3. О пороках. Зависть
Один из самых
страшных пороков. И здесь - классика, куда же без Пушкина? «Моцарт и Сальери»,
одна из его маленьких трагедий…. Конечно, как ни крути, Сальери крупно не
повезло, причём дважды. В первый раз, когда в конце жизни, уже тяжело больной,
он «сознался» в преступлении (по крайней мере, об этом пустили устойчивый слух),
которое наверняка не совершал, – в убийстве Моцарта. Наверняка потому, что
никакого смысла в этом не было. Скорей
всего, и зависти-то не было – Сальери-музыкант и композитор при жизни Моцарта
был не менее почитаем, чем Моцарт, а в «служебной» иерархии стоял на неизмеримо
более высокой ступени, чем будущий композитор №1 всех времён и народов.
Но, тем не менее,
в эту сказку многие поверили, и как результат – произведения Сальери долгое
время, десятилетиями, никто не исполнял. Вот уж действительно – без вины
виноватый.
Второй раз ему не
повезло, когда версию убийства «взял на вооружение» Пушкин, у которого для
этого были свои резоны – с реальными персонажами вещь приобретала
исключительную художественную силу, тем более при пушкинском мастерстве
исполнения. «Поэт казнит, поэт венчает…». Сальери был «казнён» Пушкиным, и, к
сожалению, безвинно. Зато трагедия, хоть и «маленькая», получилась на славу.
Как наглядный пример – к чему приводит зависть (сделаем только поправку ради
справедливости – что речь идёт о книжном Сальери, никак не о реальном). Тот,
книжный Сальери, снедаемый завистью, сам себя представляет «змеёй, людьми
растоптанною, вживе, песок и пыль грызущею бессильно…». Хорошенькая
характеристика. Самоуничижение. Но тем проще ему совершить убийство: грязный
завистник, «змея растоптанная» - куда уж ниже? Дно достигнуто. Теперь - «так
улетай – и чем скорей, тем лучше».
Но если спуститься
с высот поэзии на грешную землю, то и здесь этого дерьма, зависти то бишь,
хватает с избытком. Кто с ней не сталкивался? Нет таких. И не будет в обозримом будущем. Всегда были и
будут экземпляры, которых зависть буквально душит. «Снедаемый завистью» -
недаром это стало устойчивым выражением, от частого повторения, верно. А
объекты зависти? Ты в чём-то выдвинулся, что-то получил, выиграл, подфартило
тебе – многие ли порадуются твоему успеху? Где-то зависть соседствует со
злорадством, это как бы «зависть наоборот» - радость по поводу несчастья
другого. Примерно по анекдоту – можно ли радоваться пожару? можно, если он
случился не у тебя, а у твоего соседа. Злорадство – «хорошо, что не у меня».
Зависть – «почему не мне, а ему (ей)»?
Другие произведения автора:
Из Роберта Геррика. H-723. Гению*, хранителю его дома
Из Роберта Геррика. H-713. Его возвращение в Лондон
Из Роберта Геррика. N-115. Его просьба к Богу