-------------------------------------
– Философский соловей –
Исполнилось 150 лет со дня рождения апостола
Вечной Женственности
Без Владимира Соловьева не было бы русского
символизма и русской религиозной философии XX
века. Он учитель Бердяева, Флоренского,
Мережковского и он же главный гуру для Блока,
Белого, Волошина, Брюсова... устанешь перечислять.
Между тем философия самого Владимира Соловьева
словно отодвинута в глубь уходящих времен.
Считается, что своей диссертацией «Оправдание
добра» он дает достой¬ный ответ ницшеанству. У
Ницше – «По ту сторону добра и зла». На
сегодняшний день Соловьев явно проиграл.
Заповедь «падающего подтолкни» намного
популярнее, чем «возлюби ближнего, как самого
себя». Зло освежает – добро расслабляет. Так
думает современный человек, и никакой Соловьев
его уже не переубедит. Если бы история
заканчивалась современностью, я бы сказал, что
дело Соловьева проиграно. Но, к счастью, у
вре¬мени есть свои потаенные ходы и обходные
маневры. Насыщение злом, видимо, еще не достигло
своей критической массы, чтобы аннигилировать
или впасть в коллапс. Одна¬ко, судя по всему,
такой момент уже близок. И тогда мы или наши дети
вынуждены будем раскрыть труды Соловьева, хотя
бы как ме¬дицинский справочник.
Добро не нужно оправдывать. Оно, как солнце, не
нуждается в оправдании. Весь XX век человечество
упрямо следовало за Ницше, пытаясь жить по ту
сторону добра и зла. Ни¬чего интересного. Такая
же банальность, как нормированное добро, но с
огромными жер¬твами. Столько крови ради красивой
фразы. Христианский эксперимент долговечнее. Он
длится 20 веков и подарил нам великую европейскую
цивилизацию вместе с Амери¬кой. Да и Россия со
всеми своими заморочками и метаниями все же
выплавлена в христианской колбе. Рифма «Россия –
мессия», неоднократно вы¬смеянная за свою
банальность, придумана Соловье¬вым и стала
своего рода откровением. Он весь в этой рифме. И
вся его философия тоже в ней. Вторая за¬поведь
Соловьева: «Все живое погаснет во мгле. //
Не¬изменно лишь солнце любви». Это ответ на
теорию энтропии и вызов тогдашнему материализму.
Третьим откровением стала Вечная
Женствен¬ность, или слово Жена с большой буквы.
Дело в том, что Библию перевели на русский
безграмотно. Вме¬сто слов: «И душа витала над
бездною», — перевели: «и дух витал над бездною».
Древнееврейское слово «Соф» означает не дух, а
душа. Это слово женского рода. То, что в русском
переводе Бог творит мир без женского начала, и
святая Троица состоит только из мужчин, является
мистическим абсурдом, и Соловь¬ев этот абсурд
попытался исправить. Культ женствен¬ности как
четвертая ипостась Троицы – вот что дерз¬нул
предложить этот красивый человек, похожий на
Христа. В египетской пустыне во время
паломниче¬ства он увидел воочию Ее. Написал о Ней
поэму и возвестил миру приход Прекрасной Дамы.
Поняли его, конечно, превратно. Одна учительница
написа¬ла, что Мировая Душа – это она, и она
готова к мис¬тическому браку со своим пророком.
Соловьев пове¬рил, но свидание разочаровало,
хотя он оценил глу¬бину характера этой женщины и
вообще считал, что Вечная Женственность
воплощена в каждой, как в каждом есть Христос.
Вона какая ересь! Вон куда метнул. Метнул и
по¬пал. Вся поэзия и вся жизнь Блока и Белого
посвяще¬ны этому великому мистическому
эксперименту. Блок вступил в мистический брак с
Менделеевой, а Белый стал ее вполне телесным
возлюбленным. В то же вре¬мя брак Белого с Асей
Тургеневой был полностью пла¬тоническим и
бесплотным. Таких браков были тыся¬чи.
Интеллигенция искала выход из мещанской
обы¬денщины. Искала, теряла и находила. Нам же
доста¬точно, что Блок, Белый, Волошин, Вяч.Иванов
на¬шли здесь свою Прекрасную Даму – Поэзию. Не
бу¬дем смеяться над Соловьевым. Смеяться над ним
— это пошлость. Тем более что сам Соловьев
высмеял свою мистику в шутливой комедии. Это был
веселый философ. Он смеялся и любил до упаду.
Четвертая заповедь Соловьева сформулирована
довольно путано во многих трудах, но суть ее
проста. Нет разницы между чувственной и
аскетической лю¬бовью. Любовь есть любовь.
Сексуальные бури, ас¬кетические браки, любовь к
женщине как к божест¬венному началу мира. Так
метались его душа и его те¬ло, пока не испепелили
друг друга. Все кончилось нервной горячкой и
смертью. Соловьев не вынес воз¬рождения смертной
казни в России. Он успел про¬честь пламенную
лекцию против смертной казни и написал такое же
пламенное письмо к царю. В этом пламени он и
сгорел.
Пятая заповедь Соловьева — восстановление
Все¬ленской Церкви. Он принял католицизм, не
уходя из православия, искренне считая, что
разделение на ка¬толиков и православных - есть не
что иное, как ересь и заблуждение. Его
богословский труд о Вселенской Церкви написан с
глубочайшим знанием творений Святых Отцов и
истории Церкви. Никто таким зна¬нием в то время
не обладал, а сегодня тем более.
Другие произведения автора:
Допотопное Евангелие на русском и иврит
Я устарел как старый самострел
Газета ПОэзия 10ЗЕРКАЛО_ЛЕКАЛО ЗВУКА
Это произведение понравилось: