Голубая Надежда.Не последние из могикан.ч.8

10 февраля 2017 — Анна Магасумова
article257694.jpg
 Ценная бандероль стоимостью в один доллар
Blue Hope/Голубая Надежда 
 
Не последние могикане
Меха, бриллианты и мистификации 
 
 Скалистые горы начали осваиваться европейцами. Отсюда стали вывозить минералы и меха.
Меха и бриллианты
" — Что это за мех? 
— Мексиканский тушкан!
— Быть этого не может. Вас обманули. Вам дали гораздо лучший мех… Видите, как мех играет на солнце!.. Изумруд! Изумруд!
Эллочка сама красила мексиканского тушкана зелёной акварелью, и потому похвала утреннего посетителя была ей особенно приятна".
  Читая эти фразы из  "Двенадцати стульев",  мы невольно улыбаемся.
 Как не  поражаться  способностям Ильфа и Петрова придумывать  смешные и запоминающиеся небылицы?  Такие как  марка машины "Лорен-дирих", общежитие имени монаха Бертольда Шварца или  зверёк — мексиканский тушкан.
 "Это надо же до такого додуматься! Мексиканский тушкан! Вот это фантазия!" — восклицали мы. А вот и не фантазия! (1) 
   Тушкан Мексиканский (бразильский) есть! На арго (2) так называется совершенно беспородная дворняга собака. Удивительно? Но это действительно так!
  А вот тушканчик,  или ТУШКАН, забайкальский алагдай и карагана, астраханский  емуранчик, Dipus, земляной, норный зайчик -  это небольшой грызун, живущий в пустынных,  полупустынных и степных ландшафтах. Этот зверёк напоминает мышь на тонких  и длинных  ногах.

 Существуют различные виды тушканчиков. Самый крупный — земляной заяц. В длину его тело достигает до 30 см. Самый маленький – карликовый. Всего 5 см. Вес? А кто его знает!
  Зимой тушканчики впадают в неглубокую спячку. Такие вот маленькие "мишки-мышки".
  Представьте, сколько нужно шкурок не то, что на шубу, на меховую горжетку! Не одна и не две!  Тем более, тушканчики являются очень редкими животными. Они занесены в Красную книгу.

 К слову, посетителем немногословной Эллочки, на плечах которой уютно лежала горжетка/боа из мексиканского тушкана,  был известный комбинатор Остап Бендер, пришедший за стулом.
"Двенадцать стульев" — роман Ильи Ильфа и Евгения Петрова. (3)
  

В основе сюжета — поиски бриллиантов (!), спрятанных в одном из двенадцати стульев мадам Петуховой.  Согласно воспоминаниям Евгения Петрова, тему для произведения подсказал Валентин Катаев. (4)
Появившись в августе 1927 года в редакции газеты "Гудок", заявил:
— Я хочу  стать "советским Дюма-отцом".
  Выбрав будущих соавторов, одним из которых стал его брат (Евгений Петров_Катаев), он порекомендовал им сочинить авантюрный роман о деньгах, спрятанных в стульях.
  Сюжет из разряда детективных:
  Служащий загса уездного города N Ипполит Матвеевич Воробьянинов узнаёт от умирающей тёщи о бриллиантах, спрятанных в одном из стульев гамбсовского (5)  гостиного гарнитура. Воробьянинов бросается на поиски стульев. Найти следы разрозненного гарнитура непросто. Не облегчает положения и то, что перед смертью теща Воробьянинова открыла тайну сокровищ и своему исповеднику, отцу Федору, всю жизнь мечтавшему о собственном свечном заводике в Самаре...
 Поиски сокровищ приводят героя в Старгород, где Воробьянинов знакомится с молодым  авантюристом, "великим комбинатором" Остапом Бендером. Он ему обещает помочь,  конечно же, небескорыстно.
  В результате ряда  приключений, Воробьянинов убеждается, что попытка вернуть бриллианты не удастся. Оказывается, что "клад" уже найден и на эти средства, на его  "наследство",  был построен новый железнодорожный клуб. Круг замкнулся. И в итоге Ильф и Петров, иронически обыгрывая сюжет пушкинской "Пиковой дамы",  доказали, что любые попытки вернуться в прошлое — не просто безумны, но и гибельны.
  Авторы, на самом деле, вели ожесточенные споры, по поводу судьбы Остапа Ибрагимовича (племянника Рабиндроната Тагора, и прочая, и прочая...), оба согласились, что бритвой по горлу — хорошая концовка для поиска вожделенного стула с драгоценностями. Но неравнодушные читатели захотели, вновь, увидеть великого комбинатора и засыпали авторов " двенадцати стульев" письмами.   
  Результатом такого бума явился "Золотой теленок", где появился персонаж со шрамом на шее.  Но и тут его ждёт печальная участь: Рио-да-Жанейро остаётся несбыточной мечтой. 
   Драгоценности, часто, у всех на виду, все могут их потрогать, но присвоить- нет!
   История, изложенная в произведении, не ограничена рамками приключенческого жанра: в ней, по мнению исследователей, дан "глобальный образ эпохи".
  В 1949-1956 годах "Двенадцать стульев",  наряду с написанным позже "Золотым телёнком" были запрещены к печати на основании постановления секретариата ЦК ВКП(б).
"Потому что это очень злая пародия на советские литературные организации. Очень злая"
(Давид Фельдман)
 Исследователь Давид Фельдман (6)  уверен, "12 стульев" -  роман политический.
"Он был буквально заказан Катаевым своему брату и другу именно в качестве решения политической задачи, – убеждён доктор исторических наук Давид Фельдман. – Об этом не принято говорить. 1927 год – это период наиболее ожесточенной борьбы Сталина и Троцкого. Троцкий сказал, что поднимут голову все внутренние враги, обрушатся все внешние. А на самом деле – доказывают Ильф и Петров – решительно ничего не происходит". (7)

Мистификации 
   Чистке роман  "Двенадцать стульев" подвергался многократно. В каждом издании что-то выпадало – то имя, то эпизод. Полностью рукописи были опубликованы только в 1997-м.  Споры разгорелись с новой силой. Особенно о том, что романы написаны Михаилом Булгаковым. Как вам? (8)
 Загадки романа остаются загадками. Заседание продолжается!


  27 августа 2015 года  в Самаре в ЦРК "Художественный" на своей творческой встрече писатель и драматург Дмитрий Агалаков презентовал  новую книгу "Аргентинское танго, или Новые приключения Великого комбинатора".
  Произведение самарского писателя задумано как продолжение приключений знаменитого Остапа Бендера. Автор книги Агалаков сказал:
"Никогда не мог смириться с судьбой, на которую "обрекли моего любимого героя". При этом писатель также подчеркнул:
"Изначально писал роман лично для себя". (9)
 

 
(1)читайте:  http://proza.ru/2004/07/07-130
(2)  Арго -  язык какой-либо социально замкнутой группы лиц, характеризующийся специфичностью используемой лексики, своеобразием её употребления, но не имеющий собственной фонетической и грамматической системы.
(3) "Двенадцать стульев" — роман Ильи Ильфа и Евгения Петрова, написан в 1927 году,  первая  совместная  работа  соавторов. В 1928 году роман опубликован в художественно-литературном журнале "Тридцать дней" (№ 1-7); в том же году издан отдельной книгой. Роман неоднократно экранизировался. Произведение Ильфа и Петрова ставили в США, Польше и даже в Германии 30-х.
читайте: http://yablor.ru/blogs/ekranizaciya-12-stulev-v-tretem-reyhe/615818
 Отечественных экранизаций – целых четыре. Особенно запомнился образ Остапа  Бендера на экране — Андрея Миронова. Сама книга есть почти в каждом доме. В нашей стране с 1928 переиздавалась 187 раз.
Евгений Петров (настоящее имя — Евгений Петрович Катаев, 1902- 1942) -  русский советский писатель, журналист, сценарист. Соавтор Ильи Ильфа, вместе с которым написал романы "Двенадцать стульев", "Золотой телёнок", книгу "Одноэтажная Америка", ряд киносценариев, повести, очерки, водевили. Брат писателя Валентина Катаева.
Илья Арнольдович Ильф (при рождении Иехиел-Лейб Арьевич Файнзильберг;1897-1937) — русский советский писатель, журналист и сценарист
(4) Валентин Петрович Катаев (1897-1986) — русский советский писатель и поэт, драматург, журналист, киносценарист. Герой Социалистического Труда (1974).
(5) Генрих Даниэль Гамбс (1764-1831) — мебельный мастер родом из прусского городка Нойвид, работавший в Санкт-Петербурге и основавший популярную марку мебели
(6) Давид Маркович ФЕЛЬДМАН (р.1954) -  доктор исторических наук, профессор кафедры литературной критики факультета журналистики РГГУ (Российский Государственный Гуманитарный Университет)  российский историк и литературовед, занимается вопросами русской истории, литературы и журналистики XX века. Сфера научных интересов – история советской литературы и журналистики, политическая терминология, текстология. Автор книг: по истории литературы и культуры: "Очерки истории русской советской литературы и журналистики 1920-х-1930-х годов: Портреты и скандалы" М.: Форум, 2015. (В соавт. с О. И. Киянской) 
"Миры И. А. Ильфа и Е. П. Петрова: Очерки вербализованной повседневности" 2015. (В соавт. с М. П. Одесским) 
"Эпоха и судьба чекиста Бельского"  2016. (В соавт. с О. И. Киянской) и ряд других книг и статей  
(7)  читайте:  http://luch.az/kritika/461-12-stulev-legendarnye-prototipy.html
(8)  А вот для информации: http://www.neogranka.com/forum/showthread.php?t=25617
http://www.krugozormagazine.com/show/article.2030.html
http://7iskusstv.com/2013/Nomer11/Amlinsky1.php
http://samlib.ru/f/frejdgejm_l/ilfandpetrovorbulgakov.shtml
(9) Об этом стало известно из сообщения местном на сайте vninform.ru со ссылкой на пресс-службу Агентства социокультурных технологий. Подробности: https://regnum.ru/news/cultura/1956231.html

© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0257694 от 10 февраля 2017 в 23:38


Другие произведения автора:

"Больше бегать не буду!"

Инь Ян. Оттенки прошлого.Глава 16

Берлинские истории. Эффект зеркала. Часть 2 Вера

Рейтинг: 0Голосов: 0510 просмотров

Нет комментариев. Ваш будет первым!