Эту статью о Дмитрии Гавриленко я написал для «Википедии». Недавно она была удалена с её страниц участником ЯцекJacek. Мне кажется, он не читал произведений, лёгших в основу моего труда. Я невольно подумал: хорошо уже то, что участник не может никого выбросить из поэзии, как и не в силах своей благосклонностью породить в литературе новое имя. Предлагаю вниманию читателей работу, появившуюся на свет несколько лет назад.
Дмитрий Сергеевич Гавриленко (род. 1 марта 1957 года) – русский поэт, прозаик, педагог и журналист.
Содержание
1. Биография
2. Творчество
3. Библиография
4. Ссылки
Биография
Дмитрий Гавриленко родился 1 марта 1957 года в селе Старые Бобовичи Новозыбковского района Брянской области в рабочей семье. После окончания в 1972 году Старобобовичской 8-ней школы поступил на первый курс Суражского педагогического училища (теперь педагогический колледж им. А. С. Пушкина). Здесь началась многолетняя переписка с известным поэтом, литературоведом и критиком, профессором Литературного института им. Горького Л. А. Озеровым, первым оценившим стихи начинающего автора. Определённую роль в творческом становлении сыграла также переписка со С. Ю. Куняевым, тогдашним секретарём Московской организации Союза писателей России. В 1974 году, окончив педагогическое училище, поступил на заочное отделение факультета русского языка и литературы Брянского государственного педагогического института имени академика И. Г. Петровского. В это же время начал работать учителем-словесником в Петрятинской 8-ней школе Новозыбковского района. Стремление к разнообразию уроков развития речи привело педагога к активному использованию коллективных сочинений в стихах. Этот жанр наглядно открывал школьникам секреты и сложности поэтического труда, приобщал к миру прекрасного, расширял лексический запас, укреплял в классе дружбу и взаимопонимание. Первой значимой для автора публикацией стала небольшая подборка стихов в газете «Брянский комсомолец». Активно сотрудничал с районной газетой «Маяк», за что получил в 1980 году Почётную грамоту райкома КПСС и райисполкома. Институт был закончен в 1981 году. Переведен на должность учителя русского языка и литературы в Старовышковскую среднюю школу.
После аварии на Чернобыльской АЭС переехал с семьёй, в которой было трое малолетних детей, в Орловскую область, где с 1986 по 1991 год заведовал сельхозотделом районной газеты «Красное знамя», принят в Союз журналистов СССР, награждён Почётной грамотой областного совета ВОИР, ЦНТИ, областной организации Союза журналистов и денежной премией за пропаганду достижений науки и техники. События, связанные с аварией, нашли отражение в «Чернобыльском венке» (1988). В газете «Сельская жизнь» была напечатана подборка стихотворений с предисловием Л. А. Озерова. На Орловщине написан «Бальный венок» (1997), получивший высокую оценку известного литературного критика Л. А. Аннинского. В «Орловской правде» регулярно печатались статьи о писателях, чьё творчество связано с орловской землёй. С 1996 по 2001 год работал учителем-словесником в Оревской средней школе Краснозоренского района. В 1997 году награждён грамотой Министерства образования Российской Федерации за высокое качество преподавания предметов. В 2001 году переехал в Москву, где начал трудовую деятельность в ГОУ СОШ ЦОУ №90 преподавателем мировой художественной культуры. Был учителем русского языка и литературы в МОУ Горчаковская СОШ Московской области, школах №1219, №1871 и вечерней школе №19 Центрального административного округа столицы. Отмечен «Благодарственным письмом» Научно-методического центра ЦОУО Департамента образования города Москвы за подготовку учащихся к окружному туру Олимпиады по литературе и русскому языку.
Сотрудничал с редакцией журнала «Юность». В нём, во втором номере за 2003 год, опубликована большая подборка стихотворений. Следующий год принёс обширную публикацию лирики на страницах десятого номера журнала. Устанавливаются дружеские отношения с главным заместителем редактора В. Ф. Дударевым, который позже возглавит «Юность». Лирика Дмитрия Гавриленко нашла своё место и в приложении к журналу «Юность плюс». Её оценили по достоинству не только Л. А. Аннинский, но и И. И. Ростовцева и другие критики. Глубина подтекста в стихах была отмечена поэтом, философом, прозаиком А. Г. Волохонским, приславшим автору в подарок из Германии все свои основные книги с автографами. Статьи о преподавании русского языка и литературы в школе привлекли внимание главных редакторов профильных изданий Н. М. Шанского (доктора филологических наук, действительного члена АПН СССР и РАО, профессора МГУ), А. И. Княжицкого (доктора педагогических наук, профессора), Л. А. Гончар (кандидата филологических наук). Они были тепло встречены в редакции "Учительской газеты", регулярно появлялись на её страницах.
В московский период печатался также в журналах «Наш современник», «Арион», «Учитель года», «Русская словесность», «Ковчег», «Русский язык и литература для школьников», «Русский язык», «Лесной газете», еженедельнике «Достоинство» и других изданиях.
Творчество
Необычность лирического дарования, проникновенная любовь и чуткость к природе проявляют себя в каждом художественном произведении, если не в каждой строчке. Звукопись предметная, без труда осязаемая. В стихотворении 1978 года за строкой "обмотаны оси осокой" (три ударных "о" и столько же безударных) видно колесо телеги, ускорившей ход после бездорожья. Противопоставление с союзом "а" становится важнейшим синтаксическим приёмом в создании образов. В одну из стилистических примет превратилось глубоко продуманное использование антитезы (лужа в ельнике - "грязь подсохла" в березняке). Повторы согласных звуков также вносят свои оттенки в смысл. Стихотворение "В небесах - опустевшая синь..." вошло в одну из подборок, опубликованных "Юностью". Его восемь строк содержат семнадцать звуков "с". Почти половина их - в двух стихах: "Но светло и просторно в лесу, Будто солнце весну воскресило...". Такая аллитерация означает последний яркий свет осени, фонетически отражённый поэтом. Сравнение напоминает о "воскрешении" весны. Образ прекрасно вписывается в концепцию христианских ценностей, характерных для лирики и венков сонетов.
Дмитрий Гавриленко стремится продемонстрировать верность не классическому наследию, а «золотой» сути его, обозначившей целый век русской литературы. В этом он идёт по стопам Л. А. Озерова, считавшего Пушкина царём в лирике («Ну а царей-то помним много ли? Из Александров – только Пушкина…»). Не случайно «солнцу поэзии» посвящены, помимо «Бального венка», ещё и «Венок поэту» (2000), и триптих «Рукотворный» (2002), и немалое количество статей. "Московскую тетрадь" открывают произведения две тысячи первого года: стихотворение "Спаси, сохрани и помилуй..." и "Божественный венок".
Взята высокая планка, обусловившая такие же критерии. При общей направленности «Рукотворного» против террора в нём есть строки о творчестве:
«Душа поэта не остынет
Во вдохновении своём.
Глас вопиющего в пустыне
Вопит с пустынею вдвоём...»
Библейское изречение обыграно так, что становится прозрачной связь с «пустыней», невозможность творцу оторваться от неё, хотя он оказывается беззащитным и поневоле испытывает волю рока. Подобное испытание присутствует как в лирике Дмитрия Гавриленко, так и в его прозе: «Еде для мужчин» (2009), «Протоколах мудрецов-трусианцев» (2010), «Дневнике вездесущей пылинки» (2012).
Быль, редкий жанр с народными истоками, представлен интересными по замыслу, но особенно - по воплощению работами разных лет: "На троих" (1974), "Ночная рыбалка" (1986), "Заяц" (1991). Что касается связей с поэзией, крепёжных нитей к ней и степени родства, то об этом замечательно сказал сам поэт в стихотворении "Под вязом" (1982):
"Мы с тобою ничуть не стареем.
Осень, осень, приди поскорее,
Осени эпохальным крылом.
Этот вяз молодой под окошком
Мне приходится близким немножко:
Мы с рождения рядом живём.
Ну и корни мои глубоки!
Здесь мы с вязом совсем как дружки
Средь извечных полей золотых.
Пусть лепечет дряхлеющий клён –
Не под ним, а под вязом рождён
Мой занозистый, истинный стих".
В последние годы написано много лирических стихотворений, включая те, что развивали, разнообразили применение треугольной рифмовки: "Здравица" (2018), "Скворушка" (2018), "До свидания" (2018), "Крокусы" (2020). Песенное направление в творчестве тоже обогатилось запоминающимися работами: "Брянской песней" (2018), "Песней о голубе белом" (2019), "Красой-волшебницей" (2020). При тематическом и жанровом богатстве новые стихи Дмитрия Гавриленко верны реалистическому мироощущению. В "Наседке" (2020) читатель видит курицу, высидевшую утят, которые устремились к озеру и уплыли:
"Для забот наседки здесь не очень
Благодатное житьё-бытьё.
Бегает по берегу и квохчет
Сердце материнское её".
Верность правде и её зримое метафорическое претворение налицо и в недавно опубликованных пейзажных стихах. Вот созданное уверенной рукой мастера "Ольховое" (2020):
"Ольха подружилась с Десной
В замшелые давние годы.
Ей возле неё не тесно
В объятиях доброй погоды.
То рыба плеснётся в реке,
То стукнет настойчиво дятел.
Иду я сюда налегке
Привычным природе дитятей.
Обратно таким не уйдёшь:
Здесь каждый цветок со значеньем.
Плывёт надо мною, как дождь,
Ольховых серёжек свеченье".
Живыми, неповторимыми красками привлекает городская и гражданская лирика. Это "Волшебство цифровое" (2019), "Дрон и телефон" (2020), "Парк А. К. Толстого" (2020), "Над поймой" (2020), "Пехота" (2021) и др. Древнерусской истории посвящена поэма "Дебрянск" (2021). Её составляют три части, снабжённые заголовками: "Чашка", "Князь Роман", "С молитвой святой". В каждой увлекательно раскрыто далёкое прошлое современного Брянска.
Есть у поэта своеобразный цикл под названием "Частушечки". Его составили
шуточные, иронические и сатирические четверостишия, написанные
преимущественно в 2011 году. В четырёх строчках слов мало, а смысл
заложен ёмкий, порой важный для народа. Широко применён автором живой
поэтический приём - олицетворение:
"Ой, не зря на Пасху солнце
Светит оком золотым:
Повстречала я милёнка,
Похристосовалась с ним".
"Стоит весёлая,
На ласку падкая.
Калина голая
Особо сладкая".
Первая частушка была впервые опубликована в районной газете "Красное
знамя" на Орловщине. Там же появились и некоторые другие, чётко
обозначившие близость писателя к жанрам народного творчества.
Библиография
1. Дмитрий Гавриленко. Стихи. Журнал поэзии «Арион», №3, М. 2002.
2. Дмитрий Гавриленко. Стихи. Журнал «Юность», №2, М. 2003.
3. Дмитрий Гавриленко. Стихи. Журнал «Юность», № 10, М. 2004.
4. Дмитрий Гавриленко. Рассказ «Китаец». Журнал «Ковчег», Ростов-на-Дону.
5. Дмитрий Гавриленко. «И краткий миг грехопаденья». «Учительская газета», №34, М. 2003.
6. Дмитрий Гавриленко. Истории о литераторах. «Учительская газета», №3, М. 2004.
7. Дмитрий Гавриленко. Стихи. Альманах «Юность плюс», № 2, М. 2005.
8. Дмитрий Гавриленко. Коллективное сочинение как школьный жанр. Журнал "Русская словесность", №2, М. 2004.
9. Дмитрий Гавриленко. Лингвистический КВН "Часть речи - имя существительное". Журнал "Русский язык в школе", №2, М. 2005.
10. Дмитрий Гавриленко. Литературная игра по биографии А. С. Пушкина, 9 класс. "Учительская газета", №52 от 21 декабря, М. 2004.
11. Дмитрий Гавриленко. Вместе классно сочинять. "Учительская газета", №30 от 27 июля, М. 2004.
12. Дмитрий Гавриленко. Стихи. "Сто друзей" (приложение к "Учительской газете").
13. Дмитрий Гавриленко. Дух неотрицания. "Учительская газета", №1 от 8 января, М. 2008.
Другие произведения автора:
На исходе
Она
Как Денис Дорожных обрёл в поэзии свою дорогу
Это произведение понравилось: