ЛИТЕРАТУРНЫЙ МИКС

Автор сборника: Татьяна Денисова
Пётр Алексеевич Белов
+1

П. А. БЕЛОВ (1929 — 1988).
АВТОПОРТРЕТ. ВСЯ ЖИЗНЬ.


Пётр Алексеевич Белов, выпусник постановочного факультета Школы-студии МХАТ (1949-1953) и театральной мастерской Суриковского института (1950-1958), долгое время был известен как замечательный сценограф. 35 лет проработал он театральным художником: был главным художником театра имени Н.В.Гоголя, а затем, до конца жизни, — Центрального театра Советской Арии. И лишмь в последние годы жизни изменил свои творческие занятия и стал создавать одно за другим живописные полотна о сталинском времени.
"Петр Алексеевич Белов был художником театра и человеком театра. Молох сцены поглощал его целиком, перемалывал. Включенный в огромное и сложное производство, художник театра гораздо реже, чем его собратья, может остаться наедине с самим собой. (...) Что-то он писал там для души, но друзьям ничего не показывал. Потом случился инфаркт..." (Из статьи А.Смелянского. 1988 год)


П. А. БЕЛОВ (1986). КАРТОН. ГУАШЬ.

"… потом случился инфаркт. Он воспринял его не только как житейское испытание, но и как строгое указание: "Надо торопиться!" В послеинфарктный период он получил счастливую возможность продолжить работу, которая стала теперь занимать его целиком и без остатка. В глазах его появилось особенное выражение, тот свет, который ни с чем не спутаешь. Он что-то понял в самом себе, что-то почувствовал и, кажется, обрел душевный покой. Года полтора назад он позвал меня к себе на Солянку. (...) В картинах, выставленных на спинке старого дивана, предстали наша жизнь, наша история, наши общие страхи и надежды. Петр Белов рассказывал о своем детстве, о своей семье, о войне, о Мейерхольде, О Булгакове, о Сталине и еще раз о Сталине". (Из статьи А.Смелянского. 1988 год).
Тема картин Петра Алексеевича Белова — нечеловеческие страдания несчастных людей, попавших в мясорубку сталинских застенков и гибельных лагерей, в страну мёртвых, насильственно загубленных советских граждан, которые для Сталина были всего лишь безликой массой. Вот почему в картинах Белова люди — это всего лишь крупицы махорки из пачки "Беломорканала", они в одуванчиках, в омутах студёной воды, в глухих стенах, откуда не пробиться. Страшные, но такие выразительные картины!.
В начале 90-х годов в Москве состоялась премьера американского фильма «Сталин». Фильм начинался панорамой произведений Петра Белова.
Известный художник Сергей Бархин так вспоминал о Белове в связи с его 75-летием:
"Петр Алексеевич Белов был человек изумительный — скромнейший и преданнейший, я всегда вспоминаю его таким. <…> Свои живописные работы Белов не связывал с перестройкой и гласностью — эти понятия возникли позже, когда целый ряд картин был им уже сделан. Он не собирался продавать их у нас или за рубежом, хотя на Западе такие вещи с удовольствием бы приобрели. Петя поначалу даже не думал о выставке, настолько подобная идея тогда казалась нереальной! Для него его картины были какой-то невероятной находкой, новой жизнью внутри себя, вдруг захватившей его целиком. <…> Наверное, будь Петя жив, эти темы потом могли бы расшириться, появились бы новые картины, каким-то образом продолжающие предыдущие линии. Но главное, что этот цикл не был оборван на середине. Здесь, как у большого писателя, роман завершен. Белов свершил в своих работах «полный виток», включив в них все то, что его больше всего волновало."
Поначалу Пётр Алексеевич даже не мечтал о выставке своих работ, настолько подобная идея тогда казалась нереальной. Для него его картины были какой-то невероятной находкой, новой жизнью внутри себя, вдруг захватившей его целиком. Так, ученик в старших классах, впервые влюбившись, начинает жить другой жизнью: он по-прежнему ходит в школу, зубрит уроки, старается получить свою "четверку" или "пятерку", но дышит по-иному. Белов  тоже последние годы ходил в Центральный театр Советской Армии, оформлял спектакли, делал макеты и эскизы, но мысленно жил только своими картинами.
Рассматривая сейчас его работы, понимаешь, что он, очевидно, предвидел собственную смерть. Ведь было же бесконечное количество разнообразнейших замыслов, но Белов воплотил только наиболее важные для себя темы. В его картинах есть родители, брат, жена. Есть Ленин, Сталин. Есть Булгаков, Мейерхольд, Пастернак. Есть театр в лице коменданта "особой ложи". Есть Война. Есть Природа. Есть Храм. Есть Вечность. Есть сам художник на картине "Вся жизнь" и "Вознесение", где с подвязанным к ноге номерком он как бы летит в космос. Наверное, останься Белов жив, эти темы могли бы впоследствии расшириться, появились бы новые картины, каким-то образом продолжающие предыдущие линии.
Впрочем прекрасно уже и то, что этот цикл работ Петра Белова не остался оборванным где-нибудь посередине. У него, выдающегося художника, как и у большого писателя, роман оказался полностью завершенным.
"Полный виток" Белова — это включение в цикл работ  всего того, что он считал для себя самым важным.

СТАЛИНСКИЙ ЦИКЛ
РАБОТЫ П. А. БЕЛОВА (1989 ГОД)


П. А. БЕЛОВ. ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ.



П. А. БЕЛОВ. БЕЛОМОРКАНАЛ


П. А. БЕЛОВ. КОМЕНДАНТ


П. А. БЕЛОВ. МЕЙЕРХОЛЬД


П. А. БЕЛОВ. ПРОТАЛИНА. БУЛГАКОВ


П. А. БЕЛОВ. ПАСТЕРНАК[/


П. А. БЕЛОВ. СУМЕРКИ. ПОРТРЕТ БРАТА


П. А. БЕЛОВ. ОДУВАНЧИКИ


П. А. БЕЛОВ. ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ
ИЛИ АПРЕЛЬСКИЙ ПЛЕНУМ



П. А. БЕЛОВ. ДУЭТ
(Е. МАКСИМОВА И В. ВАСИЛЬЕВ)



П. А. БЕЛОВ. ВЕЛИКИЙ ЛЕНИН

В созданном Петром Алеексеевичем Беловым цикле всего 23 картины.
Это работы, сгущенные до символов обвинения тоталитарному монстру эпохи — сталинизму.
Вот иллюзорно-точно написанная, совсем как настоящая, пачка папирос "БЕЛОМОРКАНАЛ". Пачка разорвана. Из нее просыпались какие-то… крошки… табак, что ли… Но, если подойти поближе, вглядеться, не табак… Люди, сотни людей, втекающих внутрь этой пачки, этого незабываемого Беломоро-Балтийского канала, перемоловшего десятки, сотни тысяч жизней.
Вот САПОГИ ВОЖДЯ (сразу узнаваемые) на поле одуванчиков, где в каждом одуванчике — их бесчисленное множество — мутно просвечивают лики… лица… души растоптанных.
А вот ПАСТЕРНАК, вмурованный в стену, из которой пробились только лицо и кисть руки.
Картина же "ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ" стала маркой, символом выставки русского искусства в Лондоне.
Выставка картин Петра Алексеевича Белова побывала во Франции, Германии, Польше, странах Балтии.


**************************************************************************************************************************
"Крик" Эдварда Мунка
+1

УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ИСКУССТВА

2 мая 2012 года в Нью-Йорке на аукционе Sotsheby's знаменитое произведение норвежского художника-экспрессиониста Эдварда Мунка "Крик" было продано за рекордную цену в истории живописи — 120 миллионов долларов.



Картину приобрел коллекционер, пожелавший остаться неизвестным, сделав предложение о покупке холста по телефону.
Цена картины стала абсолютным мировым рекордом на произведение искусства. Ранее самой дорогой картиной считалось полотно Пабло Пикассо "Обнаженная, зеленые листья и бюст", написанное в 1932 году и проданное на торгах в Christie's в Нью-Йорке за 106,5 миллиона долларов.


Пабло Пикассо.
"Обнаженная, зеленые листья и бюст"


Эдвард Мунк создал четыре версии своей картины — две из них написаны маслом, две — пастелью. На аукционе выставили именно пастельный вариант, причем это единственный из "Криков", хранящийся в руках частных коллекционеров. Все остальные находятся в музеях Норвегии.


Эдвард Мунк (1863-1944)

Немецкий историк искусств и первый биограф художника Курт Глезер написал в 1915 году, что "Мунк принадлежит только своему искусству". Это высказывание, наверное, лучше всего характеризует Мунка, а в обратной версии — его искусство.

ГОЛГОФА ЭДВАРДА МУНКА

Эдвард Мунк был вторым ребёнком военного врача Кристиана Мунка. Когда Эдварду было пять лет, от туберкулёза умерла его мать, Лаура Катрина Мунк, а в 1877 году от той же болезни — старшая сестра Софи, которой было пятнадцать лет.
В 1879 году Мунк поступил в Высшую техническую школу в Осло, но вскоре перешёл в Государственную академию искусств и художественных ремёсел. Сначала его преподавателем был скульптор Миддльтун, а с 1882 года — живописец Кристиан Крог. В 1886 году он получил возможность совершить поездку в Париж, где посетил восьмую и последнюю выставку импрессионистов. Тогда же он создал свою первую широко известную картину, «Больная девочка», в которой нашли отражение болезнь и смерть Софи Мунк. Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине.
В Германии Мунк выставлялся вместе с местными художниками, но его картины спровоцировали скандал, так что его выставка была закрыта досрочно. Позднее многие из этих художников вошли в Берлинский сецессион. Там же Мунк близко сошёлся с польским писателем Станиславом Пшибышевским и его женой норвежкой Дагни Пшибышевской. Последняя на несколько лет стала музой Мунка. Она позировала ему для многих известных картин, включая «Мадонну», «Вампира», «Ревность», «Поцелуй».


Эдвард Мунк. Поцелуй.

Летом 1889 семья Мунка арендовала маленький домик в Осгордстранде на берегу Ослофьорда, место которое впоследствии стало отправной точкой в творчестве Мунка и в его жизни. В этом же году он купил собственный дом в Осгордстранде и возвращался туда почти каждое лето более 20 лет. Это было место, куда он стремился когда он был заграницей или чувствовал себя уставшим или истощённым. «Гулять по Осгордстранду — это будто гулять среди моих картин. У меня непреодолимое желание писать, когда я нахожусь в Осгордстранде» говорил Мунк.
В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти». В него вошли работы, объединённые тематикой любви, женственности, страха, отчаяния и смерти. Многие из этих картин Мунк в течение жизни создавал в нескольких вариантах, снова и снова возвращаясь к одной и той же теме. Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая. В 1893 году Мунк создал «Крик» — своё самое известное произведение. «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма; Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями.
На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой. Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило. Это продолжалось около четырёх лет, и однажды в 1902 году девушка и друзья Мунка разыграли его, сказав, что девушка умерла, и показав её тело. По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника. Мунк перенёс розыгрыш очень болезненно, в тот же день между ним и друзьями произошла ссора, в которой Мунк повредил себе левую руку, позднее ему ампутировали палец. Позже он ещё несколько раз вступал в ссоры со знакомыми и незнакомыми людьми, в конце концов в 1908 году его поместили в психиатрическую клинику в Копенгагене с душевным расстройством. Всего он провёл там более полугода. За время пребывания в клинике Мунк оставил рисунки и гравюры, в том числе портрет лечившего его профессора Якобсона.
Начиная с 1909 года стиль Мунка меняется в сторону более резкой и грубой манеры. Поздние картины написаны широкими мазками и изобилуют яркими контрастными цветами. В 1920-е годы у художника произошло кровоизлияние в стекловидное тело правого глаза, из-за которого он почти полностью прекратил писать, в то же время он рисовал эскизы с отражением последствий этого кровоизлияния в виде искаженных форм. Также он страдал от маниакально-депрессивного психоза.
В последние десятилетия жизни к Мунку пришли слава и признание. В крупнейших городах Европы прошли его персональные выставки, в 1933 году он стал кавалером Большого креста ордена Святого Олафа.
В последние годы Мунк занялся огородиком, разводил кур и свиней и все больше времени уделял своим запискам.
Умер Эдвард Мунк 23 января 1944 года, сидя в кресле. Умирая, он выронил из рук книгу "Бесы" своего любимого писателя Ф.М.Достоевского.

АЛЛЕГОРИЧЕСКИЙ ТРИПТИХ
ЭДВАРДА МУНКА


Эдвард Мунк. Фрагмент цикла "История"

  
Эдвард Мунк.
Фрагмент цикла "Альма Матер"


  

Эдвард Мунк. "Солнце".


*************************************************************************************************************************