ВХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 1. СТИХИ 21-27.

3 октября 2011 — Наталия Маркова

ВХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 1. СТИХИ 21-27.

 

21-22. Арджуна сказал:

О, Непогрешимый, посредине между обеими армиями придержи,пожалуйста, мою колесницу, чтобы я мог видеть всех их, жаждущих сражения,выстроенных на поле боя, с кем мне предстоит сразиться в этой решающей битве.

 

КОММЕНТАРИЙ.

Арджуна, обращаясь к Богу Кришне, просит Его вывестиколесницу между обеими армиями. Здесь надо хорошо понимать, что, заняв местоколесничего в колеснице, Бог не намерен этим показать, что готов служитьАрджуне, как готовы толковать многие даже продвинутые преданные. Бог не можетбыть кем-то ведом и положение возничего – это символ, указывающий на истинноеположение Бога, как Главного и Изначального Управляющего всего созданного Имтворения.. К Нему можно обращаться ни как к вознице, ни как к тому, кто взял насебя роль слуги, а как к Верховному Владыке, Высшему Управляющему, ВысшемуВедущему, Высшему Наставляющему, непременно с почтением и просьбой. Поэтому изних двоих в колеснице Арджуна никак не мог ни править лошадьми, ни задаватьнаправление разговору, ни как-то проявлять свою личную активность илизаинтересованность, но смирение и следование по стопам Бога, будучи управляемымизнутри Его энергиями, ибо так вел  ирасставил все Сам Бог, ибо только так и могло быть. Приказы, повелительный тон,предъявление требований даже в условиях материальных игр и в символическихситуациях крайне нежелательны, есть оскорбление Высшего Владыки, что можетоказаться достаточно неблагоприятным для духовного и материального развитиялюбого человека, ибо может отбросить его на очень низкую ступень развития,соответствующую уровню проявленного невежества. Приказы, повелительный тон,предъявление требований к Богу со стороны любого, будь то преданный или чистыйпреданный, или тот, кто считает себя исполняющим роль друга, и недопустимо, иоскорбительно. Бог, Ведя живое существо по пути духовного развития, на самомделе исполняет для души гораздо больше, чем любой даже самый преданный слуга.Но деяния Бога для человека надо трактовать, как отношение Отца к детям,Который Один Знает и обладает всем необходимым, чтобы вести свое творение,знает, что во благо и знает, какими средствами.

Бог назван здесь Непогрешимым не потому, что без задержкиисполнил просьбу Арджуны, будучи готовым всегда исполнять просьбы своихпреданных или чистых преданных, или тех, кто играет роль друга, а по тойпричине, что и в Своих деяниях, и в Своих Планах, и в Своих качествах остаетсяБезукоризненным, изначально Совершенным, т.е. все учитывающим, Всезнающим,Милостливым, все делающим во благо живым существам. И теперь, конечно, именноСам Бог Кришна дал Арджуне ту мысль, за которой последовала просьба, как далему и нужное понимание и беспокойство о других участниках сражения.  Надопонимать,  что до того, как колесница былаустановлена посредине между стоящими напротив друг друга армиями, Бог Кришнапоказал Арджуне, направляя его взгляд, как по обе стороны распределилисьучастники сражения. Дав Арджуне желание выехать на середину и обозреть армии,Бог начал внутренне подготавливать его к диалогу, в котором Арджуне  предстояло выразить проявившееся в нембеспокойство и сомнения, и который бы шаг за шагом вылился в  серьезный и сокровенный разговор с Богом воблаго всему человечеству. Можно легко предположить, что в подобной ситуациираньше Арджуне быть не приходилось. Раньше он четко знал  противоположную сторону что называется влицо, знал, за что сражается,  ичувствовал в себе непоколебимость, как и был уверен, что истина исправедливость  на его стороне. Также онисполнял свой долг, как кшатрий, и ничто не смущало его разум. Теперь же, дажекраем глаза посмотрев на участников предстоящего сражения, Арджуна не мог незаметить, что по обе стороны расположились и его родственники, и его друзья,  и его духовные учителя. Поэтому, имея СвоюПричину, Бог Кришна дал ему желание выехать на середину и увериться, убедиться,что это именно так. Ему предстоит сражаться с теми, на кого не может поднятьсярука в соответствии с теми нормами, которыми он всегда жил и которые отвечалиего религиозным убеждениям. Арджуне необходимо было, так внутренне направил Бог, выйти на разговор с Богом,чтобы найти в себе ту нравственную опору, которая помогла бы ему  принять участие в сражении, удалив сомнения ивнутреннее противостояние, мешающие и исполнению долга и убеждениям, и котораябы не противоречила знаниям Арджуны на тот момент.  И поскольку сомнения не были ясны, нопроявлялись смутно, то необходимо было воспользоваться тем, что рядом Сам Бог,необходимо было высказаться вслух и так шаг за шагом определиться, выслушавМнение Бога и, так получив ответ, принять его как разрешение на вопрос:сражаться или нет. А вопросы были таковы: Как можно убивать в сражении своихродственников или друзей?  Как может поднятьсярука на духовных учителей, если к тому же это считалось преступлением против религии, осуждалось обществом и былонаказуемым, ибо духовные учителя считались людьми святыми, людьми от Бога,неприкосновенными, безгрешными. Также, что делать с тем, что в результатетакого всеобъемлющего сражения многие семьи останутся без кормильцев, чтоповлечет за собой падение женщин, появление нежелательного потомства и уничтожение вечных семейныхрелигиозных традиций, что в итоге повлияет на религиозность всего общества иего нравственные устои? Каков путь будет всего общества, в котором, вследствиераспада многих семей и религиозных семейных устоев, пошатнется религия илибудет уничтожена совсем? Что делать с детьми в нерелигиозных семьях, которые,несомненно, принесут  страдание какчленам семьи, как оставшимся в живых виновникам военных событий, повлекших

Падение религии, так и всего общества в целом? Как быть и стем, что ему самому, Арджуне, видится теперь участие в этом сражении, какгреховная деятельность, поскольку помимо сказанного, он преследует и цельматериальную, ставящую на кон жизни многих и многих ради своих амбиций –насладиться царствованием, самой властью и всем, что из этого следует? И как вовсем этом соединить две на его взгляд несоединимые вещи: исполнениерелигиозного долга, как кшатрия, требующего принятие участия в сражении, содной стороны,  и сторону нравственную,отвергающую  убийство родственников,учителей,  друзей, распад семьи и падениерелигии ? – Все эти вопросы еще не подняты. Но, если начать сражение, неоговорив все с Богом, не найдя  в себеоправдывающей причины, не установив в себе нравственную опору, не будучиуверенным, что именно это, а не то хочет от него Бог, то такое принятие участияв сражении, не зная точно Высшей Воли, может оказаться  очень греховной деятельностью.  И так оно и будет на самом деле именно дляАрджуны, ибо его предстоящая ступень такова, что надо вершить все в новомсознании, черпая поддержку и истину в новом понимании, которые уже готов датьБог. И в этом проявляется Милость Бога к Арджуне: вовлечь его в сражение так,чтобы он, Арджуна, стоящий в одной колеснице с Тем, Кто Безгрешен, и сам врезультате  сражения не был затронутгрехом, как лист лотоса водой. Поставив Рядом с Собой, Бог его уже символическиподнял. И теперь предстояло этот символ через священную беседу сделатьреальным. Поэтому и было дано Арджуне желание обозреть армии и начать послеэтого диалог. Только так  Арджуна могузнать истинное Мнение Бога и этим избежать греховный путь.

Поэтому надо понимать, что только обращение к Богу, служениеБогу, признание Его своим единственным духовным учителем поможет человекуизбежать многих греховных поступков, поскольку даже чистый преданный без Богане сможет отличить греховное деяние от праведного. И только Бог в сердце всегдаподскажет Истину  вопрошающему, если кНему обратиться  с Верой и Чистым умом ипомыслами.

 

23.Дай мне посмотреть на тех, кто будет сражаться. Кто они,здесь собравшиеся, желающие угодить в сражении злонамеренному сынуДхритараштры.

 

КОММЕНТАРИЙ.

Желание Арджуны обозреть тех, кто будет сражаться, отнюдь непродиктовано страхом или неуверенностью в исходе сражения. С этого желания Богпобуждает Арджуну к диалогу, поскольку помимо и других причин знает еговнутреннюю неготовность, нежелание принимать участие именно в такомбратоубийственном сражении, а также дает ему понимание начать диалог с Богом инеобходимость этого разговора, который и сможет снять с него некий внутреннийзапрет на принятие участия в сражении, что для Арджуны, как кшатрия, было деломпривычным.

Арджуна еще смутно понимает, в чем именно будет заключатьсядиалог с Богом Кришной, но необходимость этой предстоящей беседы уже видна.

Давая обозреть армии, Бог привлекает особо пристальноевнимание Арджуны к тем, кто принял сторону Дурьедханы, который был в глазахАрджуны достаточно греховным. Также Арджуна испытывал боль за безнравственныйвыбор тех, кто был теперь на стороне сыновей Дхритараштры или желал им победы.Чувствуя абсолютную свою правоту, Арджуна как бы хочет привлечь Бога на своюсторону, чтобы Он вместе с ним увидел неправедный выбор многих лучших воинов иэтим как-то склонить Бога на сторону Пандовов, заручиться его Абсолютнойподдержкой. Более того, Арджуна надеялся, что Бог объяснит надвигающеесядостаточно масштабное событие с точки зрения его справедливости инеобходимости, ибо оно обещало быть кровопролитным и влекущим за собойнепредсказуемые с точки зрения человека последствия, а также подскажет ему, каккшатрию, его лучшее решение, поскольку им, Арджуной охватило замешательствоотносительно его долга кшатрия и безнравственности самого события, котороедолжно было повлечь за собой многое непредвиденное и нежелательное, поскольку взначительной степени могло повлиять на религиозность в семье и обществе вцелом.

Скорее всего Арджуна рассчитывал на скорое объяснение Богомэтих вопросов и понимал, что без Бога преодолеть в себе сомнения и нерешительность невозможно.

Но почему у царствующего на тот момент Дурьедханы, старшегоиз десяти сыновей Дхритараштры, были столь многочисленные сторонники? Чтопобудило людей посчитать правыми в своих притязаниях на трон сыновейДхритараштры? Надо и здесь исходить из того, что Бог Кришна и в их сердцах, иим дает определенное понимание и направляет их выбор. Но какую Бог дал иммысль? Чем убедил? Ведь,

Среди них оказались и такие высокодуховные и заслуженныеавторитеты, как старейшина рода Куру дед Бхишма. Ведь, не всеми же руководилимеркантильные мысли, неотданные долги или заблуждения.

Надо было разделить людей на два непримиримых лагеря, иэто  было задумано Самим Богом и по ЕгоПлану. Еще до рождения любого из участников сражения на Земле был введен законо праве наследовать трон.  Этот Закон,как и все земные законы, был дан на Землю через людей, но Самим Богом. ЭтотЗакон в некоторых своих частях был изначально несправедлив, но непререкаем.Согласно этому Закону, трон переходит только к старшему сыну царской семьи.Здесь Закон как бы работает справедливо. Далее, если старший сын физическинеполноценен, то трон наследуется следующим за ним сыном, физически и умственнополноценным. Это тоже справедливо. На этом справедливость Закона по передачевласти и заканчивалась. Закон  был быболее совершенен, более справедливым и более учитывающим, если быпредусматривал и возвращение власти детям старшего сына, в свое время лишенноготрона, при достижении ими необходимого возраста при условии их физическойполноценности. Т.е. неискушенному человеку, да и самим сыновьям Дхритараштры,как и всем, кто был на их стороне, виделось справедливым, когда бы правлениебыло передано именно Дурьедхане, старшему сыну Дхритараштры, как истинномупреемнику трона от того, кто по Закону должен был быть единственным царем.Пандавы же, сыновья царя Панду,  младшегобрата Дхритараштры, следовали существующему тогда закону и предъявляли своитребования на власть, поскольку закон был на их стороне, к стати сказать,несправедливый.

Таким образом, по истинной справедливости прямыминаследниками престола были все же сыновья Дхритараштры во главе с Дурьедханой,как дети старшего сына, который по существующему закону на Земле и должен былправить и правил бы и передал бы сам лично трон своему старшему сыну, если быне природная слепота. Несомненно, у него была на Бога двойная обида: и за себя,и за своих детей, которым упрямо отказывали в власти и которую приходилосьотвоевывать силой, имея внутреннее убеждение в своей правоте, опять же данноеБогом. Но что поделать. Такую роль ему и его детям Бог отвел еще до рождения,имея Свою, теперь очевидную цель – противопоставить двоюродных братьев,разрешить конфликт военными действиями, накануне которых и поведать мируБхагавад-Гиту. Также эта видимая теперь как бы несправедливость несомненнотянулась из прошлых жизней всех участвующих в этих событиях, как кармическийдолг, который вот таким образом надо было отдать, познав всю несправедливостьна себе и своих детях и вынести свой урок. Но на данный момент и царьДритараштра, и его сыновья, и многие из тех, кто был на их стороне, этимсражением намеривались  закрепить раз инавсегда власть за теми, кто теперь правил, тем утверждая справедливость иустраняя претендующих на власть Пандавов, находя их претензии несправедливыми,не смотря на то, что закон был на их стороне. И такое понимание, и такая цельмогли быть у многих и достаточно справедливо настроенных людей. Поэтому Арджунаи увидел многих своих лучших друзей и родственников по обе стороны армий,принявших сторону Дурьедханы по чисто нравственным соображениям. Каждому Богдал изнутри свою причину. Так спланировал Сам Бог борьбу за престол, в которойуже заведомо была непримиримость, вызванная несовершенным по Плану БогаЗаконом,

Но законом, удовлетворявшим чувства и духовную ступень людейтого периода.

Поэтому только Один Бог знает, кто и в какой степени был илине был заинтересован в этой войне, знал уровень непримиримости и готовностисражаться каждого. И каждому погибшему и каждому оставшемуся в живых  был уготован Богом дальнейший путь, и наЗемле должны были начаться перемены. И только Бог подготовил предыдущимивоплощениями тех, речь идет о сыновьях Дхритараштры, которые должны былиправить при Нем, чьи качества соответствовали, даже если они выгляделидемоническими, и тех, кто должны были править после того, как Бог Кришнапокинет Землю, окончив на ней Свои игры. Это были Пандавы. Т.е. Бог, придя вматериальным мир, родившись в царской династии Яду, Сам, Своей Рукой разделилвласть справедливо. Каждый сыграл отведенную ему роль. Но теперь на полесражения Бог дает Арджуне  небольшойэлемент враждебности и непримиримости, а также сочувствия к своим противникам,но не  ожесточает его сердце, исходя изсамих качеств Арджуны, как и  зная егоготовность к мирному урегулированию.

 

24.Саньджая сказал:

О, потомок Бхараты, после этих слов Гудакеши Хришикеша, БогКришна, вывел прекраснейшую колесницу на средину между двумя армиями.

 

 

КОММЕНТАРИЙ.

Здесь Бог Кришна устами Саньджаи называет Арджуну  Гудакешей, тем, кто победил сон. Это,несомненно, аванс, т.е. по большому счету назвать Арджуну победившим сон, гдеимеется ввиду невежество и зависимость от гун материальной природы, невозможно.На это должно  еще уйти немалопоследующих за этой жизнью рождений.

Побеждает иллюзорный сон тот, кто достигает полноту духовныхзнаний, называемых совершенными знаниями, и это проявляется в деяниях, образемышления, в цели жизни, также в состоянии отрешенности и независимости отпроявлений материального мира. Такого человека Бог уже не вовлекает ни вполитику, ни в  другие государственныедела, ни тем более в сражение. Человек непременно должен пройти путьбхакти-йоги, любовного преданного служения Богу Кришне, должен  устремляться к безлюдным местам, чтобы ни начто не отвлекаясь, погружаться в себя, так медитируя в себе на ВерховныйБрахман, и черпая в этом единственную радость и полное удовлетворение. Человекдолжен пройти путь постоянных размышлений о Боге, углубляясь в себя непрерывнои не желая входить в какие бы то ни было материальные отношения, разве что толькопо Воле Бога. Все деяния человека в таком случае происходят только в Боге, врезультате согласования с Его высшим Мнением. Внутренний диалог с Богомстановится естественным состоянием такого человека, непрерывным, все двадцатьчетыре часа в сутки. Человек настолько сливается в себе с Богом, что перестаетотличать себя от Бога в себе, сразу же слышит Бога и реагирует на любую Егоуказку изнутри тотчас. Наступает и тот период духовного становления, когдапотребность уединяться ослабевает и материальный мир не мешает контакту сВысшим Отцом, но, напротив, выводит человека за границы своего я и, он начинаетвидеть проявления Бога, как и слышать Его, вне себя, во всех живых существах, во всем движущемся и неподвижном. Человекначинает наслаждаться присутствием Бога в каждом, видит хорошо подсказки Богачерез символы и уже более не представляет свою жизнь без Бога ни на мгновенье.В этом случае говорят, что иллюзорная энергия Бога более не может им управлять,вводя его в заблуждения и являясь в нем причиной материальных ошибок, влекущихза собой страдания.

Так мысля, человек перестает видеть различие между собой идругими живыми существами и видит хорошо работу Бога над каждым, и даже общаясьс другим, принимает любое его слово, как от Бога, черпает из каждого словадругого указание от Бога лично себе и этим продолжает свое духовное развитие накаждом шагу и в каждое мгновение, ибо постоянно находится на связи с Богом.

Тот, кто пробудился от сна, становится естественнонеразрывным с Богом. Такой человек приобретает в себе мир, поскольку перестаетошибаться, устрашаться последствий греховной деятельности, ибо ничего не делаетпротив Воли Бога, а потому равно встречает, как благоприятное, так и неблагоприятное, видя во Всем Божью Милость и все во благо.

Такой человек уже не привлекается, хотя и не сторонится,никакими человеческими связями, но рассматривает их, как свой долг иобязанности, данные Богом. Такой человек не может быть управляемым инаправляемым привязанностями, а потому не устремляется управлять ни в большом,ни в малом. Он не может проявить в человеческом обществе свою личнуюзаинтересованность, волю, не может быть в состоянии выбора в материальных играхили что-либо предпочитать, не имеющее отношение к духовному. Он не может хотьсколько-нибудь наслаждать свои чувства, а с ними и тело, но служит своему телунастолько, насколько необходимо его поддерживать. Он даже уже не контролируетум, поскольку ум уже перестает искушать его тем, что уже отработало, изжилосебя, естественно отдалилось и не представляет интереса. Но такой человектяготеет к  благотворительности, кисполнению тапасьи, к жертвоприношениям, ибо в этом видит путь к дальнейшемудуховному развитию, которое в Боге не имеет границ ни на Земле, ни на духовномплане.

Если бы Арджуна уже победил сон, то, скорее всего, Бог иливовсе бы не привлек его к сражению, или дал бы ему гибель в сражении и именнотак, как Арджуна об этом говорит в конце этой главы -  он был бы убит, будучи безоружным. Но все жеБог  даст Арджуне желание сражаться, каки возможность впоследствии править  сосвоими братьями процветающим, не имеющим противников царством. Арджуне ещепредстояло, и не в одночасье, выходить из состояния невежества, за пределы гунматериальной природы. А для этого необходимо было добрать те знания, которыеесть совершенные и должны будут проявиться в личных качествах, деяниях, убеждениях. Определение таких знаний  также дается Богом в главе 13, стих 8-12.

 

25. Перед Бхишмой и Дроной и всеми великими  правителями мира Бог Кришна Сказал: Смотриже, о, Партха, на распределившихся таким образом членов рода Куру.

 

КОММЕНТАРИЙ.

Из этого стиха ясно, что колесница была установлена БогомКришной так, что Арджуна мог легко обозревать присутствующих в армиях,  как своих друзей, так и недругов, своихучителей, известных полководцев, прославленного деда Бхишму. Однако, Богнаправляет внимание Арджуны на присутствующих здесь членов рода Куру, на  родственников, именно на то, как онираспределились, фактически оказавшись по обе стороны армий, готовые сражатьсядруг против друга, будучи в близких и кровных связях. Т.е. изнутри управляясознанием и извне показывая развитие событий, Бог как бы суживает переживанияАрджуны от предстоящего сражения в целом конкретно к тем, кто ему был наиболееблизок, чтобы вызвать в начале диалога, как побуждение к диалогу, чувствосострадания и боли. То, что предстало взгляду Арджуны, было достаточно, чтобыглубоко потрясти его, вызвать в нем глубокие переживания, расслабить его,несколько подавить в нем желание сражаться, что стало своеобразной подготовкойАрджуны к началу разговора.

 

26.Там, в армиях, включая обе стороны, Арджуна мог видетьрасположенных отцов, как и дедов, учителей, дядей по матери, братьев, сыновей,внуков, также друзей, тестей, также, непременно, доброжелателей.

 

КОММЕНТАРИЙ.

Далее, управляя изнутри пониманием и взглядом Арджуны, Богпоказывает ему еще более широкую и угнетающую картину. Среди всехприсутствующих по обе стороны войск Арджуна видит почти всех своихродственников, включая своих сыновей, братьев, родственников со стороны материи отца, а также тех, кто всегда был почитаем и неприкосновенен и был защищенсамой религией. Чувства сострадания и переживания становятся еще болееглубокими, всеохватывающими и поднимают в Арджуне неотвратимое желаниеосмыслить все происходящее  и свое местов нем. И это направляет его мысль и желания в русло объяснения с Богомотносительно своего личного участия в сражении, как и относительнонеобходимости и целесообразности самого сражения, ибо Бог дал ему в сердцепосле осмотра армий еще большее сомнение.

 

27.Увидев всех их, расположенных по обе стороны армийвсякого рода родственников, он, сын Кунти, преисполненный большим состраданием,сокрушаясь, сказал.

 

КОММЕНТАРИЙ.

Здесь следует обратить внимание на то, что Бог Кришна достигСвоей цели. Будучи Причиной всех причин, Он показал Арджуне всех участниковсражения, и это послужило причиной тому,  что мысли и чувства Арджуныбыли направлены в нужную сторону, затронув в нем именно те качества, которые насамом деле не должны быть свойственны кшатрию, исполняющему свой религиозныйдолг. Арджуна подошел к диалогу в состоянии сострадания, сокрушающимся, всомнениях и переживаниях. Это первый и хороший признак смирения, готовностивопрошать, слушать и внимать. Но если бы состояние Арджуны было решительным,воинственным, непоколебимым, то он бы для диалога с Богом был бы непригоден,как и в дальнейшем для праведного управления царством. Он еще не очень духовносилен, им управляют привязанности, слаб духовный опыт, не высоки духовные знания,он еще достаточно зависим от материальных отношений, но он уже более, чеммногие и многие близок к началу духовного пути и готов  к разрыву через практику йоги с материальныммиром. Непросто было подвести Арджуну к этому состоянию, если он не знал пораженийи его называли «тигр среди людей». Но Бог Кришна провел Пандавов через многие имногие страдания, тем ослабив их эго, очистив мысль и желания и, в результатенасильственных аскез подготовил к праведному управлению государством послебитвы на Курукшетре.

 

© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0016076 от 3 октября 2011 в 23:21


Другие произведения автора:

Наталия. Высказывания и афоризмы.914-950.

66.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 10. ТЕКСТ 6-9.

99.БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 15. ЙОГА ВЫСШЕЙ ЛИЧНОСТИ. СТИХ.6-20.

Рейтинг: 0Голосов: 0490 просмотров

Нет комментариев. Ваш будет первым!