После получения Иосифом Бродским Нобелевской премии по литературе постмодернисты несправедливо оказались в густой тени. Первым удалось выйти из неё молодому поэту Денису Дорожных, который демонстративно проигнорировал наследие лауреата. Но и в близком ему направлении новатор оказался привередлив, выбрав в качестве ориентира творчество Алексея Кручёных. Да-да, того самого, написавшего когда-то скандальное «дыр бул щил».
Времена изменились. Дорожных по сравнению со своим учителем проявляет гораздо большую семантическую и изобразительную гибкость. По существу, словотворчество поставлено им на периферию поэтического сознания. В центре находится дробление поэтического материала, стремление в своеобразных лексических осколках обнаружить лики образов и блёстки ассоциативных связей. Поразительно, однако молодому литератору удалось многого добиться на выбранной первопроходческой дороге.
То, что Дорожных встретился в пути с замшелой целиной, не вызывает ни малейшего удивления. Посмотреть с такой точки зрения на слово до него не решался никто. Неологизмы молодого поэта не изобретены, как у Кручёных, а найдены в самой лексической единице, скрупулёзно вычленены и снабжены легко узнаваемым смыслом. Нужна ли особая лингвистическая культура при чтении необычных стихов первопроходца? Безусловно, поскольку значение поэтического элемента вырисовывается от большой части в направлении к маленькой.
Гениальность в поэзии сначала кажется безумием, потом – понятной лишь автору забавой, и лишь по прошествии лет читатель раскрывает глаза и восхищается тем неожиданным приростом лирического потенциала, который несут в себе радужно сверкающие осколки слова. Вот написанное Денисом Дорожных ещё в 2011 году поразительное и поражающее лёгкостью стихотворение под названием «Просто»:
о!
просто
волОс
сто
ос
лов
ослов
вОлос
вол
и
я
опростоволосился
Слово, которое поэт «дробит», находится в конце; значение большого компонента заставляет ещё раз обратиться к маленьким, снова перечитать их. В чём же здесь «опростоволосился» лирический герой? Просто – это всё, что предоставляет поэту жизнь, в том числе материал для стихов. Фонетически «ослов вОлос» привлекает изяществом, а семантика же направляет к бесконечности. Попытка её оседлать, оторваться от земли с опорой на высшее вдохновение приводит к неудаче. Причём ЛГ приравнивается в данном случае к обычному живому существу. «Вол» не опростоволосился.
Две тысячи одиннадцатый год был необычайно плодотворным для поэта. Написанное им в этот период отличается тематическим и жанровым разнообразием. Разложение на части женского имени положено Денисом Дорожных в основу стихотворения «Элеонора»:
элеонора
э! лео
он
орал
нора
ора -
элеонора
Окольцовка лирического шедевра именем придаёт ему не только визуальную, но и фонетическую гармонию. Поэт использует только те звуки, что предоставляет ему заглавное слово. Они не обязательно идут по порядку. Так, «орал» состоит из трёх подряд идущих звуков, в то время как четвёртый взят из начала слова. Новаторский метод первопроходца даёт эффект.
Наш язык богат не только лексикой, о чём с восхищением говорил ещё Гоголь («выражается сильно российский народ»). Крупицы слова русского представляют драгоценность сами по себе, и в лирической поэзии это открытие, бесспорно, принадлежит молодому, но талантливому и зоркому поэту Денису Дорожных.
Г. И. Иртеньев
Другие произведения автора:
Единство без противоположностей
Зазимок
Сердцевина
Это произведение понравилось: