пгт Мухен
Мухен — посёлок городского типа в Лазовском районе Хабаровского края.
Население 4076 человек (по переписи 2010 года).
Расположен в южной части края в 84 км к северо-востоку от районного центра Переясловка.
До 2004 года в посёлке находилась железнодорожная станция Немпту на ветке от станции Сидима ведомственной Оборской железной дороги (ныне разобрана). Здесь же расположен санаторий «Серебряный Бор».
Как населённый пункт впервые упоминается в 1956 году. Был основан как посёлок лесозаготовителей. Ранее здесь существовал деревообрабатывающий комбинат (самый большой в Хабаровском крае).
Статус посёлка городского типа — с с 1962 года.
Я приехал в Мухен из Хабаровска в начале 1976-го года. Ехал поездом. Уже в Хабаровске заключил трудовой договор с леспромхозом.
Ещё в поезде познакомился с молодым парнем, уроженцем Мухена. Он работал пилотом вертолёта в Хабаровске и ехал навестить своих родителей. Уже в дороге он много рассказал о своём посёлке и его истории. Семья моего нового знакомого жила неподалёку от вокзала. Мне же пришлось отправиться в общежитие леспромхоза. Жили в общежитие приезжие со всех концов страны. Например - моим соседом по общежитию был турок-месхетинец примерно моего возраста.
Уже на следующий день я пошёл работать на лесобиржу – сортировать лес. Работа моя заключалась в сортировке леса по диаметру и длине брёвен. Кроме того – надо было отделять лиственные породы от хвойных и кедр от листвяка. Брёвна шли по цепному конвейеру, а десяток человек из нашей бригады крюками сдёргивали брёвна нужного диаметра и сорта в соответствующий накопительный «карман».
Работа не шибко сложная, но при морозах ниже двадцати градусов удовольствия не доставляющая.
В выходные я знакомился с посёлком, и был удивлён его размерами и планировкой. Работал довольно новый и ухоженный Дом Культуры, где проводились еженедельные танцы под живую музыку - играла вполне приличная местная музыкальная группа. И молодёжи было много.
Посёлок явно процветал, а его население (по словам моих местных знакомых) уже приближалось к четырём тысячам жителей.
Особенно запомнились двое: удивительно красивая девушка, которая работала тогда в паспортном столе посёлка и весёлый авантюрный парень из местных по фамилии Веденяпин (он потом решился на поездку в Таллин, но это совсем другая история).
Побывал я в гостях у своего знакомого вертолётчика.
Дом был весьма просторным, светлым и выстроенным из качественного бруса. Двор полностью замощён досками, а надворные постройки снабжены единым навесом - из дома в баню мы шли по доскам, и снег на голову не падал. Банька тоже была просторной и основательной. Всё это (в сочетании с хлебосольным приёмом и обильным застольем) оставило самые хорошие воспоминания.
Работал я в Мухене чуть больше трёх месяцев, после чего перебрался (самолётом) в Хабаровск (билет стоил пять рублей, а полёт занимал меньше часа).
И уже через пару недель получил направление в Нелькан.
Подбирая материал для рассказа о Мухене, я натолкнулся в Интернете на довольно ярко и эмоционально написанную историю посёлка. К сожалению – утратил адрес источника, и потом (сколько ни пытался) так и не нашёл снова эту страничку и имя автора.
Так как на примере этого посёлка видна общая картина тех перемен, которую принесла с собой "перестройка", то я предлагаю её вашему вниманию:
По некоторым неофициальным данным, ещё до 1956 года началось строительство посёлка посреди дремучей тайги, в месте, где было небольшое поселение староверов.
Сначала была только одна улица, на которой строили дома барачного типа, и которая стала впоследствии, улицей Вокзальной. Примерно в этот же период времени в новом посёлке начинают строительство домов из брёвен и бруса.
Уже к 1960 году существовали два почти отдельных посёлка: Нижний и Верхний. Они разделялись вековой тайгой, и между ними была неухоженная грунтовая дорога, ставшая позже улицей Центральной.
На Нижнем строили дома уже по одному проекту и с чётко распланированными улицами.
Основой жизни в посёлке лесоразработки.
Лес доставлялся в посёлок по узкоколейной железной дороге, которая отходила от станции недалеко от начинавшихся сопок в южном и северном направлениях. Древесина перерабатывалась полукустарным способом.
В посёлке была своя электростанция на базе паровых котлов от паровозов, дававшая свет жителям посёлка с 6 утра и до полуночи.
После того, как была построена электроподстанция в конце улицы Монтажной (60-е годы), в здании бывшей электростанции был гараж леспромхоза.
В это же время усиленно строился будущий лесоперерабатывающий комбинат. Ещё до начала работы комбината, был полностью спилен лес, разделяющий два посёлка и в этом "шестнадцатом" квартале (на плане посёлка) были построены дома и магазин, который так и остался магазин №16.
Одновременно со строительством комбината, расширялся и посёлок. Улица Ленина "доросла" с Нижнего до Верхнего. и замкнула в кольцо основную часть домов. Именно по этому кольцу начал ходить первый поселковый автобус. Позже их стало два. Так они и ездили по кругу, навстречу друг другу, с заездом на вокзал.
Кстати, было еще третье кольцо автобусное - через Нахаловку, пересекая все вокзальные улицы пополам - Березовую, Осиновую, Карьерную, Железнодорожную и остальные, сворачивало на Аэродромную, потом на Центральную к вокзалу и потом шло по Комсомольской снова к Нахаловке.
Верхний посёлок тоже расширялся.
Количество приезжающих было так велико, что многие не желали ждать очереди на получение жилья и строили сами. За пределами официального плана посёлка и не особо утруждая себя соблюдением правил строительства. Так появился район Нахаловка.
В Нижнем посёлке тоже появилась своя "нахаловка". Семья Морозовых построили первый дом далеко за посёлком на берегу речки. С тех пор это место так и называется. Морозовка.
К концу 60-х годов исчезает южное направление узкоколейной железной дороги и её насыпь расширяется для больших лесовозов. Продолжается интенсивная рубка леса в верховьях речек, и (ещё в начале 70-х годов полноводные) Немпту и Си, по которым охотники плавали на моторных плоскодонках, к началу 80-х уже можно было уже пересечь пешком. С исчезновением речек исчезла и рыба. Рыбаки добавили в свои маршруты реки Мухен, Берёзовый Ключ и Сукпай.
В посёлок временами прилетал вертолёт. Это - лесоохрана или спецтранспорт для вывоза больного. Посёлок был связан с "большой землёй" только поездом.
Поезд приходит в Мухен уже два раза. Останавливаясь в Сидиме, состав разделяется, и одна часть идёт в Мухен, а другая в Золотой.
Появляется аэродром.
Все предприятия посёлка и школы участвуют в субботниках по очистке лётного поля от остатков кустов и деревьев. Аэродром построен на бывших болотах. и долго ещё на поле образуются провалы, в которые высыпают огромное количество грунта.
Самолёты летают в посёлок пять раз в день.
Начинается строительство большой лесовозной дороги до реки Мухен. Продолжается разграбление тайги.
Весь лес идёт на экспорт. Два раза в неделю из Ванино и Советской Гавани в Японию уходят на буксире две "сигары" из пакетированного круглого леса размером 700 на 200 метров. В ответ японцы шлют в СССР большие лесовозы и современную лесоповальную технику. И всякую одежду, сделанную из продуктов химической переработки леса.
Школьников заставляют заниматься лесопосадками. Норма - 1000 саженцев на человека в день. Детей вывозят на транспорте далеко в тайгу и на бывших лесосеках они сажают кедровые саженцы-однолетки.
В тайге свирепствует клещ. Временами люди массово заболевают энцефалитом. И тогда, в посёлок прилетают специальные самолёты для распыления ДДТ над лесом.
Клеща меньше не становится, но исчезают птички и белки. Большой зверь тоже уходит в таёжные дебри.
Пожар 1976 года уничтожает весь лес вдоль новой лесовозной дороги. С вершины сопки до самого горизонта была видна неровная местность чёрного цвета. Источники минеральной воды, окруженные могучими 50-метровыми кедрами, становятся видны с дороги.
Эта катастрофа поставила крест на перспективе превращения посёлка городского типа в город, хотя к тому времени количество жителей уже превышало 6000.
Всё время существования посёлка шла необъявленная война против молодёжи. Заниматься было нечем. И старшие школьники вместе с теми, кто недавно окончил школу, решили сделать настоящее футбольное поле. Сейчас уже мало кто помнит, где было первое. А оно было рядом со зданием заводоуправления. Мальчишки почти руками выровняли поле, вытащили остатки корней от деревьев, поставили ворота, а руководство посёлка построило на этом месте общежитие.
Молодёжь конфликтовать не стала и построила новый стадион на пустыре, примыкающем к улице Лесной. Руководство ответило тем, что воздвигло на выровненной площадке детский сад.
Поняв, что плетью обуха не перешибёшь, любители физических упражнений сделали новый уголок для своих футбольных упражнений, отвоевав часть площади у леса. Подальше от жилья. Сейчас на этом месте находится Дом Культуры. Победа администрации была полной и безоговорочной. Больше никто и не помышлял ни о футболе, ни о постройке площадки.
И только тогда в посёлке появился маленький стадиончик (в том месте, где он сейчас и находится). Но молодёжь удержать в посёлке уже никто не смог.
Начался великий исход.
Рабочих рук стало не хватать.
И по чьему-то высшему повелению в посёлке появился стройбат. Приехавшие сыны южных народов советской страны стали работать на комбинате и наводить контакты с одногодками населённого пункта. Юноши стали знакомиться со вкусом наркотиков, а в местном роддоме стали рождаться метисы.
Иногда возникали конфликтные ситуации между защитниками и защищаемыми и тогда разделять враждующие стороны приходилось милиции и пожарникам с водомётом.
И, после участившихся конфликтов, стройбат исчезает из Мухена.
Дальнейшая судьба посёлка как в осколке зеркала отразила жизнь России. Разворовывание так называемого народного достояния привело к тому, что в результате махинаций (под благородным лозунгом приватизации), комбинат был разорен, продан и перепродан несколько раз.
В настоящее время его хозяевами являются жители Поднебесной. А бывшие товарищи, рулившие комсомолом и партией, превратились в нуворишей. И гордо именуются господами. Если в посёлке и что-то делается, то делают это либо китайцы, либо заезжие армяне-молдаване…
Бывший лесопункт Золотой перехватил инициативу лесоразработок, оставив не у дел сотни и тысячи рабочих рук. И последней мечтой жителей посёлка Мухен (который чуть было не стал городом), стало лишение посёлка статуса посёлка городского типа, чтобы можно было пользоваться льготами жителей села.
Так закончилась эта эпопея длиной в шестьдесят с лишним лет.
К сожалению – утратил адрес источника, и потом (сколько ни пытался) так и не нашёл снова эту страничку и имя автора.
Зато автор фотогалереи мне хорошо известен (даже переписывались несколько раз) – это хабаровский поэт Дюбелъ. Фотографии от Дюбелъ-я -
Обратите внимание на ещё один фоторепортаж о сегодняшнем дне Мухена -
Ещё одна фотогалерея -
Рег.№ 0092446 от 18 декабря 2012 в 22:44
Другие произведения автора:
Нет комментариев. Ваш будет первым!