Осмысливая ситуацию ...

21 сентября 2012 — Татьяна Капутина

                                            

 

                                             " Ай, кажется, вышли плохие стиши.
                                              Ой, мне разрешается, Я ж - от души..."    

 

          Осмысливая текущую ситуацию на ЛИТЕРАТУРНОМ ПОРТАЛЕ, прихожу в недоумение - Что же происходит? - ЛЮДИ!

 

          Ироническая поэзия всегда была очень популярна, а в особо смутные времена - даже популярнее любовной. Памфлеты писались в Древней Греции, в Древнем Риме, в средневековой Европе (известны даже едкие памфлеты на католическую церковь и святую инквизицию), да в современной России политическая сатира заняла свое достойное место. И это свидетельство болезни нашего общества, как и литературы. Впрочем, в этом мы не одиноки...

          Самый распространенный вид иронических стихов - пародия. Правда, смысл этого слова несколько изменился. Пародируется не стиль автора и его ошибки, а некая ситуация, выраженная в стиле какого-либо автора. То есть пародия сегодня направлена не на автора-графомана, а на событие или ситуацию, не связанную собственно с автором. Порой хорошая пародия становится куда более известной и значительной, чем сам оригинал. Думаю, многие из достаточно поживших людей помнят пародию Александра Иванова: "И вырвал язный мой грешик, чтоб Пушкина не трогал..." Но никто сегодня не вспомнит ни автора, ни произведения, на которое эта пародия была написана. Развитие Сети позволяет авторам мгновенно реагировать на различные события и сразу же выставлять на суд читателей блистательные или неудачные пародии и иронические стихи.

           Пародия на протяжении всей своей многолетней истории была формой литературной критики и участницей литературной борьбы. Пародировались ведь не только отдельные авторы, но и темы, и жанры, и литературные школы, и творческие методы и стили, и ситуации
           Пародия по-своему помогала литературе меняться, развиваться, двигаться вперед, смеясь, прощаться с прошлым. Отсюда устремленность пародистов всех времен избирать мишенью своего остроумия отжившее, дискредитировать ложные авторитеты, указывать читателю на незамеченные им слабости незаслуженно прославленных произведений.

          Этим ЛИТЕРАТУРНЫМ жанром пользовались и  Великие поэты-сатирики и пародисты. Вообще -  (с)"Россия - страна сатиры. Сатира - вечный и естественный спутник трагедии; смех, который она вызывает, больше похож на конвульсии и рыдания, чем на беззаботный хохоток. Гоголь требовал, чтобы люди, узнавая себя в тупых и продажных идиотах его произведений, смеялись над собой. Салтыков-Щедрин хотел, чтобы люди смеялись..." как пишет координатор Союза Писателей = Николаев -  потому что  всегда был смешон дилетантизм, прикрывающийся многозначительностью. Он разоблачал псевдоинтеллектуальные стихи, углубленность, которая на самом деле оказывалась обыкновенной плоскостью.

           Как писал А.А. Иванов = (с) "- Сотни тысяч людей сейчас пишут стихи, легко овладевая элементарными навыками создания всевозможных ямбов, хореев и даже верлибров. В самом этом явлении нет беды, оно даже признак возросшей культуры населения. Беда в том, что графомана тянет к славе, к признанию, и он осаждает издательства. В редакции одного московского журнала мне сказали, что они получают ежемесячно 150 -200 килограммов стихов. Это была не шутка, а констатация факта, стихи пересчитывались на вес, ибо таково было их качество. А между тем часть их, и не малая, просочилась в печать. Редакторская плотина не устояла перед бурным валом. Критика постоянно сетует на эти прорехи в плотине, но одних сетований бывает недостаточно. И тут на помощь приходит смех, разоблачающий литературную несостоятельность. Я слишком люблю литературу, чтобы мириться в ней с серостью, бескультурьем, со всем, что обедняет и усредняет нашу поэзию. В пародии я не только борюсь. У меня есть и друзья в поэзии, которых мне хочется поддержать своими пародиями. Я считаю, что по стихам поэта должно быть ясно, что он безусловно любит, а что безусловно ненавидит. Тогда и к нему самому можно испытывать сильные чувства. И еще - поэт должен иметь право на свои слова, на свои восклицания, декларации, призывы, а право это можно заслужить только жизнью, соответствующей творчеству. Такой жизнью, убежден, живет Булат Окуджава, почти не отличимый от своего лирического героя, органически не принимающего подлость и ложь. Таким представляется мне Давид Самойлов, чьи стихи содержат неизъяснимую тайну прекрасного при кажущейся легкости их и простоте. Такую жизнь прожил Владимир Высоцкий, он воспел в нашем поколении и героическое, и драматическое, и смешное." /конец цитаты/
            Но как оказалось - на "Стихах и прозе России" - нынче этот ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖАНР - гоним...

            На наших глазах массово пинают талантливого Автора - блистательного лирика и пародиста, требуют изгнать его с Сайта и чуть ли не отдать под Суд. И вместо защиты  - Администратор счёл уместным удалить особо талантливые пародии и отправить Автора в недельный бан...

            Мне трудно осмыслить "Соломоново решение" Администрации  ЛИТЕРАТУРНОГО ПОРТАЛА, оказалось лично-разборочный флуд здесь в бОльшей чести, чем  произведения сатирического и пародийного ЛИТЕРАТУРНОГО Жанра...

            Хотелось бы спросить Администратора - Нападки на пародиста всем скопом разгневанных клонов - гонение и преследование его как Личности и автора талантливых произведений - уничтожение этих произведений  для читателей - это ли здесь НОРМА?

            Если это так - я не знаю причин удержавших бы меня на таком  ЛИТЕРАТУРНОМ ПОРТАЛЕ.

© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0080222 от 21 сентября 2012 в 20:28


Другие произведения автора:

Измена

... молюсь...

Родимое пятно

Это произведение понравилось:
Рейтинг: +3Голосов: 31903 просмотра
Граф О Ман # 21 сентября 2012 в 21:33 +1
Дорогая Татьяна Андреевна, к сожалению, я не могу привести здесь столь же научный комментарий, но могу рассказать пару реальных случаев из моей жизни, связанных с пародиями, мною нацарапанными. Однажды один хороший поэт из пролетариев и немного вспыльчивый, особенно под газом, и большой любитель пафосной поэии, узнав, что я слепил пародию на одно его стихотворение, подошол ко мне вместе с ещё одним хорошим поэтом (нашим общим знакомым) разобраться. Планировался небольшой мордобой. А дело было перед ежегодным выступлением поэтов для любителей поэзии в здании областной филармонии. И он, с весьма грозным видом, потребовал объяснений. Я просто начал читать эту самую пародию и, постепенно, хмурое выражение его лица начало меняться, тем более, что там шлось о, до боли знакомой и родной, водочке, а потом все трое заржали. На этом всё и закончилось. Выступление в тот день прошло успешно и, как водится, завершилось походом в одно из близлежащих кафе, где присутствовал не только Бахус, но и музы поэзии и бардовской песни. В другой раз, после поэтического вечера в музее космонавтики, ко мне подошол один из местных начинающих поэтов (офицер) с литературным прозвищем "Гусь", или, как мы его ласково называли "Гусик", на которого я состряпал несколько пародий (а там, действительно, невозможно было удержаться), и вызвал меня на дуэль!!! Под висящим настоящим космическим кораблём, рядом с настоящим луноходом! (Это ж так романтично...) Поскольку пистолетов ни у него (ТТ), ни у меня (Марголин) с собой не оказалось, да и связываться с дураком не хотелось, то я растерялся. Но присутсвовавший тут-же автор бардовских песен (инвалид-десантник), предложил драться на гусиных лапках(!!!) Кончился "базар" тем, что "Гусик" предложил мне купить несколько войсковых телефонных аппаратов на дачу (прочный корпус, не боятся мороза, генератор вызова есть встроенный и т.д). Это потом уже, даже, просили некоторые написать и на них пародию, но я понял, что теряю свой стиль и начал завязывать с этим неблагодарным делом. Но трудно отделаться от вредной привычки. А гадость эта - такая прилипчивая!
Татьяна Капутина # 21 сентября 2012 в 22:03 +2
Мне очень нравятся Ваши остроумные пародии, дорогой Граф, и на мои опусы и вообще!
Это редкий талант, и чрезвычайно жаль, что он скупо ценится на некоторых ресурсах...
Да и посмеяться над своим "творчеством" далеко не каждый настолько умен...
А ведь это движитель прогресса Поэзии, иначе она бы умерла от серости и ширпотреба...
Благодарю Вас за отклик)) и действительно уж лучше поединок на гусиных лапках, чем хором клонов требовать линчевать пародиста, каким-то причудливым образом идентифицировав себя с персонажем его пародии...
Илга Лукина # 22 сентября 2012 в 11:14 +2
Татьяна Капутина # 22 сентября 2012 в 17:52 +2
Вам - Илга - мои восхищение и благодарность,
за выдержку и мужество, и главное - бесстрашие сказать ПРАВДУ!
Мне 66 лет и... скоро уходить, поэтому я предрекаю Вам БОЛЬШОЕ БУДУЩЕЕ,
вы просто обречены на СЛАВУ!
Никому из спорящих с Вами сегодня - это не грозит))
Вся эта "пена" уйдёт в сетевую канализацию - останутся ТОЛЬКО СТИХИ,
- поэтому пишите и пишите, не оглядываясь ни на что.
Удачи Вам!
Елена Савранская # 22 сентября 2012 в 16:08 +1
ПАЛИТРА- СМЕХ!

Пародия, как жанр, много претерпела за свою историю ( как и сами сатирики- пародисты)
Можно по- разному её воспринимать, но игнорировать невозможно!
Обращусь к классике жанра :
-----------------------------------
Александр Гликберг ( Черный)
(С)
Книжный клоп,- давясь от злобы,
раз устроил мне скандал:
"Ненавидеть- очень скверно!
Кто не любит-тот шакал!
Я тебя не утверждаю!
Ты ничтожный моветон!
Со страниц литературы
убирайся к черту вон!"

Пеплом голову посыпав,
побледнел я, как яйцо,
проглотил семь ложек брому
и закрыл плащом лицо.
Честь и слава- все погибло!
Волчий паспорт навсегда...
Ах,  зачем я был злодеем
без  любви и без стыда!

Но в окно впорхнула МУЗА
и шепнула: "Лазарь, встань!
Прокурор твой слеп и жалок,
как протухшая тарань...
Кто не глух, тот сам расслышит,
сам расслышит вновь и вновь,
что под ненавистью дышит
оскорбленная любовь".
(1922)

Прим.
Александр Михайлович Гликберг,
13.10.1880-5.8. 1932

Псевдоним... очень символичен. Но он существовал на самом деле.
А.М. Гликберг родился в Одессе.
В раннем детстве жил в городе Белая Церковь, позже семья переехала в г. Житомир.
Гимназическое образование прерывалось ради заработков.
Проводя дни в "КАНЦЕЛЯРЩИНЕ"- в городской службе сборов,- начал писать-" для себя",- но не лирику, а сатирическо-фельетонные стихи и прозу,- то есть он был великолепным, искрометным сатириком.
(С)
«УТРАТИВ СОН, ХУДОЙ И БЛЕДНЫЙ,
ОН СТАЛ ХУЛИТЬ ВЕСЬ БОЖИЙ СВЕТ,
А ПРО НЕГО ШЕПТАЛИСЬ: « БЕДНЫЙ,
ПЛОХОЙ КОНТОРЩИК И ПОЭТ» ( А. М. Гликберг)

Гликберг был сотрудником редакции, печатником, типографским рабочим.
В возрасте 24 лет поэт перебрался в Питер…
P S :
А. ВУЛИС
из книги "Литературные зеркала"
ПОД ЗНАКОМ ПАРОДИИ (из очерка)
-----------------------------------------------
(С)
«…Эпиграмический " поворот" и пародия  используются в сатирических, юмористических (иронических)  и др. жанрах.

ПАРОДИЯ  подобна тем " растениям",- которым стволы других растений заменяют почву.
ПАРОДИРОВАНИЕ создание развенчивающего двойника, но " двойник" естественно,  ОПИРАЕТСЯ на передразниваемый объект!
Нет объекта - нет и пародии.
Художественное предназначение пародийного образа- ПРИВЛЕЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ:

ПАРОДИЯ- забирает у «жертвы» СТИЛИСТИКУ И СЮЖЕТ
----------------------------------------------------
принцип композиции и типизации
---------------------------------------------
героев и диалоги,
----------------------------------------
СЛОВОМ ВСЕ, что нужно для создания художественного единства!

Объект насмешки и его ВАРИАНТ оказываются в отношении СИМБИОЗА:
они СОСУЩЕСТВУЮТ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗЕ,- иногда, враждебных друг другу частей единого целого...
Обратитесь к любой пародии, признаваемой читателем за пародию.  Вам предстанет подобная же ситуация. Пародийный дубликат будет похож на прототипическую модель и, вместе с тем, на поверхность всплывут и некоторые отличия.

Оптике пародиста присуща диалектическая тенденция: отражая,- преображать и, преображая,- сохранять верность первоначальному отражению.

ПРЕДПОЛАГАЕМАЯ РЕАКЦИЯ ЗРИТЕЛЯ- УЗНАВАНИЕ!

ПАЛИТРА- СМЕХ. Неизвестное в сочетанием с известным..."
Илга Лукина # 22 сентября 2012 в 17:00 +2
Елена!
Прочла с большим интересом!
Впервые столкнувшись с великой Личностью - уважаемым Графом, на этом сайте, я была восхищена его мастерством, его юмором, его любовью к пародируемым авторам. Потом, при более внимательном изучении его творчества, обратила внимание на умение балансировать на "лезвии ножа", где любое неверное движение - падение в пропасть. Потом я поняла, что пародист должен быть неуёмным оптимистом, чтобы надеяться на благосклонность пародируемого автора, верить в торжество добра в борьбе со злом. И только потом, когда попробовала себя в этом жёстком костюме юмориста-пародиста, поняла, что для этого сам пародист должен быть чистым и светлым, как стёклышко! Любая ошибка поднимается врагами на знамёна борьбы с "безнравственностью" автора (ведь технику исполнения, мастерство пародиста очень трудно осудить, если пародия сделана мастерски!). Человек обвиняется в том, что он сатанист, или безбожник (попробуй это оспорь!), что он склочный человек, ибо кто-то в обобщаемом им Л.Г. узнал себя, либо называется "Деткой", ибо он якобы моложе обвинителя. А чаще всего применяется "удар ниже пояса" - голословное обвинение в плагиате.
Поэтому я с жадностью изучаю опыт Человека, который может вовремя подсказать, помочь автору в его ляпах.
Да, это очень трудно - прочитав пародию, узнать себя в ней и исправиться, отредактирвать свой текст, или избавиться от того, что тянет душу человека к низменным поступкам, к стадности, к всеобщему "одобрямсу".
Я низко кланяюсь уважаемому Графу, дружбой которого удостоена и которой очень дорожу!
Я низко кланяюсь Татьяне Андреевне, которая личным примером, своим участием помогает мне выдержать шторм несправедливых нападок!
Я низко кланяюсь Вам, Елена, за возможность прикоснуться к настоящей поэзии на Вашей страничке и за этот развёрнутый пост, после прочтения которого мне стало понятно, что пародия - это подвиг!
Спасибо вам всем огромнейшее!
Елена Савранская # 22 сентября 2012 в 18:03 +2
Илга, я рискну выложить несколько своих пародий ( несмотря на...  smile )
  Мои пародии известны в инете, более того,-  многие одобрены одним из известнейших пародистов- О.Е. Купером (Бондарем), руководителем Лит. студий г. Харьков, моим знакомым по сайту " Стихослов",( где, к слову,- к пародии относятся не просто терпимо, а... с интересом ждут новых творений Сергея Воронова, mamay ( весьма известных пародистов из Тель-Авива))
А без творчества пародистов сайты много теряют ( имхо, естественно)
sm11
Татьяна Капутина # 22 сентября 2012 в 17:36 +3
Спасибо, Вам - Елена, и глубокий поклон за прекрасное дополнение, придающее весомость этому посту!
Особая благодарность Вам за проникновение в суть, единомыслие, неравнодушие, дружескую поддержку и безусловно ВАШУ ПОЭЗИЮ! В связи с этим, искусно нагнетаемым скандалом на ЛИТЕРАТУРНОМ ПОРТАЛЕ - совершенно не остаётся ни сил, ни времени, чтоб почитать или написать что-нибудь стоящее...
Очень рада Вашему визиту и душевному со-переживанию в сложившейся ситуации!