Конь в славянской мифологии

28 декабря 2013 — Мирика Родионова
article150324.jpg
Конь — Зверь Даждьбога. Конь(комонь, клюся, тарпан) — одно из самых почитаемых у славян животных. Белые и рыжие кони считались посланниками тепла и солнечного света, всякого блага. Славяне верили, что солнечный диск несет по небесному своду колесница, влекомая тремя конями. В пословицах и поговорках нашли отражение терпение, выносливость и неумеренный аппетит лошадей. Изображения коньков охраняли жилища славян от вредных духов и враждебных навий. В виде чудесных коней представлялись все значительные явления природы — ветра, облака и грозовые тучи, быстрый проблеск молнии. Например, Утренняя Заря (Денница) ведет по узды сияющих белых коней (рассветные облака),отгоняя всех вредоносных созданий огненными стрелами (лучами восходящего солнца). Днем кони становятся красными (рыжими), к вечеру — сивыми(темно-серыми) и Вечерняя Зоря уводит их с небосвода. Ночь же — это вороной(черный) конь. В это время солнечный диск Хорс освещает подземный мир. Звезды и созвездия тоже сравнивали конями, а Млечный Путь с молоком небесной кобылицы. Примечательна связь коней с росой — целебной водой с сильными магическими свойствами. С появлением Солнца роса исчезает, ее выпивают небесные кони. Кони сравнивались с быстрокрылыми птицами, воплощением всего динамического, буйного, неспокойного и вместе с тем мудрого. Природная мощь коня трудноукротима, поддается только сильному и уверенному седоку. Усмирить дикого коня на метафорическом языке означает приручить саму природу, заставить отдать часть своих безграничных возможностей. У многих народов подобное испытание входило в обряд инициации, который должен пройти каждый мужчина. Всадник на коне — символ многогранный. Он несет с собой стремительные перемены, часто ведущие к гибели и разрушению. Если светлый конь олицетворяет собой радость солнечного света, то конь черный несет на своей спине саму Смерть. С далекого степного юга приходили орды кочевников и топот лошадиных копыт нес с собой дурные вести. С тех пор вороной огнедышащий конь — это образ всякой беды, демон, служащий темной силе. Вещий Олег погиб от укуса змеи, выползшей из черепа любимого коня князя. . С разделением власти над миром и всеми явлениями его бытия белые кони передаются в народном воображении богу-солнцу, богу-громовнику (сначала Перуну, потом Святовиду и, наконец, Светловиду-Ярмле), черные же становятся собственностью Стрибога и всех буйных ветров, Стрибожьих внуков. «Обгонит белый конь - день на дворе, вороная лошадка обскачет - ночь пришла!» - еще и теперь говорят в народе. «Конь вороной через прясла глядит», - можно услышать перед наступлением ночи. Во всех славянских сказаниях темная сила представляется выезжающей на черном коне, белая - на белом. На конях любят разъезжать домовые и прочие дворовые духи. Любимцев своих они ласкают и прихорашивают, а если захотят досадить хозяину — то и укатать до смерти. Священные кони были у каждого крупного языческого святилища. С конями связано множество пословиц и примет. Атрибуты лошадиной упряжи, подковы, колокольчики, конские черепа — все это считалось могущественными оберегами, защитой от бед, залогом благополучия.
© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0150324 от 28 декабря 2013 в 13:02


Другие произведения автора:

Время ошибаться не велит

Про Васю - мужа

Раскудрявились березки

Это произведение понравилось:
Рейтинг: +3Голосов: 3841 просмотр
Татьяна Папантонио # 28 декабря 2013 в 14:41 0
Интересно!
Мирика Родионова # 28 декабря 2013 в 19:21 0
С vb123 асибо, татьяна!
Лес есть лес...А в лесу - и Дед Мороз!
С наступающим! vb123
Екатерина Комарова # 28 декабря 2013 в 19:08 0
vb115  013smile  santa2
Мирика Родионова # 28 декабря 2013 в 19:24 0
Е br атерина, привет!
Как предновогодние хлопоты, успеваете?
Сейчас выложу статью - о Соли, а потом напишу, как почистить дом  перед Новым годом, это залог прекрасной атмосферы в жилище - на весь год.
Приходите, интересуйтесь!
С теплом и уважением! br