Какими бывают строфы?

2 августа 2011 — Администратор

 Приведем несколько вариантов строф.

 Четверостишие, или как ее называют реже, катрен, — чаще всего встречающаяся разновидность строфы, состоящей из четырех стихотворных строк. Катрен обязан своей популярностью у авторов большому количеству вариантов рифмовки. Четверостишие, как правило, является законченной и по смыслу, и с точки зрения синтаксиса группой строк.

Октава, строфа, имеющая восемь строк, встречается реже, чем четверостишия, однако также считается довольно распространенной. В России написанием стихотворений октавами увлекались представители дворянской поэзии, в том числе и Кюхельбекер. 

Этот способ группировки строк в предложении появился в Италии. Изначально к нему предъявлялись строгие требования относительно расположения рифмованных строк внутри строфы, а также к интонационной нагрузке. Октаву открывает женская рифма, которая на протяжении шести строк через одну чередуется с мужской. Окончания последних двух строк октавы имеют собственное, обычно женское, созвучие. Октава имеет сильное, напряженное звучание, однако в современной русской поэзии используется довольно редко.

Терцина — это строфа, имеющая три строки, две из которых рифмуются между собой, а третья — с двумя строками следующей терцины. Схематически терцину можно изобразить следующим образом: аба бвб вгв гдг и т.д., где каждая буква обозначает рифмованную строку стихотворения. Завершается терцина отдельной строкой, рифмующейся со второй строкой предыдущей стровы, так, что фактически получается уже не терцина, а четверостишие, довершая это сходство, многие авторы графически размещают замыкающий стих в одной группе с последней в стихотворении строфой. 

Терцины пришли к нам из Италии, где впервые были употреблены Брунетто Латини, а повсеместное распространение получили после того, как Данте использовал их в «Божественной комедии». Классические итальянские терцины писались с использованием женских рифм, однако в настоящее время это требование соблюдается не всегда.

Онегинская строфа, по своей сути,  является «стихом в стихе». Имея достаточно сложное строение, она дает автору широкие возможности для выражения смысла и настроения стихотворения. Условно онегинскую строфу можно разделить на четыре части — три четверостишия, последовательно написанные с использованием перекрестной, парной, а затем опоясывающей рифмовки, и одно двустишие, где строки рифмуются между собой.

Первые строки в этих группах, должны рифмоваться с использованием женского созвучия, завершающая пара строк объединяется мужской рифмой. Также можно довольно четко сформулировать и требования к композиционному построению строфы в этом случае. 1-я часть обозначает общую тему строфы, 2-я дает ее развитие, в 3-ей автор делает кульминацию, а 4-ая часть представляет собой логическое завершение, некий вывод, выраженный в ироничной либо афористической форме. 

Использование онегинской строфы оправданно в длинных стихотворениях, насыщенных лирическими отступлениями и размышлениями автора. Впервые такой метод группировки строк в стихотворении был употреблен А. С. Пушкиным в романе «Евгений Онегин», что и дало строфе ее название.

Балладная строфа может иметь различное количество строк, число стоп в которых не должно быть одним и тем же. В строфе строки группируются следующим образом: четные имеют одно количество стоп, нечетные — другое. Чаще всего при написании балладных стоп используется анапест, при этом четные строки содержат четыре стопы, а нечетные — три.

Одическая строфа состоит из десяти строк, которые рифмуются в строго определенной последовательности. Условно ее можно разбить на два четверостишия, расположенные в начале и в конце строфы и двустишие, размещающееся между ними. Первое четверостишие пишется с использованием перекрестной рифмовки, замыкающее строфу — с использованием опоясывающей. Две строки, расположенные в центре строфы рифмуются между собой.

Термин «сонет», дословно переводящийся как «песенка», означает строфу, состоящую из 14 строк, сгруппированных в строго определенном порядке. Условно сонет можно разделить на два четверостишия и два трехстишия, где в общей сложности употребляется пять рифм, две в катренах и три в терцетах (трехстишиях). 

По порядку расположения строк в строфе сонеты подразделяют на итальянские (в катренах используется опоясывающая или перекрестная рифмовка, причем одна и та же для обоих четверостиший, в терцетах рифмы могут чередоваться в любом порядке) и английские (строфа «разделяется на три катрена и одно рифмованное двустишие, для четверостиший используется такая же рифмовка, как и в итальянском сонете). 

Для сонетов определены определенные композиционные требования, строфа должна строиться от завязки к развитию, затем кульминации и развязке. Сонеты часто используются при написании лирических стихотворений. Изначально появившись в Италии в конце 13 в., в русской поэзии такой способ группирования строк в строфу стал применяться только в 18 в.

Лимерики — строфы, состоящие из пяти строк, длина и способ рифмовки которых довольно четко определяются традициями. Содержание лимериков должно быть юмористическим, причем в самом стихотворении должна обыгрываться бессмыслица, а каждое пятистишие должно нести законченную мысль. Впрочем, часто лимерики состоят только из одной строфы. 

Стихотворения-лимерики впервые появились в Британии, однако почему жанр носит именно такое название, доподлинно неизвестно. Довольно часто лимерики описывают действия главного героя и реакцию на них со стороны окружающих, однако такая узкая направленность значительно расширяется в виду того, что такое стихотворение должно иметь несколько толкований, в нем необходима игра слов, где смысл стиха меняется с каждой новой строчкой, а сам юмор должен быть то мягким и добрым, то ироничным и довольно острым. 

Чаще всего лимерики пишутся анапестом, при этом форма рифмовки выглядит следующим образом: а а б б а. Интересно, что рифмованные строчки, расположенные в середине пятистишия часто составляются таким образом, чтобы в них «не хватало» трех слогов. В результате звучание стихотворение получается бойким, задорным. Широкое применение лимерики нашли в детской поэзии.

© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0009125 от 2 августа 2011 в 12:46


Другие произведения автора:

Обсуждение условий конкурса

Итоги конкурса, посвященного Дню Победы

Итоги конкурса "Путешествие по России"

Теги: строфа
Алистер # 16 июля 2012 в 02:30 0
А мне вот интересно. Может стих состоять из трёх столбцов по 3 строки. Я знаю что существует 3 строки(ТЕРЦЕТ). Но может ли всё-таки стих состоять из трёх столбцов по 3 строки?
Аль Фернис # 11 ноября 2012 в 00:06 0
Самодостаточно - это когда срифмованы все отрезки, определённые лично графически в общий повторяющийся узор в других формочках текста (у вас - как вам показали, что только так и не иначе), а также все полные строки, которые могут быть биты графически, так и прописаны во всю длину, не зависимо от внутренних подрифмовок отрезков.
Но любая формочка заканчивается не тогда, когда хочешь, а когда замкнулись в узор все полные строки и можно сделать пробел - не выдуманный или по шаблону, о котором тут говориться, а поддержанный "желанием" самой законченной формочки.. Все звуки свелись кончиками, строчки "схлопнулись" в узор или его фрагмент, поделенный между формочками..
Если выходит так, то можно писать в любой формат, а не только копировать, что делалось триста лет назад..
Очень напоминает песню черепахи Тортиллы..)))

Да! Я - не админ, на всякий случай..))


Ещё PS - про "определённые лично графически".. Если строки сносятся не акцентируя завершённые мелодические части, а где попало, даже не соблюдая длины в слог и размер.. это не стих. Это усечённая версия.
Она работает только под своё воображение и под мелодию при подаче с голоса. Ей не хватает выполнения всех условий, чтобы она пела себя сама и называлась стихом..
А кто что наврёт и ради чего - не мои заботы..)))
Хотя, я тоже люблю так балдеть.. Подумаешь!))
Леонид Котов # 27 декабря 2013 в 18:43 0
Автор написал тут про строфы определённого размера, которые получили особые названия. А вообще,- строфы могут содержать самое разное число строк. Строфы свободного размера - это части стихотворения, которые его автор посчитал необходимым отделить друг от друга пробелами. Поэтому, если стихотворение разделено на строфы по 8 строк, это не обязательно октава, просто так поэт нашёл необходимым разделить текст своего стихотворения (например, "14 декабря 1825 года" - Тютчев, “Наслаждайтесь: всё проходит! - Баратынский”). Одно стихотворение может содержать строфы с разным числом строк. Например, пушкинское “Изыде сеятель сеяти семена своя” состоит из 2-х строф, первая - 7 строк, 2-я - 6 строк; а его же стихотворение “Лицинию” разделено на 6 строф разного размера, самая малая строфа - 4 строки, самая большая строфа - 30 строк.
Аль Фернис # 14 июля 2015 в 15:58 0
Я так понимаю, не автор написал, а информация взята из "утвержденных методичек", кроме которых ничего нет..)))
И меня вообще условно причислили к дворянству, но я-то так не считаю? )))
Для меня окатва - это вообще неполный шаблон формочки, только неверно записанный графически..
А из неё получается хоть двустрочие, хоть блок из 12-ит строк, да и вообще любая достаточная формочка любого вида, в разумных пределах.))