Путешествие в Амстердам

21 ноября 2013 — Анна Магасумова
article145804.jpg
Путешествие  во времени.  Репортаж  с Викторией Мазур.
 
«Никогда не знаешь, чем закончится очередная история в твоей жизни,
но пока она длится,
цени каждый момент,
каждую секунду, каждый миг...» Наталья Днепровская
 
Потрясающее «путешествие во времени» нас ожидало в одной из европейских столиц – в Амстердаме! Многие  величают его Северной Венецией или Новым Вавилоном. Однако ни одно из этих названий не передает всю красоту и восхитительную притягательность этого уникального и неповторимого города, равного которому нет во всем мире. Вот и мы решили с моей подругой Анастасией  посетить голландскую столицу  и насладиться дивным великолепием водных каналов и старинной архитектурой.     
          Нам предстояла  долгая череда увлекательных экскурсий,  перечислить которые в коротком репортаже весьма затруднительно. 
Виктория  написала эти строки и отложила ручку, чтобы найти в   своих записях историческую справку, которую она сделала сама. Профессиональная привычка, - где бы она не находилась, делать записи в блокноте 
    Первое  документальное упоминание о городе относится к 1275 году. Происхождение города отражено в его названии (дословно: «дамба на реке Амстел») и говорит о том, что жителям Амстердама, как, впрочем, и всем остальным подданным королевства, не привыкать к стихийным бедствиям. Испокон веков в этой стране люди возводят дамбы, строят отводные каналы, дабы противостоять морской стихии: почти половина территории государства лежит ниже уровня моря.
      Так что Голландия – воплощение победы человеческого разума над стихией.
 
Написав это, Вика задумалась.  
– Дамбы, плотины. Вот недавняя страшная трагедия в Краснодарском крае. Предполагали, что плотину прорвало. А причина в разбушевавшейся стихии, которая  унесла  столько человеческих жизней!
 
     Виктория вздохнула, ей надо было написать статью в журнал «Мир женщины». Редактор дал три дня, поэтому отвлекаться не стоило, хотя послушать новости ей очень хотелось. Она продолжала писать:
     Своё путешествие по городу мы начинаем… с выбора транспорта.
Какой же вид транспорта лучше выбрать для путешествия? Пешком город не обойти. Поэтому мы выбираем самый обычный для жителей Амстердама способ передвижения – велосипед. 
   Для поклонников этого вида транспорта здесь есть особые дорожки общей протяжённостью 4.500 миль, стоянки, светофоры. Велосипед настолько популярен в Голландии, что его можно увидеть даже на свадебной открытке!  А 12 мая голландцы отмечают День велосипедиста – столько велосипедов вы не увидите ни в одной столице мира!
    Спешат на работу министры в элегантных чёрных костюмах с  галстуками или бабочкой. Странно видеть их не на «Мерседесах», а на этом демократичном двухколёсном транспорте.
Вот и мы решили совершить экскурсию по старинном улицам Амстердама на этом сверх- экономичном и супер - современном виде транспорта.  
Вика  остановилась, вспоминая, с чего они начали свою экскурсию по городу, и стала писать дальше:
             Путешествие по столице Голландии принято  начинать с исторического центра, улицы Дамрак, где хорошо сохранились  средневековые здания, это – церкви, дома.  Но мы были очень удивлены, когда увидели, что стены домов украшены… стихами поэтов Серебряного века - Анны Ахматовой, Велимира Хлебникова и Марины Цветаевой – причём на языке оригинала - на русском языке. 
Известь белых стен пестрят…
Свежих лилий аромат.
Анна Ахматова
Само – что дерево трясти! –
В срок яблоко спадает спелое…
Марина Цветаева
Где каменья временем,
Где время каменьем.
…Где вечер в очах
Серебряных слёз
И дерево чар
Серебряных слов.
Велимир Хлебников
      Эти записи делают студенты Лейденского университета.   Почему именно эти фразы выбраны ими, стоит призадуматься. Но некогда, мы спешим осмотреть как можно больше достопримечательностей. Времени на это нам отведено немного.
     Мы обращаем внимание, что скульптурный декор фронтонов  средневековых зданий выполнен в виде лепной рамки квадратной или округлой формы, они сочетаются с украшениями, символизирующими род занятий хозяина дома.  
     А вот башни Монтелбансторе, Схрейерсторен и Монетная   удивили своей монументальностью. Они сохранились  до нашего времени в отличном состоянии. Многие постройки держатся на массивных деревянных сваях (под зданием Адмиралтейства их 18 тысяч!) из-за большой и разветвленной сети каналов.
     Прогулявшись по древнему Амстердаму, мы опять выехали  на центральную улицу столицы – Дамрак. Здесь  расположены культурные центры, кафе, ремесленные  мастерские, музеи.
На пересечении Дамрак с улицей  Рокин  находится историческая площадь Дам. В западной части площади - один из самых примечательных архитектурных объектов – Королевский дворец, который уже более 200 лет является резиденцией нидерландских монархов.
 
    Здесь Виктория решила написать, почему название страны звучит то Голландия, то Нидерланды.
Она основательно подготовилась к путешествию, и, прочитав это, записала в свой блокнот, зная, что ей пригодится эта информация.
 
    Вопреки бытующему мнению Голландия и Нидерланды, это вовсе не одно и тоже, Голландия лишь часть Нидерландов. В результате революционной борьбы против испанского гнёта в 1579 году семь северных провинций Нидерландов заключили в городе Утрехте союз для борьбы с Испанией и объединились в одно государство - Голландскую Республику, или просто Голландию по названию самой большой из северных провинций. 
    Голландия - прибрежный район, именно здесь расположились известные голландские города Харлем, Лейден, Роттердам, Гаага,  Амстердам. Однако это вовсе не все города Голландии. Город Антверпен, после разгрома которого, его место в мировой торговле занял Амстердам. И  менее известные, но не менее привлекательные города: Маастрихт, Утрехт, Гронинген, Леуварден. Голландцы не очень любят свой родной язык, зато просто обожают говорить по-английски, английский язык здесь знают практически все, правда, говорят на нём с очень сильным акцентом. А вот немецкий язык не признают совсем.
    Политический строй Голландии с 17 века практически сохранился без изменений: в истории это называется ограниченной монархией. Верховным органом государства являются Генеральные штаты, которые находятся в Гааге и заседают в замке Бинненхоф. Здесь же находится резиденция королевы Беатрикс.
    Но мы продолжаем наше путешествие. В  галереях Королевского дворца останавливаемся у картин Рембрандта и других голландских художников: Ливенса, Йорданса, Боля и Флинка.  
В свой репортаж Виктория решила включить ещё одну историческую справку.
Рембрандт ван Рейн (1606-1669) – создатель многих шедевров в портретной и жанровой живописи, «чародей света и теней», крупнейший реалист.  Произведения Рембрандта находятся во всех крупнейших музеях Европы. Особенной известностью пользуются картины Рембрандта: «Урок анатомии», «Портрет Саскии» (его жены), «Возвращение блудного сына», «Заговор Юлия Цезаря» и «Ночной дозор» (нидерл. Nachtwacht) — название, под которым традиционно известна картина Рембрандта «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга», написанная в 1642 году. На одном из задних планов художник нарисовал себя. О похищении «Ночного дозора» Питер Гринуей в 2007 году снял художественный фильм,  своеобразная головоломка – догадка. Фильм основан на реальных событиях, которые произошли в 2002 году. Из музея были похищены картины Рембрандта.  
   Для психологизма художника характерные его многочисленные автопортреты, в которых со всей яркостью отразилась сложная душевная драма художника. Кисти Рембрандта принадлежат самые яркие полотна в момент его страстной любви к жене – Саскии. Добившись её руки, он окружает её роскошью, пишет с неё свои самые известные картины, одевая жену в одежды богинь. Но никогда не открывает наготу любимой. Саския позировала Рембрандту, когда он писал «Данаю». Она была неизлечимо больна и через 13 лет после рождения сына умерла. Краски жизни для художника померкли. Единственным утешением для него был сын Титус, которого воспитывала служанка Герье.  Она пыталась занять место Саскии в сердце художника. И ей это удалось. Герье носила украшения умершей жены. Вторая Даная была написана Рембрандтом с неё. Только если Саскию художник не писал обнажённой, то Герье уже не стыдился оголять. Когда появилась новая служанка, Хендрикье, Герье почувствовала в ней соперницу и оговорила своего покровителя. Нужно сказать, что вскоре Герье покончила жизнь в тюрьме за мошенничество.
    В жизни Рембрандта наступает тяжёлый период. Он вынужден был даже продать надгробие своей любимой Саскии. 
 «Возвращение блудного сына» - это одна из самых напряжённых работ. Художник применил особые краски – бычью кровь и тёртое золото. Писал он её на закате жизни, а  создание картины связано со смертью сына Титуса. 
   Прожил Рембрандт 64 года. В последний путь его провожала дочь Корнелия.
От мрачных мыслей нас отвлёк находящийся неподалёку Музей тропиков.
- Вот повеселимся!  – воскликнули Виктория и Анастасия почти одновременно.
   Но не тут-то было! Оказывается, что это музей только для детей, взрослых не пускают! Здесь разработана интерактивная программа для детей 6-12 лет, и это ограничение свято соблюдается. Расстроившись, мы решили пообедать, и зашли в ближайшее кафе. Нам порекомендовали заказать «харинг» – малосольную селёдку. Нам подали её на свежайшей белой булке, разрезанной вдоль. Вкус – изумительный!   В Голландии существует даже праздник селёдки, во время которого устраиваются гонки, а выигравший вручает рыбину Её Величеству. Обед  удался на славу и развеял все наши мрачные мысли. 
- Раз уж я вспомнила о праздниках, - подумала Виктория, - нужно рассказать ещё об одном.
Старинная голландская пословица гласит: «Гаага властвует, Роттердам гордится, Амстердам веселится». Действительно, столько праздников не знает ни одна европейская страна.
Во вторую субботу мая празднуют День ветряных мельниц. В этот день на мельницах плещется по ветру голубой флажок, приглашая любого желающего попробовать - с пылу с жару – пироги из свежемолотой муки.
– Опять я отвлеклась! – Виктория продолжила свой репортаж.
Рядом с Королевским дворцом находится музей восковых фигур мадам Тюссо.  
- Ну как сюда было не зайти? - Подумала Виктория.
Здесь выставлены фигуры многих легендарных личностей. При входе нас встречает королева Нидерландов Беатрикс с членами королевской семьи. Музей мадам Тюссо в Амстердаме – не просто выставленные фигуры, а хорошо поставленное шоу, в котором с помощью говорящих и двигающихся персонажей воссоздана история Амстердама прошлых веков. Завораживающее зрелище! По музею можно бродить долго – одна комната сменяет другую. Здесь король поп музыки Майкл Джексон и президент Америки Барак Обама, Владимир Ильич Ленин и Михаил Горбачёв, Альберт Энштейн и папа Иоанн Павел II, и многие, многие другие: известные художники и писатели, спортсмены, все легко узнаваемые. Все они как живые, даже глаза блестят и светятся.
     Время близилось к вечеру,  и мы вернулись в гостиницу.  
 На следующий день мы отправились  на Музейную площадь, где находится музей Ван Гога.
– Ещё без одной исторической справки не обойтись, – Виктория внимательно прочитала свои записи, которые она делала по ходу путешествия.
Винсент Ван Гог (1853 - 1890) считается великим голландским художником, который оказал очень сильное влияние на импрессионизм в искусстве. Его произведения, созданные в десятилетний период, поражают своим цветом, небрежностью и шероховатостью мазка, образами измученного страданиями душевнобольного, который покончил жизнь самоубийством.
 Очередь в музей большая, но двигалась  достаточно быстро.
 Постоянная экспозиция музея рассказывает о жизни и творчестве Винсента ван Гога, в ней также представлены его многие знаменитые полотна, в том числе «Едоки картофеля», «Спальня в Арле», одна из трёх версий картины «Подсолнухи».
   Одна из известных картин Ван Гога - “Едоки картофеля”.  В тёмном мрачном помещении сидят за столом пять человек: двое мужчин, две женщины и видимая со спины девочка. Свисающая сверху керосиновая лампа освещает худые, усталые лица и большие натруженные руки. Скудная трапеза крестьян - тарелка с вареным картофелем и жидкий кофе. В образах людей сочетается монументальное величие и сострадание, живущее в широко открытых глазах, напряженно вздёрнутых треугольниках бровей, морщинах, ясно читаемых даже на молодых лицах.
    Очень сомнительна знаменитая история с ухом. Оказалось, что Ван Гог не мог отрезать его себе «под корень», он просто истек бы кровью, ведь помощь ему оказали только через 10 часов после инцидента. У него была отрезана только мочка, о чем сказано во врачебном заключении. И кто это сделал? Существует версия, что это произошло во время ссоры с Гогеном, которая имела место в тот день. Искушенный в матросских драках Гоген полоснул Ван Гога по уху, и у того от всего пережитого случился нервный припадок. Позже, чтобы оправдать свое поведение, Гоген сочинил историю о том, что Ван Гог в припадке безумия гонялся за ним с бритвой в руках, а потом покалечил сам себя.
   Умер Ван Гог  в тридцать семь лет не потому, что ему уже не о чем было говорить, а потому, что не хотел отдать своё искусство болезни. “Я заплатил жизнью за свою работу, и она стоила мне половины моего рассудка”.
  Его последние работы иногда сотрясает отчаяние, иногда холодное и сковывающее, но чаще изливающееся жаждой бытия, пронзительной до боли. “Пейзаж в Овере после дождя” внешне мирный и благостный, продиктован именно этим состоянием художника. Ярко сверкает отмытая дождём зелень. По мокрой дороге мчится лошадь, запряжённая в телегу. Весело дымит бегущий вдали по рельсам поезд. Среди грядок работает, согнув спину, крестьянин. Это была бы идиллия, если бы не бешеный ритм мазков длинных и как бы корчащихся, заставляющих прямоугольники огородов сталкиваться таким образом, что пространство картины становится напряжённым. Ещё секунда, и весь этот яркий, сияющий мир окажется взорванным изнутри клокочущей где-то в его недрах страшной разрушительной силой. Такое напряжение, что всё кажется настолько реальным, как будто проваливаешься в мир художника и не знаешь, как оттуда вернуться. 
   Картины Гогена оставили в душе неизгладимый след.
 
   Вика  отвлеклась от описания музеев и решила написать о погоде:
   В Нидерландах дождь явление постоянное, но зонтами здесь никто не пользуется, в основном все носят дождевики, это из-за того, что голландцы везде ездят  на велосипеде, а с зонтом это просто невозможно. Несмотря на дождливую погоду в Голландии никогда нет луж, спустя 20 минут после дождя, вода исчезает, это происходит из-за особенностей почвы.
Но нам повезло. Эти несколько дней, что мы провели в Амстердаме, дождь нам совсем не мешал, особенно, когда мы путешествовали по городу на велосипедах.
   Но больше всего Виктории хотелось  рассказать  об удивительных плантациях тюльпанов.Не зря Голландию называют страной этих чудесных цветов. Тюльпан – главный символ Голландии. Только в Голландии можно увидеть такие разновидности тюльпанов, которые не сможет породить самая прекрасная фантазия.
   Интересно появление этих цветов в Голландии.  В 1550 году австрийский посол в Турции, Огир де Бусбек, впервые увидел тюльпаны в саду Константинополя и был очарован. Вскоре он  был назначен руководителем сада лечебных трав Лейденского университета, сюда же он привёз первые луковицы тюльпанов. На первых порах цены были ошеломляющими! Их даже взвешивали на аптекарских весах. А за луковицу весом 20 граммов покупатель отдал 4.600 флоринов и карету с лошадьми. В стране началась «цветочная лихорадка». С 1625 по 1637 годы многие голландцы выращивали тюльпаны на продажу. Название сортов одного другого поэтичнее: «Мона Лиза», «Пурпурный принц», «Земля мечтаний»… В общем нет предела многообразию цветов и форм нежных бутонов, А цвета всех цветов радуги, есть даже чёрные! 
   На местном базаре можно  приобрести пару луковиц голландских тюльпанов – «живой» сувенир! Цветочные базары в Амстердаме просто великолепны! Такой красоты не увидишь ни в одном европейском городе. Словно в сказочную страну цветов попадаешь!  Мы едем мимо немыслимых скульптур из живых цветов – изображающих фигуры зверей, птиц, знаменитостей, героев популярных мультфильмов и сказочных персонажей. А вскоре путь нам преграждает шествие цветочных платформ с гигантскими цветочными композициями: машин, кораблей, животных, а так же всего на что способна фантазия местных умельцев.  Это мы попали на  фестиваль цветов, который ежегодно проходит в Амстердаме с 24 – 26 апреля.
   Пришлось остановиться, на велосипеде не проедешь, да и к тому же, как мы   устали крутить педали!
 На следующий день продолжили прогулку по городу, но уже на автобусе – амфибии. Этот необычный вид транспорта был разработан компанией Dutch Amibios Transport. Он  стартует прямо из аэропорта Схипхол и вмещает полсотни пассажиров. Как настоящая амфибия передвигается и по суше, и по воде.      Картина вокруг чудесная!
  В Амстердаме на каналах много «плавучих домов». В некоторых хозяева живут постоянно, в другие  приезжают на выходные или на праздники, и не только из Нидерландов.
 Виктория вспомнила, какой восторг испытали они с Настей от «водной экскурсии».
Она продолжала писать:
В восторге были не только туристы, но и сами местные жители совершают порой водные прогулки.
На третий день путешествия мы решили пройтись пешком.
Гуляя по центральной улице, мы зашли в фирменный Магазин Сыра. Любят в этой стране молоко и его производные. А какие прославленные сыры мы здесь увидели и даже попробовали! «Маасдам», «Эдам», «Гауда». И уважение к корове подчёркнуто бережное и уважительное. На фотографиях, размещённых здесь же, мы видели, какие они ухоженные! И очень удивились, когда узнали, что для них устраивают настоящие конкурсы красоты!  
В музей Водки мы заходить не стали. Заглянули в дом,  где жил Петр Первый.
Виктория не стала подробно останавливаться на описании этого дома. Обычный дом, обычные комнаты. Ничего лишнего, всё довольно просто. Не по-царски.
Особенно заинтересовал самый узкий в мире дом:  шириной всего в 95 см!
    Стемнело. Оказалось, что  почти во всех домах окна первого этажа никогда не занавешиваются, поскольку «не замышляют ничего дурного, а значит, и прятаться нечего», - считают местные жители. Существуют разные объяснения этой традиции. По одной из них, голландцы, привычные к труду и считающие трудолюбие одной из главных черт человека достойного, убеждены, что уровень достатка отражает степень трудолюбия. И жильцы первых этажей не прячут за шторами свой достаток, а значит, и добропорядочность. По другой версии, испанцы, длительное время оккупировавшие Нидерланды и постоянно опасавшиеся заговоров со стороны неукротимых голландцев, запретили под страхом смерти закрывать или занавешивать окна, с тем, чтобы постоянно патрулировавшие улицы испанские солдаты могли беспрепятственно следить за всем, что происходит в домах. Правда, эта мера не спасла оккупантов: заговоры организовывались и при не зашторенных окнах. Как бы там ни было, с тех пор голландцы обратили этот давний приказ в свою традицию, так и не признав, что им когда-то приходилось подчиняться воле испанцев. Испанцы ведь давно уже вынуждены были покинуть страну, а традиция живет, она не умерла с их уходом, значит, «дело вовсе не в приказе», - говорят сегодняшние голландцы. А шторы и жалюзи на окнах свидетельствуют о том, что помещение служебное.
    Окна Амстердама... Они обрамлены комнатными цветами - и обычными, и самых причудливых форм, разновидностей, оттенков. А там, за цветами, угадывается хорошо различимый до мелочей уют. В Амстердаме все еще стараются соблюдать традицию - жить в квартире, расположенной на двух этажах, с удобной планировкой.
Но мы, конечно, не стали заглядывать в окна.
   Виктория стала писать дальше:
После того как мы побродили по узким улочкам Амстердама, по его набережным и мостам,  мы решили выпить чашечку кофе и стали искать приличное кафе. 
Голландия либеральная и демократичная страна, страна людей свободных от предрассудков, не удивительно, что она обросла множеством самых различных мифов.
 «В какой другой стране можно наслаждаться более полной свободой?» Писал ещё в 1631 году Рене Декарт.  Дело в том, что Амстердам снискал большую популярность у молодёжи благодаря разрешенному употреблению легких наркотиков – правда, только в специальных заведениях, которые безошибочно можно найти по вывеске-мухомору.Но мы сюда заходить не будем!
Виктория   задумалась и оставила последние два предложения без изменений.   
 
    А вот и открытое кафе, звучит лёгкая сентиментальная музыка, мы сели за столик, заказали по чашке  кофе с пирожными.   В эти минуты город показался нам уютным и близким душе. Позднее мы будем  часто вспоминать эти минуты, и сердце будет немного щемить от весьма приятных воспоминаний.
Каждому необходимо пережить такие минуты, и Амстердаму, наверное, лучше других городов удается заставить человека ощутить подобное чувство.
К.Бальмонт посвятил Амстердаму такие строки:
О тихий Амстердам
С певучим перезвоном
Старинных колоколен!
Зачем я здесь - не там,
Зачем уйти не волен,
О тихий Амстердам,
К твоим церковным звонам,
К твоим, как бы усталым,
К твоим, как бы затонам,
Загрезившим каналам
С безжизненным их лоном,
С закатом запоздалым,
И ласковым и алым,
Горящим здесь и там,
По этим сонным водам,
По сумрачным мостам,
По окнам и по сводам
Домов и колоколен,
Где, преданный мечтам,
Какой-то призрак болен,
Упрек сдержать не волен,
Тоскует с долгим стоном
И вечным перезвоном
Поет и здесь и там...
О тихий Амстердам!
О тихий Амстердам!
    Мы с Настей, читая эти строки, наслаждались ароматным кофе с воздушным пирожным. Уже собирались уходить, но Амстердам приготовил для нас еще много чудес.
   В кафе к нашему столику подселили Кристи и Холли - молодые девушки из Германии. Они тоже поселились в нашей гостинице. Представляете, куда они нас пригласили? В бар «Принципи», на мужской стриптиз!  Сначала мы смутились, но потом всё-таки решили принять это предложение.
    Обыкновенный бар, но в центре находится большая сцена. Мне казалось, что на ней должен быть шест, но его не было. Ведущий объявил о начале представления. Вышли шестеро превосходно сложенных молодых людей. Начался танец ковбоев. Это было незабываемое зрелище! Они танцевали так, что женщины вокруг буквально потеряли голову! Постепенно юноши стали резким движением руки снимать свою одежду. Сначала куртки, потом кожаные штаны. Вот они оказались полуобнажёнными, за исключением серебристых плавок, которые и плавками назвать трудно было. Но представляете, что здесь началось! Я никогда не думала, что женщины могут производить такой шум! Крики, визг, - деньги летели на сцену бумажными листьями, засовывались под резинку плавок, если кому-то удавалось прорваться к стриптизёру. Вот один из них буквально вытащил на сцену нашу соседку – Холли . Посадил её себе на колени, и не касаясь тела, стал обольщать. Я поняла, что женщины получают здесь идеального мужчину и готовы за это платить большие деньги, и приходить в бар снова и снова!
Ну конечно об этом Виктория не стала писать в своём репортаже. Редактор не так бы понял.
Можно было бы написать ещё о многом.
    Например, об Оранжевом безумии. Оранжевый - цвет Дня королевы (Koninginnedag)  - 30 апреля.  Праздник - официальный день рождения королевы. Правда, не нынешней, Беатрикс, а ее мамы, Юлианы. Один из главных праздников в стране.
Если вы вдруг попадёте в Амстердам 30 апреля - лучше наденьте на себя что-нибудь повеселее: оранжевые парики, футболки, халаты.
   Можно было написать о Роттердамском кинофестивале, привлекающем молодых кинематографистов со всей Европы.
   О том, что голландцы с размахом, «по-нашему», отмечают лишь своё 50-летие.
  Свой репортаж она закончила стихами Бальмонта. И следующими строками:
Не лучше ли самому отправиться на поиски впечатлений? Возможно, что вы узнаете то, чего нет ни в одной книге, ни в одном путеводителе, чего не услышишь ни от одного путешественника, –  
Это будет ваша, и только ваша Голландия! Кстати, при встрече с местными жителями не обижайтесь на их весёлую фамильярность – на «Вы» здесь обращаются только к королеве.
   Перечитав написанное, Вика на следующий день отнесла свой репортаж в редакцию. Он  вошёл в июньский номер журнала.
 
   Есть в Амстердаме что-то особое, заставляющее остановиться в вечной круговерти и задуматься. Задуматься о жизни и своем месте в ней...
© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0145804 от 21 ноября 2013 в 23:08


Другие произведения автора:

Не до нас

Ценная бандероль стоимостью в один доллар.История десятая ч. 9.5

Blue Hope Голубая Надежда. Камни Добра и Зла ч.7

Это произведение понравилось:
Рейтинг: +3Голосов: 32462 просмотра
*********** # 22 ноября 2013 в 12:44 0
Второй или третий раз читаю и восхищаюсь. Написано так увлекательно- оторваться невозможно! спасибо, Анечка!
Анна Магасумова # 22 ноября 2013 в 16:38 +1
Рада, что  зарегистрировалась здесь на сайте - мне так не хватало твоих комментов!
*********** # 22 ноября 2013 в 16:40 0
Я не понимаю, почему тебе их не пишут.... работы прекрасные. Народ молчит.....(???)
Анна Магасумова # 23 ноября 2013 в 23:39 +1
Но всё-таки читают мои произведения - это главное! ck
*********** # 24 ноября 2013 в 11:43 0
И это хорошо!
Александр Леплер # 24 ноября 2013 в 10:46 0
У меня тоже есть про Амстердам
http://russianpoetry.ru/proza/baiki/v-kvartale-rozovyh-fonarei.html

Анна Магасумова # 24 ноября 2013 в 11:25 0
Спасибо, что прочитали мой рассказ.
Валерий Апрель # 10 декабря 2013 в 01:44 0

Отличная работа, Аня!!!


Анна Магасумова # 10 декабря 2013 в 13:39 0
Спасибо! Я очень рада, что ты читаешь мои произведения.