Сборники
Алла Войнаровская 11 июля 2011
|
Легка. По-цыгански гордо
Откинута голова. Техасы на узких бедрах, Очерчена грудь едва. Девчонка, почти подросток, Но этот зеленый взгляд!- Поставлены чуть косо, По-женски глаза глядят. В них глубь и угроза моря, В них отблеск грядущих гроз... Со смуглою кожей спорит Пшеничный отлив волос. Легка, за спиною крылья - Вот-вот над землей вспорхнет... Неужто такими были И мы в сорок первый год?..
0
Нет комментариев
|
Алла Войнаровская 11 июля 2011
|
На исходе сумрачного дня
Теплый луч вдруг обласкал меня. Пробежал легко по волосам, Хоть того и не заметил сам. Теплый луч, скользни по мне потом - Над моим заброшенным крестом. |
Алла Войнаровская 11 июля 2011
|
Я не люблю
Распутывать узлы. Я их рублю - Ведь боль Мгновенье длится. Терпения покорные волы - Не создана Быть вашею возницей. Нет, если надо - Все перетерплю. Но если впереди Итог единый, Одним ударом Цепь перерублю И в ночь уйду, Держать стараясь спину. Без лишних слов, Не опуская глаз... Но сколько раз сутулюсь, Сколько раз! |
Марина Бойкова 11 июля 2011
|
Посвящение
Комедьянту, игравшему Ангела, или Ангелу, игравшему Комедьянта - не все равно ли, раз -- Вашей милостью - я, вместо снежной повинности Москвы 19 года несла -- нежную. 1 Я помню ночь на склоне ноября. Туман и дождь. При свете фонаря Ваш нежный лик -- сомнительный и странный, По -- диккенсовски -- тусклый и туманный, Знобящий грудь, как зимние моря... -- Ваш нежный лик при свете фонаря. И ветер дул, и лестница вилась... От Ваших губ не отрывая глаз, Полусмеясь, свивая пальцы в узел, Стояла я, как маленькая Муза, Невинная -- как самый поздний час... И ветер дул и лестница вилась. А на меня из -- под усталых вежд Струился сонм сомнительных надежд. -- Затронув губы, взор змеился мимо... -- Так серафим, томимый и хранимый Таинственною святостью одежд, Прельщает Мир -- из -- под усталых вежд. Сегодня снова диккенсова ночь. И тоже дождь, и так же не помочь Ни мне, ни Вам, -- и так же хлещут трубы, И лестница летит... И те же губы... И тот же шаг, уже спешащий прочь -- Туда -- куда -- то -- в диккенсову ночь. 2 ноября 1918 2 Мало ли запястий Плелось, вилось? Что тебе запястье Мое -- далось? Всe кругом да около -- Что кот с мышом! Нет, -- очами, сокол мой, Глядят -- не ртом! 19 ноября 1918 3 Не любовь, а лихорадка! Легкий бой лукав и лжив. Нынче тошно, завтра сладко, Нынче помер, завтра жив. Бой кипит. Смешно обоим: Как умен -- и как умна! Героиней и героем Я равно обольщена. Жезл пастуший -- или шпага? Зритель, бой -- или гавот? Шаг вперед -- назад три шага, Шаг назад -- и три вперед. Рот как мед, в очах доверье, Но уже взлетает бровь. Не любовь, а лицемерье, Лицедейство -- не любовь! И итогом этих (в скобках -- Несодеянных!) грехов -- Будет легонькая стопка Восхитительных стихов. 20 ноября 1918 4 Концами шали Вяжу печаль твою. И вот -- без шали -- На площадях пою. Снято проклятие! Я госпожа тебе! 20 ноября 1918 5 Дружить со мной нельзя, любить меня -- не можно! Прекрасные глаза, глядите осторожно! Баркасу должно плыть, а мельнице -- вертеться. Тебе ль остановить кружащееся сердце? Порукою тетрадь -- не выйдешь господином! Пристало ли вздыхать над действом комедийным? Любовный крест тяжел -- и мы его не тронем. Вчерашний день прошел -- и мы его схороним. 20 ноября 1918 6 Волосы я -- или воздух целую? Веки -- иль веянье ветра над ними? Губы -- иль вздох под губами моими? Не распознаю и не расколдую. Знаю лишь: целой блаженной эпохой, Царственным эпосом -- струнным и страшным -- Приостановится... Это короткое облачко вздоха. Друг! Всe пройдет на земле, -- аллилуйя! Вы и любовь, -- и ничто не воскреснет. Но сохранит моя темная песня -- Голос и волосы: струны и струи. 22 ноября 1918 7 |
Алла Войнаровская 11 июля 2011
|
"Невозможно! Непостижимо!" -
Повторяю сто раз на дню. Прикасаюсь к тебе, любимый, Как к распятью, скорей к огню. Нет, должно быть, мне это снится (Я поверила в чудо зря), Будто вспыхнули вдруг зарницы В грустных сумерках декабря. |
Марина Бойкова 11 июля 2011
|
Лежат они, написанные наспех,
Тяжелые от горечи и нег. Между любовью и любовью распят Мой миг, мой час, мой день, мой год, мой век И слышу я, что где-то в мире — грозы, Что амазонок копья блещут вновь. —А я пера не удержу! — Две розы Сердечную мне высосали кровь. Москва, 20 декабря 1915 |
Марина Бойкова 11 июля 2011
|
Двадцать седьмого января в Москве состоялось венчание Марины Цветаевой и Сергея Эфрона.
Марина взяла фамилию мужа, которою первое время и подписывалась. 1 февраля Сергей подарил жене четвертый том собрания сочинений Кнута Гамсуна с надписью: "Марине Эфрон первый подарок от Сережи. 1/II - 12 г. Москва". В феврале почти одновременно вышли в свет их книги: "Волшебный фонарь" и "Детство", напечатанные "Товариществом Скоропечатни А.А. Левенсон", в Трехпрудном переулке, дом 9, что напротив отчего дома Цветаевой. На титульном листе обозначено: "Книгоиздательство Оле-Лукойе", Москва, 1912. Символическое издательство под маркой андерсеновского героя возникло как шутка в двух юных умах... Двадцать девятого февраля новобрачные уехали в свадебное путешествие: Италия (Сицилия), Франция, Германия. В Россию "летели" от молодых открытки: в Коктебель - Волошину, в Москву - редактору и издателю А. М. Кожебаткину, помогшему Цветаевой издать ее "Волшебный фонарь", сестрам мужа - Лиле и Вере. У Цветаевой на душе безоблачно и легко; Сергей же, несмотря на то что "страшно счастлив", все же подвержен приступам грусти. В Париже он побывал на могиле родителей, и горе еще свежо. "Больше всего мне не достает в Париже одиночества. Мне хотелось бы побольше времени проводить на могиле; но не могу, совершенно не могу после кладбища идти в театр, кафе и т.п. " (письмо Лиле Эфрон). В письме Вере он пишет: "Сегодня был на почте и, конечно, ни письма от Вас. Марина получила штук десять писем, из них половина от родных. Мне было так странно: показалось, что у меня нет совсем родных. Хотя на этот счет я не строю себе иллюзий... Я уверен, конечно, что при совместной жизни у нас будут самые близкие и хорошие отношения, на расстоянии же никаких отношений существовать не будет. В Париже мы в последний момент остались без денег. Сегодня суббота и Лионский кредит закрывается в 3 ч. Мы этого не знали. И остались без сантима. Этим объясняется скромность подарков. Сегодня был в Люксембурге, - я ожидал от него большего. Луврским я прямо подавлен. Вчера вечером видел Сару в Орленке. Хотя я и не мог всего понять, но все же был поражен игрой. Сара с трудом ходит по сцене (с костылем). Голос старческий, походка дряблая - и все-таки прекрасно!.." В другом письме - от 29 марта - Сергей сообщает, что он "в ужасе от Франции" и что более мерзкой страны в жизни не видел. "Всё в прошлом и ничего в настоящем (!!!). Я говорю о первом впечатлении. В вагоне из десяти пар девять целовались. И это у них в центре всей жизни!" Но великая французская актриса поразила воображение на долгие годы... "Наружность Сары, - вспоминала Цветаева через несколько лет. - Что-то ледяное и лунное. Серафический лед. - И как эта женщина, в обаянии которой не было ничего телесного, играла Федру! Сара в L'Aiglon ("Орленке", - А.С.) предпоследний слог стиха произносила очень медленно, почти что пела... ...Крик Сары (Маргариты Готье) - О l'amour, Famour!9 Умирает Сара Бернар. Умирает глубочайшее в мире - голос". ===== О контрастности настроений молодых говорят, в частности, два их письма к Елизавете Эфрон, написанные в один и тот же день, 7 мая (24 апреля), из Кирхгартена (под Фрейбургом). На цветаевской открытке изображен Фрейбург с традиционной кирхой, невысокими домиками с островерхими крышами и справа - упирающейся в холмы Шварцвальда широкой дорогой. "Милая Лиленька, Сережа страшно обрадовался Вашему письму. Скоро увидимся. Мы решили лето провести в России. Так у нас будет 3 лета: в Сицилии, в Шварцвальде, в России. Приходите встречать нас на вокзал, о дне и часе нашего приезда сообщим заранее. У нас цветут яблони, вишни и сирень, - к сожалению, всё в чужих садах. Овес уже высокий, - шелковистый, светло-зеленый, везде шумят ручьи и ели. Радуйтесь: осенью мы достанем себе чудного, толстого, ленивого кота. Я очень о нем мечтаю. Каждый день при наших обедах присутствует такой кот, жадно смотрит в глаза и тарелки и, не вытерпев, прыгает на колени то Сереже, то мне. Наш кот будет такой же. <Приписка на полях:> Радуюсь отъезду Макса и Пра и скорому свиданию с Вами и Верой. Всего лучшего. МЭ". (Почерк юной Цветаевой - круглый, тонкий, прямой, четкий, мелкий, почерк близорукого человека, который выводит буквы старательно, как бы любуясь начертанным: слова "как", "так" пишутся с пропуском средней буквы; абзацы начинаются с края строки. Эта манерность потом исчезнет; почерк взрослой Цветаевой, всегда оставаясь аккуратным, сделается менее изощренным.) Сергей пишет совсем в ином тоне. Он раздираем какими-то противоречивыми переживаниями; нервы его неспокойны. Для понимания его натуры это письмо дает очень много: "7 мая н<ового> ст<иля> Милая Лилюк, Ты отгадала: нам скоро суждено увидеться. М<арина> решила присутствовать на торжествах открытия музея и к "Троицыну дню" (13 мая) мы будем в Москве. Мне бы очень хотелось, чтобы ты до этого числа не уезжала на дачу - много нужно рассказать очень важного и повидать тебя хочется. У нас с М<ариной> есть один план, в котором ты принимаешь участие. Ну, да об этом после. Сейчас внизу гостиницы (деревенской) празднуют чье-то венчание, и оттуда несется веселая громкая музыка. Но в каждой музыке есть что-то грустное (по крайней мере для профана) и мне грустно. Хотя грустно еще по другой причине: жалко уезжать и вместе с тем тянет обратно. Одним словом, вишу в воздухе и не хватает твердости духа, чтобы заставить себя окончательно решить ехать в Россию. А тоска все растет и растет! От заграницы я взял только Шварцвальд да готику немецких городов. В Италию для природы я больше не поеду - а для древнего Рима и Италии возрождения поеду непременно. У меня сейчас такая грандиозная жажда, а чего, я сам не знаю. Хочу рассказать тебе один сон - галлюцинацию. Сначала был сон, а потом страшный кошмар. |