"Там где гостеприимство, необязательно много говорить" (Арапахо)
Это было ещё до появления у индейцев лошадей. Издавна на землях к западу от Великих озёр жили племена шайенны и арапахо. (1) Занимались охотой, но главным занятием была рыбная ловля. Каких только рыб не вылавливали индейцы!
Довольно мистическим и малопонятным было явление, когда на озёрах, в совершенно тихую, безветренную погоду, поднимались гигантские волны, с сокрушительной силой налетающие на берега. Индейцы называли это явление "тремя сёстрами".
Научные объяснения сводятся к тому, что дно озёр временами испытывает резкие колебания. Почему это происходит и до сих пор остаётся загадкой. Окрестные сейсмические станции не фиксируют никаких подземных толчков.(2)
И очередная загадка, которую хранят Великие озера, и главная сенсация космических взрывов на сегодняшний день состоит в том, что на их месте, в настоящее время находятся самые гигантские кимберлитовые трубки Земли - космические месторождения алмазов.
Следует отметить и одну характерную особенность в расположении крупных озер Северной Америки, которые представляют собой овальную цепь, протянувшуюся с северо-запада на юго-восток.
Эта вытянувшаяся дугой цепь озер, в которую входят Большое Медвежье озеро, Большое Невольничье озеро, озеро Атабаска, озеро Оленье, озеро Саутерн – Индиан, озеро Виннипег, озеро Лесное, а также система Великих озер, включающая в себя Верхнее озеро, озеро Гурон, озеро Мичиган, озеро Эри и озеро Онтарио, и являются земным следом серии электроразрядных взрывов космического пришельца, настигшего Землю в 9612 году до н.э.
Геологи высказывают предположения о тектоническом происхождении этих озер. Вполне возможно, что они имеют космическое происхождение, и как это не покажется странным, данная версия логично и просто согласуется с бесплодными поисками североамериканскими геологами гигантского месторождения алмазов.
В пользу космической версии происхождения Великих озер говорит и тот факт, что образование Ниагарского водопада, находящегося между озерами Эри и Онтарио, большинство ученых связывают с космической катастрофой, произошедшей в середине десятого тысячелетия до н.э. (3)
Геологам хорошо известно, что где-то по соседству с северо-восточной частью американского штата Индиана, имеются свидетельства наличия множественных кимберлитовых трубок, в которых могут находиться колоссальные запасы алмазов.
В этом и прилегающих районах уже неоднократно находили алмазы весом в двадцать и больше карат. Однако источник этих алмазов до сих пор не обнаружен. Полагают, что он может находиться под Великими озерами. (3) "… источник алмазов действительно находится под Великими озерами. И запасы алмазов в этом месторождении, по-видимому, превышают суммарные запасы всех кимберлитовых трубок мира" ("Комета Возмездие" авторский сайт Бударина М.Д.(3) О том, что земли Великих озёр посещали инопланетяне, свидетельствуют индейские верования, мифы и легенды. "Мифология североамериканских индейцев очень сложна, многогранна и крайне необычна" (Павел Гросс)
В мифологии индейцев нашли отражение природа, земля и человек. Дело в том, что люди неустанно искали себе союзников. К этому их подталкивала сама жизнь и окружающая действительность. Они верили в то, что эти силы находятся в потустороннем, божественном, сакральном мире. (4) Проводниками в этот мир считались шаманы, вожди и старейшины племен. Они были мудрее, опытнее и умели доверительно говорить с духами природы. Великие Духи индейцев
- Ахсоннутли - женщина всех племен. Индейцы племени Навахо представляли её красивой, молодой и пышущей жизнью женщиной. Она олицетворяет небесный свод. В её силах изменения в природе. Особенно почиталась за то, что подарила людям дневной свет.
— Кокопели. Задиристое, шаловливое, хитрое и в то же время — простодушное сверхъестественное существо. Индейцы верили, что с появлением Кокопелли всегда приходит весна.
- Манабозо. Имеет несколько имён: Мичабо, На-На-Буш и Глускэп. Родился от смертной женщины и ветра. По легендам индейцев племени Алгонкинов (5) Маназобо — создатель всего сущего, то есть, Всего Мира и родился от смертной женщины и ветра. Именно Маназобо спас людей от Вечной Темноты и уберёг их от Большого Потопа, который предсмертным заклинанием наслал на людей Вечный Кит. После свершения подвигов Манабозо вернулся в своё племя и научил людей всяким ремеслам, письму, колдовству и известному лишь богам знахарскому искусству. В конце жизни Манабозо поселился на небольшом островке посреди реки. (6)
— Тавискарон и Иоскеха. В индейской мифологии существовало два великих творца природы. Первого звали Иоскеха, второго — Тавискарон. Иоскеха управлял солнцем, теплом и приходом весны. В противоположность Иоскеха, дух Тавискарон считался богом зимы, мрака и холода.
— Маниту - духи-покровителии, наделяющие людей магическими знаниями. Индейцы верили, что Маниту живут везде - на земле, под землёй и над землёй. В них сосредоточена власть и магическая сила, благодаря которой можно изгонять прочь из этого мира даже саму смерть.
— Масау-у — защитник и покровитель людей. Масау-у приписывается создание так называемых "Путеводных табличек". Это существо однажды спустилось с небес на землю и подарило их не всем людям, а избранным старейшинам некоторых племен. На табличках изображены точные пути каждого индейского рода. (6)
Старейшины, жившие уже довольно долго, учили молодых индейцев всему, что умели сами. Так племя приумножалось и процветало. Сильные и ловкие вожди, хорошо знающие военную тактику и знакомые с манерами речи, начинали или прекращали войны. То есть, делали практически всё, чтобы племя продолжало жить дальше.
Опытные мастера магических слов — шаманы молили духов о дожде или солнце, и силы природы подчинялись им. Шаманы спасали людей от действия злобных сил.
— Злые Маниту. Представители индейского племени Навахо видели в этом сверхъестественном существе гигантского водяного змея с короной из рогов на затылке. В отличие от большинства духов, Злые Маниту иногда проявляли значительную благосклонность к людям.
— Виндиго — грозный великан-людоед. Индейцы племени Оджибва верили, что человек, хотя бы единожды вкусивший человеческого мяса, необратимо становится Виндиго.
— Иктоми — сверхъестественное существо. Иктоми так ненавидели людей, что насылали на индейцев войны и раздоры. Единственная заслуга злобного духа Иктоми в том, что без него люди вряд ли бы когда научились говорить.
- Итхаква — сверхестественное существо. Индейцы верили, что этот демон управляет холодом и снежными бурями. Его называют Богом Белого Забвения, Богом Белой Тишины, Бегущим Ветром. Страшен его поцелуй! Поэтому никто из индейцев не рисковал выходить из вигвама, когда дул пронизывающий ветер и крепчал по-особенному жестоко мороз. Проделки Итхаква — замерзшие люди с искаженным лицом и инеем на коже.
— Хадуигона — злобный горбатый великан, покровительствующий неизлечимым болезням и смерти. По поверьям ирокезов, человек, надевший маску Хадуигона, при определённых обстоятельствах может обмануть смерть.
Если верить индейцам, то мир, в котором мы с вами имеем счастье жить — четвёртый по-счёту. Первый — с сушей, океаном, живой и неживой природой — назывался Топеха. Этот мир за непослушание людей многие лета назад был уничтожен его же создателем — Тайова. Два последующих мира так же были уничтожены. Современный мир — уже четвёртый. Переселение индейцев
В конце XVII века индейские племена шайеннов стали переселяться в прерии.
По пути им повстречались оседлые индейцы-манданы и арикара.(7) На какое-то время шайенны и арапахо приняли образ жизни этих индейцев, построили землянки, засеяли поля и огороды.
Но как только во 2-ой половине XVIII века в северных прериях появились первые лошади, они очень быстро превратись в воинственных кочевников. Через два поколения они совсем забыли о землянках и полях.
Ведь бизоны дали всё, что им требовалось. Мясо, печеньи жир животных шли на еду. Бизоньими шкурами покрывались типи. (8)
Из шкур шили обувь — мокасины, а также рубахи, леггины (9) набедренные повязки, пояса, щиты, ножны, уздечки, лассо, сёдла, cумки.
Из бизоньих рогов — изготавливали пороховницы, чашки, ложки, черпаки, составные части головных уборов.
Из костей — ножи, наконечники для стрел и копий, палицы, церемониальные и игральные предметы. Из шерсти бизона плели головные уборы, веревки, плетки. Как собака спасла всё племя
Шайенны передвигались с места на место, следуя за стадами бизонов. Иногда вынуждены были бежать от врагов, оставляя свои жилища.
Об этом узнал Маккензи от своих друзей-индейцев Кичи и Одэкота. Вернее, от их жён. Жена Одэкоты Кэтери поведала следующее:
— Часто старейшины шайеннов рассказывали молодым индейцам о том, как собака спасла всё племя от смерти. (10)
На одной из стоянок Канги со своей женой Пэквой и подростком-сыном, которого звали Кикэла, поставил свой вигвам в стороне от остального племени, за рекой. Всё потому, что Пэкву считали Ново — ведьмой. (11)Даже шаман Мокни обходил её стороной. А как иначе? Побаивался её.
Пэква от своей бабушки-шаманки знала рецепты снадобий, травы собирала, лечила соплеменников от болезней и недугов, роды принимала, зубную боль заговаривала. Мокни был уверен, что Пэква и с духами Маниту общается. Они наделили женщину колдовскими знаниями. Побаивался старый Мокни, что Пэква займёт его место. Не было ещё такого, чтобы шаманов у шайенов была женщина. Это и успокаивало старого индейца.
У Пэквы была собака Чэпи. Очень привязался к собаке Кикэла. Играл с её щенками. Чтобы те не замёрзли, мальчик занёс их домой.
Однажды ночью Чэпи отправилась на поиски пищи для щенков. Вернувшись обратно, она начала облизывать их, а потом жалобно заскулила.
— Зачем она это делает? — удивился Канги поведению собаки.
А Пэква внимательно прислушалась, глядя Чэпи в глаза.
— Чэпи чувствует что-то недоброе, — сказала она мужу.
Тогда Канги обратился к собаке:
- Если ты что-то знаешь, скажи нам об этом. Мы не хотим умирать, если мы в опасности. Помоги нам, и мы спасём твоих щенков.
После того, как Канги сказал это, Чэпи выбежала из вигвама и долго не появлялась. А когда вернулась, присела у очага и стала смотреть на дверь.
— Мы уходим! — сказала Пэква голосом, не терпящим возражений. — Но прежде разожги огонь в очаге. Муж выпрлнил её поручение, знал, что с женой лучше не спорить. Всё, что она предрекала, всегда исполнялось. А тут Канги понял, что семью ожидает гибель, если они не покинут вигвам.
— Возьмите щенков, — велела Пэква велела мужу и сыну.
Канги сложил щенков в свой плащ, а одного отдал сыну. Это был самый любимый щенок мальчика, которого он назвал Ашки.(12)
Пэква сложила в сумку — парфлеши (13) всё самое необходимое.
Но первым делом Канги разжёг большой огонь в жилище.
— Пусть думают, что мы дома.
Чэпи вышла за дверь. Канги, Пэква и Кикэла последовали за ней. Собака повела их вниз к реке, подвела людей к броду. Так все и переправилась на другой берег. Канги бережно нёс щенков, а Кикэла нежно прижимал к груди Ашки. Щенки будто чувствовали опасность и не подавали голос.
— Всё будет хорошо, — шептал мальчик Ашки в ухо. — Я тебя в обиду не дам.
Чэпи понимала, что говорит мальчик, обернулась и посмотрела на Кикэлу человеческим взглядом, будто благодарила.
Прошло немного времени, Канги, Пэква и Кикэла услышали выстрелы, прозвучащие с той стороны, откуда они пришли. А потом показался дым.
— Враги поняли, что в вигваме никого нет и подожгли его, — сказал Канги.
— Не жалей, Кан, — так нежно называла Пэква мужа, — Вигвам новый построишь. Главное, что мы живы остались. Спасибо, Чэпи!
Женщина благодарно потрепала собаку по холке.
Семья пришла в общий лагерь шайенов. Канги рассказал Кваху, вождю племени, что враги сожгли их вигвам, а они спаслись только благодаря Чэпи.
— За то, что Чэпи отвела от нас беду, мы спасли её щенков.
— Хорошая собака, — похвалил Кваху Чэпи. — Вот вижу мальчик уже выбал для себя щенка. А можно мне щеночка?
Тут откуда не возьмись, а до этого его не было, выскочил шаман Мокни.
— И мне! И мне!
Пэква и Чэпи переглянулись. Чэпи пролаяла один раз, соглашаясь. Кваху досталась рыженькая с пятнышком на лбу в форме бабочки. Пэква и Кохэна дали ей имя Нова — бабочка.
А шаману досталась Кэнти — поющая, так щенка назвал Кикэла за то, что она повизгивала мелодично. Потом шайенны сразу же двинулись прочь с этого места.
Так собака спасла всех. Оставшихся щенков потом разобрали соплеменники.
Кикэла сам всем щенкам дал имена:
Сикис — друг, был самым дружелюбным и достался семье Човайохоя, так как среди его детей была девочка, которая очень понравилась Кикэла. Звали её Моема.
Чочо — от имени Чочмо - насыпь грязи. Щенок всегда в чём-нибудь был испачкан. Пэква и Кикэла, посоветовавшись, отдали щенка Чогэну.
Щенок Нуто - огненно-рыжего цвета Кикэла подарил своему другу Тэкода.
А щенка, который постоянно прятался в траве и его однажды чуть не потеряли, Кикэла назвал Хоки. Его взял молодой индеец Уоникия, у него ещё не было жены. Пэква посоветовала ему в невесту красавицу Нэди. Была она не по годам мудра, её Пэква обучала всему, что знала сама. Родители девушки Чэтан и Кэтери — не возражали. (14) Да и к Пэкве стали обращаться по-другому, уважительно. Теперь безбоязненно и в открытую лечились у неё. А шаман Мокни стал прислушиваться к её предсказаниям.
- Да… молодец собака! Отвела беду от шайеннов! Хорошая легенда! — восхищался Александр Маккензи.
Значительно позже Редьярд Киплинг напишет сказку: "Кот, который гулял где хотел", в которой расскажет, как человек приручил животных. И первым была собака. (15)
- Ещё одну старую-престарую сказку часто рассказывают шайены, — продолжала жена Кичи Сэйен. — Они хорошо помнят, откуда в их племени появилась привычная еда. "Если бы не открыли Америку, как бы итальянцы делали свои пиццы без томатного соуса? Где была бы французская выпечка без ванили и шоколада? Как бы венгры готовили свои паприкаши? А обошлась бы почти вся Азия без перца-чили и арахиса? Не говоря уж о национальной русской картошке!" (автор неизвестен) В давние-стародавние времена раскинуло племя шайеннов на Великих равнинах свой лагерь. По старому обычаю, вигвамы поставили в круг, так от врагов было проще укрыться. В середине дети затеяли игры. Но долго играть не получилось: они были голодными. В племени давно уже голодали, и во всём лагере не было ни крошки еды.(16)
И тут индейцам вызвались помочь два могучих колдуна — анти. Да и заспорили.
— Я помогу добыть еду!
— Нет, я помогу найти еду!
На первом колдуне, которого звали Вичаша, была бизонья накидка. На другом, имя которого было — Уохчинксэпа, точно такая же. (17) Поглядели они друг на друга, удивились:
— Ох -ха! Одеты то мы совсем одинаково!
— И лица раскрашены одинаково!
- И перья на уборах одного цвета!
— Да и вьются одинаково!
Вичаша и говорит:
— Не держишь ли ты на меня зла? О, мудрый Уохчинксэпа? Зачем подражаешь моему наряду? Ты что, смеёшься надо мной? Как ты смеешь! Я самый великий колдун на Великих равнинах!
Вичаша даже ногой притопнул для устрашения Уохчинксэпа.
А тот довольно миролюбиво отвечает:
— По-моему, это ты смеешься надо мной! О, премудрый Вичаша! Кто, интересно, научил тебя так одеваться?
— Мне привиделось во сне, — стал объяснять Вичаша, будто отправился я к ручью, что течёт вблизи нашего лагеря, и там проведал про это платье.
Уохчинксэпа удивился и повторил слово в слово:
— И мне привиделось во сне, будто отправился я к ручью, что течёт вблизи
нашего лагеря, и там проведал про это платье.
Жарко заспорили колдуны, а потом решили:
— Пойдём к ручью вместе и решим, у кого из нас больше прав носить этот
наряд.
Пошли они к ручью, а за ними индейцы направились следом за ними.
У ручья Вичаша с вызовом спросил у Уохчинксэпа:
— Посмеешь ли ты войти в ручей?
Уохчинксэпа ответил с вызовом:
— Я-то посмею! А ты?
Недолго думая, они вместе вошли в ручей, шли, шли, а потом погрузились на самое дно.
Там, на дне, колдуны увидели старуху, которая жила в этом ручье..
— Зачем пришли? — спросила старуха.
Вичаша и Уохчинксэпа были очень голодны, поэтому они ответили сразу, взяли бизона за рога, как говорили среди шайеннов. (18)
— В нашем племени нечего есть. Помоги нам, Тэхи! Здесь так холодно!
А ведь на самом деле старуху звали Тэхи. (19)
— За то, что вы отгадали моё имя, — сказала старуха. — Меня действительно зовут Тэхи. Я помогу вам.
— Ты — мудрая, Мэйэра! — сказал Вичаша. — Спасибо!
— Согласен! — подтвердил Уохчинксэпа. Пусть теперь все водные жители так тебя зовут!
Нэхи дала каждому по миске с едой. Одну миску она наполнила кукурузой, а другую — пеммиканом.(5)
Вичаша и Уохчинксэпа возвратились к своему племени и отдали еду людям. Каждый индеец, взрослый и маленький ребёнок, наелись досыта. Но сколько бы ни ели из мисок, миски так и оставались полными. С этого времени шайенны никогда не были голодными. А Вичаша и Уохчинксэпа часто приходили к ручью сами, а потом и их потомки. Стало традицией новобрачным приходить на это место и бросать в воду цветы. (21) Так индейцы благодарили Тэхи — Мэйэру за то, что она не дала им голодать. "Перед едой всегда найди время для благодарности" (Арапахо) Кое-что из Индейской кухни (22)
ПЕММИКАН.
1кг. сушеной говядины или оленины (?); 750 гр. сушеных ягод — черники, земляники, яблок, изюма; 500 гр. животного жира или топлёного свиного сала; Земляные орехи — арахис или семечки (не жареные); мёд.
Приготовление:
Сухое мясо пропустить несколько раз через мясорубку и растолочь в порошок. Перемешать с половиной сушеных и растолченных ягод. Эту смесь залить горячим топлёным жиром, добавить немного мёда. Всё тщательно перемешать и добавить все остальные ингредиенты. Смесь после охлаждения сложить в закрытую посуду и поставить в холодильник. Пеммикан готов.
КАША ПО-ИРОКЕЗСКИ
Большая чашка воды; четыре столовых чашки дикого риса, предварительно замоченного в воде на пол часа или час и хорошо промытого; четыре тонкие полоски бекона; четыре стебля мелко порезанного зеленого лука; четыре порезанных вешенки (грибы); шесть яиц; чёрный перец вперемешку с паприкой и красным острым перцем на кончике чайной ложки, соль по вкусу. Приготовление:
В средней глубины сковородку налейте воду посолите по вкусу и дайте закипеть, при чём не закрывая крышкой. Когда рис поднимется на уровень воды, то сковородку надо закрыть крышкой и уменьшить огонь. Рис готовится пятнадцать-двадцать минут, он становиться мягким и рассыпчатым, похожим на узбекский плов. В другой сковороде в подсолнечном масле обжаривайте до золотистой корочки бекон, мясо можно жарить с грибами, также в это время можно поперчить и посолить. После того, как мясо обжарилось, разбить яйца и перемешать их с мясом и грибами, затем сразу добавить готовый рис, ровно укладывая его поверх бекона, разровнять, сверху положить зелёный лук и немного шалфея.