Страсти по Магдалине

Страсти по Магдалине

 
"РУССКИЙ КУРЬЕР": Страсти по Магдалине. Неужели религия так же, как коммунизм, может существовать только в атмосфере запрета?

 Вот уже два тысячелетия длится безуспешная борьба клерикалов с бессмертным сюжетом легенды о тайном браке Христа и Магдалины. Едва улеглись сравнительно недавние страсти вокруг фильма Мэла Гибсона "Страсти Христовы", как на тебе – "Код да Винчи". Ватикан гневается, и совершенно напрасно. Нельзя запретить литературный сюжет. Ну хочется людям, чтобы у Богочеловека была жена. И ничего с этим чисто человеческим желанием невозможно поделать.

В 60-х годах весьма ярились вокруг рок-оперы "Иисус Христос – суперстар". Тогда смутила ария Магдалины: "О, Иисус, научи меня, как тебя любить". Потом увидели толпы хиппарей, внезапно пришедших к алтарям, и поняли, что фильм послужил доброму делу. Сейчас творится нечто подобное. Миллионы молодых людей жадно читают Евангелие. Ватикан не вмещает толпы новых и новых тур-паломников, сверяющих по "Коду да Винчи" свои впечатления от гениальных скульптур Бернини. В искусстве бессмысленно что-либо запрещать. Тут как в знаменитой песенке: "ну что сказать, ну что сказать, устроены так люди, желают знать, желают знать", что было, даже если ничего не было.

Лучший способ усилить популярность расхожего сюжета – это запрет. Запретный плод сам падает в рот. Что касается самого "Кода...", то разгадывать его совершенно неинтересно. Роман довольно посредственный, но в нем угадан запрос толпы. Говорю это без ругательного оттенка. Забавно, что очередной скандал разыгрался в предпасхальные дни. Да еще и на фоне всеобщей радости по случаю относительного выздоровления Папы.

Никто никогда не разгадает тайну Христа. Но никогда люди не перестанут думать над этой тайной и давать свои бесхитростные ответы. Удивительно при этом, что сравнительно спокойно прошел фильм "Марко Поло", где крестоносцы нашли ни больше, ни меньше как захоронение с останками погребенного Иисуса. Была и такая средневековая байка. А в апокрифическом "Евангелии детства" ребенок Иисус лепит птичек из глины и оживляет их, превращая в настоящих птиц. Запретили. Есть Евангелие с подробностями семейной жизни Иосифа и Марии. Тоже запрещено.

Куда плодотворнее было бы разрешить все ранее запрещенное. Но на такой эксперимент пока никто не отважился. Неужели религия так же, как коммунизм, может существовать только в атмосфере запрета? Если это так, то грустно.

Я же ловлю себя на довольно странной мысли. Если бы вдруг выяснилось, что у Спасителя была жена или даже просто возлюбленная, ничего бы ровным счетом не изменилось в заповеди "Люби ближнего, как самого себя". Божественность не убавляется и не прибавляется. Она всегда есть. И никакие романы, плохие или хорошие, не могут нанести ей, божественности, ущерб.

Сам по себе роман – тривиальный набор пошлостей с намеками на некий мировой заговор от первого века до тамплиеров, от тамплиеров к масонам. Ни к селу, ни к городу приплетена католическая организация "Опус Деи". Я лично знаком и встречался на религиозных конференциях во Флоренции, в Риме и в Вене с людьми этой романтической и немного старомодной конгрегации. Их единственная тайна – приверженность традициям католической церкви и нелюбовь к реформам.

Похоже, что без разгадывания тайны Грааля, без поисков копья, пронзившего Господа, и чаши с остатками его святой крови европейская цивилизация вообще не может существовать. И хотя реликвий такого рода достаточно и в Вене, и в Эчмиадзине, и в Иерусалиме, люди никогда не перестанут тосковать по реальным предметам и вещественным доказательствам земной жизни Христа. Обуздать фантазию невозможно. Есть "Имя Розы" Умберто Эко. Появился "Код да Винчи" Дэна Брауна. У каждого свой Грааль. Главное, чтобы он был. Приятно думать, что за стенами Ватикана и под стеклянной пирамидкой у Лувра погребены некие тайны. Они действительно закодированы и в скульптурах Бернини, и в трактатах Ньютона, и в картинах да Винчи. Вся мировая культура есть ничто иное как тайный код. Примерно три столетия наука предлагала человечеству историю без тайн. Теперь начался обратный процесс. Чем больше мы узнаем, тем таинственней становится история.

Что касается реальной роли Магдалины, то недавно найденный самый древний из апокрифов на несколько лет старше, чем все четыре канонические Евангелия. И речь в этих обрывках не случайно о Магдалине. Возможно, что более поздняя средневековая аскетическая традиция, пронизанная мужским расизмом, действительно преуменьшила и затмила роль этой великой женщины, которой молва вот уже два тысячелетия приписывает роль самой близкой из всех, окружавших Христа.
© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0253839 от 27 декабря 2016 в 20:34


Другие произведения автора:

что такое выворачивание

Три могилы Павла Челищева

Памятник созвучий

Рейтинг: 0Голосов: 0381 просмотр

Нет комментариев. Ваш будет первым!