"Но кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и другую", - эта известная цитата Христа из Нагорной проповеди означает непротивление злу для того, чтобы его не умножать. В те времена в древнееврейском государстве существовал обычай позволяющий выразить своё презрение к тому, кого человек не уважает. Наивысшей формой выражения презрения у евреев было нанесение удара ладонью по одной щеке, а затем тыльной по другой щеке. Если человек был виновен в чём либо, и согласен с предъявляемыми ему обвинениями, то он должен был после удара по одной щеке подставить другую. Однако когда один из служителей ударил Христа по щеке за неподобающий с его точки зрения ответ первосвященнику, тот вторую щёку не подставил. Христос попросил от священнослужителя объяснений по поводу того, что в его словах было худо. Этим самым, он показал, что не считает себя виновным и, как говорят христианские толкователи этого случая, победил зло добром. Иисус не стал отвечать насилием на насилие, проявив в этом кротость, а перевёл свой ответ в область риторики. И это было разумно, так как он находился во власти священнослужителей. Попытка же Иисуса Христа втянуть в спор священнослужителя, была необоснованна, так как совершенно очевидно было то, что причиной удара было оскорблённое чувство почтения священнослужителя к первосвященнику. Иисус не мог этого не понимать и всё равно своими словами поставил в вину священнослужителю его оскорблённые чувства.
Но здесь главное не то, что Иисус не признал очевидного, а то, что его принцип непротивления злу, ставший впоследствии одним из постулатов христианства, подорвал понятие о справедливости. Принцип око за око, зуб за зуб, как вид уравнительной справедливости существовал со времён Аристотеля, в основе которой лежит равенство в действиях людей, таких как эквивалентность труда и оплаты, ценности вещи и её цены, вреда и его возмещения. Мало того, Христос пошёл ещё дальше. "И кто захочет судиться с тобой и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду", - так Иисус наказывал беднякам, не имеющим денег в срок выкупить свою рубашку у заимодавцев, дабы те, не подавали на него в суд. Таким образом, он подрывал ещё и форму публичного права, представляющую собой совокупность правил государства как организации, предлагая решать конфликтную ситуацию в частном порядке, не доводя дело до суда. Этим самым закладывалась основа для возникновения уголовных понятий, в которых конфликты принято решать не столько мирно, сколько по-тихому. Право побеждать зло непротивлением, предоставлялось по преимуществу людям бедным, так как человек богатый, по определению более нагл, чем бедный, иначе он бы не был богатым. Эта победа над злом для людей бедных оборачивалась моральными унижениями и экономическими потерями, как в случае с рубашкой, а для богатых моральным превосходством и двойной прибылью.
Существует такое понятие как инвазивность. В переводе с греческого языка оно означает - вторгаться, нападать. Применительно к медицине, инвазивность есть способность возбудителей болезней (вирусов, бактерий, грибов) проникать в организм, минуя защитные барьеры и распространяться в нём. Мысли, идеи или доктрины также могут быть патогенными, несмотря на их благостные цели и замыслы. Только их патогенность в полной мере может проявиться через многие поколения. Иисус Христос позиционировал себя как "не от мира сего", отчего его идеи стоит воспринимать как чужеродные человеческому роду. На всё чужое, любой здоровый организм реагирует иммунным ответом, поэтому многие столетия христианские ценности внедрялись калёным железом. Но приживались они в обществе не равномерно. Больше всего они находили благодатную почву среди бедного населения. Примечательны слова Христа рыбаку Симону, будущему апостолу Петру: "не бойся, отныне будешь ловить человеков". Ясное дело, что ловить для бога, но уж больно этот принцип напоминает мошеннические приёмы. Впоследствии появились выражения попасть в сети дьявола или на удочку мошенника, но только не бога. Чего стоят одни только слова апостола Павла, благодаря которым появился афоризм: "Пути господни неисповедимы". Этим афоризмом и понятием "божьего промысла" можно риторически ответить на любые вопросы, когда нет чёткого и разумного объяснения. Очень удобно. Ещё один универсальный аргумент на все случаи жизни: "на всё воля Божья". Конечно, всё это нелепо выглядит сейчас, в пору накопленных научных знаний об окружающем мире и природе человека. Церковь очень медленно реагирует на научный прогресс, пытаясь всеми силами сохранять свои постулаты и традиции. Борясь за сохранение и возрождение своих традиций после развала СССР, она не только не хочет толерантно относиться к традициям других культур, как например, к традиции каннибализма в африканских племенах, который всегда там считался нормой, но и воспринимает эти традиции в штыки. То, что она сегодня не способна адекватно отвечать на вызовы времени является её проблемой и здравомыслящих людей не беспокоит. Беспокоит то, что церковь до сих пор пытается сохранить контроль над эмоциональной сферой человека, из-за которого и возникли хронические социальные неравенства.
Как уже выше было сказано, все постулаты Христа хорошо приживались в бедных слоях населения. Недаром все его первые ученики были людьми простыми и обычными. Это связано с повышенной внушаемостью и ослабленной эмоционально волевой сферой людей, смирившихся со своим бедственным положением. Иисус своим учением ещё более смирил бедный люд с нахождением в низах социальной лестницы, глубоко проникнув своими идеями в их глубинные слои психики. Это смирение, передаваясь из поколения в поколение, создало устойчивый пласт малообеспеченных в материальном плане людей и явилось основой для формирования несправедливой распределительной системы благ.
Древние мудрецы говорили, что для того чтобы что-то было, необходимо сопротивление. Несправедливая система распределения благ, не испытывая сопротивления, только усиливает свои позиции. Один и тот же специалист, выполняя практически одну работу, только в разных компаниях, будет получать за свой труд плату, в разы отличающуюся друг от друга. Для того, чтобы попасть в хорошую компанию, кроме профессиональных навыков нужно обладать внутренними качествами не совместимыми с христианскими постулатами. Если человек, являющийся генетическим носителем христианских ценностей, волей случая попадет на место, где идёт бойкое распределение благ, то он начнёт испытывать внутренний дискомфорт. Американский социолог Джордж Хоман, в своё время ввел понятие справедливости в социальную психологию. Он предположил, что люди реагируют на недостаток справедливости эмоциональным образом: приходят в возмущение и ярость, если оказываются поставлены в невыгодные положение своими партнёрами и наоборот, испытывают чувство стыда, если они наделены какими-либо преимуществами. Это было заложено ещё в пору первобытного общества. Генетические носители христианских постулатов впадать в ярость не будут, даже при явном для них невыгодном положении, а вот чувство стыда и даже вины от своего преимущества перед другими испытывать будут. На хроническое невыгодное для себя положение, у человека может отреагировать его психика. Современные психиатры пришли к выводу, что в основе психических заболеваний лежат социально-экономические причины, определяющие статус человека. Этот статус подразумевает доступ человека к ресурсам. Ресурсы это деньги, знания, власть, престиж, а также различные личностные ресурсы, такие как социальная поддержка и взаимовыручка. Но не всегда только смирением и психическими заболеваниями человек может отреагировать на несправедливую систему распределения благ и ресурсов.
Когда разрыв в материальном благосостоянии бедных и богатых достигает определённого уровня, в обществе начинают появляться крайние взгляды и радикальные настроения. Они могут принимать различные формы и содержания, но их основой всегда будут являться социально-экономические причины. Во времена советского строя, когда все люди были относительно равны в материальном плане, государство принимало перманентные меры для не возникновения крайних взглядов на распределение материальных ресурсов. Это заключалось в негласных формированиях классов в школах, основанных по социальному положению родителей учеников. Дети родителей, занимающих социально значимые посты, учились вместе. Для видимости социальной справедливости в эти классы бросали определённый небольшой процент детей из простых семей. Таким образом, шло формирование элиты советского строя, и проводилась профилактика крайних взглядов на распределение общих ресурсов. Много внимания в то время государство оказывало и на не трудовые доходы, клеймя их позором и карая уголовным преследованием. Слова экстремизм и радикализм использовались только в отношении конкурирующих с СССР капиталистических стран. Сейчас, когда разрыв в доходах бедного и богатого населения достиг уровня предреволюционного 1913 года, государство просто было вынуждено создать специальныё отдел в правоохранительных органах, для борьбы с проявлениями крайних взглядов.
Если раньше можно было предупредительными мерами хоть как-то скрыть, несправедливость распределения благ, то теперь это сделать практически невозможно. Дети ставят своих родителей в неловкое положения, задавая вопросы, почему у их одноклассников есть дорогие телефоны, а у них нет, почему одноклассников привозят в школу на дорогих машинах, а их ведут пешком. Эти вопросы всего лишь один из каналов поступления раздражающей информации для взрослого человека, причём один из самых воздействующих на его сознание. Телевидение, не имеющие цензуры со стороны государства на информацию вызывающую социальное раздражение, является мощным источником возникновения крайних взглядов. Людей, пенсионного возраста, еле сводящих концы с концами раздражают кулинарные программы с участием звёзд эстрады, трудоспособное население, шуточные песни на подобие "Не хочу быть миллионером, а хочу быть акционером ОАО Газпром".
Любые идеи и тенденции имеют несколько этапов до их принятия. Эти этапы располагаются в таком порядке: снисхождение, высмеивание, резкий протест. В середине 90-ых годах стали появилось анекдоты о "новых русских". Общество высмеивало их поведение, предварительно снисходя до этого феномена. Это высмеивание теперь начинает плавно переходить в следующую стадию - протест. Промежуточным этапом этого перехода является раздражение, которое сегодня стало набирать всё большую силу. Телевидение, транслирующее шуточные песни об "акционерах ОАО Газпром", выступает мощной подпиткой этого раздражения, так как оно всегда запаздывает с изменениями в обществе, стараясь по максимуму получить дивиденды от трендовой темы. Много раздражения идёт и от социальных сетей. По последним исследованиям они, созданные для объединения людей, начинают играть прямо противоположную роль. Люди, выкладывая в них свои фотографии на отдыхе в различных странах и на фоне дорогих автомобилей, невольно подпитывают крайние взгляды тех, кто не может себе этого позволить. Всё это выливается в политические оппозиционные митинги. Но под масками политического недовольства работой правительства и "не правильных выборов", скрываются обыкновенные шкурнические интересы. Эти политические недовольства не имеют чёткой и ясной идеологии и сами себя погасят, при этом ни сколько не уменьшив раздражение, вызвавшее эти недовольства.
Почему именно сейчас возникают протесты и крайние взгляды, да потому, что время христианских ценностей неумолимо клониться к закату. Россия в советские времена 70 лет жила без церкви по инерции на христианских постулатах. В "лихие девяностые" она начала возрождаться, причём на деньги бандитов, которые в один миг все стали религиозными и заваливали её пожертвованиями. И это неудивительно, так как вся их жизнь и работа были связаны с большими рисками. Но это возрождение на "кровавых деньгах" пользы, ни церкви, ни "новым прихожанам" не принесло. Церковь из "лечебницы души" и пролонгатора заветов Христа превратилась в часть культурного наследия прошлых лет и мистическую "исполнительницу желаний", куда ходят для того, чтобы по традиции в праздник "проставиться" богу свечками или попросить помощи в получении каких либо материальных благ. Пласт христианских постулатов медленно и неумолимо размывается в психике человека. Так как нового ничего не предлагается, то этим самым оголяются старые и древние пласты человеческой природы, заложенные ещё в первобытные времена, в которых и находятся реакции ярости и возмущения на невыгодное положение человека. Доказательством оголения древних пластов психики является повышенный интерес в обществе ко всему мистическому и тайному, который сегодня ошибочно принято объяснять недостатком образования и мракобесием. Людям для того, чтобы их что-то объединяло, нужна сверхъестественная тайна, а образование наоборот все тайны пытается рационально объяснить либо отвергнуть, если не в силах этого сделать. На основе математических и физических формул объединение людей в принципе невозможно. До поры до времени церкви удавалось объединять людей, но она слишком медленно реагирует на научный прогресс, основой которого является стремление к безудержному потреблению. И это безудержное потребление сегодня стало равно основным инстинктам выживания в первобытном обществе, в котором сила, ловкость и хитрость были главными инструментами для достижения комфортного существования.
Длительное время одним из устойчивых интересов социально-этической мысли был поиск справедливых критериев для распределения ресурсов. Однако все попытки найти эти критерии провалились, так как понятие справедливости является философской категорией и носит оценочный характер, что не даёт возможности её однозначной трактовки. Поэтому взгляды учёных на правовую функцию справедливости весьма противоречивы. Видный американский экономист, нобелевский лауреат Милтон Фридман, противопоставляя справедливости свободу, сказал: "Я не сторонник справедливости. Я сторонник свободы, а свобода и справедливость - это не одно и то же. Справедливость подразумевает, что некто будет оценивать что справедливо, а что - нет". Справедливость распределительная требует пропорциональности в отношении к людям согласно тому, или иному критерию (равное - равным, неравное - неравным, "каждому своё"). Она так же требует участия как минимум трёх людей, каждый из которых действует для достижения одной цели в рамках сообщества. Один из этих людей, распределяющий, является начальником. Таким образом, критерии по которым будут распределяться блага, будут отданы на откуп начальнику и его субъективное мнение. Другой нобелевский лауреат Ф. А, Хайек считает, что субъективное распределение результатов труда, на основе затраченных работником усилий невозможно и только рынок способен устанавливать значение индивидуального вклада в совокупный продукт. Но его точка зрения отчасти верна только в идеальных условиях. Даже если точно рассчитать долю участия рабочего на нефтяной скважине в добычи тонны нефти, то он всё равно никогда не получит пропорциональную долю своего индивидуального трудового вклада, так как эта тонна нефти будет перепродана нескольким посредникам прежде чем дойдёт до потребителя. Причём эти посредники фактически являются частью той компании, в которой этот рабочий трудится. Ближе к истине, скорее всего точка зрения нейробиологов, которые считают, что за чувство справедливости отвечает ряд участков мозга, связанных с эмоциональной сферой человека. Они утверждают, что тяга к справедливости сформировалась на генетическом уровне в процессе племенного развития человека, так как предоставляла "справедливым" племенам преимущество в выживании.
Все эти рассуждения и выкладки сытых лауреатов далеко не понятны простому и голодному люду, так же как и "политические дебри" оппозиционеров у которых слегка уменьшился рост доходов. Сетовать на государство, коррупцию и так называемые "партии воров" бессмысленно, так как все эти понятия эфемерны и расплывчаты. Борьба с ними подобна борьбе Дон Кихота с ветряными мельницами. Если уж говорить о воровстве, то с тех пор, как человек перестал быть частью природы, так он только воровством и занимается у той же самой природы, воруя у неё ископаемые и прочие биоресурсы. А вот право получать долю от этих краж предоставляется владельцам палок- копалок или буровых установок, при помощи которых и происходит воровство, а также тем, кто способен обеспечивать безопасность этого преступного деяния. Ладно, когда люди непосредственно участвующие в добыче ископаемых, рабочие, бурильщики, водители получают от этого материальные блага. Это ещё может вписаться в концепцию справедливости нейробиологов и будет понятно простому люду. Сделал - получи. Но вот такое явление как "акционер", не вписывается, ни в рамки племенного человека, ни в умы современного человека, не умудрённого магическими хитросплетёнными теориями экономики. Сегодня наука клеймит магию. А чем современный человек отличается от человека первобытного верящего в существование волшебных предметов? Акции, сами по себе являющиеся бумагой, несут ничего не делающему человеку "золотые яйца" в виде одежды, машин, жилища, вкусной и полезной еды и всего, что можно обменять на другую бумагу - деньги. Разве это не волшебство? Разве это не магия? И в чем волшебная сила этих бумажных скатертей "самобранок"? В справедливости или не справедливости?
Так как справедливость является субъективной оценкой и определяется только эмоциональными реакциями на положение человека, то можно сказать с уверенностью, что сила акций - в магии. То, что их обладание не является заслугой конкретного человека, так как их можно продать, подарить, передать в наследство, наконец, украсть, только подтверждает, что они предметы волшебные. Вот поэтому они, наверное, и предпочтительнее, чем миллионы, как поётся в песне об акционерах.
Голова простого человека так запутанна хитросплетённой экономикой, что когда его эмоциональная сфера начинает кипеть, возмущаясь в ответ на невыгодное положение, человек даже и не знает против чего ему выражать свой протест и кому его предъявлять. Он просто чувствует, что что-то не так. По преимуществу, этот протест направляется против самого себя. Выражается это в самообвинениях, самобичевании, жалобах на судьбу-злодейку, невезение и рок, что само по себе бессмысленно и приводит к пьянству и наркомании. Но не всегда энергия недовольства бывает направлена на самого себя. Когда недовольные собираются вместе, они сообща находят виновного в их невыгодном положении. Как правило, виновными становятся расплывчатые образы, которые потом обретают персонифицированного адресата, но не имеющего к ним прямого отношения, как например - банкиры и жиды. Кто виноват - жиды! И появляются лозунги: "Бей жидов! Спасай Россию!"
Тема виновности во всех несправедливостях и бедах евреев, через столетия прошла все стадии от снисхождения, высмеивания и протеста до принятия этого обществом. Если это принято, то уже возмущение и протест не провоцирует. Их виновность ни у кого сомнений не вызывает, но и раздражения тоже. "Если в кране нет воды, значит, выпили жиды", - такой шуточной частушкой советские люди комментировали отключение воды в водопроводе. "Если в кране есть вода, значит жид насал туда", - пели советские люди и при этом с удовольствием пили воду из крана, что говорило не только о юмористическом подтексте частушки, но и о принятии того, что евреи имеют влияние даже в сфере канализации СССР.
Протесты против засилья кавказцев и их недостойного поведения в России место имеют, но не перспективны. Государство проводит предупредительные меры по сглаживанию конфликтных ситуаций. Так, например Госдума недавно приняла поправки, резко ужесточающие штрафы за стрельбу из оружия в неположенных местах. Теперь с 30. 07. 2013. штраф за стрельбу в состоянии алкогольного опьянения группой лиц в населённых пунктах будет составлять от 50 тысяч до 100 тысяч рублей, вместе с лишением прав на ношение оружие до 3-х лет. В случае если стрелок был трезвый, он лишаться прав не будет. Вот так государство резко отреагировало на раздражающий россиян культурный обычай стрельбы на кавказских свадьбах. Это говорит о том, что государство не равнодушно к эмоциональному состоянию своих граждан и заинтересовано в формировании справедливых отношений в обществе. И это очень разумно, так как национальности с коллективным разумом за неблаговидные действия одного из своих членов несут ответственность коллективную. Такой негласный закон в генетике общества существует со времён племенных отношений, и он так же является одним из провоцирующих факторов возникновения экстремистских настроений и протестов. Муравей, укусивший человека, способен погубить муравейник. Это ещё раз подтверждает выводы нейробиологов, что все предпосылки радикализма и экстремизма лежат в глубинах человеческой психики и пришли к нам из далёких времён, когда и сформировалась первая критериальная оценка "свой - чужой".
"Россия для русских", - заезженный лозунг, как идея не актуален, каким и был изначально. "Русский" как понятие весьма расплывчато и неоднозначно. Практически в каждом русском спрятан татарин. Главной ошибкой всех протестующих всегда была размытость адресата, против которого они протестуют. Жиды, империалисты, негры, американцы, одним словом - они. Это "они" является генерацией протестной энергии и одновременно её энтропией, если только кто-то не успеет воспользоваться ей в своих личных целях, которые вполне конкретны и не имеют ничего общего с самим протестом. Протестовать сегодня стало модным. Рынок протестов сегодня достаточно широк и разнообразен. Протестуют против экстрасенсов, телевизионных передач, против бродячих собак и тут же против уничтожения этих собак. Начинают появляться профессиональные пикетчики, бегущие с одного пикета на другой. Этим самым они пытаются привлечь внимание к себе лично и по возможности найти себе спонсора, готового проплачивать конкретные протесты. Поэтому и уместно говорить о рынке протестов, где "лже протестанты" демонстрируют потенциальным покупателям свои деловые качества. Рост микро протестов ещё раз подтверждает размытие христианских ценностей, так как в основе этих протестов лежит эгоцентризм, категорически не совместимый с библейскими постулатами. Есть ли будущее у микро протестов? Однозначно - нет, так как они подобны узаконенному попрошайничеству бездомных на улицах, с которыми власти даже и не надо бороться, поскольку горожане, уставшие от их назойливых приставаний перестают подавать им деньги. Только в данном случае престанут уделять пикетчикам своё внимание, тем более, если певец и его песни плохие, то место ему на кухне.
Итак, мотивом всех крайних взглядов и протестов является абстрактное понятие справедливость, которое носит субъективную оценку и имеет множество представлений. Поэтому тот, кто оперирует этим понятием к другим либо мошенник, преследующий свои цели, либо заблуждающийся. Это понятие взывает не к разуму, сколько к эмоциям, иначе одновременное существование партий "Справедливая Россия" и "Единая Россия" в одном парламенте было бы абсурдом. Так как нахождение части справедливого в едином, подразумевает в нём и присутствие не справедливого, что вызывает ненужные кривотолки. Субъективная оценка справедливости есть эмоционально окрашенная реакция человека на его положение при распределении ресурсов. Когда эта оценка вызывает сильные негативные эмоции, она трансформируется в крайние взгляды и протест. В большинстве случаев протест есть не понимание действительных положений вещей и направлен на ложные субъекты.
Основным источником дохода России является добыча сырья, нефти и газа. В распределении доходов от реализации этих продуктов скрыт мощный потенциал для возникновения крайних взглядов и протестов. Катализатором этих протестов может выступить информация о распределении доходов среди коренного населения в арабских странах, а так же шуточные песни из программы "Камеди клаб". То, о чём шутят в "Камеди клаб", со временем начинает представлять не шуточные проблемы в обществе, как было с темой гомосексуализма. И это ещё раз подтверждает, что высмеивание есть пред - стадия протеста. Этот протест, в отличие от других, может быть направлен в сторону конкретного субъекта, которым является акционер добывающих компаний. Узнать, кто и какими владеет акциями, сегодня не составит большого труда. На смену призывам "Россия для русских" и "Бей жидов", может в скором времени прийти - "Убей акционера". Опасность такого протеста заключается в его конкретной целевой адресации.
Иисус Христос, создавший религию в пользу богатых и прохиндеев, которые использовали его моральные ценности как инструмент для манипуляций, предвидел её закат. Говоря о конце света и страшном суде, он, возможно, подразумевал, что причиной конца, станут гнев и ярость, подавленные христианскими постулатами за 2000 лет, которые сегодня вырываются в ответ на тысячелетнее невыгодное положение большинства человечества в распределении ресурсов и благ. Мировой всплеск протестных выступлений и затяжных кровавых революций это подтверждает в полной мере. Но Христос в этом не виноват, ибо любая, даже самая из благороднейших идей, пройдя через тысячелетия и миллиарды умов, настолько обрастает тиной, что та, тянет её ко дну, как корабль, тысячелетиями бороздивший океан.
P. S. Всё здесь сказанное не претендует на истину и является личным мнением автора в момент написания сего, которое он никому не навязывает.
Другие произведения автора:
Городки
Вопрос
Ханука