Несколько слов о Н. Ф. Фёдорове
В этой статье хотелось бы поговорить о великом русском философе-космисте Николай Фёдорович Фёдоров, который в своё время говорил, что общество как минимум должно обеспечить работой всех, кто может работать и дать средства к существованию тем, кто работать не может, и как максимум – всех тех, кто не способен работать, сделать способными работать и обеспечить их работой наряду со всеми прочими членами общества. Почти коммунистическое понимание целей и задач, стоящих перед человечеством! Хотя, сам Н. Ф. Фёдоров почему-то осуждал и социализм, и – тем более – коммунизм. Предполагаю, что, скорее всего, он их просто не понял, в чём прослеживается не столько его вина, сколько его беда. Но, всё это является уже отдельной темой. Не будем её касаться. Во всяком случае, здесь и сейчас.
Ещё он неоднократно напоминал о том, что едва ли не самое отвратительное из того, на что способен человек – это знать, но не пытаться претворить свои знания в реальную жизнь. И в этом он был, безусловно, прав, как прав он был и тогда, когда осуждал тех, кто, видя страдания других, не делает ровным счётом ничего, для того, чтобы эти страдания облегчить. Ещё прав он был, несомненно, и в том, что очень большое внимание уделял вопросам экологии, делая это ещё тогда, когда (на рубеже 19го – 20го веков) и слова-то такого, наверное, никто не знал, совершенно справедливо осуждая городскую (фабрично-заводскую и мануфактурную) промышленность за производство ею непростительно большого количества совершенно лишних, совершенно никому и не для чего не нужных вещей, истощающей при том природные ресурсы, кроме того порождая разрушительные по сути потребительские настроения, критикуя также и современную ему науку, служившую исключительно подобного рода промышленности (хотя, применительно к нынешней науке, подобная критика справедлива в гораздо большей мере), противопоставляя означенным тенденциям сельское хозяйство, производящее исключительно насущно необходимые продукты и здоровую, нравственную культуру сельских жителей (которых, впрочем, тоже не идеализировал), сохранивших связь с природой, её понимание и чувствование и связь с могилами предков, в чём, несомненно, проявлялась его удивительная дальновидность.
Н. Ф. Фёдоров (в трудах которого, впрочем, наряду с интересными, оригинальными, дельными, полезными мыслями, содержится и много спорного), совершенно справедливо считал, что человек, не обладая никакими силами, может подчинить себе вообще все силы окружающего его мира. И здесь тоже есть, как минимум, над чем задуматься.
Конечно, рассуждая о бессмертии, о том, что люди якобы могут (и по твёрдому убеждению самого Н. Ф. Фёдорова, должны) общими усилиями победить смерть и воскресить всех людей, когда бы то ни было живших на планете Земля, для чего следует (опять же, по глубокому разумению самого Н. Ф. Фёдорова) вывести (опять же – общими усилиями всего человечества) науку на совершенно иной уровень, а потом построить фактически рай как на Земле, так и во всей Вселенной, сам Н. Ф. Фёдоров с чисто христианской точки зрения (а он никогда не переставал подчёркивать, что является православным христианином) – а шире: вообще с точки зрения религиозной – по сути дела ломился в открытые ворота. Тем не менее, сам он был настоящим подвижником, удивительным бессребреником. Как пишут биографы Н. Ф. Фёдорова, всё его имущество составляли кое-какая нехитрая одежда и обувь, стол, пишущая машинка и сундук для хранения вещей, который служил ему и кроватью, и спал он сам обычно не более трёх-четырёх часов в сутки, как минимум четыре дня в неделю питаясь исключительно хлебом и чаям, раздавая фактически всю свою зарплату нуждающимся. Сам же он являлся служащим знаменитой в то время Румянцевской библиотеки. В общем, такой был оригинальный, интересный и в чём-то, безусловно, противоречивый человек. Известно, что его подвижничеством и умственными способностями восхищались и Л. Н. Толстой, и Ф. М. Достоевский, не смотря на тот факт, что в некоторых своих трудах он и в их адрес высказывал критику, причём иногда – весьма жёсткую.
В конце концов, что бы там и как бы там ни было, но факт остаётся фактом: всеми нами уважаемый Константин Эдуардович Циолковский, явившийся теоретическим основоположником отечественной и мировой космонавтики, начинал свою деятельность на означенном направлении именно как верный и последовательный ученик Н. Ф. Фёдорова, проникнувшись его идеями победы над смертью с последующим воскрешением (каковое по глубочайшему разумению Н. Ф. Фёдорова должны осуществить мы сами, силою науки) всех представителей всех предшествовавших нам поколений людей, когда бы то ни было и где бы то ни было живших, что невозможно без освоения ближнего и дальнего космоса, занялся именно теми научными изысканиями, благодаря которым и вошёл в историю. Таким образом, смело можно сказать одно: как бы не относиться к Н. Ф. Фёдорову и к его идеям, но не было бы его, не было бы, скорее всего, и К. Э. Циолковского, который наряду с В. И. Вернадским и С. П. Королёвым, чтил Н. Ф. Фёдорова как предшественника и предсказателя своих открытий.
2015-01-21
Рег.№ 0190954 от 9 февраля 2015 в 14:33
Другие произведения автора:
Боль детей и башни современного Вавилона
Нет комментариев. Ваш будет первым!