Современное воспитание в России как в Гулаге

1 мая 2015 — Сергей Белашов

Современное воспитание в России как в Гулаге

http://professionali.ru/Soobschestva/biznes-klub/ljudi-priuchennye-k-stressu/

Люди, приученные к стрессу

«Нынешнее образование оставляет желать лучшего»,

— так говорят все или почти все, кто так или иначе имеет отношение к этой сфере. Положение, действительно, серьезное и надо бы подумать о том, к чему может привести слепое перенимание западных образцов «воспитания».

Запад – это особый мир, значительно отличающийся от русского, и потому глупое обезьянничанье и копирование порочных воспитательных практик, производящих психически ущербных людей, не может привести ни к чему хорошему.

 

Нынче Россия может воочию видеть новое поколение, выросшее исключительно при капитализме.

Это — тот уникальный «продукт», который мы сварганили собственными руками – результат нашего безумного творчества и новаторства.

Этот «продукт» есть наш «ограничитель».

«Что посеешь – то и пожнешь» 

— говорит горькая русская пословица.

«Из ничего ничего и выйдет» — вторит ей индийская мудрость.

«Посеешь ветер – пожнешь бурю» — третье наставление древних.

«Не плюй в колодец – пригодится воды напиться»…

Абсолютно вся многовековая мудрость предупреждает сумасшедших «новаторов» о том, чего не надо делать. Но мы, презревшие всё и вся, решили проявить своеволие. Впрочем, кто знает, может быть современным воротилам именно такие «продукты» и нужны в наше сумасшедшее время. Они посеяли «ничто» и получили ничто в квадрате. Что же удивляться современному невежеству молодых людей? Ведь они росли в особых условиях и подвергались нескончаемым экспериментам. Что только с ними ни делали, как только не калечили.

Старшее поколение,

 видно от большого ума, прошлось по молодым и неокрепшим душам катком реформ и хаосом постоянных реорганизаций в школах и вузах.

Детей травили тестами и пугали сроками.

Им преподавали «философию физкультуры», торговли и «основы безопасности жизни». Из программы обучения выхолостили всё живое,

смешав все события в один гордиев узел, который невозможно распутать, но зато можно разрубить одним махом, купив себе «корочки».

Что можно требовать от ученика, если на одном уроке ему рассказывают о реформах Петра первого,

на втором – о кризисе демократии в Древней Греции,

а на третьем в его больной мозг впихивают прозу Солженицына или фантастику М. Булгакова? В таких условиях основы внутреннего «храма» человека, едва заложенные, начинают рассыпаться. Не только пропадает какая-то перспектива, но она и намеренно разрушается. Человек не может отделить главное от второстепенного, потому что ему не дают задуматься. Его не оставляют в покое.

Его заставляют постоянно менять ракурс и ежесекундно перестраиваться.

Его постоянно пытают вопросами, на которые он должен отвечать только «да» или «нет».

Американцы утверждают, что в условиях современного, быстро меняющегося мира, такое воспитание – самое правильное.

Поэтому в их программах всё предусмотрено для калечения психики человека в раннем возрасте: нескончаемые реформы,

постоянные перестановки и реконструкции,

изменения правил,

учебных программ,

учебников,

отмена традиций и вообще всего устойчивого, за что молодой ум мог бы зацепиться, как за спасательный круг.

 

Американские педагогические технологии, которые сегодня практикуются в русских школах, имеют внешнее сходство с традициями ниндзя,

которые воспитывали своих детей весьма специфически.

Они клали только что родившегося младенца в мешок и начинали его раскачивать все больше и больше, как маятник. В конце концов люлька достигала стены и ребенок получал ушибы. Ребенок, если хотел жить, должен был приспосабливаться к таким ужасным условиям и группироваться в люльке таким образом, чтобы меньше ушибаться.

Это умение становилось основой его тяжелой и опасной жизни.

Примерно так же воспитывают сегодня современных детей. Разница заключается только в том, что ниндзя знали, для чего они это делают, но наши сегодняшние родители и даже высоколобые профессора не понимают смысла современного обучения.

А смысл воспитания заключается в том «продукте», который появляется на выходе. Он представляет собой человека, который глух и слеп ко всему на свете, кроме своих животных импульсов.

Это одинокое существо – полностью замкнутая на себе био-система, дрейфующая на льдине в открытом море.

Вся сфера обучения сегодня пронизана индивидуализмом,

который загоняет человека в свои страшные глубины, из которых у него нет выхода.

В результате производится совершенно несчастный человек, изначально пораженный в своих правах.

 

М.И. БУЯНОВ в книге «БЕСЕДЫ О ДЕТСКОЙ ПСИХИАТРИИ»

рассказывает о детях,

вызволенных из фашистских концентрационных лагерей

в годы Второй Мировой Войны.

Они подвергались психологическим экспериментам и были воспитаны весьма специфически.

У маленьких детей были задержки в развитии.

У старших были зарегистрированы нарушения поведения.

Дети были очень подозрительны

и негативно относились к окружающим.

Их отличала лживость, мстительность, циничность, гневливость и желание любой ценой выбраться наверх и спасти свою жизнь.

Перенесенные унижения они вымещали на первых попавшихся людях.

Эти дети легко возбуждались и вступали в драку.

Они никому не доверяли и даже доброе к ним отношение встречали циничными насмешками. Всех детей, найденных в нацистских концлагерях,

помещали в реабилитационные центры, где с ними годами работали педагоги, психологи и психиатры, пытаясь приучить их к нормальной человеческой жизни.

 

Что происходит с сегодняшними детьми?

Почему они так напоминают детей из концентрационных лагерей?

Почему их психология оказалась надорванной?

Почему они с таким ужасом смотрят на свою будущую жизнь и уже с младых ногтей готовы попрать все на свете только ради того, чтобы выжить?

Западное общество породило феномен «рассерженных мальчиков», ненавидящих своих родителей и все общество, плюнувшее в их душу.

Почему бы и нам в России не воспроизвести то же самое явление, но в более утрированном варианте?

Ведь русская душа всё делает с неописуемым размахом.

Сегодня дети с искаженной психикой стали обычным явлением.

Но ведь это – психическое заболевание.

Самыми общими симптомами проявления «искаженных» детей является гиперактивность и расторможенность.

Такими же гиперактивными были и дети, привезенные из концентрационных лагерей.

 

Не от большого ума они такими были, а от чувства постоянной опасности, к которому их приучили.

 

«Маленькие дети [привезенные из концентрационных лагерей],— пишет М.И. Буянов,

— были крайне раздражительны, бесцельно бегали, визжали, всё рвали и уничтожали. Что касалось их развития, то оно было всесторонне задержанным: дети не умели есть, не соблюдали чистоты тела, не умели играть».2

Современные родители знают, что собой представляет гиперактивность детей, но иные бабушки этим даже гордятся.

 «Моя внучка,— сообщила мне одна моя знакомая,— такая бойкая. Ни минуты не посидит спокойно. С куклами, правда, не играет.

Предпочитает мучить кота. Что она только с ним ни делает!»

 

То, что современные дети не могут сидеть спокойно, сосредотачивая внимание на игре,— стало обычным явлением.

Нынешние дети вообще не могут управлять своим вниманием – слишком много соблазнов вокруг. И они только смотрят, ловя манящие и мигающие огоньки, ничего не понимая, а лишь качаясь в этом мареве, которое то приближается, то отдаляется, то колется, то ласкается.

Их стимулируют и они реагируют.

Но они и сами толком не понимают – на что они реагируют.

 

Сегодняшние дети разучились играть самостоятельно.

«Мам, поиграй со мной»,— канючат дети.

Вся игра большинства маленьких девочек заключается в том, что они срывают одежду со своей «Барби» и взлохмачивают ее волосы».

Игры мальчиков – это бесконечные пинки, тычки, перемежаемые гримасничаньем и обезьяньими ужимками.

У одной моей знакомой есть две дочки-близняшки, абсолютно одинаковые.

Обе учатся в третьем классе, но до сих пор не могут нормально одеться самостоятельно. В школу они могут явиться в перекрученных колготках, надетых коленками назад и в свитерах, вывернутых наизнанку.

Они постоянно нуждаются в присмотре и их нельзя оставить дома одних ни на секунду.

В классе и во дворе они ни с кем не общаются и даже дома занимают круговую оборону.

Учатся плохо, ничего не запоминают.

Основное их занятие – это беготня до рвоты, сопровождаемая пронзительным визгом, драки с рычанием, плевки, глупый смех и бесконечные кривляния.

И ни одного слова!

«Сплошные ужимки, гримасы,— говорит их мать,

— Уже третий класс, а они, словно в глубоком детстве застряли».

И это – психически нормальные дети, воспитывающиеся в интеллигентной и небедной семье.

 

Современные дети находятся сегодня в условиях социальной депривации.

Они, по сути, изолированы от своих сверстников

и насильно вовлечены во взрослую жизнь раньше срока.

Ушли в прошлое дворы, где дети играли все вместе.

Сегодня каждый ребенок существует отдельно.

Он испуган и всего боится.

Он боится животных, людей, сверстников, призраков, монстров.

Он подвержен многим болезням, в том числе, психическим.

Он очень одинок и с детства постигает истину, что «есть я» и «есть все другие», то есть, враги. И этот расколотый мир становится сердцевиной его вероисповедания.

Что касается умственной задержки, то это особая тема для разговора.

 

Если прежде считали, что задержки в речевом и психическом развитии происходят по причине недостатка информации,

то сегодня врачи констатируют, что чрезмерная перестимуляция информацией также способствует слабоумию.

При перегрузке информацией наступает состояние дезориентированности, когда человек начинает вести себя, как шизофреник.

Если к этому состоянию добавляется стресс

от постоянных реорганизаций в учебных программах

и смена правил,

то в головах школьников наступает замешательство, то есть, полная дезориентированность.

В тщетной попытке приспособиться к изменениям, дети хватаются то за одно, то за другое и ни на чем не могут остановиться.

Учащихся заставляют быстро переходить от одной задачи к другой и по каждой принимать решение.

Задачи так часто меняются, что возбужденный человек, переходя от одной задачи к другой, только и может бормотать: «Решение, решение…»

«Человек,— пишет ЭЛВИН ТОФФЛЕР,

— испытывает расстройство от того, что в задачах, требующих принятия решений, заключены противоположные требования. Это разрушает людей, делает их слабыми».3

 

Ученые доказали, что чрезмерная стимуляция на сенсорном уровне (то есть, на уровне чувства) вызывает искажение восприятия.

Это мигающий свет,

агрессивная музыка,

быстрое мелькание кадров в рекламе.

Информационная перегрузка ослабляет способность думать.

Человек, изнасилованный перестимуляцией, выглядит, как идиот с остекленевшими глазами.

Кроме психических нарушений, информационная и сенсорная перестимуляция вызывают нарушения гармональные.

Человек, принужденный постоянно приспосабливаться, находится в состоянии повышенной опасности.

Это значит – в состоянии непрекращающегося стресса.

На каждый стресс организм отвечает выбросом огромного количества энергии, зарезервированной на крайний случай.

Сегодня вся коммерческая реклама побуждает к выбросу такой энергии.

«Адреналин,— вопят глупые обманутые подростки,— это круто!»

 Они не понимают, что адреналин – это жизнь, вытекающая из них.

 

При стрессе первая реакция всегда очень интенсивна.

Психологи называют ее «ориентационным ответом», когда организм, нащупывая почву для «ответа», приготавливается к обороне.

В это время работа организма происходит в режиме «тревога»:

 зрачки расширяются (там происходит фотохимическая реакция),

слух и мускулы напрягаются,

пальцы холодеют (потому что сжимаются артерии),

легкие и сердце работают в измененном режиме.

Организм сразу выбрасывает «кусок» мгновенной энергии, дополняя его энергией, высвобождаемой из жизненного резерва (НЕПРИКОСНОВЕННЫЙ ЗАПАС).

Если напряжение не отступает,

то прорываются обе линии обороны организма – нервная и гармональная.

Если человек систематически живет в конфликтной ситуации, то надпочечники начинают усиленно производить кортикостероиды, которые ускоряют метаболизм в организме, повышают давление крови.

Они превращают жир и протеин в расщепленную энергию, удовлетворяя повышенные запросы организма.

 

Вот это и есть стресс, который измеряется количеством кортикостероидов к катехоламинов (адреналин, норадреналин), содержащихся в моче.

В этом случае адреналин поднимается, примерно, на 70%, а норадреналин на 35%.

 

ДОКТОР ЛЕННОРТ ЛЕВИ (директор Клиники Стресса Лаборатории Госпиталя Каролинка в Стокгольме) доказал, что постоянно повторяющаяся реакция адаптации чрезвычайно опасна,

так как влечет нарастание активности эндокринной системы

и ведет к необратимым процессам.

4

ДОКТОР РЕНЕ ДЮБОС,

написавший книгу «ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ», утверждает, что «можно перегрузить эндокринную систему стимуляцией… Это будет иметь физиологические последствия, которые будут проявляться в течение всей жизни…»

ГАНС СЕЛЬЕ,

канадский биолог и врач, разработавший учение о стрессе говорил, что «длительная стимуляция ведет не только к сексуальным нарушениям, но и к их выключению… Ведет к ускорению жирового метаболизма (то есть, к диабету).

Простуда также может быть результатом длительной адаптации».

«Человек не эластичен до бесконечности,— говорят современные исследователи. – Если его насиловать бесконечными изменениями, он получит «шок будущего».5

Эта дикая свистопляска жизни, эта «программа» по дизориентации людей,

была навязана России американскими штатами,

но до сих пор существует и развивается, несмотря на то, что молодое поколение, воспитанное целиком на этих программах, наглядно демонстрирует причудливый букет всевозможным извращений:

слабоумие, агрессию, лживость и цинизм.

Конечно, не все «дети» такие, но тем хуже для них, потому что жить им придется среди ТАКОГО БОЛЬШИНСТВА.

Создается впечатление, что это молодое поколение явилось из нацистских застенков, где их воспитывали на крови, ненависти и страхе.

Они большей частью невежественны, дезориентированы, одиноки, эгоистичны

и нуждаются во внешнем управлении.

Это пустые формы, в которые можно вложить любое содержение.

Это рабы, всегда готовые принять любое руководство.

Это несчастнейшие люди, которых с детства приучили к стрессу, а на непрерывный стресс человек может ответить только скудоумием и кратковременным существованием.
__________________________________________________________
1 – М.И. Буянов. Беседы о детской психиатрии. М.,1986. С.58.
2 – Там же.
3 – Э. Тоффлер. Футурошок.
4 – Там же.
5 – Там же.

___________________________________________
ЕЛЕНА ДЕ-БОВЭ

 

Варлам Шаламов

первыми разлагаются партийные работники и военные. 
Что я видел и понял в лагере
1.Чрезвычайную хрупкость человеческой культуры, цивилизации. Человек становился зверем через три недели — при тяжелой работе, холоде, голоде и побоях. 
2.Главное средство растления души — холод, в среднеазиатских лагерях, наверное, люди держались дольше — там было теплее. 
3.Понял, что дружба, товарищество никогда не зарождается в трудных, по-настоящему трудных — со ставкой жизни — условиях. Дружба зарождается в условиях трудных, но возможных (в больнице, а не в забое). 
4.Понял, что человек позднее всего хранит чувство злобы. Мяса на голодном человеке хватает только на злобу — к остальному он равнодушен. 
5.Понял разницу между тюрьмой, укрепляющей характер, и лагерем, растлевающим человеческую душу. 
6.Понял, что сталинские «победы» были одержаны потому, что он убивал невинных людей — организация, в десять раз меньшая по численности, но организация смела бы Сталина в два дня. 
7.Понял, что человек стал человеком потому, что он физически крепче, цепче любого животного — никакая лошадь не выдерживает работы на Крайнем Севере. 
8.Увидел, что единственная группа людей, которая держалась хоть чуть-чуть по-человечески в голоде и надругательствах, — это религиозники — сектанты — почти все и большая часть попов. 
9.Легче всего, первыми разлагаются партийные работники, военные. 
10.Увидел, каким веским аргументом для интеллигента бывает обыкновенная плюха. 
11.Что народ различает начальников по силе их удара, азарту битья. 
12.Побои как аргумент почти неотразимы (метод № 3). 
13.Узнал правду о подготовке таинственных процессов от мастеров сих дел. 
14.Понял, почему в тюрьме узнают политические новости (арест и т. д.) раньше, чем на воле. 
15.Узнал, что тюремная (и лагерная) «параша» никогда не бывает «парашей».
16.Понял, что можно жить злобой. 
17.Понял, что можно жить равнодушием. 
18.Понял, почему человек живет не надеждами — надежд никаких не бывает, не волей — какая там воля, а инстинктом, чувством самосохранения — тем же началом, что и дерево, камень, животное. 
19.Горжусь, что решил в самом начале, еще в 1937 году, что никогда не буду бригадиром, если моя воля может привести к смерти другого человека — если моя воля должна служить начальству, угнетая других людей — таких же арестантов, как я. 
20.И физические и духовные силы мои оказались крепче, чем я думал, — в этой великой пробе, и я горжусь, что никого не продал, никого не послал на смерть, на срок, ни на кого не написал доноса. 
21.Горжусь, что ни одного заявления до 1955 года не писал (в 1955 г. Шаламов написал заявление на реабилитацию). 
22.Видел на месте так называемую «амнистию Берия» — было чего посмотреть.
23.Видел, что женщины порядочнее, самоотверженнее мужчин — на Колыме нет случаев, чтобы муж приехал за женой. А жены приезжали, многие (Фаина Рабинович, жена Кривошея)(См. очерк «Зеленый прокурор» Собр.соч., т.I, с. 531-571). 
24.Видел удивительные северные семьи (вольнонаемных и бывших заключенных) с письмами «законным мужьям и женам» и т. д. 
25.Видел «первых Рокфеллеров», подпольных миллионеров, слушал их исповеди. 
26.Видел каторжников, а также многочисленные «контингента «Д», «Б» и т. п., «Берлаг». 
27.Понял, что можно добиться очень многого — больницы, перевода, — но рисковать жизнью — побои, карцерный лед. 
28.Видел ледяной карцер, вырубленный в скале, и сам в нем провел одну ночь. 
29.Страсть власти, свободного убийства велика — от больших людей до рядовых оперативников — с винтовкой (Серошапка (См. рассказ «Ягоды». Собр. Соч., т.I, с. 54-56.) и ему подобные). 
30.Неудержимую склонность русского человека к доносу, к жалобе. 
31.Узнал, что мир надо делить не на хороших и плохих людей, а на трусов и не трусов. 95% трусов при слабой угрозе способны на всякие подлости, смертельные подлости. 
32.Убежден, что лагерь — весь — отрицательная школа, даже час провести в нем нельзя — это час растления. Никому никогда ничего положительного лагерь не дал и не мог дать.
На всех — заключенных и вольнонаемных — лагерь действует растлевающе. 
33.В каждой области были свои лагеря, на каждой стройке. Миллионы, десятки миллионов заключенных. 
34.Репрессии касались не только верха, а любого слоя общества — в любой деревне, на любом заводе, в любой семье были или родственники, или знакомые репрессированы. 
35.Лучшим временем своей жизни считаю месяцы, проведенные в камере Бутырской тюрьмы, где мне удавалось крепить дух слабых и где все говорили свободно. 
36.Научился «планировать» жизнь на день вперед, не больше. 
37.Понял, что воры — не люди. 
38.Что в лагере никаких преступников нет, что там сидят люди, которые были рядом с тобой (и завтра будут), которые пойманы за чертой, а не те, что преступили черту закона. 
39.Понял, какая страшная вещь — самолюбие мальчика, юноши: лучше украсть, чем попросить. Похвальба и это чувство бросают мальчиков на дно. 
40.Женщины в моей жизни не играли большой роли — лагерь тому причиной. 
41.Что знание людей — бесполезно, ибо своего поведения в отношении любого мерзавца я изменить не могу. 
42.Последние в рядах, которых все ненавидят — и конвоиры, и товарищи, — отстающих, больных, слабых, тех, которые не могут бежать на морозе. 
43.Я понял, что такое власть и что такое человек с ружьем. 
44.Что масштабы смещены и это самое характерное для лагеря. 
45.Что перейти из состояния заключенного в состояние вольного очень трудно, почти невозможно без длительной амортизации. 
46.Что писатель должен быть иностранцем — в вопросах, которые он описывает, а если он будет хорошо знать материал — он будет писать так, что его никто не поймет.

Забытый герой. Варлам Шаламов. 
Он русский. 
Выйдя из лагеря, он умер в глубокой нищете, всеми брошенный. 
У русских нет исторической памяти, потому мы в беде уже 100 лет.

Элита Совдепии*** Дочь Сталина - десятилетия жила и умерла в США.
*** Сын Хрущёва - гражданин США.
*** Где дочери Путина? В Голландии и Южной Корее.
*** Депутат Пехтин - сыном в США.
*** Министр транспорта Московской области - Кацыва. С сыном в США.
*** Дети депутата Железняка - живут в Швейцарии.
*** Дети Астахова. Один - во Франции, другой - в Англии.
*** Дети и внуки "главного патриота России" главы РЖД Владимира Якунина живут за пределами страны - в Англии и Швейцарии.
*** Дочка министра иностранных дел Сергея Лаврова, Екатерина, живёт и учится в США.
*** Сын вице-спикера Госдумы А.Жукова долго жил и учился в Лондоне.
*** Дочь вице-спикера Госдумы Сергея Анденко учится и живёт в Германии.
*** Старший сын вице-премьера Дмитрия Козака, Алексей, живёт за границей и занимается строительным бизнесом.
*** Младший брат Алексея Козака, Александр, работает в Credit Suisse.
*** Старший сын депутата Ремезкова, Степан, недавно закончил милитер-колледж Вэлли Фордж в Пенсильвании (год обучения стоит 1 млн 295 761 руб.).
Его младшая дочь живёт в Вене, где занимается гимнастикой. Маша Ремезкова представляла сборную Австрии(!!!) на детских соревнованиях в Любляне.
*** Дочь депутата В. Фетисова, Анастасия, выросла и выучилась в США. Писать и читать по-русски Настя так и не научилась.
*** Дочь Светланы Нестеровой, депутата Госдумы от фракции "Единая Россия", живёт в Англии.
*** У главного борца за "традиционные православные ценности" Е. Мизулиной сын Николай учился в Оксфорде, получил диплом и переехал жить на постоянной основе в толерантную Бельгию, где разрешены однополые браки.
*** Дочь депутата Воронцова, Анна, проживает в Италии. Туда она переехала из Германии.
*** У единоросса Елены Раховой, прославившуюся тем, что она ленинградцев, проживших менее 120 дней в блокаде, назвала "недоблокадниками", дочь живёт в США.
*** Дочь экс-спикера ГД, одного из основателей партии "Единая Россия", а ныне члена Совбеза, Бориса Грызлова, Евгения, живёт в Таллине. И даже недавно получила эстонское гражданство.
*** Сын бывшего министра образования, Андрей Фурсенко, живёт на постоянной основе в США.
*** Сын В.Никонова (внука Молотова), президента фонда "Политика" - гражданин США. 

Выученная беспомощность

http://professionali.ru/Soobschestva/psi-faktorvzglyad/vyuchennaja-bespomoschnost/?utm_source=NewTopics&utm_medium=email&utm_campaign=27-04-15

Любовь Давыдова
от golbis.com

Как превратить людей в биомассу

"Я начал интересоваться феноменом немецких концентрационных лагерей со времени их возникновения,

задолго до того, как оказался их узником.

Когда же это случилось, я стал интенсивно изучать лагерь изнутри.

Вскоре после освобождения я попытался проанализировать, главным образом психологически, мой опыт заключения и сформулировать некоторые теоретические положения, вытекающие из него. Толчком к работе послужило, во-первых, распространенное в то время непонимание сущности концентрационных лагерей, которые виделись как взрыв садистских импульсов, лишенный всякого смысла; и, во-вторых, открытие мною изменений личности заключенных под воздействием лагерей.

Дальнейшие размышления убедили меня в том, что мой анализ имеет более широкий смысл, чем я предполагал вначале.

Его можно использовать для объяснения тоталитаризма, для поиска путей сохранения автономии личности в государстве.

Если существование в определенных условиях, которые я назвал экстремальными, способно так сильно деформировать личность человека, то мы должны, по-видимому, лучше понимать, почему и как это происходит. Не только чтобы знать, что могут сделать с человеком эти самые экстремальные условия, но и потому, что всякое общество формирует личность, хотя, может быть, другими способами и в других направлениях”.
Из книги Бруно Беттельхейма "Люди в концлагере”

 

Правило 1. Заставь человека заниматься бессмысленной работой.
Одно из любимых занятий эсэсовцев – заставлять людей делать совершенно бессмысленную работу, причем заключенные понимали, что она не имеет смысла. Таскать камни с одного места на другое, рыть ямы голыми руками, когда лопаты лежали рядом. Зачем? «Потому что я так сказал, жидовская морда!».
(Чем это отличается от «потому что надо» или «твое дело выполнять, а не думать»?)

 

Правило 2. Введи взаимоисключающие правила, нарушения которых неизбежны.
Это правило создавало атмосферу постоянного страха быть пойманным. Люди были вынуждены договариваться с надзирателями или «капо» (помощники СС из числа заключенных), впадая от них в полную зависимость. Разворачивалось большое поле для шантажа: надзиратели и капо могли обращать внимание на нарушения, а могли и не обращать – в обмен на те или иные услуги.
(Абсурдность и противоречивость родительских требований или государственных законов – полный аналог).

 

Правило 3. Введи коллективную ответственность.
Коллективная ответственность размывает личную – это давно известное правило. Но в условиях, когда цена ошибки слишком высока, коллективная ответственность превращает всех членов группы в надзирателей друг за другом. Сам коллектив становится невольным союзником СС и лагерной администрации.

Нередко, повинуясь минутной прихоти, эсэсовец отдавал очередной бессмысленный приказ. Стремление к послушанию въедалось в психику так сильно, что всегда находились заключенные, которые долго соблюдали этот приказ (даже когда эсэсовец о нем забывал минут через пять) и принуждали к этому других.

Так, однажды надзиратель приказал группе заключенных мыть ботинки снаружи и внутри водой с мылом. Ботинки становились твердыми, как камень, натирали ноги. Приказ больше никогда не повторялся.

Тем не менее, многие давно находящиеся в лагере заключенные продолжали каждый день мыть изнутри свои ботинки и ругали всех, кто этого не делал, за нерадивость и грязь.

(Принцип групповой ответственности… Когда «все виноваты», или когда конкретного человека видят только как представителя стереотипной группы, а не как выразителя собственного мнения).
Это три «предварительных правила».

 

Ударным звеном выступают следующие три, дробящие уже подготовленную личность в биомассу.

 

Правило 4. Заставь людей поверить в то, что от них ничего не зависит.
Для этого:

создай непредсказуемую обстановку, в которой невозможно что-либо планировать

и заставь людей жить по инструкции, пресекая любую инициативу.
Группу чешских заключенных уничтожили так.

На некоторое время их выделили как «благородных», имеющих право на определенные привилегии, дали жить в относительном комфорте без работы и лишений.

Затем чехов внезапно бросили на работу в карьер, где были самые плохие условия труда и наибольшая смертность, урезав при этом пищевой рацион.

Потом обратно – в хорошее жилище и легкую работу, через несколько месяцев – снова в карьер и т.п.

В живых не осталось никого.

Полная неподконтрольность собственной жизни, невозможность предсказать, за что тебя поощряют или наказывают, выбивают почву из-под ног.

Личность попросту не успевает выработать стратегии адаптации,

она дезорганизуется полностью.
«Выживание человека зависит от его способности сохранить за собой некоторую область свободного поведения, удержать контроль над какими-то важными аспектами жизни, несмотря на условия, которые кажутся невыносимыми… Даже незначительная, символическая возможность действовать или не действовать, но по своей воле, позволяла выжить мне и таким, как я». (курсивом в кавычках – цитаты Б. Беттельхейма).

Жесточайший распорядок дня постоянно подгонял людей.

Если одну-две минуты промедлишь на умывании – опоздаешь в туалет.

Задержишься с уборкой своей кровати (в Дахау тогда еще были кровати) – не будет тебе завтрака, и без того скудного.

Спешка, страх опоздать, ни секунды задуматься и остановиться… Постоянно тебя подгоняет отличные надзиратели: время и страх.

Не ты планируешь день.

Не ты выбираешь, чем заниматься.

И ты не знаешь, что с тобой будет потом.

Наказания и поощрения шли безо всякой системы.

Если на первых порах заключенные думали, что хороший труд их спасет от наказания, то потом приходило понимание, что ничто не гарантирует от отправки добывать камни в карьере (самое смертоносное занятие).
И награждали просто так.

Это просто дело прихоти эсэсовца.
(Авторитарным родителям и организациям очень выгодно это правило,

потому что оно обеспечивает отсутствие активности и инициативы со стороны адресатов сообщений вроде «от тебя ничего не зависит», «ну и чего вы добились», «так было и будет всегда»).

 

Правило 5. Заставь людей делать вид, что они ничего не видят и не слышат.
Беттельхейм описывает такую ситуацию.

Эсэсовец избивает человека. Мимо проходит колонна рабов, которая, заметив избиение, дружно поворачивает головы в сторону и резко ускоряется, всем своим видом показывая, что «не заметила» происходящего.

Эсэсовец, не отрываясь от своего занятия, кричит «молодцы!».

Потому что заключенные продемонстрировали, что усвоили правило «не знать и не видеть того, что не положено».

А у заключенных усиливается стыд, чувство бессилия и, одновременно, они невольно становятся сообщниками эсэсовца, играя в его игру.
(В семьях, где процветает насилие, нередка ситуация, когда кто-либо из родственников все видит и понимает, но делает вид, что ничего не видит и не знает.

Например, мать, ребенок которой подвергается сексуальному насилию со стороны отца/отчима…

 

В тоталитарных государствах правило «все знаем, но делаем вид…»- важнейшее условие их существования)

 

Правило 6. Заставь людей переступить последнюю внутреннюю черту.
«Чтобы не стать ходячим трупом, а остаться человеком, пусть униженным и деградировавшим, необходимо было все время осознавать, где проходит та черта, из-за которой нет возврата, черта, дальше которой нельзя отступать ни при каких обстоятельствах, даже если это угрожает жизни. Сознавать, что если ты выжил ценой перехода за эту черту, то будешь продолжать жизнь, потерявшую всякое значение».

Беттельхейм приводит такую, очень наглядную, историю о «последней черте».

Однажды эсэсовец обратил внимание на двух евреев, которые «сачковали».

Он заставил их лечь в грязную канаву, подозвал заключенного-поляка из соседней бригады и приказал закопать впавших в немилость живьем.

Поляк отказался. Эсэсовец стал его избивать, но поляк продолжал отказываться.

Тогда надзиратель приказал им поменяться местами, и те двое получили приказ закопать поляка. И они стали закапывать своего сотоварища по несчастью без малейших колебаний.

Когда поляка почти закопали, эсэсовец приказал им остановиться, выкопать его обратно, а затем снова самим лечь в канаву.

И снова приказал поляку их закопать.

На этот раз он подчинился – или из чувства мести, или думая, что эсэсовец их тоже пощадит в последнюю минуту.

Но надзиратель не помиловал: он притоптал сапогами землю над головами жертв. Через пять минут их – одного мертвого, а другого умирающего – отправили в крематорий.

Результат реализации всех правил:

«Заключенные, усвоившие постоянно внушаемую СС мысль, что им не на что надеяться, поверившие, что они никак не могут влиять на свое положение – такие заключенные становились, в буквальном смысле, ходячими трупами…».

Процесс превращения в таких зомби был прост и нагляден.

Сначала человек прекращал действовать по своей воле:

у него не оставалось внутреннего источника движения, все, что он делал, определялось давлением со стороны надзирателей.

Они автоматически выполняли приказы, без какой-либо избирательности.

Потом они переставали поднимать ноги при ходьбе, начинали очень характерно шаркать.

Затем они начинали смотреть только перед собой. И тогда наступала смерть.

В зомби люди превращались тогда, когда отбрасывали всякую попытку осмыслить собственное поведение

и приходили к состоянию, когда они могли принять все, что угодно, все, что исходило извне. «Те, кто выжили, поняли то, чего раньше не осознавали: они обладают последней, но, может быть, самой важной человеческой свободой – в любых обстоятельствах выбирать свое собственное отношение к происходящему».

Там, где нет собственного отношения, начинается зомби.

Источник

Share on facebookShare on twitterShare on vkShare on odnoklassniki_ruShare on google_plusone_shareShare on tumblrShare on livejournalShare on mymailruShare on bloggerShare on redditShare on linkedinMore Sharing Services
110

 

© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0200076 от 1 мая 2015 в 17:45


Другие произведения автора:

О Форуме Новых коммунистов: марксизм и современный рабочий класс.

Профессиональный гражданский активист М. Шнейдер из гнезда Г.Х. Попова, Ельцина.

Меню пенсионера.

Рейтинг: 0Голосов: 0420 просмотров

Нет комментариев. Ваш будет первым!