Случай в Гурзуфе


В Гурзуф я
отправился на теплоходе, чтобы снять фрагмент для фильма о жизни Чехова в Крыму.
Видеокамерой снабдил меня мой друг, кинорежиссер. Мы с ним любили Чехова
какой-то родственной любовью. Вот и решили сделать к юбилею Антона Павловича
короткий фильм о нем.
Утро выдалось сереньким, накрапывал майский дождь. Я сошел на берег в Гурзуфе и стал подниматься по главной дороге все выше и выше над уровнем моря, то и дела оглядываясь на Гурзуфскую долину, прорезанную речкой, сбегавшей в залив. Пожилой седой татарин с загоревшим до черноты лицом показал мне, как пройти к даче Чехова. Я спустился к подножию скалы Дженевез, и на крохотном мысу увидел белый домик среди прибрежных скал, бывшую саклю рыбака, которую купил Чехов.
Зашел в дворик, оробев от того, что вторгся в прибежище Антона Павловича. «С купаньем и с Пушкинской скалой около пристани и парка», как писал он своей сестре. Мысленно попросив у него прощения, я подошел к дому. В «больших сенях», как называл веранду дома Антон Павлович, сидела на скамье женщина, и читала газету. Я представился. Женщина оказалась смотрительницей дома-музея. Я сказал ей о цели моего визита. Мы разговорились, и она рассказала, что дача Чехова находится на реставрации, а раньше здесь был дом творчества художников имени Константина Коровина, которые называли себя «коровинцами».
– А этот кипарис, не Чехов ли посадил? – указал я на старое и высоченное дерево, устремленное в небо, по которому плыли тучи, сыпля дождем.
– Нет, – сказала женщина. – Этот кипарис посадила жена Чехова с его сестрой в память о нем.
– Ух ты! – вздохнул я, подумав о быстротечности жизни, и достал из чехла камеру.
Мы прошли на огороженную площадку,
обрывом срывающуюся к морю. Внизу шумело море, волны били в скалы, опоясывающие
бухточку, в которой могла стоять лодка
или катер. И я снял бурное море в пене валунов, бухту и скалы на камеру, думая
о том, сколько одиноких часов, дней, месяцев провел здесь Чехов, неизлечимо больной,
тоскуя по жене, по Москве! Ведь Ольга Леонардовна, его жена, из-за работы в
театре не могла часто приезжать к нему. А он жил в Крыму не по собственной
воле, а по рекомендации врачей. И не мог посещать Москву из-за болезни.
Зашли в дом. В доме кроме стола, за которым Чехов начал писать драму «Три сестры», ничего не было из-за реставрации. Я потрогал письменный стол Чехова. Милый стол! Представил, как в недалеком будущем здесь воссоздадут обстановку, какой она была при Чехове, и как будут бесцеремонно перемещаться по комнатам дома люди, пришедшие с пляжей, приплывшие «к Чехову» на комфортабельных теплоходах. И мне почему-то стало грустно до слез от этой мысли.
Попрощавшись со смотрительницей, я покинул дом Чехова.
В
раздумьях побродил по Гурзуфу и спустился к причалу. Туристы мне сказали, что
теплоход до Ялты прибудет только через два часа. Делать нечего. Я снял рюкзак,
видеокамеру, сел на каменный парапет набережной и стал обедать гурзуфским
беляшом, запоминая все, на чем останавливался мой взгляд. Вдруг – теплоход! Туристы
радостно загалдели, что не пришлось ждать так долго. И бросились на
причал. Заторопился и я, на ходу
дожевывая беляш.
– До Ялты?
– До Ялты!
Купил
билет. Занял место на палубе. Теплоход отвалил. В ту же минуту стальной бритвой
полоснуло по сердцу:
– Камера!
И мне
было видно с теплохода, как видеокамера одиноко чернела на фоне серого камня
парапета, забытая мной. В бессознательном порыве я бросился к леерам,
намереваясь прыгнуть за борт и доплыть до берега. Но страшным усилием воли
подавил это намерение, представив, какая полундра поднимется на теплоходе, как только прозвучит тревога «Человек за
бортом». Милый, Антон Павлович, вот вам и сюжет для небольшого рассказа! Жаль,
очень жаль было мне камеру, принадлежащую моему другу, и отснятый материал,
дорогой моему сердцу.
Решил: сойду
на берег на следующей остановке и на другом теплоходе вернусь в Гурзуф. Я понимал,
что это полный бред. Если учесть, что видеокамеру я забыл в самом людном месте.
Сколько уже прошло мимо нее людей! А сколько пройдет еще, пока я доберусь до
Гурзуфа! Но надежда умирает последней.
И я
сошел на берег в Никитском ботаническом саду.
Теплоход
на Гурзуф пришел через полчаса томительного ожидания на пристани. И я поплыл в
Гурзуф, мысленно уже простившись с видеокамерой. Но сердце саднило.
До
Гурзуфа теплоход топал еще минут двадцать. Таким образом, прошло около часа,
когда я, сойдя с теплохода в Гурзуфе, побежал наверх… И в том месте, где я
оставил камеру, увидел девушку-художницу, сидевшую на парапете, и мою камеру,
которая висела на ее трехногом этюднике.
– А я уже заждалась, – смотрит она на меня,
растеряху, синими смеющимися глазами.
И
тотчас вспыхнул, засверкал Гурзуф, освещенный вышедшим из-за туч солнцем, и я
возлюбил девушку, да и все человечество. Оказывается, такое возможно! Всех я
простил и возлюбил в тот момент. И вера, надежда и любовь наполнили мое сердце
такой неизреченной радостью, что я чуть не расплакался, когда взял в руки свою
камеру с бесценным для меня материалом. Вспомнив, что наверху, возле магазина, я
видел цветочницу, я бросился наизволок к магазину.
Цветочница сидела на своем месте, и я тоже возлюбил ее. С букетом красных роз слетел к причалу. Но девушки-художницы
уже не было.
Рег.№ 0352826 от 3 мая 2025 в 16:22
Другие произведения автора:
Нет комментариев. Ваш будет первым!