Вправе ли мы
выставлять мумии в музеях
«Волеизъявление
лица о достойном отношении к его телу после смерти» — это юридическое
понятие в той или иной форме прописано в законодательстве большинства
современных государств. Но в широком плане уважение к посмертному
волеизъявлению человека можно назвать укоренившейся многовековой традицией — вспомним
хотя бы право на завещание о наследстве.
В связи с этим хочется обратить внимание на один
парадоксальный, просто вопиющий с точки зрения посмертных прав человека
феномен.
Вряд ли в мировой истории были народы, более озабоченные
посмертным состоянием своего тела, чем древние египтяне. В их представлениях
правильность захоронения, сохранения бренных останков, окружение тела умершего всяческими
предметами быта должно было помочь душе покойника в посмертном существовании.
Всё это подтверждается исследованиями учёных-египтологов.
Таким образом, воля умершего того или иного жителя Древнего Египта выражена
ясно, чётко и однозначно.
Не буду здесь описывать древнеегипетские погребальные
обряды — о них сейчас нетрудно найти информацию в интернете. Если сказать
коротко, то египтяне хотели, чтобы их тела лежали непотревоженными в гробницах,
а не выставлялись на всеобщее обозрение в музеях, как это делается сейчас.
Получается, что те, кто больше всего заботился о
посмертном покое своего тела — выставлены напоказ. Понятно, что в строгом
смысле слова — выставлены не они, а их бренные останки, но люди настолько
привыкли отождествлять себя со своим телом, что в данной работе этим нюансом
можно пренебречь.
А как же быть с правами человека? Уж мы то наверняка
знаем посмертную волю древних египтян через условия их погребения, через исторические
исследования, через письменную традицию в конце концов. Это ещё с костями
первобытных людей из тех культур с захоронениями которых не всё понятно можно
оправдаться, что мы не знаем их посмертной воли о том, что делать с их
останками — может они были бы и не прочь красоваться в музеях, чтобы не скучно
было лежать (хотя это вряд ли). Но с египтянами ведь не так. Они уж явно в
музеи не хотели.
Примерно то же можно сказать и о других народах,
проводящих мумификацию своих покойников, которых сейчас показывают в музеях — не
только о египтянах. Известны мумии различных культур Южной Америки (причём
мумии культуры Чинчорро считаются древнее египетских), в музеях также демонстрируют
мумии аборигенов Канарских островов, мумии древних китайцев, древних обитателей
Алтая, Филиппин и многие другие.
Причём я не говорю здесь о естественной мумификации,
когда люди погибали в торфяных болотах, соляных шахтах или во льдах, и их тела
сохранялись после смерти. Здесь воля умершего не выражена, и мы не знаем –
может, он при жизни был бы и не прочь, чтобы на его труп глазели любопытные
посетители музея. Хотя это вряд ли, конечно, но тем не менее в культурах, где
перед погребением проводили мумификацию специально, можно считать, что воля
покойника против того, чтобы его тело выставляли на всеобщее обозрение,
зачастую в обнажённом виде — ясно выражена, в отличие от тех несчастных, кто
закончил свою жизнь, утонув, например, в болоте.
Также не касается эта работа и тех наших умерших современников,
чьи трупы выставляют в медицинских музеях или используют в учебных целях.
Обычно это делается с согласия человека. Во время моего детства в 1970-е в
советских газетах порой писали, что бедняки капиталистических стран за
определённую плату давали прижизненное согласие на использование своего тела
после смерти в анатомических целях. То есть при жизни продавали свой будущий
труп. Порой такое согласие дают совершенно бесплатно фанатики науки или другие
люди, готовые и после своей смерти послужить человечеству. Если в этой сфере и
есть нарушения посмертной воли человека, например, труп которого выставили без
его прижизненного согласия (или, в крайнем случае, без согласия его
родственников) — то это относится скорее к уголовному праву. Это преступления, нарушения
действующего законодательства — и они должны пресекаться в установленном порядке.
Это совсем не то, что происходит с мумиями египтян и им подобных.
Не говорю я здесь и о мощах христианских святых. Их
почитание имеет совсем другую природу, чем разглядывание трупов досужими
посетителями музеев. По крайней мере святых почитают представители той
культуры, к которой они принадлежали и эта преемственность не связана с
унижением человеческого достоинства умершего; останки святых не выставляют в
обнажённом виде; им поклоняются верующие, выказывая своё уважение — и в этом существенное отличие от того, что делают с
мумиями в музеях.
А вот если представить фантастическую ситуацию, что в
какой-нибудь стране победившего атеизма демонстрировали бы в музее мощи
христианских святых в рамках борьбы с религией, тогда это было бы унижением достоинства
людей, чьи тела выставили бы напоказ подобным образом.
Поклонение мощам высших иерархов и лиц, которые считаются
просветлёнными практикуется и в буддизме. Здесь так же, как и в случае с
христианскими святыми не нарушается посмертная воля человека, не унижается его
достоинство.
Не унижается достоинство и в случае Н.И. Пирогова, а
также В.И. Ленина, Мао Цзэдуна и других относительно современных деятелей,
которые не оставили явно выраженного протеста против того, что их
забальзамированные тела доступны для обозрения. Здесь также речь идёт скорее о
почитании, чем об унижении достоинства. Но главное для темы данной работы — здесь нет нарушения права человека на достойное отношение
к его телу после смерти.
Данная статья не столько об истории, сколько о
современности, хотя и касается исторических тем. Это скорее юридическая статья —
она о правах человека. Причём говорим мы здесь только об одном виде людей — о
Homo sapiens, который и придумал для себя эти самые права человека. То есть
кости питекантропов и австралопитеков — не являются темой данной работы.
Более того, здесь мы говорим только о тех людях, чью волю
против демонстрации их останков в музеях можно чётко и ясно проследить.
Поэтому можно считать, что какой-нибудь египетский
фараон, ясно выразил свою волю против того, чтобы быть посмертно выставленным в
музее; а замёрзший более пяти тысяч лет назад в Альпах современник этого
фараона, которого мы сейчас называем Этци — такое желание не высказал. Понятно,
что и он на 99 процентов был бы против того, чтобы его тело красовалось в музее,
но в отличие от случая с фараонами, доказать сие мы не можем.
Выставлять мумии в музеях начали ещё тогда, когда не были
особо озабочены правами человека. Но сейчас всё изменилось, а привычка
демонстрировать мумифицированные останки людей осталась. Она столь прочно
укоренилась за эти годы, что мумиям предпочитают устраивать торжественные
шествия по городам, воздавая им королевские почести или проводят с ними другие
подобные шутовские процедуры вместо того, чтобы банально не нарушать посмертную
волю людей с останками которых устраивают нелепые клоунады.
Чтобы не нарушать принципа историзма, можно сказать о
том, что к человеку древности надо относиться по понятиям той эпохи, когда он
жил. Что, однако не мешает и современным людям уважительно относится к тем, кто
жил раньше на этой планете и не устраивать с их телами кощунственные действа,
близкие к надругательству.
Когда почти четыре года назад в 2018 я набросал вчерне
идею этой статьи, то заканчивалась она так: «Я не призываю убирать мумии из музеев, просто пишу о парадоксе египтян —
они так тщательно стремились сохранить свои тела, что невольно стали добычей
наших паноптикумов».
Сейчас я смотрю на этот вопрос несколько иначе. Что ни
говори, труповыставление в музеях — не эстетично и не этично. Но главное, как
уже говорилось выше — это юридически неправомерно, по крайней мере по отношению
к представителям тех культур, чью волю о посмертной судьбе своего тела можно
трактовать более-менее однозначно. Они являются представителями нашего вида
Homo sapiens; они не были при жизни признаны недееспособными; а что касается их
верований, которые нам кажутся ошибочными, так и у представителей современного
человечества бывают совершенно различные взгляды на сущность бытия и мироздания
— что для одних кажется нормальным, в глазах других может выглядеть наивным,
нелепым, диким — и наоборот. Но мы же на этом основании не лишаем ни тех ни
других юридических прав.
Разумеется, я не говорю, что мумии надо возвращать
обратно в их гробницы. Нет конечно. Тем более, что во многих случаях это
технически невозможно. Пусть лежат хотя бы в спецхранах музеев, где лишь учёные
смогут изредка тревожить покойников, а не толпы людей глазеть на них. Тревожить
в этом случае их будут нечасто и лишь ради пользы науки, иными словами — для
блага всего человечества.
С. Аксёненко
Другие произведения автора:
Украина под колпаком
Расцвели на ушах серёжки...
Сравнительное описание бегемота и носорога