Случайный модернизм Юлии Жадовской
Решил я как-то ознакомиться на
скорую руку с творчеством поэтессы XIX века Юлии Жадовской. Прочёл о ней в обзорной
статье по литературе позапрошлого века и подумал — дайка просмотрю пару-тройку
стихотворений и буду иметь общее представление об авторе и её произведениях.
Нашёл в интернете страничку этой
поэтессы и читаю самое первое стихотворение:
Ты скоро меня позабудешь…
Взгляд.
Я всё ещё его, безумная, люблю…
Любви не может быть меж нами…
Ах, бабушкин сад!
Много капель светлых…
Тяжёлый час.
До свидания.
Прощай.
Читаю и думаю — насколько же это
всё нестандартно для XIX века! Да это же прям-таки модернизм, даже постмодернизм какой-то — совершенно
несвойственный для того времени и особенно для тогдашних поэтесс с их
бесконечными томными вздыханиями и скучными размышлениями. Думаю — что такое?
Оказалось, я читал оглавление.
Дело в том, что на той
интернет-страничке, которую я открыл, список стихов был набран подряд и визуально
ничем не отличался от располагавшихся ниже стихотворений. Выглядел как
отдельное стихотворение.
Но с другой стороны, такой
случайно получившийся модернизм в чём-то отражает суть всех этих модернизмов-авангардизмов...
ну если не суть, то какую-то из граней. Ведь тот же Кандинский, например,
пришёл к своему авангардному стилю похожим путём. Судя по его рассказу, он
случайно прислонил одну из своих картин к стене боком. Изображение стало
непонятным, только загадочно засверкали краски. Хотя по свидетельству
очевидцев, он просто вытирал кисти о тряпку, сочетание случайных пятен
понравилось художнику и тот выдал его за готовую картину. После этого он
сознательно стал так рисовать. То же можно сказать и о ряде других исканий тех лет,
когда зарождался авангардизм. Бывало, что к желанному, неожиданному результату
художники и поэты приходили случайно.
И если бы от творчества Юлии
Жадовской сохранилось только оглавление, она бы вполне могла прослыть предтечей
авангардизма… Но не сложилось:).
С.И. Аксёненко
P.S. А Юлия Жадовская
действительно оказалась интересной поэтессой, пусть она даже и не вышла из
мейнстрима XIX века.
Другие произведения автора:
Ночь
Козлиное невидимое иго
Кризис «украинскости» или бесплодие национализма?