|
Юрий, доброго дня Вам, дорогой поэт! Знаете, моё обращение «дорогой» имеет двойной смысл, как и Ваше стихотворение: ДОРОГОЙ для меня друг, которого ценю и уважаю, ДОРОГОЙ поэт, потому что Ваша поэзия имеет высокую планку. В доказательство займусь разбором «полетов» Вашей фантазии в этом стихе. Люблю покопаться вот в таких интересных и богатых на внутреннее содержание текстах. Для меня это, как для любителей разгадывать кроссворды. )))) Вы уж простите, Мастер, что я иногда так скрупулёзно разбираю. Но ведь без подробного анализа здесь не обойтись.))))) Поэты часто используют различные художественные средства для раскрытия темы, образов, сюжета своих творений. Но редко можно встретить использование стихотворения – метафоры (не просто отдельно одной- двух метафор), т.е. такое художественное целое, в котором метафорическая структура, охватывая все произведение целиком, получает композиционно-речевое выражение, что является непосредственным подтверждением соотносимости метафоры и произведения. Такими стихами в русской литературе были стихи Полонского «Нищий», Пушкина «Эхо», Лермонтова «Утес» и многие стихи символистов, в которых ложно основной план создаёт тематическую нагрузку основного второго плана. И вот, прочитав Ваше стихотворение, я обрадовалась тому, что и Вам, Мастер, удалось написать стихотворение – метафору, и написать удачно. У Вас получилась двучленная композиция всего стихотворения, как развернутой метафоры. В чем же это? Во-первых, сам образ и его профессия – ПОРТНЯЖКА – не портной, а портняжка. Уже это имеет смысл: маленький человек с большими амбициями. Ваше стихотворение имеет зачин:
Жил портняжка всем на славу,
Вроде парень всем хорош.
Прибегали к парню дамы:
"Тут подшей, заказ возьмешь?"
Подшивал, кроил и резал,
Брал оттуда, клал сюда.
Все заказы быстро делал,
Посчитал, что он - звезда.
Здесь все сразу: и характеристика ЛГ настраивает на сомнение качества всего одним словом –ВРОДЕ- да и действия:
Подшивал, кроил и резал,
Брал оттуда, клал сюда.
На первый взгляд, действительно, ЗВЕЗДА. Но выступает сквозной для всего стихотворения мотив: желание сделать что-то своё, а не себе. Вот здесь и переплетаются два плана стиха: видимый и «подводный», ложный. В этом и работа для мозга читателя.
Во-вторых, что же это за лоскутки:
От заказов тех изделий
Оставались лоскутки.
Он из них шедевры делал
Мановением руки.
И опять работает второй , скрытый аллегорический план: остатки от чужой идеи обличить в свою форму. Браво, Мастер!
В-третьих, как понять эту часть стиха?
И была мечта портняжки:
Что-то сделать для себя,
Надоело шить рубашки,
Хоть и быстро, и любя.
Да очень просто: сделать самому свое, не из лоскутков другого, а своё собственное! Но тщетно!
Все умел, прекрасно шил он,
Для себя никак не мог:
То уколет палец шилом,
То закатится челнок.
Здесь в этом катрене всё: есть желание, но нет таланта. И опять метафорические аллегории здесь помогают вникнуть в суть основного завуалированного содержания: использование чужого труда и выдача его за свое творение. Отлично! Примите мои восхищения, Юрий, мастерски всё сделано, молодец, не придерешься.
И далее, из внутреннего монолога портняжки мы узнаем, что он мучается, ищет, но не находит ответа, как поступить, и от этого, конечно, страдает. А вот в этом катрене опять соединяются два содержания текста, истинного и ложного, в одном:
Подправлять всегда легко мне
Или что-то изменить,
Мысли бегают проворно,
И рука… за нею нить.
Здесь явно выступает скрытый план (присвоение чужих мыслей), но опять Вам, Мастер, удалось увести читателя всего одним словом НИТЬ… И опять перед нами «всесильный» портной.
И наконец, не может не восхитить та часть стиха, где идет борьба человеческого порока – ГОРДОСТИ, с обыкновенной человеческой СОВЕСТЬЮ. Здесь можно много еще говорить, но… главное в том, что СОВЕСТЬ уходит, оставляя портняжку:
У тебя изъян повсюду,
Душно мне …
…и с тем ушла.
Она уходит,покидая ЛГ, но слышны еще её отголоски, и в душе ЛГ идет борьба за человеческую личность:
В левом ухе:
- Совесть слушай!
В правом смех:
– Тогда- дурак!
Но не привык ЛГ работать головой , ведь легче присосаться к чужой идее. Поэтому вот этот глагол «ухмыльнулся» ставит все на своё место: «Пусть останется все так!»
И дальше уже выводы самого автора:
Оказался слаб душою
Наш портняжка, хоть и хват.
И не стать ему левшою,
Тут никто не виноват.
А вот за слово «левшою» отдельное спасибо! Это указание на талантливость нашего народа. Оправдываю в заключительном катрене – морали изменение ритма и размер стиха – с хорея на ямб. Здесь автор хочет отделить себя полностью от своего ЛГ и свою заключительную мысль Вы, Юрий, пишете вот именно так, как написали, потому что это Ваша личная авторская и человеческая позиция. С теплом и уважением, Аксинья.
|