место под солнцем столичной лите-
ратуры 30-х гг. (ГАИО, ф 2875, оп. 3, ед. хр. 560. (От 10 ноября 1929 г.)
4. Содержание споров Колоколова с Горьким воспроизводится в кн.: Шкапа
И.С. Семь лет с Горьким (Воспоминания). - М.: Сов. писатель, 1990. (гла-
вы: Разговор в Краскове о литературе и критике; Знание и труд все созда-
дут).
5. "Млечный путь" - московский журнал (1914 - 1916) и лит. кружок, руко-
водимые Алексеем Мих. Чернышевым. Собирались каждую субботу. Сюда
впервые привел Н. И. Колоколов своего однокурсника Сергея Есенина.
Собрания кружка продолжались и после 1917 г., хотя состав его изменился.
6. "Пересмешник" - еженедельный иллюстр. ж-л сатиры и юмора, горькаго
смеха и веселых слез". (1917 - 1918) Под ред. И. Минорова - псевд.
И. А. Майорова. №№ 1 - 13. Иваново-Вознесенск.
7. Театр Незлобина - создан в 1909 г. московским антрепренером, режиссе-
ром и актером, К.Н. Незлобиным. Отличался серьезным репертуаром, уде-
лял большое внимание режиссуре, актерскому ансамблю, оформлению
спектаклей. В 1917 г. преобразован в Т-во актеров.
8. К.Р. - псевд. вел. князя Конст. Романова (10.VII.1858 - 2.VI.1915) - автора
исторической драмы "Царь Иудейский" (1914), музыка к которой написана
А. К. Глазуновым.
9. Никандров Н. - псевд. Шевцова Никол. Никандровича (7 (19) XII. 1878 -
18. ХI. 1964). Учитель, печататься начал с 1903 г. в "Журнале для всех".
Талант его отмечали В. Г. Короленко, М. Горький в умении воссоздать быт
предреволюционной России, психологию городской толпы; "хороший здо-
ровый юмор" ценил А. И. Куприн; по мнению Новикова-Прибоя, "в пони-
мании моря, в знании быта морских рыбаков Н. Никандров не имел себе
равных в совр. литературе". (цит. по кн.: Никандров Н. Береговой ветер,
1914, с.476).
10. Лидин Владим. Германович - псевд., наст. фам. Гомберг (3(15).II.1894 -
1979) Печ. нач. с 1915 г. в ж-лах "Русская мысль", "Красная новь", "Новый
мир" и др. Заметно влияние Чехова и Бунина, утверждал право человека на
свое индивидуальное жизнеустройство, побеждающее в нем классовые им-
пульсы ("Отступник"). Социальные процессы поняты писателем как про-
цесс активного приспособления к жизни, отсюда часты вариации мотива
биологического жизнелюбия, характерные для всех его героев. По характе-
ру стиля напоминает Б. Пильняка (в любви к импрессионистским истори-
ческим аналогиям, в которых классовый характер взятого материала зату-
шеван, на первый проступает внешняя общность).
11. Окулов Алексей Иванов. (22 (4) X 1880 - 1937) - писатель, член Реввоен-
совета. 1-ый сб. рассказов "На Алыме - реке" (1916). Повести о трудных
днях гражданской войны в кн. "Заметки Иванова", "Крестьянская война"
(1925). "Там, где смерть" (1919) - пьеса, рассказы "В снегах", "Нежданная
встреча" (1928). Репрессирован.
12. Венгров Натан (1894 - 21. VIII. 1962) - псевд. Вейнерова Моисея Павлови-
ча. Поэт. заведовал отделом детск. лит-ры ГИЗа, редактировал ряд педаго-
гич. ж-лов ("Народное просвещение", "Просвещ. Сибири" и др.). Автор 1-
ых краеведч. уч-ков для Сибири. Лирика Венгрова, насыщенная острой
любовью к земле и к человеку, звучала протестом против войны, (сб-ки
"Сегодня", "Себе самому", изд. артели худ-ков "Сегодня", П., 1918). Это
определило в дальнейшем поэтич. тв-во Венгрова. В 20-е годы редактирует
детск. ж. "Еж".
13. Чурилин Тихон Вас. (5 (17) V. 1885-1946) - актер Камерного театра. Уча-
стник гражд. войны в Крыму. 1-ая кн. стихов "Весна после смерти" (1915)
отмечена чертами визионерства а также ритмическими новшествами, ока-
завшими влияние на поэзию М. Цветаевой. В 1916-1918 гг. сближается с
футуристами. К этому времени относятся его эксперименты в ритмической
прозе: "Из детства дальнейшего" (1916), "Конец Кикапу" (1918), "Агатовый
Ага" (1922).
14. Яков Евдокимович Коробов (1874 - 19.VIII. 1928) - поэт, род. в
с. Кусунове Владим. губ. Печ. с 10 г. В 1925 г. выступил в столичных ж-лах
как беллетрист и сразу выдвинулся в 1-ые ряды прозаиков. Кроме повес-
тей, написаны 2 т. воспоминаний ( "На утренней заре". "На острие ножа").
15. Соболь Андрей (наст. имя Юлий Мих. (13 (25) V. 1888 - 12. V. 1926). Пи-
сатель. Безнадежная попытка примирения двух правд, двух революций
описана в пов. "Салон-вагон" (1922). В его рассказах и повестях варьирует-
ся один и тот же мотив: внезапно нахлынувший поток трагических собы-
тий сокрушает человека, вовлекая, как щепку, в бесконечное и безнадеж-
ное движение. Покончил с собой в состоянии депресии в Москве.
16. Варвара Ивановна Семеновская - мать поэта, урожд. Троицкая. Некоторые
свои публикации Д. Н. Семеновский подписывал "А. Троицкий", считал,
что именно от матери унаследовал "любовь к выразительной народной ре-
чи, к фольклору" (См.: "Семеновский Дм. О себе // Избранное: Стихи и
проза: Иваново, 1955, с.5).
17. О. Николай - Семеновский Николай Никол., отец поэта, сельск. учитель,
затем священник с. Юрьевское (с 1897 г.) Иваново-Вознес. уезда. С этим
селом связан один из псевдонимов поэта: Юрьевский.
18. Далее приветы передаются братьям и сестрам поэта.
19. Клава - жена поэта Серг. Алексеев. Селянина, с 1919 по 1929 г. работавше-
го в газ. "Рабочий край". Селянины, Колоколовы и Семеновские дружили
семьями.
20. "Изв. ЦК" - "Известия ВЦИК" - издательство в Москве, выпускавшее в
1923 - 1931 гг. ж. "Красная Нива" под ред. Касаткина Ивана Мих.
(30.III. (11.IV) 1880 - 13. V. 1938) Репрессирован.
21. Литовский Осаф Семенович - журналист, в кн. "Так было" рассказывает об
Иваново-Вознесенске и своей работе редактором газ. "Рабочий край".
22. Благов Ал-др Никол. (20.XI.1883 - 10.IX.1961) - поэт, с 1924 г. активно ра-
ботавший в Иваново-Возн. печати: в газетах "Раб. край", "Смычка", много-
тиражке "Меланжист".
23. Кунцево - дачное место, где Колоколовы снимали угол, не приспособлен-
ный ни для жизни, ни для работы.
24. Зазубрин Владимир Яковлевич (1895 - 1938) - автор известного романа
"Два мира" (1921). В 1923 - 1928 гг. работал секретарем ж-ла "Сибирские
огни". По приглашению Горького в 1928 г. переезжает в Москву и работает
в "Госиздате" и ж-ле "Колхозник".
25. Николашка - сын Семеновских, крестник Колоколова - Николай Дмитрие-
вич Семеновский (1924 -1943).
26. Катаев Иван Иванович (1902 - 1939) - автор популярной повести "Молоко"
(1930), талантливый новеллист, как и Вихрев Е. Ф., входил в группу "Пере-
вал".
Вихрев Ефим Федорович (1901 - 1935) - поэт, автор книги очерков "Па-
лех" (1930). С 1922 по 1925 гг. работал в редакции "Рабочий край", затем в
Москве секретарем изд-ва "Недра".
27. Ангарский Н. С. - ответственный редактор альманахов, выпускаемых изд-
вом "Недра".
28. Клычков (наст. фам. Лешенков) Сергей Антонович (1889 -1940) и Орешин
Петр Васильевич (1887 -1938) - новокрестьянские поэты.
29. Авербах Л.Л. (1903 -1939) - с 1926 г. генеральный секретарь РАППа и ре-
дактор ж-ла "На литературном посту".
30. "ЧИП" - "Читатель и писатель" - еженедельная газета, орган ГОСиздата с
1 дек. 1927 по сентябрь 1928 г. Речь идет о рецензии на "Мед и кровь":
Герзон С. - Читатель и писатль, 1928, № 47, с.4.
31. Селянин Сергей Алексеевич (1898 - 1994 гг.) - поэт, журналист, критик,
живущий в Иванове, в 1933 г. арестован и сослан в Казахстан.
32. "Лукерья" - название рассказа Семеновского, вошедшего в его сб. "Луке-
рья": Рассказы. - Иваново-Вознесенск: Основа, 1925. - 40 с.
33. Казин Василий Васильевич (1898 - 1981) - поэт, организатор группы "Куз-
ница" (1920 - 1931), зав. отделом поэзии в ж. "Красная новь" в 20-е гг.
34. Грин М. - "Книга и революция", 1929, № 2, с.57.
35. Лукьянов Мих. Григ. (1902 - 1914) - журналист "Раб. края", автор кн.
"Ситцевый край". По заданию А. М. Горького очерки об Иваново-Возн.
печатал в ж. "Наши достижения", где работал в 30-е гг. Репрессирован. По-
гиб в лагере под Рыбинском.
36. Замошкин Николай Иванович (1896 -1960) - критик, автор книги "Литера-
турные межи" (1930), куда вошла и статья, о которой идет речь в письме:
Личное и безличное (Из наблюдений над современной литературой). - Но-
вый мир, 1929, № 6, с. 201 - 212.
37. Колоколов Н. И.: Полчаса холода и тьмы: Повесть. - "Недра", 1929, № 15.
38. "ЗИФ" - государственное акционерное издательское общество (1922 -
1929). С 1927 г. выпускает худож. альманах "Земля и фабрика", выходящий
под руководством "Кузницы". Директором и организатором изд-ва с 1922
г. был Нарбут Владим. Иван. (2 (14) IV. 1888 - 15. XI. 1944). Репрессиро-
ван.
39. Далее текст письма вымаран.
40. Уйдя из ж-ла "Наши достижения", Н. И. Колоколов летом 1931 г. подписал
договор на полгода службы в Птицетресте.
41. Борис Никол. Колоколов - сын (р. 7.VII. 1931), канд. хим. наук, зав. лаб. в
институте красителей.
42. Галя - Глафира Мих. Латышева (позднее станет по мужу Кованько), род-
ная сестра Елены Мих., жившая в семье Колоколовых.
43. Алпатов Лев - сын М. Пришвина, начинающий журналист, которого он
прислал вместо себя в редакцию ж-ла "Наши достижения". Редакция ко-
мандировала Алпатова на Урал. Однако написанное им и выправленное
Пришвиным Горький отклонил.
- Пусть пишет бог-отец, а не бог-сын, - сказал он, возвращая рукопись.
Попытка Алпатова писать для журнала повторилась и опять неудачно.-
Шкапа И. С.: Семь лет с Горьким . - М.: Советский писатель, 1966, с. 354.
44. Залесский Виктор Феофанович - критик, возглавлявший Ассоциацию про-
летарских писателей Иваново-вознесенской промышленной области, со-
трудник газеты "Рабочий край", в 30-е гг. жил в Москве, расправляясь на
страницах центральных газет и ж-ла "На литературном посту" с писателя-
ми, входившими в "Перевал". О р-не "Мед и кровь" см. его рец.: - На лите-
ратурном посту, 1930, № 13 -14, с. 135.
45. Семеновский Д. Н.: Хлеб.: Рассказы. - М.: Недра, 1931. - 242 с.
46. Колокольчик - так звали Колоколова друзья во Владимирской семинарии.
47. Корин Павел Дмитриевич (1892 - 1967) - палехский худ-к, в 30-е гг. жил в
Москве, автор портретов А. М. Горького и членов его семьи.
48. Авенир Евстигнеевич Ноздрин (29. X (10.XI) 1862 - 23. IX. 1938) - поэт, 30
лет проработавший гравером на ф-ке. В 1905 г. избран председателем Пер-
вого Совета рабоч. и солд. депутатов, в 20-е гг. работал в г. "Рабочий край".
Репрессирован. Умер, находясь под следствием.