2. О пороках. Жадность
2. О пороках. Жадность
Примеров – несть числа, как говорят. Наверное, самый знаменитый из персонажей – пушкинский «Скупой рыцарь». Можно, конечно, представить, что престарелый скопидом слегка свихнулся на почве жадности - он испытывает несказанное блаженство, созерцая свои сундуки с золотыми монетами. Но всё-таки здесь, скорей всего, – некоторое психическое отклонение, патология, а жадность как порок проявляется сплошь и рядом и у вполне здоровых вроде бы людей. И даже вроде бы разумных, по почему-то готовых за свой кусок, пусть даже и ненужный ему, «рвать горло», что говорится.
Страсть к накопительству – одна из самых сильных, и не только у скупого рыцаря. Наверное, каждый, если посмотрит в себя повнимательней, то отыщет хотя бы признаки этого порока, может – примеры какие-то, когда что-то пожалел, где-то кому-то не помог или что-то подобное. Но на то и голова на плечах, чтобы видеть некую черту, за которой кончается разумный эгоизм, а дальше – необозримое болото стяжательства, накопительства, подгребания под себя чего только можно.
С точки зрения чисто рациональной большого смысла в накопительстве нет – жизнь заканчивается в любом случае, с накопленным добром и без него, и ничего с собой «туда» не заберёшь. «В гроб что ли брать, когда умру?» - Маяковский писал это, если вы помните, даже и о славе, не только о материальной «муре».
Есть некий парадокс, но вполне объяснимый, наверное, – в тяжёлые времена люди добрее и с большей готовностью помогают друг другу. Иначе сложно выжить, это многие понимают даже на уровне интуиции.
Сытость больше способствует индивидуализму и проявлениям стяжательства. Почему, к примеру, не останавливается взяточник, когда, кажется, уже нахапал выше крыши, есть запас купюр и всего прочего во всех возможных ящиках, шкафах и сейфах? Жадность гонит его всё дальше, он уже, как скупой рыцарь, не может остановиться, даже опасность разоблачения не работает. Наверное, у всякого порока есть своя логика, пусть и порочная.
К счастью, и здесь, как и во многом другом, можно найти юморную отдушину, какие-то проявления совсем уж мелочной жадности, над которыми не грех и посмеяться. Помню, ещё в советское время пришлось продать два билета в театр, прямо у входа, что-то не срослось пойти. Даже и не помню, с кем собирался, но вот субъект, который со мной торговался насчёт билетов, мне запомнился. Конкурентов у него не было, и он решил срубить подешевле, начал торговлю с полцены. Я решил подождать, может, кто ещё появится. Он подходил, настаивал, потом отходил, нервничал, добавлял каждый раз копейки (всё-таки добавлял) - это продолжалось довольно долго, пока не подошёл конкурент. Ему я и отдал билеты – несмотря на скандал, который устроил первый претендент. Жадность все-таки должна быть наказуема, пусть не глобально, так хоть в чём-то.
В
гротескной форме жадность высмеяли Стругацкие - помните профессора
Выбегалло в их великолепном
«Понедельнике…»? Профессор (срисованный, очевидно, во многом с незабвенного
«народного академика» Лысенко) проводил в институте НИИЧАВО (чародейства и
волшебства) опыты с «исполином духа» - он вывел модель идеального потребителя с
неограниченными материальными потребностями. «Духовные потребности разовьются в
соответствии!» - пояснял профессор. Опыт проводился на полигоне. Созданный
профессором «кадавр» повёл себя так, как и предсказывал один из персонажей: «Он
загребёт все материальные ценности, до которых сможет дотянуться, а потом
свернёт пространство, закуклится и остановит время». «Сказка – ложь, но в ней намёк…». Сначала
«загрести», потом «свернуться и закуклиться» - это вроде программы действий
универсального жмота. Жизненно и очень типично, к сожалению.
Рег.№ 0174338 от 27 августа 2014 в 01:55
Другие произведения автора:
Из Роберта Геррика. Влюбленному всё по нраву
Нет комментариев. Ваш будет первым!