ПОКАЯНИЕ ПУШКИНА
«Известия» № 34, 10 февраля 1992 г.
10 февраля – черная дата в русской истории. Нелепая гибель Пушкина в
результате дуэли у Черной речки открыла длинный мартиролог погибших
русских поэтов. Дуэль Лермонтова, самоубийство, а. может быть, и
убийство Маяковского, гибель в петле Есенина и Марины Цветаевой, гибель в
концлагере Осипа Мандельштама, противоестественная ранняя смерть в 37
лет Леонида Губанова, истерзанного брежневскими психушками… Нет, не все в
порядке в датском королевстве. Есть над чем задуматься. Что это за
страна, где с такой легкостью вот уже 200 убивают лучших поэтов!
Впрочем, смерть Пушкина нельзя считать убийством. Это была честная
дуэль. Соперничество из-за любимой женщины. Все, что наплели вокруг
этого из политических соображений пушкинисты-пропагандисты, не
заслуживает серьезной критики. Двор сделал все возможное, чтобы дуэль не
состоялось, но император, запретивший дуэли юридически, не мог отменить
законы дворянской чести.
Пушкин погиб на дуэли, защищая свою честь,
и это славная смерть, бесславными остаются низменные интриги, подметные
письма, подслушивания и подглядывания за личной жизнью поэта тех, кого
поэт по достоинству назвал «светской чернью».
Нет никакого сомнения,
что, кроме дуэли между Пушкиным и Дантесом, был другой, куда более
захватывающий рыцарский поединок между императором и потом, между
властью и интеллектуальной элитой страны.
Шеф жандармерии
Бенкендорф, конечно же, не Берия, не Андропов, но он целиком и полностью
разделял традиционную точку зрения российских властителей на русскую
интеллигенцию как на источник смут, опасных для государства. В его
глазах Пушкин даже мертвый был прежде всего «руководителем либеральной
партии». Этот более чем странный взгляд на поэта, к сожалению, исходил
от самого Николая I. Боясь волнений, власти приказали ночью тайно увезти
его тело из Петербурга. Вороватые похороны под надзором тайной полиции
навсегда останутся величайшим позором России. Вся эта недостойная возня
вокруг катафалка породила миф о прямом участии Николая I в интриге
вокруг дуэли. Договорились до того, что Дантес лишь выполнял задание
императора. Вызывая Пушкина на дуэль.
Неприязнь властей к Пушкину
была очевидна. Чего стоит фраза императора, произнесенная после смерти
поэта, дескать, Жуковский хочет, чтобы с Пушкиным поступили, как с
Карамзиным, но Карамзин был святой, а образ жизни Пушкина нам известен.
Очень странная фраза в устах властителя, который при многих своих
достоинствах отнюдь не отличался избыточным целомудрием. Умирая, Николай
I сказал: «прощаю всех, даже австрийского императора». Интересно,
простил ли он Пушкина?
Не прощенный властями Пушкин перед смертью
простил Николаю все. «Передай государю, жаль, что умираю, а то весь был
бы его», – сказал он Жуковскому. Это были абсолютно искренние слова.
Пушкин простил императору личную цензуру, негласный надзор, совет
переделать драму «Борис Годунов» в роман в стиле Вальтера Скотта, запрет
на выезд из столицы без специального разрешения, простил бы и тайные
ночные похороны. Пушкин был благодарен императору за освобождение из
Михайловской ссылки, за личное покровительство и сватовство к Наталье,
за крупную денежную сумму фактически прощеного долга, которая хотя и не
помогла поэту выпутаться из финансовых затруднений, но все же даровала
ему несколько лет для творчества, не обремененного борьбой за
существование.
Недоразумение со званием камер-юнкера, поначалу
обидевшее поэта, все же следует приписать его поэтической вспыльчивости и
ранимости. Титул камер-юнкера был у Жуковского и у Тютчева – это
обеспечивало при дворе достаточно почетное место. Другое дело, что
Пушкин знал себе цену, император же этой цены не знал.
Извечное и
неистребимое недоверие власти к интеллигенции, твердая убежденность, что
поэта надо учить и воспитывать, были унаследованы от власти
императорской большевистской партократией. Да и довольно высокие чины
власти нынешней не гнушаются длинными сентенциями и нравоучениями в
адрес, по их мнению, недостаточно патриотичной интеллигенции.
Поэт умер, примирившись с властью, но власти так и не примирились с поэтом.
За недолгие 37 лет Пушкин прошел очень сложный путь жизни. От
вульгарного атеизма к глубокой и мудрой вере, от призыва к убийству всей
царской семьи до убежденности в необходимости для России
конституционной монархии. «Не дай Бог увидеть нам русский бунт,
бессмысленный и беспощадный» – эти слова Пушкина я бы золотыми буквами
начертал на всех площадях вместо благополучно почившего
подстрекательского призыва к мировому пожару «Пролетарии всех стран –
соединяйтесь».
Пушкин называл себя космополитом – гражданином мира,
не ведая, что в грядущем ХХ веке это слово превратят в ругательство
новоиспеченные русопяты, облепившие его имя.
Пушкин был масоном. Он
гордился своей принадлежностью к Кишиневской масонской ложе. Масонство
помогло Пушкину перейти от детского атеизма к христианству. Он по-новому
прочитал Евангелие и понял, что это величайшая книга, которую
человечество будет читать и перечитывать на протяжении всей истории.
Масонство Пушкина всячески замалчивалось и до октябрьского переворота, и
после него. Упоминались лишь масонский ноготь, масонский перстень да
масонская тетрадь. Как будто Пушкин – малый ребенок, а масонская ложа –
всего лишь карнавал.
На самом деле масонское движение было формой
обретения веры после временного разрыва мыслящих людей с церковью.
Стремление создать религию чистого разума. Моцарт, Гете, Пушкин были не
просто членами масонских лож, но и пламенными проповедниками братства
людей. Насколько серьезно это было для Пушкина, видно в его поэтическом
завещании, где снова провозглашаются масонские идеалы: «милость к
падшим», «пробуждение добрых чувств», «свобода».
Не случайно финал
пушкинского стиха так перекликается с финалом 9-й симфонии Бетховена,
где снова и снова вспоминаются миллионы наших страждущих братьев.
Я понимаю, что сегодня призыв Пушкина к всемирному братству людей может показаться наивным.
Лев Толстой, а за ним и Вересаев не раз упрекали Пушкина за то, что в
личной жизни своей он не следовал идеалам, которые проповедовал своей
поэзии, и погиб на дуэли, не отказавшись от последнего выстрела в своего
врага.
Возразить здесь очень легко. Поэзия Пушкина самая разная.
Там есть и жажда денег, и убийство, и ревность, и свобода, и рабство, и
подвиг, и преступление.
Медвежью услугу оказали поэту те, кто
пытался сделать из него святого. «Напрасно я бегу к сионским высотам, /
Грех алчный гонится за мною по пятам…» – какие замечательные слова!
Раньше не принято об этом вспоминать покаянные стихи Пушкина. Его
религиозность раздражала и революционных демократов, и либералов, что уж
говорить о большевиках. Поэтому не в угоду моде, а просто как более
приличествующие скорбной дате хочется вспомнить стихи Пушкина последних
лет – его завещание, когда каждый стих звучал как молитва: «Веленью
Божию, о муза, будь послушна». В то же время поэт провозгласил свою
декларацию прав человека. И здесь он опережал не только 19-е, но,
пожалуй, и 20-е столетие.
Не дорого ценю я громкие права,
От коих не одна кружится голова,
Я не ропщу о том, что отказали боги
Мне в сладкой участи оспоривать налоги,
Или мешать царям друг с другом воевать;
И мало горя мне, свободно ли печать
Морочит олухов, иль чуткая цензура
В журнальных замыслах стесняет балагура.
Не спешите с проклятием и возмущением на самом деле Пушкин очень даже
высоко ценил свободу и доказал это всей своей жизнью. Однако он,
пожалуй, первый в России понял, что личность выше общества, народа и
государства.
Иные, лучшие мне дороги права;
Иная, лучшая потребна мне свобода:
Зависеть от властей, зависеть от народа –
Не все ли мне равно? Бог с ними. Никому
Отчета не давать, себе лишь самому
Служить и угождать; для власти, для ливреи
Не гнуть ни совести, ни шеи;
Вот счастье! Вот права…
Замечательно, что стихи эти написаны в тот же год, что и хрестоматийный
«Памятник». Ведь рядом эти тексты читаются совсем по-другому.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Пришел век еще более жестокий, когда «милость к падшим» стала
государственным преступлением, а свобода – «осознанной необходимостью».
Из Пушкина стала лепить какое-то государственное страшилище. Вот почему
книга Андрея Синявского «прогулки с Пушкиным», написанная в брежневской
тюрьме, вызвала такую лютую ярость. На обложке Пушкин с тросточкой, а
рядом его собеседник – автор книги в зэковской фуфайке, и это передает
веселый и свободный дух книги.
74 года назад Александр Блок
незадолго до своей кончины написал речь, посвященную дате гибели
Пушкина. То была 84-я годовщина, но по-прежнему не устарели слова
Александра Блока: «Наша память хранит с малолетства веселое имя: Пушкин.
Это имя, этот звук наполняют собою многие дни нашей жизни. Сумрачные
имена императоров, полководцев, изобретателей орудий убийства, мучителей
и мучеников жизни. И рядом с ними – это легкое имя: Пушкин».
Каждому времени созвучны свои поэтические ритмы, и почему-то сегодня из
всех стихов Пушкина ближе всего те, где звучит интонация покаяния.
Владыко дней моих! Дух праздности унылой
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не даждь душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпенья и любви,
И целомудрия мне в сердце оживи.
Долгие годы мы учились у Пушкина свободе. Пришло время научиться у него покаянию.