Уважаемые гости, настоятельно рекомендую перед чтением включать
сопроводительную мелодию, которая находится под произведением. Поверьте,
такое чтение расширит эмоциональный фон и поможет понять идею автора,
её глубину.
Леся Александрова
ЛЮДИ-КАМНИ
Серой тяжёлою массою
Камни уныло лежат.
Между, сверкает алмазами
Чья-то иная душа.
С неба узором волнительным
Смотрится каменный вид.
Ветер касаньем пленительным
Жарко ласкает гранит.
Волны морские вздымаются,
Кто-то скалою стоит,
Кто-то в песок рассыпается,
Кто-то в пучине размыт.
Люди – лишь атомы времени,
Тихо иль шумно сойдут
В каменное поколение:
В скалы, песок, изумруд,
В статуи, здания, улицы,
В груды живых кирпичей.
Снова страдать и сутулиться
Им во вселенной ничьей.
***
— Что ты делаешь?
— Размышляю.
— А ты всегда так дышишь, когда размышляешь?
— Я даже не замечаю, что дышу...
***
...В груди я тот камень таскаю,
Где надпись я высек мою.
Алексей Лозина-Лозинский
***
Каменотёс закончил высекать дату
на могильной плите, кроме одной цифры, означавшей «день ухода», вытер
устало руки и подошёл к открытому окну мастерской. Мгла на ночном небе
показалась ему не такой уж чужой, как накануне, а близкой и даже
какой-то родной.
Заломило в груди. Он давно уже
чувствовал в себе эту боль и называл её «каменной птицей», — это она
ломала ему кости, нещадно сжигала беззащитную душу и вырывалась наружу
едким дымом, сопровождая выдох раскалённым хрипом. Опустив взгляд на свою грудь, мастер спросил вслух:
— Тебе хочется летать? Хм... Мне
тоже хотелось быть с крыльями, взмывать беспрепятственно к небу, парить в
нём и вчера, и сегодня... а, может быть, и завтра... День за днём...
Мне мечталось, пока твои птенцы не выгрызли чёрные дыры в моём нутре...
Пока не выкорчевали жизнь мою наружу...
Мастер прилёг на кровать и неподвижно смотрел в ночную темь,
которая превращала его широкий взгляд в два тусклых, сухих пятна. Годы
нельзя удержать, они
своевольны и настолько резвы, что остро осознать их неизбежное и
стремительное таяние мастер-каменотёс смог лишь на четвёртой стадии,
когда жизнь приостановила свой бег ненадолго, а страшная болезнь уже
охватила весь организм и необратимые процессы подавляли рассудок... Его
жизненный путь не оборвался в
пропасть, мастер не пытался закончить его дерзким зигзагом, — нет, всё
шло своим чередом. Он только по-другому стал относить себя к
окружающему миру, понимая, лучше уже не станет...
«Прекрасное далёко, где ты?!» —
пронеслась мысль, в которую получилось вместить целую жизнь. И как
издевательство послышался ответ: «Здесь я!». Резко повернувшись к
могильному камню, мастер вздрогнул. Эта очевидная истина была
чудовищной. Да, на камне была высечена дата его смерти. И высек её он
сам, своими руками. Осталось только обозначить день... последний...
Он — ремесленник, талантливый
ремесленник. Много имён и дат прошлось ему выдолбить за свою жизнь на
этих холодных камнях, пришёл черёд написать финальные цифры и о себе.
Нелепо? Глупо? Страшно! Повторяя одно и то же, он давно перестал
задумываться над смыслом своего ремесла, а даты, такие беспощадно
банальные и жуткие, становились некой «бегущей строкой».
— А какое сегодня число? — спросил себя мастер и тут же вспомнил.
Тяжело привставая, он, шаркая ногами по полу, подошёл снова к своему «детищу».
Рука предательски дрогнула, когда каменотёс взял зубило с молотком и стал откалывать кусочки чёрного мрамора.
Глотая боль, он высек последнюю
цифру и она стала превращаться в бездонную чёрную точку, а сам мастер,
уперев в неё взгляд, произнёс шёпотом:
— Я... убиваю... себя...
Мастер громко застонал. Его тело, истерзанное невидимыми когтями «каменной птицы», упало рядом с плитой...