Сборники
Друнина Юлия ВладимировнаЛегка. По-цыгански гордо откинута голова
Легка. По-цыгански гордо
Откинута голова.
Техасы на узких бедрах,
Очерчена грудь едва.
Девчонка, почти подросток,
Но этот зеленый взгляд!-
Поставлены чуть косо,
По-женски глаза глядят.
В них глубь и угроза моря,
В них отблеск грядущих гроз...
Со смуглою кожей спорит
Пшеничный отлив волос.
Легка, за спиною крылья -
Вот-вот над землей вспорхнет...
Неужто такими были
И мы в сорок первый год?..
Друнина Юлия ВладимировнаНа исходе сумрачного дня
На исходе сумрачного дня
Теплый луч вдруг обласкал меня.
Пробежал легко по волосам,
Хоть того и не заметил сам.
Теплый луч, скользни по мне потом -
Над моим заброшенным крестом.
Друнина Юлия ВладимировнаЯ не люблю распутывать узлы
Я не люблю
Распутывать узлы.
Я их рублю -
Ведь боль
Мгновенье длится.
Терпения покорные волы -
Не создана
Быть вашею возницей.

Нет, если надо -
Все перетерплю.
Но если впереди
Итог единый,
Одним ударом
Цепь перерублю
И в ночь уйду,
Держать стараясь спину.
Без лишних слов,
Не опуская глаз...

Но сколько раз сутулюсь,
Сколько раз!
Марина Ивановна ЦветаеваКомедьянт
Посвящение

Комедьянту, игравшему Ангела,
или Ангелу, игравшему Комедьянта -
не все равно ли, раз -- Вашей милостью -
я, вместо снежной повинности Москвы
19 года несла -- нежную.


               1


     Я помню ночь на склоне ноября.
     Туман и дождь. При свете фонаря
     Ваш нежный лик -- сомнительный и странный,
     По -- диккенсовски -- тусклый и туманный,
     Знобящий грудь, как зимние моря...
     -- Ваш нежный лик при свете фонаря.

     И ветер дул, и лестница вилась...
     От Ваших губ не отрывая глаз,
     Полусмеясь, свивая пальцы в узел,
     Стояла я, как маленькая Муза,
     Невинная -- как самый поздний час...
     И ветер дул и лестница вилась.

     А на меня из -- под усталых вежд
     Струился сонм сомнительных надежд.
     -- Затронув губы, взор змеился мимо... --
     Так серафим, томимый и хранимый
     Таинственною святостью одежд,
     Прельщает Мир -- из -- под усталых вежд.

     Сегодня снова диккенсова ночь.
     И тоже дождь, и так же не помочь
     Ни мне, ни Вам, -- и так же хлещут трубы,
     И лестница летит... И те же губы...
     И тот же шаг, уже спешащий прочь --
     Туда -- куда -- то -- в диккенсову ночь.

             2 ноября 1918



               2


     Мало ли запястий
     Плелось, вилось?
     Что тебе запястье
     Мое -- далось?

     Всe кругом да около --
     Что кот с мышом!
     Нет, -- очами, сокол мой,
     Глядят -- не ртом!

             19 ноября 1918



               3


     Не любовь, а лихорадка!
     Легкий бой лукав и лжив.
     Нынче тошно, завтра сладко,
     Нынче помер, завтра жив.

     Бой кипит. Смешно обоим:
     Как умен -- и как умна!
     Героиней и героем
     Я равно обольщена.

     Жезл пастуший -- или шпага?
     Зритель, бой -- или гавот?
     Шаг вперед -- назад три шага,
     Шаг назад -- и три вперед.

     Рот как мед, в очах доверье,
     Но уже взлетает бровь.
     Не любовь, а лицемерье,
     Лицедейство -- не любовь!

     И итогом этих (в скобках --
     Несодеянных!) грехов --
     Будет легонькая стопка
     Восхитительных стихов.

             20 ноября 1918



               4


     Концами шали
     Вяжу печаль твою.
     И вот -- без шали --
     На площадях пою.

     Снято проклятие!
     Я госпожа тебе!

             20 ноября 1918



               5


     Дружить со мной нельзя, любить меня -- не можно!
     Прекрасные глаза, глядите осторожно!

     Баркасу должно плыть, а мельнице -- вертеться.
     Тебе ль остановить кружащееся сердце?

     Порукою тетрадь -- не выйдешь господином!
     Пристало ли вздыхать над действом комедийным?

     Любовный крест тяжел -- и мы его не тронем.
     Вчерашний день прошел -- и мы его схороним.

             20 ноября 1918



               6


     Волосы я -- или воздух целую?
     Веки -- иль веянье ветра над ними?
     Губы -- иль вздох под губами моими?
     Не распознаю и не расколдую.

     Знаю лишь: целой блаженной эпохой,
     Царственным эпосом -- струнным и страшным --
     Приостановится...
     Это короткое облачко вздоха.

     Друг! Всe пройдет на земле, -- аллилуйя!
     Вы и любовь, -- и ничто не воскреснет.
     Но сохранит моя темная песня --
     Голос и волосы: струны и струи.

             22 ноября 1918



               7
Друнина Юлия Владимировна"Невозможно! Непостижимо!
"Невозможно! Непостижимо!" -
Повторяю сто раз на дню.
Прикасаюсь к тебе, любимый,
Как к распятью, скорей к огню.

Нет, должно быть, мне это снится
(Я поверила в чудо зря),
Будто вспыхнули вдруг зарницы
В грустных сумерках декабря.
Марина Ивановна ЦветаеваЛежат они, написанные наспех...
Лежат они, написанные наспех,
Тяжелые от горечи и нег.
Между любовью и любовью распят
Мой миг, мой час, мой день, мой год, мой век

И слышу я, что где-то в мире — грозы,
Что амазонок копья блещут вновь.
—А я пера не удержу! — Две розы
Сердечную мне высосали кровь.

Москва, 20 декабря 1915


Марина Ивановна ЦветаеваМарина Цветаева и Сергей Эфрон
Двадцать седьмого января в Москве состоялось венчание Марины Цветаевой и Сергея Эфрона.

Марина взяла фамилию мужа, которою первое время и подписывалась. 1 февраля Сергей подарил жене четвертый том собрания сочинений Кнута Гамсуна с надписью:
"Марине Эфрон первый подарок от Сережи. 1/II - 12 г. Москва".
В феврале почти одновременно вышли в свет их книги: "Волшебный фонарь" и "Детство", напечатанные "Товариществом Скоропечатни А.А. Левенсон", в Трехпрудном переулке, дом 9, что напротив отчего дома Цветаевой. На титульном листе обозначено: "Книгоиздательство Оле-Лукойе", Москва, 1912. Символическое издательство под маркой андерсеновского героя возникло как шутка в двух юных умах...
Двадцать девятого февраля новобрачные уехали в свадебное путешествие: Италия (Сицилия), Франция, Германия. В Россию "летели" от молодых открытки: в Коктебель - Волошину, в Москву - редактору и издателю А. М. Кожебаткину, помогшему Цветаевой издать ее "Волшебный фонарь", сестрам мужа - Лиле и Вере.
У Цветаевой на душе безоблачно и легко; Сергей же, несмотря на то что "страшно счастлив", все же подвержен приступам грусти. В Париже он побывал на могиле родителей, и горе еще свежо. "Больше всего мне не достает в Париже одиночества. Мне хотелось бы побольше времени проводить на могиле; но не могу, совершенно не могу после кладбища идти в театр, кафе и т.п. " (письмо Лиле Эфрон). В письме Вере он пишет:
"Сегодня был на почте и, конечно, ни письма от Вас. Марина получила штук десять писем, из них половина от родных. Мне было так странно: показалось, что у меня нет совсем родных. Хотя на этот счет я не строю себе иллюзий...
Я уверен, конечно, что при совместной жизни у нас будут самые близкие и хорошие отношения, на расстоянии же никаких отношений существовать не будет.
В Париже мы в последний момент остались без денег. Сегодня суббота и Лионский кредит закрывается в 3 ч. Мы этого не знали. И остались без сантима. Этим объясняется скромность подарков.
Сегодня был в Люксембурге, - я ожидал от него большего. Луврским я прямо подавлен.
Вчера вечером видел Сару в Орленке. Хотя я и не мог всего понять, но все же был поражен игрой.
Сара с трудом ходит по сцене (с костылем). Голос старческий, походка дряблая - и все-таки прекрасно!.."
В другом письме - от 29 марта - Сергей сообщает, что он "в ужасе от Франции" и что более мерзкой страны в жизни не видел. "Всё в прошлом и ничего в настоящем (!!!). Я говорю о первом впечатлении. В вагоне из десяти пар девять целовались. И это у них в центре всей жизни!"
Но великая французская актриса поразила воображение на долгие годы...
"Наружность Сары, - вспоминала Цветаева через несколько лет. - Что-то ледяное и лунное. Серафический лед. -
И как эта женщина, в обаянии которой не было ничего телесного, играла Федру!
Сара в L'Aiglon ("Орленке", - А.С.) предпоследний слог стиха произносила очень медленно, почти что пела...
...Крик Сары (Маргариты Готье) - О l'amour, Famour!9
Умирает Сара Бернар. Умирает глубочайшее в мире - голос".
=====

О контрастности настроений молодых говорят, в частности, два их письма к Елизавете Эфрон, написанные в один и тот же день, 7 мая (24 апреля), из Кирхгартена (под Фрейбургом).
На цветаевской открытке изображен Фрейбург с традиционной кирхой, невысокими домиками с островерхими крышами и справа - упирающейся в холмы Шварцвальда широкой дорогой.
"Милая Лиленька, Сережа страшно обрадовался Вашему письму. Скоро увидимся. Мы решили лето провести в России. Так у нас будет 3 лета: в Сицилии, в Шварцвальде, в России. Приходите встречать нас на вокзал, о дне и часе нашего приезда сообщим заранее. У нас цветут яблони, вишни и сирень, - к сожалению, всё в чужих садах. Овес уже высокий, - шелковистый, светло-зеленый, везде шумят ручьи и ели. Радуйтесь: осенью мы достанем себе чудного, толстого, ленивого кота. Я очень о нем мечтаю. Каждый день при наших обедах присутствует такой кот, жадно смотрит в глаза и тарелки и, не вытерпев, прыгает на колени то Сереже, то мне. Наш кот будет такой же.
<Приписка на полях:> Радуюсь отъезду Макса и Пра и скорому свиданию с Вами и Верой. Всего лучшего.
МЭ".
(Почерк юной Цветаевой - круглый, тонкий, прямой, четкий, мелкий, почерк близорукого человека, который выводит буквы старательно, как бы любуясь начертанным: слова "как", "так" пишутся с пропуском средней буквы; абзацы начинаются с края строки. Эта манерность потом исчезнет; почерк взрослой Цветаевой, всегда оставаясь аккуратным, сделается менее изощренным.)
Сергей пишет совсем в ином тоне. Он раздираем какими-то противоречивыми переживаниями; нервы его неспокойны. Для понимания его натуры это письмо дает очень много:
"7 мая н<ового> ст<иля>
Милая Лилюк,
Ты отгадала: нам скоро суждено увидеться. М<арина> решила присутствовать на торжествах открытия музея и к "Троицыну дню" (13 мая) мы будем в Москве. Мне бы очень хотелось, чтобы ты до этого числа не уезжала на дачу - много нужно рассказать очень важного и повидать тебя хочется. У нас с М<ариной> есть один план, в котором ты принимаешь участие. Ну, да об этом после.
Сейчас внизу гостиницы (деревенской) празднуют чье-то венчание, и оттуда несется веселая громкая музыка. Но в каждой музыке есть что-то грустное (по крайней мере для профана) и мне грустно. Хотя грустно еще по другой причине: жалко уезжать и вместе с тем тянет обратно. Одним словом, вишу в воздухе и не хватает твердости духа, чтобы заставить себя окончательно решить ехать в Россию.
А тоска все растет и растет! От заграницы я взял только Шварцвальд да готику немецких городов. В Италию для природы я больше не поеду - а для древнего Рима и Италии возрождения поеду непременно.
У меня сейчас такая грандиозная жажда, а чего, я сам не знаю.
Хочу рассказать тебе один сон - галлюцинацию. Сначала был сон, а потом страшный кошмар.