Пётр Алексеевич Белов
Автор: Татьяна Денисова
Опубликовано: 3489 дней назад (4 июня 2015)
Сборник: ЛИТЕРАТУРНЫЙ МИКС
Рубрика: Палитра
Редактировалось: 23 раза — последний 6 июня 2015
|
+1↑ Голосов: 1 |
П. А. БЕЛОВ (1929 — 1988).
АВТОПОРТРЕТ. ВСЯ ЖИЗНЬ.
Пётр Алексеевич Белов, выпусник постановочного факультета Школы-студии МХАТ (1949-1953) и театральной мастерской Суриковского института (1950-1958), долгое время был известен как замечательный сценограф. 35 лет проработал он театральным художником: был главным художником театра имени Н.В.Гоголя, а затем, до конца жизни, — Центрального театра Советской Арии. И лишмь в последние годы жизни изменил свои творческие занятия и стал создавать одно за другим живописные полотна о сталинском времени.
"Петр Алексеевич Белов был художником театра и человеком театра. Молох сцены поглощал его целиком, перемалывал. Включенный в огромное и сложное производство, художник театра гораздо реже, чем его собратья, может остаться наедине с самим собой. (...) Что-то он писал там для души, но друзьям ничего не показывал. Потом случился инфаркт..." (Из статьи А.Смелянского. 1988 год)
"Петр Алексеевич Белов был художником театра и человеком театра. Молох сцены поглощал его целиком, перемалывал. Включенный в огромное и сложное производство, художник театра гораздо реже, чем его собратья, может остаться наедине с самим собой. (...) Что-то он писал там для души, но друзьям ничего не показывал. Потом случился инфаркт..." (Из статьи А.Смелянского. 1988 год)
П. А. БЕЛОВ (1986). КАРТОН. ГУАШЬ.
"… потом случился инфаркт. Он воспринял его не только как житейское испытание, но и как строгое указание: "Надо торопиться!" В послеинфарктный период он получил счастливую возможность продолжить работу, которая стала теперь занимать его целиком и без остатка. В глазах его появилось особенное выражение, тот свет, который ни с чем не спутаешь. Он что-то понял в самом себе, что-то почувствовал и, кажется, обрел душевный покой. Года полтора назад он позвал меня к себе на Солянку. (...) В картинах, выставленных на спинке старого дивана, предстали наша жизнь, наша история, наши общие страхи и надежды. Петр Белов рассказывал о своем детстве, о своей семье, о войне, о Мейерхольде, О Булгакове, о Сталине и еще раз о Сталине". (Из статьи А.Смелянского. 1988 год).
Тема картин Петра Алексеевича Белова — нечеловеческие страдания несчастных людей, попавших в мясорубку сталинских застенков и гибельных лагерей, в страну мёртвых, насильственно загубленных советских граждан, которые для Сталина были всего лишь безликой массой. Вот почему в картинах Белова люди — это всего лишь крупицы махорки из пачки "Беломорканала", они в одуванчиках, в омутах студёной воды, в глухих стенах, откуда не пробиться. Страшные, но такие выразительные картины!.
В начале 90-х годов в Москве состоялась премьера американского фильма «Сталин». Фильм начинался панорамой произведений Петра Белова.
Известный художник Сергей Бархин так вспоминал о Белове в связи с его 75-летием:
"Петр Алексеевич Белов был человек изумительный — скромнейший и преданнейший, я всегда вспоминаю его таким. <…> Свои живописные работы Белов не связывал с перестройкой и гласностью — эти понятия возникли позже, когда целый ряд картин был им уже сделан. Он не собирался продавать их у нас или за рубежом, хотя на Западе такие вещи с удовольствием бы приобрели. Петя поначалу даже не думал о выставке, настолько подобная идея тогда казалась нереальной! Для него его картины были какой-то невероятной находкой, новой жизнью внутри себя, вдруг захватившей его целиком. <…> Наверное, будь Петя жив, эти темы потом могли бы расшириться, появились бы новые картины, каким-то образом продолжающие предыдущие линии. Но главное, что этот цикл не был оборван на середине. Здесь, как у большого писателя, роман завершен. Белов свершил в своих работах «полный виток», включив в них все то, что его больше всего волновало."
Поначалу Пётр Алексеевич даже не мечтал о выставке своих работ, настолько подобная идея тогда казалась нереальной. Для него его картины были какой-то невероятной находкой, новой жизнью внутри себя, вдруг захватившей его целиком. Так, ученик в старших классах, впервые влюбившись, начинает жить другой жизнью: он по-прежнему ходит в школу, зубрит уроки, старается получить свою "четверку" или "пятерку", но дышит по-иному. Белов тоже последние годы ходил в Центральный театр Советской Армии, оформлял спектакли, делал макеты и эскизы, но мысленно жил только своими картинами.
Рассматривая сейчас его работы, понимаешь, что он, очевидно, предвидел собственную смерть. Ведь было же бесконечное количество разнообразнейших замыслов, но Белов воплотил только наиболее важные для себя темы. В его картинах есть родители, брат, жена. Есть Ленин, Сталин. Есть Булгаков, Мейерхольд, Пастернак. Есть театр в лице коменданта "особой ложи". Есть Война. Есть Природа. Есть Храм. Есть Вечность. Есть сам художник на картине "Вся жизнь" и "Вознесение", где с подвязанным к ноге номерком он как бы летит в космос. Наверное, останься Белов жив, эти темы могли бы впоследствии расшириться, появились бы новые картины, каким-то образом продолжающие предыдущие линии.
Впрочем прекрасно уже и то, что этот цикл работ Петра Белова не остался оборванным где-нибудь посередине. У него, выдающегося художника, как и у большого писателя, роман оказался полностью завершенным.
"Полный виток" Белова — это включение в цикл работ всего того, что он считал для себя самым важным.
Тема картин Петра Алексеевича Белова — нечеловеческие страдания несчастных людей, попавших в мясорубку сталинских застенков и гибельных лагерей, в страну мёртвых, насильственно загубленных советских граждан, которые для Сталина были всего лишь безликой массой. Вот почему в картинах Белова люди — это всего лишь крупицы махорки из пачки "Беломорканала", они в одуванчиках, в омутах студёной воды, в глухих стенах, откуда не пробиться. Страшные, но такие выразительные картины!.
В начале 90-х годов в Москве состоялась премьера американского фильма «Сталин». Фильм начинался панорамой произведений Петра Белова.
Известный художник Сергей Бархин так вспоминал о Белове в связи с его 75-летием:
"Петр Алексеевич Белов был человек изумительный — скромнейший и преданнейший, я всегда вспоминаю его таким. <…> Свои живописные работы Белов не связывал с перестройкой и гласностью — эти понятия возникли позже, когда целый ряд картин был им уже сделан. Он не собирался продавать их у нас или за рубежом, хотя на Западе такие вещи с удовольствием бы приобрели. Петя поначалу даже не думал о выставке, настолько подобная идея тогда казалась нереальной! Для него его картины были какой-то невероятной находкой, новой жизнью внутри себя, вдруг захватившей его целиком. <…> Наверное, будь Петя жив, эти темы потом могли бы расшириться, появились бы новые картины, каким-то образом продолжающие предыдущие линии. Но главное, что этот цикл не был оборван на середине. Здесь, как у большого писателя, роман завершен. Белов свершил в своих работах «полный виток», включив в них все то, что его больше всего волновало."
Поначалу Пётр Алексеевич даже не мечтал о выставке своих работ, настолько подобная идея тогда казалась нереальной. Для него его картины были какой-то невероятной находкой, новой жизнью внутри себя, вдруг захватившей его целиком. Так, ученик в старших классах, впервые влюбившись, начинает жить другой жизнью: он по-прежнему ходит в школу, зубрит уроки, старается получить свою "четверку" или "пятерку", но дышит по-иному. Белов тоже последние годы ходил в Центральный театр Советской Армии, оформлял спектакли, делал макеты и эскизы, но мысленно жил только своими картинами.
Рассматривая сейчас его работы, понимаешь, что он, очевидно, предвидел собственную смерть. Ведь было же бесконечное количество разнообразнейших замыслов, но Белов воплотил только наиболее важные для себя темы. В его картинах есть родители, брат, жена. Есть Ленин, Сталин. Есть Булгаков, Мейерхольд, Пастернак. Есть театр в лице коменданта "особой ложи". Есть Война. Есть Природа. Есть Храм. Есть Вечность. Есть сам художник на картине "Вся жизнь" и "Вознесение", где с подвязанным к ноге номерком он как бы летит в космос. Наверное, останься Белов жив, эти темы могли бы впоследствии расшириться, появились бы новые картины, каким-то образом продолжающие предыдущие линии.
Впрочем прекрасно уже и то, что этот цикл работ Петра Белова не остался оборванным где-нибудь посередине. У него, выдающегося художника, как и у большого писателя, роман оказался полностью завершенным.
"Полный виток" Белова — это включение в цикл работ всего того, что он считал для себя самым важным.
СТАЛИНСКИЙ ЦИКЛ
РАБОТЫ П. А. БЕЛОВА (1989 ГОД)
П. А. БЕЛОВ. ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ.
П. А. БЕЛОВ. БЕЛОМОРКАНАЛ
П. А. БЕЛОВ. КОМЕНДАНТ
П. А. БЕЛОВ. МЕЙЕРХОЛЬД
П. А. БЕЛОВ. ПРОТАЛИНА. БУЛГАКОВ
П. А. БЕЛОВ. ПАСТЕРНАК[/
П. А. БЕЛОВ. СУМЕРКИ. ПОРТРЕТ БРАТА
П. А. БЕЛОВ. ОДУВАНЧИКИ
П. А. БЕЛОВ. ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ
ИЛИ АПРЕЛЬСКИЙ ПЛЕНУМ
П. А. БЕЛОВ. ДУЭТ
(Е. МАКСИМОВА И В. ВАСИЛЬЕВ)
П. А. БЕЛОВ. ВЕЛИКИЙ ЛЕНИН
В созданном Петром Алеексеевичем Беловым цикле всего 23 картины.
Это работы, сгущенные до символов обвинения тоталитарному монстру эпохи — сталинизму.
Вот иллюзорно-точно написанная, совсем как настоящая, пачка папирос "БЕЛОМОРКАНАЛ". Пачка разорвана. Из нее просыпались какие-то… крошки… табак, что ли… Но, если подойти поближе, вглядеться, не табак… Люди, сотни людей, втекающих внутрь этой пачки, этого незабываемого Беломоро-Балтийского канала, перемоловшего десятки, сотни тысяч жизней.
Вот САПОГИ ВОЖДЯ (сразу узнаваемые) на поле одуванчиков, где в каждом одуванчике — их бесчисленное множество — мутно просвечивают лики… лица… души растоптанных.
А вот ПАСТЕРНАК, вмурованный в стену, из которой пробились только лицо и кисть руки.
Картина же "ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ" стала маркой, символом выставки русского искусства в Лондоне.
Выставка картин Петра Алексеевича Белова побывала во Франции, Германии, Польше, странах Балтии.
Это работы, сгущенные до символов обвинения тоталитарному монстру эпохи — сталинизму.
Вот иллюзорно-точно написанная, совсем как настоящая, пачка папирос "БЕЛОМОРКАНАЛ". Пачка разорвана. Из нее просыпались какие-то… крошки… табак, что ли… Но, если подойти поближе, вглядеться, не табак… Люди, сотни людей, втекающих внутрь этой пачки, этого незабываемого Беломоро-Балтийского канала, перемоловшего десятки, сотни тысяч жизней.
Вот САПОГИ ВОЖДЯ (сразу узнаваемые) на поле одуванчиков, где в каждом одуванчике — их бесчисленное множество — мутно просвечивают лики… лица… души растоптанных.
А вот ПАСТЕРНАК, вмурованный в стену, из которой пробились только лицо и кисть руки.
Картина же "ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ" стала маркой, символом выставки русского искусства в Лондоне.
Выставка картин Петра Алексеевича Белова побывала во Франции, Германии, Польше, странах Балтии.
**************************************************************************************************************************