Как Денис Дорожных обрёл в поэзии свою дорогу

                 После получения Иосифом Бродским Нобелевской премии по литературе постмодернисты несправедливо оказались в густой тени. Первым удалось выйти из неё молодому поэту Денису Дорожных, который демонстративно проигнорировал наследие лауреата. Но и в близком ему направлении новатор оказался привередлив, выбрав в качестве ориентира творчество Алексея Кручёных. Да-да, того самого, написавшего когда-то скандальное «дыр бул щил».

                Времена изменились. Дорожных по сравнению со своим учителем проявляет гораздо большую семантическую и изобразительную гибкость. По существу, словотворчество поставлено им на периферию поэтического сознания. В центре находится дробление поэтического материала, стремление в своеобразных лексических осколках обнаружить лики образов и блёстки ассоциативных связей. Поразительно, однако молодому литератору удалось многого добиться на выбранной первопроходческой дороге.

                То, что Дорожных встретился в пути с замшелой целиной, не вызывает ни малейшего удивления. Посмотреть с такой точки зрения на слово до него не решался никто. Неологизмы молодого поэта не изобретены, как у Кручёных, а найдены в самой лексической единице, скрупулёзно вычленены и снабжены легко узнаваемым смыслом. Нужна ли особая лингвистическая культура при чтении необычных стихов первопроходца? Безусловно, поскольку значение поэтического элемента вырисовывается от большой части в направлении к маленькой.

                Гениальность в поэзии сначала кажется безумием, потом – понятной лишь автору забавой, и лишь по прошествии лет читатель раскрывает глаза и восхищается тем неожиданным приростом лирического потенциала, который несут в себе радужно сверкающие осколки слова. Вот написанное Денисом Дорожных ещё в 2011 году поразительное и поражающее лёгкостью стихотворение под названием «Просто»:

                                                                   о!

                                                                   просто

                                                                   волОс

                                                                    сто

                                                                    ос

                                                                    лов

                                                                    ослов

                                                                    вОлос

                                                                    вол

                                                                     и

                                                                     я

                                                                     опростоволосился

                Слово, которое поэт «дробит», находится в конце; значение большого компонента заставляет ещё раз обратиться к маленьким, снова перечитать их. В чём же здесь «опростоволосился» лирический герой? Просто – это всё, что предоставляет поэту жизнь, в том числе материал для стихов. Фонетически «ослов вОлос» привлекает изяществом, а семантика же направляет к бесконечности. Попытка её оседлать, оторваться от земли с опорой на высшее вдохновение приводит к неудаче. Причём ЛГ приравнивается в данном случае к обычному живому существу. «Вол» не опростоволосился.

                Две тысячи одиннадцатый год был необычайно плодотворным для поэта. Написанное им в этот период отличается тематическим и жанровым разнообразием. Разложение на части женского имени положено Денисом Дорожных в основу стихотворения «Элеонора»:

                                                                 элеонора
                                                                 э! лео
                                                                 он
                                                                 орал
                                                                 нора
                                                                 ора -
                                                                 элеонора

                Окольцовка лирического шедевра именем придаёт ему не только визуальную, но и фонетическую гармонию. Поэт использует только те звуки, что предоставляет ему заглавное слово. Они не обязательно идут по порядку. Так, «орал» состоит из трёх подряд идущих звуков, в то время как четвёртый взят из начала слова. Новаторский метод первопроходца даёт эффект.

                Наш язык богат не только лексикой, о чём с восхищением говорил ещё Гоголь («выражается сильно российский народ»).  Крупицы слова русского представляют драгоценность сами по себе, и в лирической поэзии это открытие, бесспорно, принадлежит молодому, но талантливому и зоркому поэту Денису Дорожных.

 

                                                                  Г. И. Иртеньев


© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0206208 от 7 июля 2015 в 19:47


Другие произведения автора:

Единство без противоположностей

Зазимок

Сердцевина

Рейтинг: +10Голосов: 10783 просмотра
Алла Войнаровская # 24 июля 2015 в 22:46 +9
Геннадий Игоревич Иртеньев # 15 декабря 2016 в 11:49 +8
Алла, большое спасибо! С приближающимся Новым годом!!!

Галина Ханецкая # 21 сентября 2022 в 08:56 +5
Интеллектуальная начинка вашей статьи великолепна. Каждая мысль - основательно обоснованная. Я рада, что прочитала эту работу.)))
Геннадий Игоревич Иртеньев # 3 февраля 2023 в 10:35 +2
Приятно, что эссе понравилось.) Спасибо искреннее за поддержку!
Полина Валерьевна Колокольцева # 15 августа 2023 в 18:02 +1
Всегда ценила самобытность творчества Дениса Дорожных и вашу статью о нём. Аргументацию полностью приемлю.)
Геннадий Игоревич Иртеньев # 7 декабря 2023 в 03:01 0
Полина, благодарю за одобрение статьи, поддержку; ваше понимание для меня дорого.)