Заключительный комментарий
Хотелось бы высказать своё вИдение процесса организации, особенностей оценки произведений и пр., а также прокомментировать тонкие моменты и развеять те неправильные представления о судействе, которые сложились у некоторых, видимо недостаточно осведомлённых в правилах судейства, авторов.
1. Все работы отбирались предварительно в шорт-листы по процедуре общего голосования авторов и жюри (по одному голосу на выбранные работы). Активность на этом этапе была низкая - менее половины авторов воспользовались своим правом голоса. Однако и этого хватило для отбора по 9 работ в номинациях 1 и 2.
2. Отбор в шорт-лист пародий осуществлялся специальной группой экспертов из жюри. Это хотя и хлопотно для жюри, но более объективно, чем общее голосование. В итоге было отобрано 10 пародий в шорт-лист. Все голосования по шорт-листам проводились анонимно по авторству работ и тайно - судьями. Авторы оцениваемых работ за свои работы не голосовали. Этим обеспечивалась максимальная независимость решений судей, непредвзятость и объективность. Такой подход ставит авторов-судей в немного менее выгодные условия, чем остальных участников, т.к. при системе расстановки по местам работы судей оказываются автоматически у них как бы на последнем месте.
3. Заключительные оценки в виде среднего балла определялись по местам, на которые ставились судьями работы в их протоколах. Голосование опять тайное, независимое и анонимное по авторам работ. Итоговые средние баллы публиковались на форуме конкурсного комитета и каждый судья мог проверить, зная свои протоколы, правильно ли внесены его оценки в сводную анонимную таблицу. Тем самым контроль за ошибками был двойной и иногда - тройной. В таблице автоматически производилось контрольное суммирование по каждому судье. При 9 работах сумма должна быть 45 баллов, что и проверялось. При десяти работах - 55 баллов. Этим исключались случайные технические ошибки, если вместо какой-либо цифры поставить другую или вообще пропустить.
4. Самым сложным моментом было проведение дуэлей. Такой конкурс вообще впервые на сайте. Было важно провести его без существенных накладок и это в целом удалось. Судейство осуществлялось путем оценки катренов дуэлянтов по трем параметрам: форма, содержание и техника. Правила, которым следовали судьи, изложены на странице
http://russianpoetry.ru/stati/pravila-provedenija-yekspromt-duyelei.html .
5. В заключение подробнее о правилах оценки дуэлей, которые обсуждались в жюри и были приняты для нашего конкурса (см. ссылку выше). В четвертьфинале и полуфинале оценки по трем параметрам судьи подавали (тайное голосование) в виде протокола из трех цифр для каждого участника дуэли по пятибалльной системе. В итоге выводился средний балл. В финальных дуэлях оценки проводились по 10-балльной шкале. Что наиболее важно:
- время на дуэль было 2 часа, и если соперники не выходили за рамки этого интервала, то кто сколько затратил времени на написание своих катренов роли особой не играло, так как судьями оценивалось прежде всего текстовое содержание; время учитывалось только при равенстве баллов судей и так была присуждена победа в одном из поединков;
- каждый участник должен был обыграть в своем катрене смысловые элементы предыдущего ответа соперника, поэтому смысловое содержание дуэли могло иногда постепенно уходить в сторону от мишени-стартёра;
- первый параметр – это форма написания катренов, и она задавалась в соответствии с правилами мишенью-стартёром; если кто-то отходил от этого правила, то судьи должны были снижать баллы; например, в финале был задан метрический размер из трёх стоп анапеста и заключительного безударного слога; судьи могли сами решать, что есть ошибка, но правило это было одинаково для всех, видимо, судя по оценкам, некоторые судьи такие нарушения относили к третьему параметру – технике; к форме относится также число строк и общая схема рифмовки;
- второй параметр самый сложный для оценивания, так как тут судьи ставили баллы каждый из своего понимания термина «содержание»; это и насколько точно отображен смысл перестрелки, и как обыграны образы, стилистика и пр.; это самый субъективный момент в судействе – сколько людей, столько и мнений;
- третий параметр оценивал, насколько дуэлянт владеет общей техникой стихосложения и тут комментарии излишни.
Еще раз поздравляя всех конкурсантов и жюри с успешным завершением конкурса, а номинантов – с призами, обращаюсь ко всем участникам обсуждений на конкурсных страницах:
Будьте взаимно вежливы. Не допускайте некорректных высказываний ни в адрес участников, ни тем более в адрес судей
Судьи – это ваши же товарищи, и как вы им посмотрите в глаза, если необоснованно высказываете подозрения в предвзятости, нечестности и прочих нарушениях судейской этики. И эта же этика требует от членов жюри воздерживаться от высказывания недоброжелательных оценок судейства конкурса – вы же сами судья, и значит бросаете камень и в свой огород. Правила для всех одинаковы и известны. Если не нравятся правила – обсуждайте и добивайтесь их изменения. Не нравятся условия конкурса – не участвуйте. Но охаивать огульно судей – это неэтично, по крайней мере.
Куратор конкурсов
Дмитрий