ФОРМУЛА БЕССМЕРТИЯ ВЕЛИМИРА ХЛЕБНИКОВА

ФОРМУЛА БЕССМЕРТИЯ ВЕЛИМИРА ХЛЕБНИКОВА

1996

Имя Хлебникова хорошо известно всем, кто любит поэзию ХХ века, но его философские космические идеи все еще ждут своего открытия. Всю жизнь поэт утверждал, что ему известны законы времени. Много раз он уточнял свои вычисления или видоизменял их, но неизменной оставалась сущность открытия. Хлебников считал, что время – это особая невидимая форма пространства, а значит можно вычертить карту времени, где прошлое и будущее будут всего лишь очертаниями пройденного и еще не пройденного пути. Он оставил нам карту своего Государства времени, которое возвышалось над Государством пространства, вмещает прошлое, будущее и настоящее человечества.

Государство времени

В мире, раздираемым мировой войной, Хлебников сделал такую запись: "Я тоже веду войну, только не за пространство, а за время. Я сижу в окопе и отнимаю у прошлого клочок времени”.

Тот, кто хотел бы день или час прожить в Государстве времени Велимира Хлебникова, можно искренне позавидовать. В этом государстве есть два плана – земной и космический.

В земном: поэт, то в мешке, то в цилиндре и фраке, странствует по Российской империи, беседует с цыганами на их языке, идет по пространству нынешних независимых государств, а за ним толпа детей в восточных одеждах. Они кричат: "Гюль мулла, гюль мулла!”, что означает священник цветов. Так на Востоке называли странствующих поэтов от Омара Хайяма до Велимира Хлебникова.

В космическом плане видим другое. Сквозь время и пространство движется человек-солнце Маяковский, летит человек-звезда Хлебников и переговариваются между собой: "Кто там в звезды стучится? А, Володя, дай пожму твое благородное копытце”.

"Сутки Солнца”, т.е. год или время обращения Земли вокруг Солнца, Хлебников тоже считал очень важной мерой. Если земля вращается вокруг солнца, повторяя свою орбиту через 365 дней, то не менее интересно знать, что согласно Хлебникову через каждые 365 лет рождаются люди-двойники. "Например, есть закон рождения подобных людей. Он гласит, что луч, гребни волн которого отмечены годом рождения великих людей с одинаковой судьбой, совершает одно свое колебание в 365 лет.

В 476 году в Индии родился астроном Ариабхат, утверждавший, что Земля вращается вокруг Солнца, а через 365х3 в 1157 году родился Калер, доказавший это вращение. Величайший логик Греции Аристотель родился в 384-м году, а через 365х6 в 1804-м году родился величайший логик Европы Джон Стюарт Милль.
Вывод Хлебникова таков: через 365 лет происходит рождение подобных людей, через (365 - 48), то есть через 317 лет возникают войны, а через (365+48) лет рождаются новые государства.

Вот предсказания психотерапевтических сеансов по радио, столь распространенных в наше время. "Современный врач лечит внушением на расстоянии по проволоке. Радио будущего сумеет выступить и в качестве врача, исцеляющего без лекарства”. Поэты часто предвидят будущее; вспомним Нострадамуса, предсказавшего в стихах ХVI века падение коммунизма в России 1991 года. Хлебников в 1912-ом голу предсказал, что в 1917-ом произойдет падение Российской империи. И не просто предсказал. Он оставил нам свои вычисления, на основании которых сделано предсказание. Назывались они "Гамма будетлянина”.

Гамма будетлянина

Подобно тому как шахматная доска состоит из черных и белых клеток, мир времени соткан из чередования двоек и троек, четных и нечетных событий. Это означает, что через 2n должны происходить события подобные, а через Зn - события противоположные. Хлебников перевел эти числа из количества дней в количество лет и получил загадочное число в 317 лет. "Если понимать все человечество как струну, то более настойчивое изучение дает время в 317 лет между двумя ударами струны". Так законы Наполеона вышли через 317х4 лет после законов Юстиниана - 533 год. Римская империя возникла в 31 году, а Германская - в 1871-м, через 317х(й) "Итак, 317 лет - не призрак, выдуманный больным воображением, и не бред, но такая же весомость, как год, сутки Земли, сутки Солнца".
Самое интересное, что все эти странные чередования укладываются, согласно Хлебникову, в гамму звуковых колебаний от А до У (самого низкого звука в азбуке). Вообразите парня с острым и беспокойным взглядом, в руках у него что-то вроде балалайки со струнами. Он играет. Звучание одной струны вызывает сдвиги человечества через 317. Звучание другой - шаги и удары сердца, третья - главная ось звукового мира. Перед вами будетлянин со своей "балалайкой".
Перед нами стройная неопифагорейская теория, где история человечества вписывается в гамму колебаний звуковых волн. Мы слышим неразличимую простым слухом музыку времени, но Хлебников идет еще дальше. Зная, что все явления материального мира есть сгустки и вибрации световых волн, Хлебников фактически создает проект машины времени, подчиненной звуковой гамме.

Машина времени

Хлебниковская машина времени состоит из зеркал и линз, улавливающих лучи, замедляющих или ускоряющих волны света. Нет никакого сомнения, что такой проект мог возникнуть только на основе теории относительности Эйнштейна. Ведь именно в этой теории проистекает возможность замедления или ускорения времени в зависимости от скорости светового луча. В теории Хлебникова это открытие преломилось самым неожиданным образом. "Когда наука измерила волны света, изучила их при свете чисел, стало возможно управление ходом лучей. Эти зеркала приближают к письменному столу вид отдаленной звезды, дают доступные для зрения размеры бесконечно малым вещам, прежде невидимым, и делают из людей по отношению к миру отдельной волны луча полновластных божеств. Допустим, что волна света населена разумными существами, обладающими своими правительствами, законами и даже пророками. Не дает ли для них ученый, прибором зеркал правящий уходом волн казаться всемогущим божеством?"
О нет, это не фантастика Уэллса. Такая машина времени существует – это сама Вселенная, но Хлебников утверждает что люди могут уподобиться "всемогущему божеству", став создателями своего мира, переделывая и создавая будущее и прошлое. Кому-то такой проект покажется только фантастикой, но самое поразительное, что к осуществлению его наука уже приступила.
В 60-е годы астрофизик Козырев предложил абсолютно новую теорию времени. Согласно Козыреву, время есть неуничтожимая реальность Вселенной, порождающая свет и материю. А раз так, то можно построить систему зеркал, улавливающих мировой свет и даже изменяющих течение времени.

В домашних условиях он построил свою систему "зеркал", улавливающих невидимые лучи, энергетические всплески, исходящие из будущего и прошлого. Каким образом? Он направил свои гироскопы в те точки неба, где планета была и где она еще будет. Результат превзошел все ожидания. Сигнал был получен и из будущего, и из прошлого. Во многих лабораториях мира пытались повторить опыт Козырева, но безуспешно. Результат повторить не удалось, а следовательно, он не получил признания.
Однако совсем недавно, в 1991 году, сибирская Академия наук повторила опыты Козырева и получила ошеломляющие результаты. Все опыты подтвердились. Светила исправно слали лучи как из прошлого, так и из будущего, подтверждая правоту Хлебникова.
Наконец, экспедиция академика Казначеева построила систему зеркал Козырева, улавливающих время. В результате пять Раз появлялся светящийся объект неизвестного происхождения, а затем в одном из опытов появился "сияющий хвостатый плазмоид" необычных очертаний. Ведутся работы над расшифровкой этого опыта.
Вернемся к предсказанию Хлебникова. "Изучив огромные лучи человеческой судьбы, волны которой населены людьми, человеческая мысль надеется применить к ним зеркальные призмы управления, из двояковыпуклых и двояковогнутых стекол. Можно думать, что столетия колебания вселенского луча будут так же послушны ученому, как и бесконечно малые волны светового луча. Тогда люди сразу будут и народом, населяющим волны луча, и ученым, управляющим ходом этих Лучей". Проще говоря, человек станет Богом, а Бог человеком. Однако остановимся на задачах более скромных. С помощью зеркал Хлебникова человек будет видеть свое будущее и прошлое, выходящее за пределы его рождения и его смерти, а это уже бессмертие.

Формула бессмертия

Одна из самых загадочных формул Хлебникова - это уравнение прошлого, будущего и настоящего времени, открытое им незадолго до смерти в двадцать втором году. "Три числа! Точно я в молодости, точно я в старости, точно я в средних годах вместе идем по пыльной дороге 105 + 104 + 115 = 742 года 34 дня".
Кое-что в этой формуле понятно. Хлебников вслед за великим ученым древней Греции Пифагором считает, что срок человеческой жизни в прошлом, будущем и настоящем простирается в пределы тысячи лет. За это время человек трижды рождается и умирает в трех новых обликах. Так, себя Хлебников считал родившимся трижды. В прошлом он видел себя математиком и поэтом Омаром Хайямом, в настоящем - геометром Лобачевским и в будущем, то есть в XX веке - Велимиром Хлебниковым. Почему Омар Хайям обозначен числом 105, Хлебников 115, а Лобачевский 104, со временем разберутся математики. Нам же интересно, что срок космической жизни человека - 742 года перекликается с теми, которые указаны в Библии. Девятьсот лет и более живут библейские патриархи от Адама до Мафусаила. Отсюда выражение "мафусаилов век", означающие сказочное долголетие.
Если взглянуть на эти таинственные сроки жизни глазами Хлебникова, то увидим, что средний срок земной человеческой жизни 70 лет - это лишь верхушка айсберга, скрывающего в глубине тысячелетий глыбы жизни космической.
Очертания этой жизни выглядят у Хлебникова загадочно и странно, но в то же время они строятся из материала сегодняшней земной жизни. И в прошлое и в будущее мы глядимся, как в зеркало, и видим в нем пусть преображенное, но все же зеркальное отражение самих себя. "Я посмотрел в озеро и увидел высокого человека с темной бородой, с синими глазами в белой рубахе и в серой шляпе с широкими полями.

– Так это Числобог, – протянул я разочарованно. – Здравствуй же, старый приятель по зеркалу, – сказал я, протягивая мокрые пальцы. Но тень отдернула руку и сказала:

– Не я твое отражение".

Числобог - это человек, овладевший законами времени, уловивший его в свои таинственные линзы и зеркало. В данном же случае это сам Хлебников, глядящийся в озеро.
Так же как небесные тела, согласно новейшим астрономическим данным, находятся в прошлом, будущем и настоящем одновременно, так и человек, Числобог, есть некая бессмертная субстанция человека, находящаяся во всех временах. Хлебников утверждал, что об этом знали еще древние египтяне. Они назвали эту бессмертную субстанцию человека именем Ка. "Ка – это тень души, ее двойник, посланник. Ему нет застав во времени. Ка ходит из снов в сны, пересекает время и достигает бронзы (бронзы времен). В столетиях располагается удобно, как в качалке".
И Хлебников жил одновременно во всех временах, потому он так ясно видел многие детали из будущего. Ведь машины времени у поэта не было, был только проект ее. Он сам был сложнейшим устройством, пронизывающим века невидимыми лучами мысли. Люди, спокойно осилив тяготение, прогуливаются прямо по воздуху или лежат на облаках, но самое главное – найдена формула счастья. "Уравнение человеческого счастья было найдено тогда, когда поняли, что оно вьется слабым хмелем около ствола мирового. Счастье людей – вторичный звук, оно вьется, обращается около основного звука мирового. Оно слабый месяц около Земель вокруг Солнца. Когда будущее становится, благодаря математическим выкладкам, прозрачным, теряется чувство времени, кажется, что стоишь неподвижно на палубе предвидения будущего. Чувство времени исчезает, и оно походит на поле впереди и поле сзади, становясь своего рода пространство”.

Можно посмеяться над такой уверенностью, но вот я иду по Новому Арбату, этой улицы не существовало во времена Хлебникова. Но он ясно видел улицу "домов из стекла”, "дом в виде развернутой книги” и даже "газету из искрописьма”. Можно предугадать тенденции в развитии архитектуры, но не до такой же точности. Здание в виде развернутой книги – это бывшее здание СЭВ, газета их искрописьма – на другом конце Нового Арбата. Вот здание Останкинской телебашни. "Дом-тополь. Состоял из узкой башни, сверху донизу обвитой кольцами из стеклянных кают”. Под ними пространство города из прозрачных сот, а за плечами у каждого в рюкзаке свернут дом из прозрачной пленки. Спустился, развернул пленку, натянул на арматуру, и живи, где хочешь и сколько хочешь. Наскучило, лети дальше. Чего только нет в этих городах будущего: дома-мосты, дома-пароходы, дома на колесах. Есть даже дом-поле. Но самое главное – люди, живущие в этих городах. Они расшифровали язык птиц, звезд, зверей и растений и переговариваются с ними на языке звездной азбуки, созданной Велимиром Хлебниковым. (Ее склеил из папиросных коробок сподвижник Хлебникова художник Митурич). На языке этой азбуки можно принимать сигналы из прошлого, беседуя с Лобачевским, живущим в том прошлом измерении, или посылать сигналы в будущее и принимать оттуда причудливую речь, как это делал будетлянин Велимир Хлебников. "Мы – дикие звуки, мы – дикие кони. Приручите нас. Мы понесем вас в другие миры, верные дикому всаднику звука. Лавой беги, человечество, звуков табун оседлав. Конницу звука взнуздай!”

Среди других великих космических утопий XX века (всеобщее воскрешение по Федорову, освоение космоса по Циолковскому) проект Хлебникова кажется мне самым смелым и, может быть, самым глубоким. Ведь он предлагает полет не на космических кораблях и не в пространстве, а во времени. "Мы полетим в космос прямо со стульев земного шара", - восклицал поэт. Он спроецировал теорию относительности Альберта Эйнштейна из области физики, космологии и математики в сферу человеческой интуиции, и здесь его посетили прозрения, которые становятся понятными лишь на исходе нашего века. Поет в пространстве уже закончен. Здесь ясны границы, видны пределы. Пришла эпоха полетов во времени.

Циолковский в своих трудах обжил для человечества космические пространства. Хлебников заселил нами время. Здесь техника должна уступить человеку с его прозрением и интуицией. Я хочу, чтобы луч звезды целовал луч моего глаза, как олень оленя", - писал Хлебников в 1909 году, а в драме "Мир с конца" есть описание обратного хода времени не от рождения к смерти, а от смерти к рождению. Человек сначала старец, потом взрослый, потом юноша, потом младенец. Кажется, уж тут-то мы имеем дело с чистой фантастикой, но не следует спешить с выводами. Математик Курт Гедель тщательно проанализировал время и пространство с точки зрения теории относительности и пришел к выводу, что теоретически обратный ход времени во вселенной возможен. И умирающий старец встретит себя - младенца. Кстати, старец-младенец известен в Китайской мифологии под именем Паньгу.

Статья напечатана в журнале "Гороскоп” (1995, № 8).

© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0251512 от 29 ноября 2016 в 08:10


Другие произведения автора:

Икары

Защита Набокова

кто в пушкина стрелял-а кто в дантеса

Это произведение понравилось:
Рейтинг: +2Голосов: 2406 просмотров

Нет комментариев. Ваш будет первым!