Волшебство вальдорфских кукол
В моей публицистической повести «Гори, ростовская свеча!» кое-что говорилось о немецком враче и мыслителе Рудольфе Штайнере, идеи которого, будучи творчески развиты его последователями и единомышленниками, легли в основу успешно зарекомендовавших себя методик, направленных на лечение и реабилитацию детей, страдающих аутизмом и синдромом Дауна (во многом являющимся крайним проявлением всё того же аутизма).
Долгие годы было принято считать – и, как показала дальнейшая жизнь а также серьёзнейшие, углублённые научные исследования, совершенно ошибочно, - что якобы аутист является человеком ущербным в плане своих умственных способностей. Выяснилось, что на самом деле его интеллект не повреждён, а имеет определённые трудности в части своего проявления. Дело в том, что аутист в удивительно высокой степени (в такой высокой, что мы не можем её представить себе даже чисто теоретически) зациклен, по сути дела, на самом себе, вообще не воспринимая всё происходящее вокруг и людей, окружающих его – тоже. Здесь есть немалая проблема. Но, её правильное понимание подсказало и поиски правильного пути к её разрешению. Пока – хотя бы частичному. Но, это только – пока. Дальше, несомненно, будут ещё большие результаты, хочется верить, что – вплоть до полного излечения. Тем более, такие случаи уже известны. Их очень мало, но они есть, и это радует и не может не обнадёживать.
В одной из глав моей вышеупомянутой повести достаточно широко цитировалась публикация в «Газете Дона» (кстати, та глава так и называлась: «Клуб «Свеча» глазами журналистов»), рассказывающая об истории, жизни и методах работы лечебно-педагогического клуба «Свеча», находящегося в Ростове-на-Дону, занимающегося лечением и реабилитацией детей, страдающих аутизмом и синдромом Дауна. Та публикация называлась «Расколдовать современных Каев». Само это название говорило в первую очередь о том, что её автор правильно уловил саму суть проблемы, а в равной степени – и суть путей её решения. По сути дела, аутист не воспринимает общество, а общество фактически отторгает его. Этот замкнутый круг необходимо разорвать во что бы то ни стало. А здесь требуются соответствующие знания и понимание определённых законов того внутреннего мира, в котором постоянно пребывает ребёнок-аутист, состояние которого характеризуется углублённым погружением в самого себя, фактически полная утрата какой бы то ни было связи с окружающим миром, полнейшая эмоциональная холодность, если не сказать – полнейшее отсутствие вообще каких бы то ни было эмоций. Хотя, при всём при том, умственные способности такого ребёнка потенциально таковы, что большинство из нас о таких умственных способностях могут только мечтать. Но, как помочь им раскрыться? Как их выявить и помочь им проявить себя? Как вывести ребёнка-аутиста из этой пугающей погружённости внутрь себя самого? Как «Расколдовать современных Каев»? На эти-то вопросы и пытается найти ответ лечебная педагогика, восходящая в своей основе к идеям немецкого врача, мыслителя, просветителя и гуманиста Рудольфа Штайнера, жившего и творившего на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков.
Пожалуй, следовало бы отметить тот факт, что глаза у тех, кто страдает синдромом Дауна, так же, как и у многих аутистов, смотрят как бы мимо людей, мимо предметов, вообще мимо всего. Иногда говорят, что он смотрит как бы сквозь. И это – тоже верное замечание. Объясняется это тем, что взгляд такого человека практически ни на чём не фиксируется. Причиной тому является тот факт, что его сознание тоже, по сути дела, не фиксируется ни на чём. По той же самой причине, у многих из них практически отсутствует речь. Они не видят необходимости хоть каким бы то ни было образом общаться с окружающими людьми и вообще – с окружающим миром.
Из этого состояния их и надлежит выводить. Это делается путём различного рода занятий, направленных на пробуждение ощущения времени, на пробуждения чувств ритмов – как суточных, так и сезонных, и годовых, на пробуждение чувства своего же собственного тела. Если это удаётся, то в дальнейшем удаётся и многое другое.
Выполнению вышеозначенных задач во многом способствуют так называемые «вальдорфские куклы». Да, они способствуют этому, как могут способствовать только живые, разумные существа. А может, они таковыми и являются? – Ведь, писал же в своё время русский писатель, поэт и философ-мистик Даниил Андреев о том, что у игрушки тоже есть душа, которой изначально нет, но она появляется потом (и уже появившись, живёт вечно!), под влиянием той любви, что испытывает к этой игрушке ребёнок.
Вышеупомянутый Рудольф Штайнер, отличавшийся при жизни просто удивительнейшей многообразностью и многогранностью как своих научных интересов, так и сферой своей деятельности (и научной, и педагогической, и общественной, и многой, многой другой), успел в своё время открыть бесплатную школу для детей рабочих табачной фабрики, где и зародилась новая педагогическая система, основанная на идеях воспитания и образования в духе единения с природой, глубокого проникновения в её явные и скрытые законы, система, вошедшая в историю, по названию той фабрики, как вальдорфская педагогика. Оттуда же берёт своё начало и новая школа кукольных дел мастеров, изделия которой тоже известны просвещённому миру, как «вальдорфские куклы». О! Это – целый мир! Бездонный и неисчерпаемый! Мир, о котором можно говорить и говорить практически до бесконечности…
Вальдорфские куклы изготавливаются из натуральной ткани (ни в коем случае никакой синтетики!), одежда на них бывает тоже сшитая только из натуральных материалов (и тоже – ни малейшей доли синтетики!). Сама кукла изнутри наполняется натуральной (только натуральной, и никакой больше!) овечьей шерстью, благодаря чему долгое время хранит тепло человеческих рук после прикосновения к ней. И руки, и ноги, и туловище, и голова вальдорфской куклы строго повторяют те формы, какие и бывают у живого человеческого тела, при этом также строго соблюдаются все природные пропорции человеческого тела. Таким образом, вальдорфская кукла, можно сказать, являет собою масштабную модель человека.
А дальше… А дальше происходит самое настоящее чудо. Вальдорфскую куклу показывают ребёнку-аутисту, дают её ему в руки, иногда – вкладывают в его руки эту куклу, когда он сам ещё не готов взять вследствие всё той же погружённости в себя самого и в свой внутренний мир. Вскоре, с изумлением замечаешь, как меняется – буквально на глазах! – выражение его глаз, его лица, как меняется он сам. Он чувствует эту куклу. Он привязывается к ней! Она становится его настоящим другом! Он видит в ней живое существо! Он не может без неё! Он нуждается в ней!
Так пробуждаются в ребёнке-аутисте первые чувства, причём – чувства, направленные на что-то такое, что находится в не его самого. Так происходит первый сдвиг в его сознании, в его психологии, в его поведении, в его ощущении мира. Иногда, не первый, а один из первых – это уже зависит, конечно, от обстоятельств, от специфики реабилитационной работы с данным, конкретным ребёнком и от условий данного, конкретного лечебно-реабилитационного учреждения, где с ним работают, от условий, в которых это учреждение находится, от специфики тех возможностей, которыми располагает данное учреждение и его сотрудники, и ещё от многого, многого другого. Но, факт остаётся фактом: эти положительные изменения происходят. Иногда в большей, иногда в меньшей степени, но происходят практически неизбежно. А за этими изменениями со временем следуют и другие.
По мере дальнейшего изменения состояния, ребёнка самого начинают обучению изготовления вальдорфских кукол. А это уже на только овладение собственным телом, координация движений, умение сосредотачиваться на том или ином виде практической деятельности, развитие фантазии, ассоциативного мышления, но – в перспективе – и овладение ремеслом.
Вот такие чудеса!
28 января 2012го года.
Рег.№ 0190854 от 8 февраля 2015 в 21:34
Другие произведения автора:
Боль детей и башни современного Вавилона
Нет комментариев. Ваш будет первым!