Камни Добра и Зла. Кости Земли. ч.5
29 сентября 2016 — Анна Магасумова
Ценная бандероль стоимостью в один доллар
История десятая Blue Hope/Голубая Надежда
Глава десятая Камни Добра и Зла. Кости Земли
Камни на душе и за пазухой
Скинув с души тяжкий груз,
В прошлое не вернусь!
Мне ведь не всё равно,
Камни тянут на дно.
(стихи автора)
Что переварили учителя, тем питаются ученики.
(Карл Краус)
Было это не так давно. В городе Линце, в Верхней Австрии жили Дитер Шульц и Себастиан Беккер, учитель и ученик.(1) Себастиан преклонялся перед своим учителем и хотел быть похожим на него.
- Внешне, конечно, не получится ни за что, — думал он. — Но стать таким, как Учитель, внутренне, возможно.
Себастиан любил предмет, который преподавал Herr/господин Шульц. Он был для него Учителем с Большой Буквы.
А преподавал Дитер Шульц историю. Рассказывал он всегда так увлекательно, что все ученики сидели буквально с открытыми ртами. Никогда уроки истории не прогуливали. Себастиан и его сверстники узнали много интересного и из истории родного города. Вот например, когда он появился.
А было это задолго до Рождества Христова. На месте Линца находилось древнее кельтское поселение Лентос. В 15 году до нашей эры римляне построили здесь пограничную оборонительную крепость и назвали её очень красиво: Ленция.
Себастиан повторял вслед за учителем:
— Лентос, Ленция...
На первом слоге кончик языка упирался в нёбо, а потом резко опускался вниз. Это было так удивительно, так завораживало.
Вот под названием Линц впервые город упоминается в 799 году в связи с строительством церкви Святого Мартина – самой старейшей из сохранившихся церквей Австрии.
В средние века Линц входил в состав Священной Римской империи. В 1490 году император Фридрих III объявил Линц своей столицей. Но этот статус сохранился только три года. После смерти Фридриха в 1493 году его сын Максимилиан перенёс столицу в Ахен.(2)
Фестивали в Линце и Ахене
Всемирную известность городам Линц и Ахен принесли проводимые здесь фестивали. Например, знаменитый Брукнеровский фестиваль с 1974 года ежегодно осенью в память о творчестве композитора Антона Брукнера.(3)
Начинается фестиваль с удивительного лазерного шоу "Линцевское звуковое облако".
Не менее зрелищное событие — ежегодный фестиваль электронного искусства Ars Electronica. На специальном Форуме художники, философы, политики, даже публика обсуждают вопросы влияния компьютерных технологий на искусство и общество. Приз "Золотая Ника" вручается тому художнику, чья работа лучше всего соединяет в себе творчество, дизайн, технологии. Это — Нобелевская премия в области цифрового искусства.
Гостям фестиваля предложат совершить полет над Верхней Австрией в виртуальном пространстве и подивиться
И, конечно же, национальной гордостью жителей города Линц является знаменитый Linzer torte/Линцерский торт — потрясающе вкусный торт с грецкими орехами и миндалем, рецепт которого был изобретён ещё в XVII веке. (4)
Фантастическая атмосфера, фантастический спорт и фантастические победы — так говорят и пишут о ежегодном Всемирном конном фестивале в Ахене. Ахенский фестиваль не похож ни на одно другое событие в конноспортивном календаре. Он проводится с конца XIX века, всего три дня — в конце мая или начале июня. Но эти дни так насыщены эмоциями, что кому-то этого может хватить на всю жизнь.
Время сбора урожая на виноградниках Германии совпадает с проведением винных фестивалей, на которых немецкие винодельни представляют лучшие сорта вин: рислинга, айсвайна и других. Царствует на этих фестивалях белое вино. Фестиваль в Ахене сопровождается фольклорным праздником. Далее гости могут совершить экскурсии по старинным винодельням Висбадена. Завершается фестиваль в Майнце музыкальными концертами в розовых садах, а также художественной и ремесленной ярмаркой.
Главный урок Дитера Шульца
Однажды Себастиан пришел к Учителю:
— Учитель! Герр Шульц! Я хочу стать таким, как Вы — мудрым, спокойным, позитивным, никогда не злиться.
Дитер Шульц с интересом посмотрел на своего ученика. Он считал Себастиана одним из лучших и самых способных.
- Хорошо! Я тебе помогу, — сказал Шульц, усмехаясь про себя. — Принеси картофель и прозрачный пакет.(5)
Себастиан, недоумевая от такой просьбы, выполнил всё беспрекословно. Принёс, что просил Учитель: мешок картофеля и пустой, прозрачный пакет. Тогда Дитер Шульц продолжил:
— Каждый раз, когда ты на кого-нибудь рассердишься, обидишься, или совершишь нехороший поступок, добавляй в пакет одну картофелину. Итак одну за одной. Но только учти, что пакет ты должен всегда носить с собой.
Себастиан очень удивился, но согласился с Учителем. Не в его правилах было оспаривать сказанное матером своего дела.
"При изучении наук примеры полезнее правил"
(Исаак Ньютон)
Прошло совсем немного времени, пакет постепенно заполняля и заполнялся. Его стало трудно носить. К тому же картофель начал портиться, — загнил, покрылся слизью, и стал неприятно пахнуть.
И вот, когда запах стал невыносимым, Себастиан снова пришел к Учителю.
— Учитель! Герр Шульц! Я всё сделал, как Вы сказали. Но почему так неприятно пахнет?
Дитер Шульц ответил:
— Представь, то же самое происходит и у тебя в душе. Когда ты злишься, обижаешься, или обижаешь других, у тебя в душе образуется камень. Он сдавливает тебе душу. Итак, с каждой новой обидой или злостью ты добавляешь камни. Плохие поступки, обиды и злость, ревность превращаются в привычки, привычки — в характер, а характер рождает страшные, зловонные пороки.
Себастиан слушал внимательно и думал о том, как прав Учитель.
"Хочешь добиться расположения наставника? Дай ему возможность время от времени исправить твою ошибку"
(Веслав Брудзиньский)
— Я дал тебе возможность, — внимательно вглядываясь в лицо своего ученика говорил Шульц, - понаблюдать весь этот процесс со стороны. Каждый раз, когда ты решишь обидеться или, наоборот, обидеть кого-то, подумай, нужен ли тебе этот камень.(5)
Камень за пазухой
"Тем, кто держит свой камень за пазухой,
Ох, и трудно в деревне у нас"
(строки из песни "Дело было в Пенькове" муз. К.Молчанова, сл. Н.Доризо)
"Пазухой называют "простор меж груди и одёжи, над поясом".
(Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.)
Чтобы понять происхождение этой фразы "камень за пазухой", ставшей поговоркой, нужно вспомнить историю.
Начало XVII века в России. Смутные времена. Москву захватили поляки. Они хоть и пировали с москвичами, но, постоянно ожидали подвоха. Скрывая вражду, буквально держали за пазухой (на всякий случай) булыжные камни! Об этом свидетельствуют очевидцы, например польский летописец Мацеевич.
"С москалем дружи, а камень за пазухой держи", — говорили поляки, а позже малороссы, то есть украинцы и белорусы.
Камень, нож и другое холодное оружие держат за пазухой, чтобы потом бросить его в кого-либо в знак осуждения или наказания. Свидетельство этому выражение бросать камни "обвинять, наказывать", пришедшее из Евангелия, где есть фраза о грешнице, которую книжники и фарисеи уличили в прелюбодеянии. Им, защищая её, Иисус Христос говорит:
"Кто из вас без греха, первый брось в неё камень".
Избивание камнями — одна из публичных казней в древней Иудее. Выражения о бросании камнем в кого-либо распространены во многих языках:
— немецкий: einen Steí$ nach jmdm. werfen; den ersten Stein werfen auf jmdn;
— английский: to cast tJÉb fírst stone at somebody и т. п.
Они все евангельского происхождения и проясняют смысл русского оборота: камень держат за пазухой для того, чтобы бросить его в кого-то.(6)
"… Давайте, давайте, не носите камень за пазухой, выкладывайте на стол..."
(Ф. Кравченко)
"Присмотрись — и поймёшь, что за этой пыльной бранью ничего не остаётся, ни малого камешка у пазухи"
(Д. А. Фурманов. Чапаев).
Откуда взялась фраза ''ходить с камнем за пазухой''?
Это древняя история, корнями уходящая в занятия людей охотой. Древние люди использовали "пращ", камни обломки кирпича размером с некрупное яблоко. Многие и были за пазухой в особенности когда нужна быстрота в применении..
Культурологический комментарий: В основе лежат природный, вещный и деятельностный подходы культуры, в которых окружающие человека предметы и процессы наделяются значимыми функциональными смыслами. Камень, наделяясь сложной и многозначной символикой ("камень преткновения", "краеугольный камень", "камень на сердце" и др.), выступает как оружие. Помните библейский миф о Давиде, убивающем Голиафа камнем? Обычай побивать камнями виновных как способ казни; камень может выступать и как знак жестокости и бессердечия, например, каменное сердце.
Оказаться за пазухой означает, с одной стороны, быть причастным к внутреннему пространству человека, а с другой — быть скрытым от посторонних глаз, храниться в тайне. "Держать" — значит храненить чего-либо, с целью использования.
В данном случае - затаённая против кого-либо злоба, тайное ношение оружия с целью неожиданного нападения. Кроме того, обязательно причинить человеку неприятности. (7)
(1) Старинный австрийский город Линц расположен на северо-западе страны на обоих берегах реки Дунай. Линц – столица федеральной земли Верхняя Австрия. Это третий по величине город Австрии после Вены и Граца; с сайта: http://www.austria-austria.ru/cities/linz.htm
(2) город Ахен — древне-германский город, Земля Северный Рейн-Вестфалия, расположенный в месте, где смыкаются три страны: Германия, Бельгия и Нидерланды
(3) Антон Брукнер (1824-1896) — австрийский композитор, органист и музыкальный педагог, известный своими симфониями и мессами, один из величайших композиторов XIX века, оказавший значительное влияние на современную музыку
(4) Рецепт Linzer torte: 150 г сливочного масла, 200 г муки, 100 г миндаля или грецких орехов, 1 яйцо, 100 г сахара, 10 г ванильного сахара, щепотка корицы, гвоздики, соли, 10 г разрыхлителя, 300 г джема (малинового, абрикосового, в оригинале смородинового). Измельчить орехи, добавить муку, сахар, корицу, разрыхлитель, соль. Масло нарезать кубиками и добавить к сухой смеси. Порубить в крошку, добавить яйцо. Тесто разделить на две части, бОльшую раскатать и выложить в форму, выстеленную пергаментной бумагой. Сделать бортики, выложить джем. Поверх — решёточки из теста. Смазать взбитым яйцом. Выпекать при температуре 180° 20-30 минут. Дать остыть
(5) по мотивам притчи с сацта:
(6) Источник:
(7) фразеологический словарь, автор: Д. Б. Гудков
© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0246292 от 29 сентября 2016 в 18:43
Рег.№ 0246292 от 29 сентября 2016 в 18:43
Другие произведения автора:
Рейтинг: 0Голосов: 0582 просмотра
Нет комментариев. Ваш будет первым!